Использование регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников.
статья

Легошина Наталья Юрьевна

Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств.

Изучая региональный компонент в дошкольном образовании, мы помогаем детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Поэтому задачей дошкольного образования является заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_regionalnogo_komponenta.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Использование регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников.

 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу, к родной речи – задача первостепенной важности. Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре»

Д.С.Лихачев

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа.

Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям  понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

          Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс.  

                 Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации.

Изучая региональный компонент в дошкольном образовании, мы помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Поэтому задачей дошкольного образования является заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

У каждого народа есть свои национальные традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколения, хранятся и приумножаются. Необходимо заложить в детях основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Рассмотрим компоненты патриотического воспитания:

- Содержательный включает представление об окружающем мире – о культуре народа, его традициях, народном творчестве; о природе родного края, и деятельности человека в природе; об истории страны, родного края, отраженной в названиях улиц, памятников; о символике родного города, страны, (герб, гимн, флаг)

- Эмоционально-побудительный включает  эмоционально-положительные  чувства ребенка - любовь и чувство привязанности к  родной семье и дому; интерес к жизни родного города, страны; гордость за достижения родного края, страны; уважение к культуре и традициям народа, историческому прошлому; восхищение народным творчеством; любовь к родной природе, родному языку; уважение к человеку труженику и желание принимать посильное участие в труде

- Деятельностный (отражение отношения к миру деятельности)  - труд; игра;  продуктивная деятельность; музыкальная деятельность; познавательная деятельность

Т.о. можно выделить основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента:

  • природно-географическое
  • историческое
  • этнографическое
  • культурное  
  • Хочется отметить, что начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона. 

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1.Ознакомление дошкольников с родным краем, городом в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного сел, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

4. Взаимодействие с родителями.

5.Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);

6.Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

            Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:

  • Создание культурно-развивающей среды в ДОУ
  • Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
  • Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
  • Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников и социумом

Знакомить детей с региональным компонентом необходимо через все виды деятельности и режимные моменты.

           Для успешной работы реализации программы по   патриотическому воспитанию необходимо соблюдение ряд условий:

Условия реализации:

- создание предметно-развивающей среды (уголок русской культуры, символика государства и др.);

- опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому до любви к Родине и т.д.);

- эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка;

- взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно-

эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);

- организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций (ИЗО, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);

- сотрудничество с семьей воспитанников и социумом.

              Особенную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в нашем детском саду отводится специально организованной среде, - в группах оформлены центры по нравственно-патриотическому воспитанию, где расположен подобранный материал по ознакомлению детей с историей и традициями города Н.Новгорода, с нашей областью, страной, ее символикой, историей, традициями, а также с известными людьми, героями войны, труда) – на слайде представлены уголки патриотического воспитания в разных группах, а также в ДОУ имеется мини музей «Русская изба», где дети знакомятся с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, с  обряды, праздники, народное творчество, искусство;

                  Содержание  регионального компонента включает следующие блоки:

1. Блок «Земля Нижегородская – наш край родной»

Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей, малой Родиной, знакомство с историей. Знакомство с селом, его историей,   достопримечательностями села,  с Нижегородской областью. Промышленность и сельское хозяйство

2. Блок «Родная страна»

Содержание данного блока предусматривает знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций

3. Блок «Природа родного края»

Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей особенностей растительного и животного мира, знаний рек, протекающих по территории. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность (сады, парки, скверы).

4. Блок «Быт и традиции»

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, одежды. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своего края. Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями.

5. Блок «Культура и искусство родного края»

Содержание блока предусматривает работу воспитателей по знакомству детей старшего дошкольного возраста с творчеством писателей и поэтов, народных художников, которые прославили наш край своими рассказами, произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства, У детей формируется представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям, к людям искусства.

6. Блок «Наши земляки, прославившие  Нижегородский край»

Блок направлен на изучение вместе с детьми истории жизни выдающихся земляков нашего  края, прославивших наш Нижегородский край

                 С целью реализации содержания программа разработаны перспективные планы.

        Решение программных задач осуществляется:

  • В образовательной деятельности, в процессе различных видах детской деятельности
  • В образовательной деятельности, осуществляемой  в  ходе режимных моментов
  • В самостоятельной деятельности детей
  • в процессе взаимодействия с семьями

          Методы и приемы работы с детьми:

- Словесные: чтение литературных произведений, беседы с элементами диалога, рассказы педагога, чтение стихотворений детьми, составление ими рассказов, ответы на вопросы, отгадывание загадок, прослушивание аудиоматериалов  и т. д.;

- Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр мультимедийных презентаций, видео-фильмов, мультфильмов, рассматривание экспонатов и памятников архитектуры во время экскурсий

организация уголка краеведения, мини музеи: «Русская изба», «Они прославили наш город» и др.;

- Практические: дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, подвижные игры;

 Изготовление различных поделок, подготовка к праздникам и проведение их;

Инсценировки, изготовление наглядных пособий,

Организация тематических выставок, вечера досуга, викторины

 Экскурсии в музеи, по улицам района.

Посещение библиотеки.

Акции («Окна Победы», Окна России», Книга памяти и др.), конкурсы,

Различные виды творческой деятельности детей (рисование, лепка, конструирование, пение, выразительное чтение, театральная деятельность)

Проектная деятельность (были разработаны и реализованы проекты: «Моя родословная», «Нижний Новгород – вчера, сегодня», «Русская душа», Священный праздник День Победы», «Матрешка и др.)

           Взаимодействие с родителями играет важное значение в целостности воспитания личности  ребенка. Только совместное взаимное  сотрудничество даст хороший результат.

Формы работы:

  • Интерактивная – анкетирование, интервьюирование, дискуссии, круглые столы.
  • Культурно – досуговая - семейные праздники, досуги и развлечения
  • Наглядная - информационные стенды для родителей,  папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы. Выпуск бюллетеней, информационных листков, буклетов, брошюр
  • Просветительская – использование СМИ интернет- ресурсов для освещения деятельности ДОУ, родительские собрания, систематическое обновление предметно-пространственной среды атрибутами к сюжетно-ролевым играм и мини-музеям

               Проводилась работа с социумом

Подводя итоги работы , можно сделать вывод, что результатом работы стало:

  •  Сформированы у детей первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа.
  • Дети приобщились к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  • У детей пополнились знания об истории и жизни родного города.
  • Представления детей о Великой Отечественной войне и подвиге советского народа стали более полными, дети начали понимать, что такое война и сколько горя она принесла.
  •  Дети лучше стали понимать простейшие взаимосвязи в мире природы,  формируется понимание того, что заботиться о природе – значит беречь свою свой город, страну.

Родители в полной мере осознали важность воспитания у детей нравственных чувств, любви и гордости к своему городу, к своему Отечеству. Повысилась активность родителей в патриотическом воспитании

Вывод
Реализация регионального компонента в развитии дошкольников,

 построенная в системе способствует достижению следующих

целевых ориентиров ФГОС ДО:

-ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

-различает условную и реальную  ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Открытой НОД (с использованием регионального компонента) «Путешествие по городу Брянску» старшая группа

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей.Задачи:образовательные: способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств. Продолжать формировать понятия Родины, ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с использованием регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников....

Использование регионального компонента в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Доклад и презентация  на тему "Использование регионального компонента в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"...

Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

               Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и регионал...

Деловая игра «Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Презентация для деловой игры «Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»...

«Эффективность использования регионального компонента в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками»

В данной статье представлен опыт работы использования регионального компонента в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в дошкольны...

«Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа. ...