«Реализация регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования посредством игровых и информационно-коммуникативных технологий»
материал (старшая группа)

Плесовских Ольга Владимировна

Материал содержит теоретическое обоснование эффективности практического использования интерактивных игр при реализации тематического планирования блока "Я живу в Сибири"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация регионального компонента

основной образовательной программы

дошкольного образования

посредством игровых и информационно-коммуникативных технологий»

Региональный компонент всегда прослеживался в деятельности дошкольных учреждений, но только с ведением ФГОС ДО в структуре программы он занял своё достаточно значимое место и   стал обязателен для реализации в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательный процесс.

ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.

Часто дети в дошкольном возрасте страдают дефицитом знаний о родном крае. Современные дошкольники больше путешествуют по России и за ее пределами, и больше осведомлены о городах и странах, в которых им удалось побывать. Однако, очень мало знают о своём родном крае - Иркутской области. Чтобы детям было интересно знакомиться с родным краем, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Региональный компонент Программы служит освоению воспитанниками ДОУ знаний, умений, навыков, необходимых для духовно-нравственного становления личности, успешной социализации по месту проживания, развития патриотических чувств у маленьких граждан страны. Это формирование желания больше узнать о своем городе, крае, стране; это уважительное отношение и проявление симпатий к людям разных национальностей; интерес к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа, к культурным традициям и достопримечательностям родного края, а также миру природы родного края. В МБОУ «Начальная школа – детский сад» региональный компонент образовательной программы реализуется в соответствии с авторской программой «Возрождение», цель которой формировать духовно-нравственную личность с активной гражданской позицией.

Программа включает в себя следующие тематические блоки: «Русская деревня», «Города России», «Сибирь – мой край родной», «Народное творчество», «Помним, гордимся, будем достойны». В соответствии с этим составлено тематическое планирование воспитательно-образовательной работы.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к этому вопросу, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых результатов.

Использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. И ведь если вдуматься это правильно. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки. Дети воспринимают информацию посредством мобильного телефона с доступом в Интернет, телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития общества, электронных дидактических и познавательных пособий.

Это и упомянутые выше электронные дидактические игры, и интерактивные плакаты, благодаря которым ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания.

В основу интерактивных пособий положена игра. Компьютер не изолирует детей от педагогического процесса, а дополняет его. Именно интерактивное пособие позволяет автоматизировать все основные этапы – изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний. При этом весь обязательный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму. Интерактивное пособие помогает разнообразить методические приемы подачи материала для детей дошкольного возраста. Отличным является то, что интерактивное пособие не предусматривает полную замену человека на компьютер, а как раз наоборот активное общение его с детьми, так как оно выступает вспомогательным средством подачи материала.

Интерактивные игры выступают средством, которое активизирует работу, позволяет сделать образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста более интересной, наглядной и увлекательной.

Применение интерактивных игр в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе. Важно, чтобы этот вид деятельности не нарушал требований СанПин и проводился с опорой на здоровьесберегающие технологии.

Так санитарными нормами правилами установлены требования к использованию проекторов и экранов, которые соблюдаются при организации интерактивных игр.

Обязательным условием является также проведение гимнастики для глаз до, после и во время демонстрации мультимедийных пособий с целью профилактика нарушений зрения дошкольников. Упражнения для глаз:

-предупреждают утомление,

-укрепляют глазные мышцы

- снимают напряжение.

ФИЛИН
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1—4. Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1—6.
Упражнение повторить 4—5 раз.

ДАЛЕКО - БЛИЗКО
Дети смотрят в окно. Ведущий называет вначале удаленный предмет, а через 2—3 секунды предмет, расположенный близко. Дети стараются быстро отыскать предметы, которые называет ведущий.
Упражнение повторить 6—8 раз.

ПОЙМАЙ ЗАЙКУ
Ведущий включает фонарик и запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, поймав глазами «зайчика», сопровождают его взглядом, не поворачивая головы.
Игра длится 45 секунд.

ПЧЕЛА

Дети держат в руках изображение пчелы на палочке. Передвигая палочку вправо-влево, дети водят вслед за ней глазами. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

Как каждая игра, интерактивная игра имеет правила, подчиняясь которым дети учатся саморегуляции, выдержке, дисциплинированности.

С помощью интерактивных игр можно с детьми обобщить и систематизировать представления по итогам тематической недели или месяца. Для этого использую так называемые квизы – игры, которые проходят в формате викторины. Принимая участие в квизе, у ребёнка есть возможность выбрать вопрос или категорию вопросов, в которой он наиболее успешен, или выбрать вопрос с категорией сложности, соответствующей его развитию. Обязательным условием проведения квиза становится поощрение в виде медалей, дипломов, наклеек, отражающих уровень успеха.

Проводя интерактивные игры желательно объединять детей в пары, группы, чтобы у них была возможность совещаться, выражать свою точку зрения, помогать друг другу, реализуя возможность сотрудничества и положительного взаимодействия.

Многофункциональность интерактивных игры заключается так же в том, что её можно использовать не только на занятии, а также в свободное от занятий время. Проигрывать игру можно как индивидуально, так и со всей группой.

В своей работе я часто применяю интерактивные игры. В сети Интернет достаточно готовых разработанных игр, но я предпочитаю делать их сама, поскольку можно адаптировать их под особенности группы детей.

Названия игра перекликаются с темами недели «Кто живёт в Байкале?», «Народы Прибайкалья», «Сибирь – мой край родной», «Моя Родина – Байкальск», «Путешествие по Иркутской области».

Ребята с нетерпением ждут новых игр, всегда с удовольствием встречают новинки. Детям очень нравится управлять мышкой.

С применением интерактивных игр наблюдается изменение отношение детей к образовательной деятельности, они стали более внимательней, у них появилось желание думать, находить правильные ответы на поставленные вопросы. Ребята стали более сообразительнее, на поставленные задачи порой находят несколько вариантов решений.

Интерактивные игры повышают мотивацию у детей к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают также творческие способности детишек. Применение интерактивных игр на занятиях вызывает у дошкольников стремление к поиску правильного решения, к размышлению.

Родители также заинтересовались данным видом организации образовательной деятельности, используют для устранения пробелов в развитии детей дома.

СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Роль интерактивных игр в развитии дошкольников - https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/11/26/rol-interaktivnyh-igr-v-razvitii-doshkolnikov
  2. Интерактивные дидактические игры в развитии умственной деятельности детей дошкольного возраста - https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-interaktivnye-didakticheskie-igry-v-razviti-umstvenoi-dejatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий

АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...

" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра

Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...

Мониторинг знаний детей дошкольного возраста «Региональный компонент основной образовательной программы МДОУ ", разработанный творческой группой воспитателей Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №8 города Алушты

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8 «Светлячок»города Алушты   Мониторинг знаний детей дошкольного возраста«Региональный компонент основной образовательн...

Дидактическая игра "Кубань казачья" для ознакомления детей с региональным компонентом основной образовательной программы ДОУ

АннотацияЦель игры: развитие внимания, памяти, речи, словесно-логического мышления, ознакомление с историей кубанского края. Варианты игры:Младший дошкольный возраст: подбери пару (развитие зрите...

«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА 2020– 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМАДОУ«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»В ПЕРВОЙ  МЛАДШЕЙ ГРУППЕ  НА 20...