Сценарий праздника "Шежере байрамы" (Праздник родословной)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

***   НИГАМАТШИНА АНЖЕЛА ВИКТОРОВНА   ***

В современной татарской семье есть национальный праздник «Шежере Байрам» или «Праздник родословной». В кругу семьи собираются все представители рода и рассказывают о своей родословной, ее историю и интересные факты. На этот праздник все приносят угощения, а также помимо трапезы поют, танцуют и знакомятся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_shezhere.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника:

« Шежере байрамы – праздник родословной семьи»

Цель:

- создание  условий для приобретения родителями опыта педагогического сотрудничества с ребенком; помочь ребенку узнать, что такое родословная, традиции, реликвии; сформировать положительное отношение к понятию "родственные связи".

Задачи:

- учить детей бережно относиться к традициям своего народа;

- заинтересовать и привлечь внимание родителей, детей, педагогов к активному участию в празднике родословной- шежере байрамы;

- развивать гражданские чувства, воспитывать гражданственность и патриотизм;

- привлечь внимание детей к истории своего рода, развивать их  познавательную активность;

- воспитывать  любовь и уважение к членам своей семьи, родным, предкам.

Ход праздника:

Динара Айратовна: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Нурсиля Вилдановна:Һаумыһығыҙ, балалар һәм килгән ҡунаҡтар!

Дети: Һаумыһығыҙ!!!

Н.В: Сегодня мы собрались на большой праздник. Праздник Родословной, Шежере Байрамы!

Д.А: Для торжественного открытия нашего праздника звучит гимн.

(Гимн РФ и РБ)

Дети:

1. У матери России

    Есть много дочерей

    Но нет средь них красивей

    Башкирии моей.

2.    Здесь гордо горы высятся

       Леса простор степной

       Озёра, реки ширятся

       Хрустальною волной.

3. Щедра земля Урала

    Богатств её не счесть

    Есть в недрах нефть и уголь

    Есть золото и медь.

4.       Как не любить твои просторы

Как не любить твои луга

Урала яркие узоры

Долины, горы и поля.

5. О Башкирии поём

Как мы славно здесь живём

Вся она цветущий сад

Говорим мы ей –

Все хором: РАХМЭТ !

Песня  «Ватан» слова М. Хая, музыка Ф. Гершовой

в исполнении детей

(дети садятся на стульчики)

Н.В: Ой, ребята, что за диво?

Чудо дерево стоит.

До чего оно красиво, удивительно на вид!

На нём листочки расписные, все фамилии родные,

Растим его мы много лет, оберегая от всех бед…

Д.А: Всех на праздник пригласили,

Чтоб древо наше укрепили.

Любовью, заботой, уютом, добром,

Его мы украсим семейным теплом.

Д.А: С чего начинается любая семья?

Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими.

Н.В: У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители. Это ваши прадедушки и прабабушки. – Так что же такое «семья»?(ответы детей)

Д.А: Человек рождается на свет, растёт, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиции в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную – дерево семьи.

Эта традиция сейчас возвращается.

Н.В: Чаще всего оформляют родословные в виде дерева. Оно символизирует ваш род – с одной стороны кроны – прародители по маминой линии, а с другой по папиной.

Ребята, а почему именно дерево стало символом семенной родословной? (Ответы детей: Потому что оно имеет корни – это наши предки – а ветви – это молодые поколения.)

Д.А: А сейчас мы предлагаем вам посмотреть на экран.

(видеоролик про Башкирию)

Д.А: Что мы увидели ребята на экране?

(Ответы детей)

Н.В: Правильно, это наша республика Башкортостан. Она у нас большая, красивая, богатая . Еще наша республика многонациональная, на территории нашей республики живут люди разных национальностей. Они разговаривают и поют песни на своих родных языках, у них есть свои красивые национальные костюмы, свои традиции и обычаи.

(выходят дети)

Стихи- дети в разных национальных костюмах

Рустэм:Башҡортостан, һин беҙҙең

Тыуған, үҫкән илебеҙ.

Беҙгә икмәк, өй биргән,

Һыуын эскән еребеҙ.

Б.Дарья: (на марийском)

Марсель: Бергә укыйбыз, уйнайбыз,

Уртаҡ туган илебез,

Барыбызга да кадерле

Безнең газиз жиребез!

Самира: Башкирия моя горжусь тобою

Сияньем радостных твоих огней

Твоею славою, твоей судьбою,

Тобой, прекрасной родиной моей.

Арина.А: Милям пужымъёсмы

Самой ӝужытэсь.

Милям узыосмы

Самой ческытэсь.

Нош гурт калыкмы-

Самой умоесь 

Аяз: Вордӥськем музъеме.

Вордӥськем шаере,

Туж мусо потӥськод,

Туж шулдыр адскиськод…

Д.А: А сейчас вашему вниманию мы предлагаем посмотреть фрагмент удмуртского национального праздника «Рождения теленка» ( Чожи сиен)

Н.В:

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Д.А: У нас в садике прошел конкурс на лучшее составление  «Шежере дошкольника» , и  сегодня мы пригласили в гости те семьи которые стали победителями в данном конкурсе. Давайте  их поприветствуем (аплодисменты) . Они познакомят нас  своим Шежере. Слово предоставляется первой семьи:    

Выступление первой семьи.

Н.В: Пока готовится к выступлению следующая семья, для вас девочки исполнят башкирский танец.

Башкирский танец девочек

Д.А: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово «ПОНИМАНИЕ». Значит можно сделать вывод ,чтобы в семье царило мир и любовь  что нужно?

(Ответы детей)

Предоставляем слово второй семьи

Выступление второй семьи.

Н.В: в народе говорят «Мой дом – моя крепость». У крепкой семьи и стены крепкие,   давайте немного отдохнем  и поиграем в башкирскую народную игру «Юрта»

Игра "Юрта"

Д.А :Молодцы ребята , весело поиграли. все мы должны знать свои корни, уважать и помнить своих предков. Дерево, у которого крепкие корни, ветер не свалит.

Следующий наш музыкальный подарок татарский танец.

Татарский танец

(дети встают полукругом)

Н.В: Ырыу ағасым һин, эй шәжәрәм!

Һин үҫкәндә йөрәк йәшәрә,

Күкте терәп ерҙә һин торғанда

Йәшәргә лә әле,йәшәргә!

Песня «Туган як»

(звучит гимн РЬ и РФ)

Д.А:Вот и подошел к концу наш праздник. Если мы будем знать историю своей Родины и своего рода, нам не страшны никакие преграды. Спасибо всем за внимание и активное участие. До новых встреч!

Н.В: Һаубулығыҙ!

Дети: Һаубулығыҙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."

В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....

Сценарий праздника: « Шежере байрамы – праздник родословной семьи»

Помочь ребенку узнать, что такое родословная, традиции; сформировать положительное отношение к понятию "родственные связи"....

Конспект Шэжэрэ-байрам-Праздника родословной "Свою родословную знай, традиции семьи уважай и почитай!"

Программное содержание:Образовательная область «Музыка»:Обогащать музыкальный опыт детей через знакомство с народными русскими и башкирскими песнями и танцами.Воспитывать любовь к родному ...

«Шәжәрә байрамы – праздник родословной семьи». Сценарий праздника.

Цель:- создание условий для приобретения родителями опыта педагогического сотрудничества с ребенком; помочь ребенку узнать, что такое родословная, традиции, реликвии; сформировать положительное отноше...