ПРОЕКТ «Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия ДОУ и семьи»
статья

Михальченкова Татьяна Анатольевна

Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, хначимым фактором становления личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_roditelyami_mihalchenkova_ta_ds138.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 города Кургана

«Детский сад комбинированного вида № 138 «Дюймовочка»

ПРОЕКТ

«Семейная творческая мастерская

как средство взаимодействия ДОУ и семьи»

                                                                       Автор проекта: Михальченкова Т.А.                                

                                                                                                                                       воспитатель

                                                                                               высшая кв. категория

Пояснительная записка

Актуальность и значимость проекта

        Семья была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, значимым фактором становления личности ребенка. В последних нормативно- правовых документах, определяющих развитие современного общества, подчеркивается важность формирования активного и ответственного родительства.

        Работа по взаимодействию с семьей является одним из приоритетных направлений Образовательной программы ДОУ. Деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим, современные дошкольные образовательные учреждения ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции.

       Для того чтобы повысить компетентность в вопросах воспитания с целью активного вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность мы основывались на методический аспект, представленный Зверевой О.Л., Кротовой Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ». Они  считают, что в работе воспитателя с родителями ДОУ важно использовать комбинации элементов традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников.

        Выбор форм и содержания работы с родителями зависит с одной стороны от потребностей и желания родителей, а с другой — от профессионализма, компетентности и индивидуальности воспитателя. Эта проблема широко исследована в работах Л.Ф.Островской. Она дополнила традиционные формы работы детского сада с семьей. Рекомендует использовать формы, предполагающие взаимодействие (обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями): это создание и реализация образовательных проектов, организация досуговой деятельности, организация работы в творческих мастерских, участие в социально-значимых акциях, онлайн-общение.

        Изучив методические рекомендации  и опыт работы наставников, мы выбрали, на наш взгляд, наиболее эффективную форму взаимодействия с семьей, в которых родители не только пассивно воспринимают полезную информацию, но и с увлечением участвуют в каком-либо процессе. Одной из таких форм стала организация творческой мастерской с участием педагога, воспитанников и их родителей. Совместное творчество формирует доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Помимо этого, совместная творческая деятельность — интересное и увлекательное времяпровождение. Организационная совместная творческая деятельность — это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощью к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком.  В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу. Сама творческая атмосфера встреч побуждает родителей раскрыться, поделиться своими знаниями, умениями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способности и возможности гордиться им. Сотворчество родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.

        

        

Цель проекта: содействие развитию активности родителей и детей старшего дошкольного возраста через совместную  деятельность  в рамках творческой мастерской «Лучики»

Задачи проекта:

1.организовать совместную деятельность родителей и детей старшего дошкольного возраста в рамках творческой мастерской;

2.укрепить детско- родительские отношения;

3.осуществлять методическую и педагогическую поддержку родителей по вопросам художественно-эстетического, познавательного и творческого развития детей старшего дошкольного возраста и применения современных образовательных средств;

4.способствовать созданию единого развивающего пространства для воспитанников старшего дошкольного возраста;

5.развивать художественный вкус, креативность детей и родителей.

Реализация проекта предполагает осуществление совместной деятельности детей и родителей в творческой мастерской «Лучики» под руководством воспитателя.

Условия деятельности в творческой мастерской «Лучики»:

эмоционально и положительно окрашенные взаимоотношения участников совместной деятельности;

реализация субъектной позиции детей и родителей;

активное сотрудничество детей и взрослых в процессе творчества.

Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи

В своей работе мы придерживаемся следующих принципов:

* позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

* индивидуальный подход  в общении необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

* сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

* динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Предполагаемый результат

Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства детского сада и семьи будет способствовать:

  • повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
  • формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогами детского сада, а также участию в образовательном процессе ДОУ;
  • установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.
  • результативность участия родителей и детей в конкурсах, фестивалях, выставках и других мероприятиях различного уровня.

Этапы реализации проекта

Первый этап - организационно-подготовительный

Мероприятия

Срок реализации

Ответственные

Целевая аудитория

1

Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ 5-7 лет в рамках творческой мастерской «Лучики»

Сентябрь

Администрация

ДОУ,

Воспитатель

Родители

2.

Подбор и изучение образовательных программ, методик, технологий, направленных на развитие творчества с использованием современных образовательных средств

Сентябрь

Воспитатель

Педагоги,

воспитанники

ДОУ

3.

Определение тематики встреч в рамках творческой мастерской «Лучики»

Сентябрь

Воспитатель

Родители,

воспитанники

4.

Освоение технологий развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Октябрь

Воспитатель

Воспитанники

ДОУ

Второй этап — реализационный

1.

Проведение совместных детско-родительских мероприятий в рамках творческой мастерской «Лучики»:

  • Педагогическое просвещение:

- Беседа-диалог «Сотрудничество детского сада и родителей в интересах ребёнка»

- Душевный разговор «Роль семьи в вопитании дошкольников»

- Круглый стол "Вперед и только вперед!»

- Деловая игра «Маленькие открытия в нашей дружной семье»

  •  Тематические досуги и  развлечения:

- «День именинника»

- «Встреча Нового года»

- «Рождественские забавы»

- «Масленица»

- «Праздник мам»

- «Мой папа - самый лучший»

- «Папа, мама, я — дружная семья»

-Ток-шоу «Успехи нашей группы!»

- Флешмоб «Зарядка с родителями»

  • Использование ИКТ-технологий:

-  размещение консультаций, презентаций, буклетов в родительском сообществе  группы и  видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов:

- «На зарядку становись!»

- «Дорожка здоровья»

- «День Матери»

- «Кукольный театр»

- «Босохождение»

- «Трудовой десант»

- «Моей маме»

- Тематические презентации по разным темам и по запросу родителей;

- Мобильная информационная система;

- Форум (онлайн – общение).

  • Мастер-классы:

- Изготовление многофункциональных развивающих ширм. Участие в Международном творческом конкурсе «Лучшее дидактическое пособие» (диплом)

- Изготовление игрушечных продуктов питания для кукол из соленого теста, воздушного пластилина, пряжи.

- Изготовление новогодних игрушек. Участие в городском конкурсе «Игрушечные чудеса» (диплом I степени)

-  Новая жизнь старой куклы «Из замарашки в красавицу» (под руководством родителя)

- Изготовление световозвращающих элементов «Засветись». Участие в областном конкурсе «Засветись! Будь заметнее!» (сертификат участника)

- Изготовление координационной дорожки.

- Изготовление одежды для кукол.

-  «Конструируем город из ТИКО» Участие в городском конкурсе Олимпиада по ТИКО- конструированию»

  • Выставки совместных работ родителей и детей:

- «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»

- «Осенние фантазии»

- «Новогодние игрушки своими руками»

  • Семейные тематические фотоконкурсы:

- «Наш любимый питомец»

- «Моя семья»

- «Моя спортивная семья»

- «Мама и я, счастливые мгновения»

  • Участие в акциях:

- «Письмо солдату»;

- «Безопасные каникулы или Новый год по «Правилам»;

- «Открытка солдату»;

- «Протяни руку - лапам» (благодарность);

- «Селфи с мамой»

- Всероссийская акция «10000 шагов к жизни»(диплом);

- «Сдай батарейку — сбереги природу»;

- по ПДД «Безопасная дорога»

- по ПДД «Жизнь важнее скорости»

- «Осенний кросс» (диплом)

  • День добрых дел:

- «Снежные постройки»

-  подготовка участка к летнему периоду (роспись стен веранды, покраска уличного оборудования)

- Совместное создание в группе огорода

Октябрь-май

Воспитатель

Родители,

воспитанники

2.

Участие воспитанников, родителей (законных представителей) в творческих конкурсах и мероприятиях различного уровня.

В течение

периода

Воспитатель

Дети,

родители

3.

Фото- видеоотчет о мероприятиях

В течение

периода

Воспитатель

Дети,

родители

4.

Размещение информации в группе и соцсетях

В течение

периода

Воспитатель

Дети,

родители

Третий этап - заключительный – анализ эффективности проекта

1.

Анализ участия детей, педагогов, родителей в творческих мероприятиях различного уровня. Доска достижений и рубрика в родительском сообществе «Наши успехи»

Май

Восптатель

Дети,

родители

2.

Изучение удовлетворенности родителей деятельностью детского сада (анкетирование)

Май

Администрация

ДОУ

Родители

3.

Анализ активности и инициативности родительского сообщества в процессе совместной деятельности через творческую мастерскую. (анкетирование, тест- опрос)

Май

Администрация

ДОУ

Родители

Риски реализации проекта и пути преодоления

Риски

Меры для минимизации рисков

Отсутствие заинтересованности родителей к участию в проекте

Применение эффективных игровых технологий, вовлечения детей в реализацию проекта.

Пассивность, инертность родителей по отношению к участию в деятельности лаборатории.

Создание атмосферы соревновательности для привлечения родителей к участию в творческой мастерской, поощрение, награждение.

Дефицит времени для осуществления проекта

Разработать качественную систему мероприятий, которые заинтересуют родителей.

        

Заключение

Таким образом, семейная творческая мастерская «Лучики», как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями, помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, повысить  уровень  педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, но и заложить предпосылки по формированию нравственных норм и привычек. В результате таких встреч родители сдружились, стали общаться между собой, активно принимать участие в конкурсах с результатами совместного труда и творчества.

Список литературы:

1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном  ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94

2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С. 66-70

3. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. - М.: "Академия развития", 2009. - 224 с.

4. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: "Белгор. гос. ун-т", 2009. - 177 с.

5. Воспитатели и родители: Из опыта работы. - М.: "Просвещение", 2009. - 96 с.

6. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодeйствия. - М.: "Учитель", 2008. - 111 с.

7. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010. - 144 с.

8. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.

9. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. - М.: "Учитель", 2010. - 111 с.

10. Детский сад и семья /под ред. Т.М.Марковой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 2010. - 207 с.

11. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М..: "Просвещение", 2011. - 190 с.

12. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2009. — 80 с.

Интернет-ресурсы:

1. https://www.pdou.ru/conference_notes/299

2. https://www.megapredmet.ru/1-38729.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Выставочная деятельность как средство взаимодействия с родителями"

В ролике представленны материал по выставочной деятельности МБДОУ за три года. В нем использованны персональные выставки сотрудников, детей и родителей....

Презентация "Семейная творческая мастерская, как средство взаимодействия ДОУ и семьи".

Представление одной из форм  работы  с родителями -  семейная творческая мастерская "Учимся творить вместе"....

Консультация "Семейная художественная студия, как средство взаимодействия ДОУ и семьи"

Опыт работы для представления на РМО, консультация для педагогов....

Творческий проект Шкодиной Н.Ф. по взаимодействию ДОУ с семьей: «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Одной из главных задач ДОУ является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Родители и педагоги должны стать единомышленниками в этом процессе. Необходимо как можно чаще...

Проект «Семейный театр как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»

1. Проект «Семейный театр как средство взаимодействия  дошкольного образовательного учреждения с семьей" 2. Фотоматериал...

Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...