Сценарий маршрутной экологической игры «Тайными тропами»
план-конспект занятия (старшая группа)

Куракина Татьяна Григорьевна

           Формирование основ экологической культуры дошкольников, воспитание бережного и заботливого отношения  к  природе Ямала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_igra.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий маршрутной экологической игры

«Тайными тропами»

(старший дошкольный возраст)

Место проведения: городской парк

Цели и задачи.

- Формирование основ экологической культуры дошкольников;

- воспитание бережного и заботливого отношения  к  природе Ямала;

- формирование у детей установок на активную деятельность по охране окружающей среды;

- стимулирование познавательного интереса к быту, культуре, обычаям коренных народов Севера;

- укрепление дружеских взаимоотношений между воспитанниками детских садов;

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- расширение профессионального общения педагогов дошкольных учреждений.

Материалы и оборудование. Костюмы для персонажей, карты со схематическим изображением мест проведения игр и загадками на обратной стороне, бубен, картинки с изображением растений: черника, багульник, клюква, ягель, тынзян, канат, игрушечное ружье, 2 мяча, природоохранные знаки, скакалка, баскетбольная сетка, маски щуки и карасей, гимнастические палки.

Предварительная работа. Организация и проведение экологической акции «Чистая полянка», уборка леса в близлежащей к детскому саду лесополосе, беседы о малой родине и ее коренных жителях, просмотр слайдов о красоте северной природы.

Действующие лица.

- Хозяйка тундры

-Нефтяник

- Шаман

- Оленевод

- Рыболов

- Охотник

-Хозяйка чума

Ход развлечения.

Возле сцены в городском парке Победы детей встречает Хозяйка тундры и нефтяник.

Хозяйка.

 Здравствуйте, мои дорогие гости званные, долгожданные. Мы очень рады видеть Вас, меня узнали вы? Я – Хозяйка тундры, а со мной вместе пожаловал хозяин вышек буровых – нефтяник. Обошла я все свои владения порадовалась за чистоту родной природы. Спасибо вам мои дорогие, что очистили от мусора лесные тропинки и полянки, потрудились на славу. Рассказала я о ваших добрых поступках своим друзьям – тундровым людям. И решили они в гости вас пригласить, чтобы познакомится с вами.  К сожалению, мы не сможем с вами в путь отправиться, дел у нас много.

Нефтяник.

 Прежде чем вы отправитесь в путь, я хочу задать вам несколько вопросов, чтобы знать насколько хорошо вы знаете свой город.

-Как называется наш город? (ответы детей)

-А почему наш город так называется? (ответы детей).

- Кем был В.И. Муравленко? (ответы детей).

-А знаете ли вы, сколько лет нашему городу? (ответы детей).

-Вот, видишь, Хозяйка тундры дети знают город свой хорошо.

 -Да, нефтяник, историю своего города они знают хорошо, но отправится им надо по старинным дорогам нашим северным, которые знают наши жители тундры,

 а чтобы вы не сбились с пути, дам я вам карту старинную дорог наших северных, которую знают только жители тундры. Карта эта с секретом, на обратной стороне карты – загадка.  Кто  отгадает загадку, тот первый и в путь отправится.

  1. В ночь беззвездную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?   (Олень).

Молодцы, ребята. Предстоит вам отправиться прямо к оленьему стаду. И встретит вас человек, который все время проводит среди оленей и знает про них все. Назовите его.

Дети. Оленевод.

Хозяйка тундры вручает карту первой группе путешественников. (Дети стоят на месте).

  1. Ее сплетая не забудь –

Взять с собой, шагая в тишь.

Ей поймаешь что-нибудь,

Если утром не проспишь. (Рыболовная сеть).

А вам предстоит побывать сначала на берегу озера, где трудятся, добывая сетью рыбу  знатные ….? (Рыболовы).  Вручает карту второй группе путешественников.

3. Очень важно, чтоб охотник

Знал куда летит сова,

Потому что по науке

Наших дедов и отцов,

По следам совы капканы

Надо ставить на….(песцов).

Наша третья группа путешественников сначала отправляется к кому? (Охотнику). Вручает карту. Хотя охотники и вынуждены охотиться на животных, но знают и любят природу не меньше вас и никогда не обидят животное просто так без причины.

4. Вокруг костра с волшебным бубном

На помощь духов он зовет,

Лечить от всяческих невзгод

Людей, детей суровой тундры. (Шаман).

А вам ребята, предстоит сначала побывать у самого загадочного жителя  тундры – Шамана. Слушайте, учитесь, запоминайте. И может быть, кто-то из вас овладеет искусством  Белого Шамана. Вручает карту.

5. Поставить чум, огонь разжечь,

Детишек накормить,

Пошить одежды и привлечь

Девчонок куклы шить. (Хозяйка чума).

Вас, ребята,  ожидает мудрая Хозяйка чума.

По пути будьте внимательными, карта вам  подскажет  правильный путь. До встречи!

(Группы детей согласно старинной карте дорог отправляются в путешествие).

Шаман.

Здравствуйте маленькие защитники природы!

Я очень рад видеть вас. Меня узнали вы? Я – Белый Шаман. У северных народов я как доктор. Лечу не только людей, но и животных. И в этом мне помогает мой волшебный бубен. Хотите вас научу?

Игра «Белый шаман». Становитесь в круг и будьте внимательны. Сможет стать Белым Шаманом тот, кто правильно повторит ритм бубна. (Шаман стучит в бубен и предлагает одному ребенку повторить звучание бубна. Кто правильно повторит, становится  Шаманом  и стучит в бубен, придумывая свой ритм). Повторить 3-4 раза.

Еще в своих ритуалах я использую  травы заветные. Да вот только стар я стал и позабыл названия некоторых растений. Вы мне поможете их вспомнить, а вам открою секреты, от каких болезней эти травы помогают?

Игра «Назови растение».

Шаман показывает картинку растения, дети называют его, а шаман объясняет детям, от каких болезней эти травы полезны:

- багульник – от простуды. Если в семье ханты или ненцы кто-то заболел, вся семья садится возле костра и подбрасывает в огонь веточки багульника, на следующее утро -  все здоровы;

- черника лучше любого лекарства помогает для зрения. Ее полезно кушать зимой, когда дни очень короткие, а ночи – длинные и в это время глаза сильно устают;

- клюква – недаром эту ягоду называют северным лимоном, ведь в ней столько витамина С, что никакая болезнь тебя ни одолеет. Особенно полезен морс из клюквы, он хорошо укрепляет наш организм;

-  мох ягель – залечит любые раны и остановит кровь. Все на природе может случиться, не забывайте об этом маленьком лекаре, приложите к ранке и подержите немного. Ранка быстро заживет и кровь остановится.

Открыл я вам свои тайны, рассказал о травах полезных, может быть и среди вас вырастит настоящий Белый Шаман, к которому будут обращаться за помощью не только люди, но и звери.  До свидания, ребята!

Оленевод.

Здравствуйте мои друзья! Я очень рад видеть вас. Меня, наверное,  вы сразу узнали. Я  - оленевод, и моя задача сохранить стадо оленей. Чем больше оленей, тем лучше живется нам, северным людям. Олень для нас не только друг. Кто мне ответит, для чего мы приручили этого благородного животного, когда-то свободно бродившего по тундре?  (Ответы детей).

А сейчас мне нужна ваша помощь. Я как раз хочу поймать оленей для упряжки, да вот олени в моем стаде быстрые  да шустрые даже тынзяном не поймать. (Показывает детям). Подскажите, как нам вместе с вами справиться с этой задачей? (Дети высказывают свои предложения).

Игра «Ловля оленей».

(Игроки делятся на две группы – пастухи и олени. Пастухи становятся полукругом, олени – бегают по площадке. По сигналу  - лови, пастухи замыкают круг). Повторить 3 раза.

Вы убедились, что поймать оленей это не легкая работа. И поэтому в свободное время мы играем в разные игры, чтобы быть ловкими и сильными.  Одна из игр, в которую мы любим играть  называется «Перетягивание каната». Она учит нас быть ловкими, сильными, а главное учит добиваться результатов. Хотите поиграть? (Дети делятся на две команды и по сигналу начинают тянуть канат в свою сторону). Повторить 2 – 3 раза.

Какие вы сильные и ловкие. Из вас получатся хорошие оленеводы, а помощники мне всегда нужны. До встречи, ребята!

Охотник с ружьем.

Тише, тише дичь спугнете. Ну вот, улетела. Здравствуйте, ребята. Чтобы удачно прошла охота мы – охотники должны быть не только меткими, но и осторожными. Любой малейший шорох может спугнуть зверя. И тогда можно остаться без обеда. Ведь мы охотимся не ради интереса. Своих домашних животных кроме оленя и собаки, мы держать не  можем. Ведь нам приходится все  время переезжать с места на место, кочевать по тундре. Поэтому, мы вынуждены  охотиться, и это мы умеем делать  с детства. А среди вас есть меткие стрелки? Хотите, я вас научу быть меткими. И для этого нам понадобится мяч.

Игра «Куропатки и охотник».

(Охотники стоят по обе стороны игрового поля. В центре – куропатки. Задача охотников как можно больше выбить куропаток, попадая мячом по ногам

игроков). Повторить 2-3 раза.

 «Природоохранные знаки». Да, северная земля - это наш дом. И обидно, когда люди уничтожают такую красоту, не задумываясь над тем, что будет дальше. А вы, ребята, знаете правила поведения в природе.  Беседа о правилах поведения в природе с использованием природоохранных знаков.

Порадовали вы меня. Молодцы! Ваше путешествие продолжается. До свидания!

Рыболов с рыболовной сетью.

Здравствуйте, гости дорогие. Знаю я, как вы лесу помогли, очистили его от мусора. Эту весть сороки по всему лесу разнесли. Даже рыбам похвалились. Рыбы с радости на дно ушли, чуть без ужина меня не оставили. Вот сеть то и пустая, хотя бы одна щука попалась. А какие рыбы еще живут  в наших реках и озерах, вы знаете? Вот я вас сейчас вас и проверю (дети называет рыбу, обитающую в  наших водоемах).

Игра «Удочка». (Дети становятся в круг. Рыбак раскручивает скакалку – удочку. Кого скакалка коснулась, тот игрок выбывает). Повторить 5 – 6 раз.

Щука  - желанная добыча рыболова. Пословица гласит «На то и щука в водах, чтобы карась не дремал». Кто сможет объяснить эту пословицу? Чтобы поймать щуку, нужно хорошо знать ее повадки.

Игра «Караси и щука». (Половина детей изображают «камни» – стоят неподвижно, другая половина детей  - «караси».  «Караси» свободно плавают вокруг «камней». По сигналу «Щука» быстро прячутся за «камнями». «Щука» ловит детей, не спрятавшихся, за «камнями»). Повторить 3-4 раза.

Молодцы, ребята. Вы действительно настоящие знатоки природы. Всегда буду рад встречи с вами. До свидания!

Хозяйка чума.

 А теперь представлюсь я:

Вуся улаты друзья.

Ханты – северный народ

В нашем округе живет,

И хантыйская земля –

Это родина моя!

Я всегда рада встречи с такими замечательными ребятами, которые ценят и берегут родную природу. Мы – люди тундры живем на этой земле очень давно и  северная земля всегда помогала нам выжить. Ребята, вы знаете, какие северные народы проживают на ямальской земле? (Ответы детей).

И у каждого народа есть свои легенды и сказания.  С одной из них я вас сейчас познакомлю. Когда ханты собираются переезжать на другое место, следуя за стадом оленей, они убирают чумы (показать картинку чума) и оставляют на месте стойбища только чистое место. По легенде, на место бывшего стойбища приходит дух Мягента, и если люди не убрали за собой мусор, дух накликает на людей страшные болезни.

Но болезни не страшны тем, кто любит и бережет природу, а также любит заниматься спортом.

Ребята, есть такая интересная игра «Прыжки через нарты». Давайте в нее поиграем.

(Дети делятся на две команды и по сигналу выполняют прыжки через «нарты», чья команда пришла к финишу первой, та и победила). Повторить 2 раза.

Хантыйский народ очень гостеприимен и всегда рад гостям. Я буду очень рада, если мы с вами будем чаще встречаться. Ведь у народов Севера много игр и много легенд, с которыми я бы хотела вас познакомить. До скорых встреч, ребята!

Хозяйка тундры.

Мои маленькие друзья, вот вы и совершили увлекательное путешествие по старинной карте дорог ямальских народов.

- Надеюсь, что путешествие вам понравилось (ответы детей).

- У кого в гостях вы побывали? (ответы детей).

- Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).

-Что интересного вы узнали? (ответы детей).

 А мои друзья приготовили для вас необычный подарок. Но чтобы нам было удобно, сделаем большой круг. (Из-за сцены в круг заходят герои с шарами наполненными гелием). Давайте эти шары, как символ зелёной природы, отпустим высоко в небо, пусть летают по просторам нашей Родины и ещё раз напоминают людям - как важно беречь свою природу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуально-экологической игры "Загадки природы"

Сценарий интеллектуально-экологической игры  для детей 6-7 лет в рамках недели "Умные каникулы" - "Загадки природы"...

Сценарий проведения квест- игры «Экологическая тропа: Мышонок Пик и семечко» Образовательная область «Познавательное развитие»

Обогащать и систематизировать экологические знания у дошкольников средствами поисково- исследовательской деятельности; расширить у детей представление о том, что Солнце является источником света и теп...

Сценарий экологической игры «Зеленая тропа» с воспитанниками старшего дошкольного возраста.

Экологическая тропа - это специально разработанный маршрут в природу, где ребёнок взаимодействует с окружающей средой, учится любить и беречь лес, животный и растительный мир, старается сохранить и пр...

Экологический квест "По тайным тропинкам природы"

Экологический квест "По тайным тропинкам природы"...

Сценарий лучшего игрового занятия экологическая игра путешествие «По лесным тропинкам» для детей 4-5 лет.

Сценарий лучшего игрового занятия экологическая игра путешествие«По лесным тропинкам» для детей 4-5 лет....