Перспективное тематическое планирование работы с детьми старшей группы по изучению темы «Карелия – моя малая родина»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Комлик Валентина Николаевна

Перспективное тематическое планирование работы с детьми старшей группы

          по изучению темы «Карелия – моя малая родина»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное тематическое планирование работы с детьми старшей группы

          по изучению темы «Карелия – моя малая родина»

Цель: создание условий для успешного формирования личности ребенка посредством приобщения к истории и культуре своей «малой родины».

Задачи:

  • Формировать систему представлений детей об истории и культуре, традициях и обычаях народов, населяющих территорию Карелии
  • Развивать эмоциональную отзывчивость; формировать эмоционально-ценностное отношение к истории и культуре родного края
  • Воспитывать чувство малой родины; толерантное отношение к представителям других культур и народов
  • Формировать навыки и умения ориентации в ближайшем природном, социальном и культурном окружении.

Темы

Задачи

Формы работы

Октябрь.

1

Мой город Костомукша. Карелия – мой край родной.

«Всюду хорошо, а дома лучше»

«В родном краю как в раю»

Продолжить знакомить детей с родным краем - Карелией.

Воспитывать чувства любви, уважения к городу и родной республике, к её природе и народным традициям.

Познакомить с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и промысла.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Ситуативные беседы.

Экскурсии по городу.

Фотовыставка «Мой любимый уголок Костомукши»

2

Осень в Карелии.

«В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвет, льет и снег метет».

Познакомить с национальным колоритом Карельского края.

Познакомить с сезонным явлением- листопадом.

Развивать творчество детей, интерес к работе с природным материалом.

Воспитывать любовь, гордость к своему краю.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Рисование: «Осень в Карелии»

Изготовление поделок из природного материала.

Составление коллажа: «Я живу в Карелии»

3

История семьи.

«Семейный котел гуще кипит»

Углублять представления детей о семье, роли членов семьи, значимости близких, теплых отношений в жизни человека.

Формировать интерес к своей родословной.

Укреплять представления ребенка о себе: имя, фамилия, отчество, пол, адрес, близкое окружение.

Беседы.

Составление рассказа о себе и своей семье.

Рисование «Моя семья».

Составление «семейного древа» с родителями.

4

Дом, в котором ты живешь.

«Не красна изба углами, а красна пирогами»,

«Гость пообедает, дом не обеднеет»

Углубить представления детей об улице, городе.

Познакомить детей с северным деревянным зодчеством, со спецификой храмовой архитектуры.

Создавать «деревянные» избы из пластилина с учетом особенностей народной архитектуры

Продолжать изучать особенности архитектуры древних жителей Карелии, сравнивать разные типы изб русского Севера («брус», «глаголь», «кошель») в ходе строительных игр.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Ситуативные беседы.

Лепка «Карельская изба».

Конструирование «Строим дом».

Аппликация «Дом, в котором я живу».

Посещение карельской горницы.

Посещение музея.

Ноябрь.

5

Города и поселки Карелии

«В своем краю и вода слаще»

Расширить представление детей об истории родного города, республики.

Знакомить с понятием «Родина», «Россия», «страна», «республика», «столица», «гражданин».

Побуждать к работе с картой, глобусом.

Заучивание стихотворения о Карелии

Рассматривание карты, глобуса.

Просмотр презентации «Моя Карелия»

6

Мы – граждане России.

«Береги землю любимую, как мать родную

Знакомить с символикой республики Карелия, страны Россия (флаг, гимн, герб).

Помочь понять символический смысл цветов флага и герба Карелии, используя наглядные средства, моделирование.

Формировать правила уважительного отношения к гимну и флагу.

Познакомить с такими понятиями как президент России, глава Республики Карелия, мэр города, правительство России, правительство Республики Карелия.

Ситуативные беседы.

Рассматривание символики.

Рисование.

Аппликация

«Флаг России»,

«Флаг Карелии»

Прослушивание аудиозаписи с гимном.

Экскурсии по городу с целью рассматривания символики.

7

Достопримечательности Карелии.

«На родной стороне и камушек знаком»

«Иди в родной край, там и под ёлкой – рай».

Формировать интерес к памятникам, достопримечательностям, республики Карелия          (о. Кижи, о. Валаам, водопад Кивач, гора Сампо, Рускеальский  мраморный каньон).

Познакомить детей с детским музейным праздником «Кижи – мастерская детства».

Рассказ воспитателя.

Просмотр фотографий.

Просмотр видеороликов.

Посещение музея

Чтение стихов о Карелии.

8

Карелия – страна озер.

«Земля – мать, небо – отец, а вода – старший из братьев»

Познакомить детей с одним из главных богатств Карелии – водой.

Учить различать понятия океан, море, река, озеро, ламба, ручей.

Воспитывать бережное отношение к воде, как к одному из природных богатств Карелии.

Ввести понятие «ламба» - лесное озеро.

Дать детям представления о том, как используются водные ресурсы Карелии.

Рассматривание глобуса и карты Карелии.

Рассказ воспитателя о водоёмах Карелии.

Аппликация.

Оригами

На тему «Рыбки».

Опыты с водой.

Декабрь.

9

Камни всюду.

И на камнях растут деревья.

«Время и камень долбит».

«На одном месте лежа, и камень мхом обрастает».

Расширять представление об особенностях природной местности Карелии: край камней; о жизни древних людей.

Добыча полезных ископаемых в нашем городе.

Ввести понятия «скалы», «валуны», водопады».

Познакомить с древними петроглифами (н-р, лодка, олень, лебедь), пробовать расшифровать заложенную в них информацию.

Рассматривание фотографий каменистых местностей в Карелии.

Рассматривание коллекции полезных ископаемых.

Рассматривание альбома «Карельские петроглифы».

Рисование

«Рисуем петроглифы»

10

Лес – наше богатство.

 (Деревья, кустарники)

«Лесная полоса — всему полю краса».

Расширять представление об одной из особенностей природной местности Карелии – крае лесов.

Знакомить с деревьями, растущими на территории Карелии.

Воспитывать бережное отношение к лесу.

Рассматривание картин и альбомов.

Рисование на тему «Дерево»

Сочинение сказки про карельскую березу.

11

Что в лесу растет?  

(Дары леса)

«Лес богаче царя».

«Возле леса жить — голодному не быть».

Знакомить с кустарниками, грибами, ягодами нашего края.

Углублять представления детей о безопасном поведении в природе.

Рассматривание иллюстраций и книг.

Ситуативные беседы.

Рисование

Аппликация

Лепка

Д/игры

Вечер загадок

12

Навстречу Деду Морозу.

«В зимний холод всякий молод».

Знакомство с Дедом Морозом из Финляндии –Йоулупукки.

Познакомить детей с современным карельским народным праздником -  Игры Дедов Морозов в г. Олонце.

Рассказ воспитателя,

Игры. Конкурсы

Катание на лыжах, санках, с горки.

Зимние эстафеты и развлечения.

Рисование, аппликация.

Изготовление детьми Новогодней атрибутики.

Январь.

12

Кто живет в лесу?

(Животные)

«Знать зверя по когтям, знать и по копытам».

Углублять представление о типичных животных Карелии, учить группировать их по существенным признакам.

Изодеятельность

Составление описательного рассказа

Придумывание сказки о животных.

Посещение живого уголка в ЦВР.

14

Кто живет в лесу? (Птицы)

«У всякой пташки свои замашки».

Познакомить с птицами Карелии, с редкими птицами, занесенными в Красную книгу Карелии.

Воспитывать бережное отношение к птицам, формировать желание заботиться о птицах в холодное время года.

Чтение сказки «Как птицы получили свои имена».

Изодеятельность по теме «Птицы».

Посещение экологического кабинета в ЦВР.

Вечер загадок:

«Кто на Севере живет?»

«Что на Севере растет?»

15

Времена года в Карелии

«Будет зима - будет и лето».

Закрепить знания о временах года.

Знакомить с сезонными изменениями в жизни животных и растений в разные времена года.

Помогать выявлять связи и отношения между объектами и явлениями окружающего мира.

Чтение сказки «Как сова времена года помирила».

Ситуативные беседы.

Рисование «Зимние фантазии».

Февраль.

14

Природа Карелии – бесценный дар.

«В своём краю и вода слаще».

Знакомить детей с Красной книгой Карелии, представителями животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Карелии.

Закрепить основные правила поведения в природе.

Изучать способы охраны природы.

Рассматривание Красной книги Карелии.

Рассказ воспитателя: «Праздник бумажных корабликов в Петрозаводске»

Конструирование из бумаги «Кораблики»

15

Народные ремесла. Как рождались ремесла?

«Человека не будет, а имя его сохранится».

Продолжать формировать представление о народных промыслах и ремеслах (резьба и роспись по дереву, вышивка, ткачество, плетение из бересты, гончарное дело).

Учить лепить кухонную утварь, типичную для жителей Карелии (чаши, миски, тарелки, ложки, чугунки, туеса) и украшать ее элементами народного орнамента.

Расширение познавательной сферы детей и применение полученных знаний в игровой деятельности.

Рассказ воспитателя

Рассматривание иллюстраций и альбомов.

Рассматривание предметов карельского быта.

Посещение музея

Лепка «Кухонная утварь»

Сюжетно-ролевая игра

«Печём «Калитки».

16

Ремесла «мужские» и «женские».

«Хорошее дело надо делать, плохое - само выходит».

«Больше всего устаешь от безделья».

Знакомить с обозначением элементов вышивки.

Развивать познавательный интерес детей к народным промыслам

Отрабатывать умение рисовать типичные народные элементы: «цветы», «снежинки», «елочки», «веточки».

Ввести понятия «оберег», «орнамент», «береста», «лапти», «молот», «наковальня».

Изделия из карельской берёзы. Береста.

Учить работать с берестой.

Рисование декоративное «Украшаем рубаху, фартук.

Аппликация «Карельский орнамент»

Изготовление сувенира из бересты.

17

Кантеле красивые напевы.

«Спела б и рыбка песенку, когда б голос был».

Познакомить с народными музыкальными инструментами (кантеле).

Развивать интерес к народной музыке.

Знакомить с карельскими народными костюмами, их особенностями.

Прослушивание аудиозаписей с карельскими песнями, музыкой.

Экскурсия в карельскую горницу.

Рассматривание альбома «Карельские костюмы».

Март.

18

Устное народное творчество.

(Скороговорки, приговорки, дразнилки, небылицы, загадки, карельские пословицы и поговорки)

Знакомить с малыми фольклорными формами.

Помогать заучивать понравившиеся произведения.

Побуждать инсценировать народные попевки, песенки, заигрыши и т.д.

Учить анализировать характерные особенности, традиции жителей Карелии

.

Заучивание малых фольклорных форм.

Придумывание собственных загадок и скороговорок.

Инсценирование попевок, песенок, заигрышей.

19

Заклички и считалки.

«В каждой избушке свои игрушки».

Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики.

Заучивание считалок.

Чтение книги                  Б. Заходера «Считалия».

20

Детские игры и забавы.

«В игре да в дороге узнают людей».

Приветствовать стремление детей к разучиванию новых карельских игр разной подвижности.

Поощрять инициативу детей в придумывании новых вариантов знакомых игр с усложнением или видоизменением правил.

Разучивание карельских народных игр: «Кукот» (петухи), «Колахуш» (стук), «Бегуча» (бег), «Яра с мячом», «Бой петухов»,

«Сиди, сиди, Яша»,

«Догонялки»,

 «Ко мне с кольцом»,

«Кислый» круг».

21

Сказки родного края.

«Не суди о человеке по одежде, о книге по обложке».

Побуждать к самостоятельному пересказыванию знакомых сказок.

Знакомить с новыми народными карельскими, финскими, вепсскими сказками.

Познакомить с особенностями, традициями, обрядами жителей Карелии через сказку.

Учить сравнивать русские народные сказки с карельскими сказками (герои, их поведение, н-р, Баба-Яга и старуха Сюоятар).

Чтение и рассказывание карельских сказок:

«Лапоток»,

«Белка, рукавица и иголка»,

«Сума дай ума»,

«Черная уточка»,

«Девять золотых сыновей».

Финских:

«Девочка и мороз».

Театральная деятельность (разные виды театра).

Апрель.

22

Писатели и поэты Карелии о природе и детях.                 

«День без книги, что день без солнца».

Продолжать знакомить с некоторыми карельскими писателями и поэтами.

Познакомить дошкольников с карело–финским эпосом «Калевала»

Развивать интерес детей к народной культуре, к устному народному творчеству.

Знакомство с эпосом «Калевала»

Читаем детям:

Брендоев В. «Зима»

Викстрем Т. «Лесной доктор»

Пелля П. «Мороз и его дети»

Такала Р. «Ты чей?»

Лайне «Сумерки»

Авдышев А. «В наш город с ветром на заре…»

Никонова Ю.Н., Данилов В., сборники

23

Художники и музыканты Карелии.

«Служенье муз не терпит суеты; прекрасное должно быть величаво».

Продолжать знакомить с некоторыми карельскими художниками: (Н.Брюханов, Т.Юфа),

Музыкантами: (Г. Вавилов, Н Синисало, Н.Раутио, А.Серко)

Рассматривание иллюстраций в сборниках карельских сказок.

Прослушивание аудиозаписей с музыкой и песнями.

Посещение выставок картин в художественной школе и музее.

24

Памяти павших будьте достойны!

«Доброму делу - добрая память».

Расширить представление детей об участии жителей Карелии в Великой Отечественной войне.

Познакомить с художественными произведениями о военных событиях в Карелии (В. Кононов, Б. Прохоров и др.)

Чтение отрывков из художественных произведений о войне В. Кононова, Б. Прохорова.

Экскурсия к памятнику героев ВОВ.

Продуктивная деятельность.

Игровая деятельность

Май.

25

Знаешь ли ты Карелию?

«Знания не даются без старания».

Закрепить знания о своей малой Родине о Карелии.

Викторина

Составление коллажа: «Я живу в Карелии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"

В плане  намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...

Перспективно – тематическое планирование работы с детьми образовательной области „Социализация“

Перспективно – тематическое планирование работы с детьми образовательной области „Социализация“...

Перспективный тематический план работы с детьми старшего возраста старшей группы на ноябрь месяц

В  данной работе предоставлен перспективный план работы с детьми старшей группы на ноябрь месяц. План разработан в соответствии с основной общеобразовательной программой муниципального бюджетного...

Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста ПДД

laquo;Формировать у детей навыков безопасного поведения на дороге через ознакомление с правилами дорожного движения»...

Тематическое планирование работы с детьми старшей группы по теме «Дикие животные». Подтема «Животные России». ФГОС

Тематическое планирование  работы с детьми 10 группы. Тема проекта:  «Дикие животные»Подтема «Животные России»Сроки: С  01.04 по 30.04Цель проекта: Продолжа...

Тематическое планирование работы с детьми старшей группы по теме «Весна-красна». Подтема «8 Марта». ФГОС

Тематическое планирование  работы с детьми 10 группы. Тема проекта:  «Весна-красна»Подтема «8 Марта»Сроки: С  01.03 по 31.03Цель проекта: Расширять представ...

Тематическое планирование работы с детьми старшей группы по теме «Зимушка-зима». Подтема «Зимующие птицы». ФГОС

Тематическое планирование  работы с детьми 10 группы. Тема проекта:  «Зимушка-зима»Подтема «Зимующие птицы»Сроки: С  09.01 по 31.01Цель проекта: Уточнять и ...