Конспект интегрированного занятия «Ознакомление детей с книжной графикой иллюстратора В. Бритвина по сюжетам чувашской народной сказки «Земля Улыпа»
план-конспект занятия (старшая группа)

Сергеева Зоя Алексеевна

В ходе занятия предполагается повышение интереса детей к книжной графике, как к одному из видов искусства, развитие познавательной активности и обогащение речевого словаря старших дошкольников. Ознакомление дошкольников с книжной графикой происходит на основе инновационной информационно-коммуникационной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сергеева Зоя Алексеевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 13 «Теремок», г. Новочебоксарск,

e-mail: z.step-1981@mail.ru

Конспект интегрированного занятия  

«Ознакомление детей с книжной графикой иллюстратора В. Бритвина по сюжетам чувашской народной сказки «Земля Улыпа» 

с детьми подготовительной к школе группы

Аннотация

В ходе занятия предполагается повышение интереса детей к книжной графике, как к одному из видов искусства, развитие познавательной активности и обогащение речевого словаря старших дошкольников. Ознакомление дошкольников с книжной графикой происходит на основе инновационной информационно-коммуникационной технологии.

Интеграции образовательных областей: познавательная, игровая, двигательная, продуктивная и коммуникативная деятельности. В ходе занятия интегрируются все образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО.

Цель: создание условий для ознакомления старших дошкольников с книжной графикой художника-иллюстратора В. Бритвина.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить детей с понятием «книжная графика»;

- закреплять представление детей о работе художника – иллюстратора, процессе и последовательности его работы;

- знакомить детей с творчеством заслуженного художника Чувашской республики Виктора Бритвина;

- пополнять словарный запас детей: книжная графика, иллюстрации, мольберт, палитра, тюбики с краской.

Развивающие:

- развивать любознательность, воображение, познавательную активность детей;

- формировать умение видеть целостную картину.

Воспитательные:

- воспитывать уверенность в своих силах;

-воспитывать интерес к книгам посредством рассматривания иллюстраций.

Материалы и оборудование: книга «Чувашские легенды и сказки», мультимедийная установка, презентация Power Point «Книжная графика В. Бритвина», аудиозапись, картинки к игре «Что нужно художнику для работы», альбомные листы бумаги, простые карандаши, краска, гуашь, кисточки, салфетки, клеёнка.

Предварительная работа: изобразительная деятельность по мотивам разных сказок и рассказов, рассматривание различных иллюстраций.

Ход занятия

Первая часть - организация по восприятию искусства книжной графики

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Не скульптура, не лепнина,

Лишь вчера сотворена.

В рамке на стене она

Или в книге на листе.

Труд художника - …

Дети: Картина!

Воспитатель: Правильно! Сегодня наше занятие будет посвящено картинам. А что такое картина? (Дождаться ответ детей)

Воспитатель: А кто такой художник?

Дети: тот, кто рисует картины.

Воспитатель: А на чём рисуют картины?

Дети: На бумаге, на холсте.

Воспитатель: Да! А где ещё можно встретить картины художников?

Дети: В картинной галерее, в книгах, журналах, в больших календарях. (Помогать детям с ответом)

Воспитатель: Всё верно! Картины можно найти и в книгах. И такие картины называют книжной графикой, иллюстрациями. Чтобы нарисовать картины к сказкам или рассказам, нужен художник-график. Чтобы вы лучше поняли, как именно работают такие иллюстраторы, предлагаю вам перевоплотиться в самых настоящих художников и оказаться в гостях у одного из художников - графиков. Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда повторяйте за мной!

В руки кисточку возьму,

Волшебство я призову!

Чудо вдруг произойдёт,

Нас к художнику унесёт!

(Звучит волшебная музыка)

На экране слайд 1 (комната художника)

Воспитатель: Ребята, кажется, у нас получилось! Мы в мастерской у художника. Посмотрите, сколько здесь картин, кисточек, красок. А вот и рабочее место художника: мольберт и стул, стол с инструментами.

(Дети рассматривают комнату художника)

Воспитатель: А хорошо ли вы знаете, ребята, что нужно для работы настоящему художнику?

Дети: Да!

Воспитатель: А вот это мы сейчас и проверим!

Игра «Что нужно художнику для работы?»

Воспитатель: Подходите к столу. Как вы думаете, что необходимо художнику? А зачем ему это? Что он делает с помощью этого? А ведро? А вдруг он там краску смешивает? Нет? А где смешивают краски? Правильно, для этого существует палитра.

(Воспитатель играет с детьми в игру: На доске вырезанный силуэт художника. Вокруг него разложить все инструменты, которые понадобятся ему для работы. Лишние убрать)

Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились! А знаете ли вы, у кого в гостях мы находимся?

Слайд 2 (фотография Виктора Глебовича Бритвина)- Мы в гостях у Чувашского народного художника Виктора Бритвина. Он рисует замечательные картины к детским сказкам, рассказам и ко многим другим произведениям. Посмотрите, сколько наград он уже получил: здесь и орден почета, и нагрудный знак и даже литературная премия (он написал несколько детских рассказов). Его картины очень красочные, яркие. А чтобы нужная картинка попала на страницы книг, художники сначала несколько раз перечитывают произведение, чтобы во всех деталях представить себе сюжет или главного персонажа. Они определяют – добрый или злой герой в этой сказке. Представляют себе одежду героя, цвет его волос, глаз, что вокруг него будет находиться. И вам сейчас предстоит стать художниками – иллюстраторами чувашской народной сказки «Земля Улыпа». Виктор Бритвин, конечно же, и к этой сказке нарисовал замечательные картины. Я вам буду читать, а вы смотрите иллюстрации к этой сказке.

(Воспитатель кратко читает сказку, чтобы передать общий смысл. Пропустить сложные обороты. В это время на экране картинки к сказке)

Вторая часть - создание детьми творческих работ

Воспитатель: Вот такая замечательная сказка! А сейчас вы сами нарисуете понравившийся вам и наиболее запомнившийся вам сюжет. Это может быть один из героев сказки, или может быть стада овец или высокие горы. Готовы, тогда вставайте и повторяйте за мной.

Физминутка

Мы руками поколдуем.
Круг огромный нарисуем! (
Чертят в воздухе двумя руками круг)
Нарисуем мы окно, (
Чертят двумя руками окно)
И большущее бревно. (
Разводят руки в стороны)
Нарисуем стада бег:
Глазки вниз, глазки вверх! (
Движения глазами по тексту)
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова. (
Кругообразные движения головой – медленно)
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Теперь вправо и вперёд – (
Повернулись вправо)
Это мчится самолёт… (
Руки в стороны, «полетели» по кругу)
Раз шагнули, два шагнули –
Наши ножки отдохнули! (
Останавливаются)

Воспитатель: Проходите к столам. Приступайте к работе. Как настоящий художник-иллюстратор, нужно сначала сделать набросок карандашом, а потом уже рисовать красками. (После того, как дети нарисовали)

Воспитатель: Как хорошо у вас получилось! Теперь и мы можем создать свою книгу иллюстраций к сказке «Земля Улыпа». Ребята, вам понравилось наше путешествие к художнику? А что больше всего понравилось? Что было тяжело? Что нового вы узнали? Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Ознакомление детей с книжной графикой"

Ознакомление детей с книжной графикой Рассказ из опыта. На первом этапе работы детей следует заинтересовать, заинтриговать. Прежде чем приступить к чтению, предоставить им возможность самостоятел...

Конспект открытого занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с устройством трех миров в якутском народном эпосе - олонхо « Нюргун Боотур Стремительный».

Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха....

Конспект интегрированного занятия по физической культуре, построен на подвижных играх и по мотивам русской народной сказки «РЕПКА». (Для детей второй младшей группы)

Цель:  приобщение детей к физической культуре через различные виды деятельности.Образовательные задачи:Коммуникативная деятельность:- учить правильно строить ответ на поставленный вопрос, отвечат...

Конспект НОД по приобщению к художественной литературе через детскую книжную графику в старшей группе Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» по ролям

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская областьКонспект НОД по приобщению к ху...

Конспект интегрированного занятия для детей группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет «Сказка в музыке»

Цель: расширение диапазона знаний  детей старшего дошкольного возраста на основе восприятия музыкальных и художественных произведений на сюжет сказки Задачи:Образовательные:- познакомить дет...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе - лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»: «Пластилиновая сказка»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение лепить персонажей сказок (людей и животных), передавая их характерные особенности с использованием разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщ...

Ознакомление детей с книжной графикой. Владимир Григорьевич Сутеев «Яблоко» В средней группе

Предварительная работа: прочитать произведение «Яблоко» Владимира Григорьевича Сутеева.  Задачи: 1.Продолжать знакомить детей с творчеством Владимира Григорьевича Сутеева.2...