Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе Тема: Горы Крыма.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Готочкина Ирина Васильевна

сформировать представления о Крымских горах; закрепить правила поведения в природе – в горах; 

Скачать:


Предварительный просмотр:

11 декабря 2018 года

Воспитатель: Готочкина И.В.

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе

Тема: Горы Крыма.

Задачи:

Продолжать расширять, обогащать, углублять знания детей о крае, в котором мы живем, о Крыме; формировать чувство патриотизма путем осмысления понятия «Родина»; сформировать представления о Крымских горах; закрепить правила поведения в природе – в горах; Развивать  навыки  общения  (выслушивать  друг  друга,  не  перебивать;

высказываться лаконично по существу вопроса).

воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание ее охранять. 

Материал: иллюстрации с изображением гор крымского полуострова, карта Крыма

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, как называется край в котором мы живём? Правильно, мы живём в Республике Крым. Наш Крым очень красивый, интересный полуостров, а его природа просто уникальна. У крымской природы есть много нарядов, а как вы думаете, что это за наряды? (рассуждения детей). У природы есть лесной наряд, морской наряд, степной.

 Ребята, а чтобы узнать какой еще есть наряд у нашей природы надо отгадать загадку.

Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока, закутаны в облака.

(Гора)

Правильно, ребята, это гора.

Так вот мы с вами познакомимся с горным, каменным нарядом и отправимся в путешествие в удивительный мир Крымских гор.

Посмотрите на карту крымского полуострова.

Как вы думаете, каким цветом обозначены горы на карте?

Да, действительно, они обозначены коричневым цветом.

Крымские горы расположены в южной части полуострова. Они тянутся от города Севастополя до Феодосии, образуют горные гряды, цепи, которые разделяются между собой красивыми равнинами, долинами.

На прошлом занятии мы с вами говорили о древних городах Крыма.

А давайте вспомним где находились пещерные города?

Да – в горах.

Для чего наши предки строили свои города в горах? (чтобы легче было обороняться от врагов).

А кто-то помнит хоть одно название гор, в которых были пещерные города? (Мангуп – Кале и Чуфут – Кале).

Горы бывают разные по высоте. Отличительная черта крымских гор – плоские вершины. Такие вершины называются яйла, что переводится как пастбище.

Самая высокая гора Крыма – Роман Кош, высота этой горы 1545 метров (это чуть-чуть меньше чем расстояние от Раздольного до Алмазного). (показ картинки). Гора «Роман Кош» расположена на территории горнолесного заповедника, поэтому взойти на нее не так уж и просто – необходимо разрешение егерей, то есть лесников, которые охраняют заповедную территорию. На склонах горы, много лесных участков, богатых разной живностью. Здесь легко увидеть стадо косуль, кабанов или муфлонов. Благодаря тому, что территория заповедная, охраняемая, эти животные не очень опасаются людей.

гора «Ай Петри» (слайд). Какая красота! Гору Ай-Петри называют местом, где «ночуют» облака, такая она высокая. Часто вершина Ай-Петри теряется в облаках. На горе сильные ветра, поэтому, с собой не надо брать шляпы без завязок и зонтики, ветер их унесёт и достать «украденную» ветром вещь будет невозможно.

На вершину Ай-Петри можно попасть с помощью канатной дороги (слайд). Гору очень любят туристы и здесь проходит много экскурсий.

На горе «Ай-Петри» живут такие животные, как лисы, зайцы. В лесу прячутся от человека дикий кабан, косуля и крымский олень. По скалам бегают маленькие ящерицы. Здесь можно увидеть редких птиц, например, черного грифа, белоголового сипа и даже крошечную колибри.

Физминутка.

На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека (ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока»

 Гора Аюдаг своими мягкими очертаниями издали напоминает медведя, прильнувшего к воде. Особенно хорошо это заметно с верхнего шоссе за селом Запрудное по пути в Ялту. На этом сходстве основана легенда о Медведь-горе, имеющая множество вариантов. 

Легенда о Медведь горе.

Медведь опустошитель

Много легенд и былей связано с Аю-Дагом. Одна из них повествует о том, что давным-давно громадный медведь долго бродил по горам и лесам, сокрушая все на своем пути. Страшные раны — глубокие долины, рытвины и овраги на земле — оставлял он после себя. Под тяжестью медведя-великана ползла земля по склонам гор, обнажая голые скалы, рушились и перемещались к морю целые вершины. Но вот медведь достиг красивой, цветущей Партенитской долины. Она ему очень понравилась, и он решил остаться здесь навсегда. Утомленный долгими странствиями, медведь наклонился к морю, чтобы напиться воды. Пил долго и жадно, да так по велению морского бога и застыл, окаменев и превратившись в огромную гору.

Ребята, а кто знает, как надо вести себя в горах? (ответы детей)

Правила поведения в горах.

не сорите, не оставляйте после себя отходов, ведь после вас в это место придут люди и им будет гораздо более приятно, если местность останется чистой.

не мойте посуду и не стирайте белье в горном ручье. Это сделает кристально чистую воду непригодной для питья! Лучше наберите небольшое количество воды в какую-нибудь емкость

Пластиковую тару не разбрасываем, а забираем с собой.

Все отходы, которые можно сжечь, сжигаем, убедившись предварительно, что наш костер разведен правильно и не грозит лесным пожаром.

Правильно разводим костер

Имейте в виду, что чем выше вы подниметесь в гору, тем больше кислорода будет в данной воздушной прослойке. А, следовательно, и угроза возникновения пожара существенно возрастет. Не рубите для костра ветки живых деревьев. От такого очага будет много дыма и мало толку, да и природе будет нанесен весомый урон. Лучше подыщите для этих целей насобирайте сушняка.

Ни в коем случае не покидайте привал, оставив огонь горящим. Убедитесь, что костер потушен полностью и только в этом случае отправляйтесь в путь.

Меры предосторожности

Никогда не отправляйтесь в горы в одиночку – это может быть опасно. Если среди вас нет опытного туриста, хорошо знакомого с местностью и увлекающегося скалолазанием, наймите профессионального гида.

Помните, что при переходах по горной местности расслабляться не следует. Будьте предельно внимательны. Ведь в летнее время вашей жизни могут грозить камнепады, а зимой – снежные лавины. Избегайте резких звуков, ведь ваш выкрик, произведенный в неудачном месте, способен спровоцировать настоящую катастрофу. Подниматься по крутым гористым склонам камнепадов следует зигзагообразно. Ступайте медленно и аккуратно, дабы не оступиться. Если же камнепад уже начался, спрячьтесь от него за выступ скалы или большой камень.

Обязательно обзаведитесь медицинской аптечкой и «вбейте» в свой мобильный телефон номера поисково-спасательных подразделений.

Воспитатель: Дети, а что такое ущелья? (рассуждения детей). Ущелье – это узкая, глубокая долина в горах или трещина между горами. Текущая река медленно размывает камни, образуются глубокие долины. Долины превращаются в ущелья с крутыми и отвесными склонами.

Воспитатель: Дети, а где ветер сильнее в ущелье или в долине, степи? Почему? (в степи, в горной долине, потому что место открытое, ветру негде задержаться, его ничего не останавливает.

Подвижная игра «Ущелье, равнина»

На словесный сигнал «Равнина», дети, изображающие ветер, под музыку (звук ветра) кружатся, бегают (летают, сигнал «Ущелье», останавливаются, приседают, ложатся (ветер утих).

Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Какие названия крымских гор вы запомнили?

Как называется самая высокая гора в Крыму?

Какие правила нужно соблюдать отправляясь в горы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Снежные горы»

Создание пейзажной композиции в технике «Бумажная пластика»....

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Мой любимый город – Алушта»

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад № 5» «Солнышко»...

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе Тема: «Государственные символы Республики Крым»

В данном материале идет закрепление знаний детей о государственной символике Республики Крым....

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Мой город Тольятти» Форма проведения КВН

Приобщать детей к культурно – эстетическим ценностям родного города, края, эта задача стоит перед каждым воспитателем...

Конспект занятий по краеведению в подготовительной группе «Наш край родной город Ершов»

Цель: Закреплять представления о малой Родине – городе Ершове, ее символике, растительном и животном мире, природных богатствах; формировать осознанное отношение к природе родного края, интерес ...

Занятие по краеведению в подготовительной группе "Моя Родина - Крым".

Цель этого занятия - формирование у детей представления о родном крае....

Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе Тема: «Крым –Родина наша».

Данное пособие создано для воспитателей. Раскрывает тему родины для детей....