Проект в средней группе на тему: «Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»
проект (средняя группа)

Титова Татьяна Николаевна@

 

Проект

в средней группе на тему:

«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с русскими народными традициями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_izba.docx60.62 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно -нравственное становление детей. Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой. Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка - это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.

Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому я серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Цель проекта: Знакомство детей средней группы с русскими народными традициями. Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.

Задачи:

  • Формировать представления об устройстве русской избы;
  • Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
  • Познакомить русским народным костюмом.
  • Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источников;
  • Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности.
  • Привлечь родителей в творческо - образовательный процесс.

Вид проекта: познавательно - творческий, 1 месяц - краткосрочный.

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, инструктор по Ф.Р., родители.

Ожидаемые результаты проекта:

- дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,

о ее устройстве;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

- изготовят макет русской избы;

- будет создан мини-музей «Русская изба».

- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Краткое содержание проекта:

Мотивационный:

  1. Подбор литературы. Составление конспектов.

Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии).

  1. Проведение консультации с родителями: «Мини- музей в детском саду», привлечение родителей к созданию мини-музея.
  2. Папка-передвижка «Как жили наши предки».
  3. Изготовление предметов обихода для макета избы (сундуки, столы, лавки, посуда и т.д.) (совместно с родителями)
  4. Составление словаря, картотеки пословиц и поговорок.
  5. Чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Деятельностный:

  1. Беседа «Что такое русская изба?» презентация «Русская изба».
  2. Рассказ и просмотр фильма «Как строили дом на Руси».
  3. Творческая мастерская: Изготовление макета «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна).
  4. Рассматривание картинок «Старинные предметы домашнего быта».
  5. Творческая мастерская. Лепка «Посуда из глины».
  6. С.д. работа с раскрасками на тему "Деревянные ложки"
  7. НОД. Аппликация «Ой, какой красивый сарафан».
  8. Дидактическая игра «Построй избу».
  9. Дидактическая игра «В русской избе».
  10. НОД. «Познание» «Путешествие по русской избе».
  11. Физкультминутка «Как в деревне у пруда стоит ладная изба».
  12. Русские народные п/игры: «Ворота», «Заплетись плетень»
  13. Заучивание пословиц, поговорок.
  14. Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей»
  15. Игры – драматизации: «Теремок», «Лиса и заяц»
  16. Спортивное развлечение «Путешествие в мир русских народных игр».
  17. Чаепитие.

Презентационный

  1. Выставка коллективной работы мини-музей «Русская изба».
  2. Презентация проекта детьми. Самооценка результатов реализации проекта.

Форма презентации: Познавательно- творческая.

Этапы проекта:

Этапы

Форма работы

(с наименованием)

Задачи

Срок реализации

Время в режиме

Место проведения

Мотивационный

Подбор литературы.

Составление конспектов.

Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии).

1 неделя

Первый день

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

Проведение консультации с родителями: «Мини- музей в детском саду», привлечение родителей к созданию мини-музея.

Папка-передвижка «Как жили наши предки».

Повышать компетентность

родителей

в области истории и культуры русского народа.

1 неделя

Первый день

Вторая половина

дня

Группа д/с

Воспитатель

Изготовление предметов обихода для макета избы (сундуки, столы, лавки, посуда и т.д.)

Развивать творческие способности.

Группа д/с.

Дом.

Воспитатель Родители.

Составление словаря, картотеки пословиц и поговорок.

Самостоятельное исследование и поиск информации совместно с родителями.

1 неделя

Третий день

Первая и вторая половина дня

Детский сад, группа.

Воспитатель

Дом

Родители

Чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источниках.

1 неделя

Четвёртый день.

Вторая половина дня

группа.

Воспитатель

Дом

Родители

Деятельностный

Беседа на тему: «Что такое русская изба?»

Познакомить детей с жилищем русского народа;

Презентация «Русская изба»

Расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке.

1 неделя

Пятый день

Первая полвина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

Рассказ педагога, просмотр фильма «Как строили дом на Руси» Формировать представления о строении избы.

Рассказать о том, как строили на Руси (о частях русского дома, о процессе строительства).

2 неделя

Первый день

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

Творческая мастерская: Изготовление макета «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна)

Закреплять умение скручивать трубочки (стены – брёвна)

2 неделя

Первый день

Вторая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

Рассматривание картинок «Старинные предметы домашнего быта». Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.)

Формировать представления о предметах домашнего обихода, их названиями и назначением.

2 неделя

Второй день

Первая половина дня

Группа

Творческая мастерская.

Лепка

Посуда из глины.

Цель занятия: Создать условия для закрепления умения детей лепить посуду из глины.

Задачи:

-отрабатывать приемы лепки;

-воспитывать активность, самостоятельность, аккуратность;

-развивать навыки коллективной работы;

-развивать творческие способности.

2 неделя

Второй день

вторая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

С.д. работа с раскрасками

на тему "Деревянные ложки"

#1042;оспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

#1056;азвивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, договариваться, помогать друг другу.

3. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

#1056;азвитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности.

#1057;тимулировать речевую активность детей через свободное общение с взрослыми и детьми.

#1060;ормировать умения работать с различными художественными материалами.

#1060;ормировать технические навыки и умения.

2 неделя

Третий день

вторая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

ОД «ХЭР» Аппликация «Ой, какой красивый сарафан»

Цель: Продолжать знакомить детей с обычаями русского народа, с русским народным костюмом-сарафаном. Воспитывать желание узнать интересное об одежде людей; умение создавать красивые вещи своими руками; видеть красоту в окружающих предметах.

Продолжать учить детей располагать детали на определенном расстоянии друг от друга. Развивать глазомер, внимание, усидчивость, аккуратность при работе с клеем.

Вызвать у детей веселое настроение, желание помочь кукле.

2 неделя

Четвёртый день.

Вторая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

.Дидактическая игра «Построй избу».

Развивать мелкую моторику рук. Закрепить умение собирать картину из множества частей.

2 неделя

Четвёртый день.

Вторая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

.Дидактическая игра

«В русской избе»

Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

2 неделя

Пятый день

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

НОД «Познавательное развитие» «Путешествие по русской избе» Формировать представления о традициях русского народа

Продолжать знакомить детей с предметами обихода в избе, с убранством, рассказать о функциях главного в избе - печи.

3 неделя

Первый день.

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель.

Физкультминутка «Как в деревне у пруда стоит ладная изба».

Способствовать оздоровлению детей с помощью проведения физкультминуток

3 неделя

Первый день.

Первая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель

Русские народные п/игры:«Ворота», «Заплетись плетень» Познакомить детей с русскими народными играми.

Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции

3 неделя

Четвёртый и

пятый день

Первая и вторая половина дня, прогулки

Детский сад Группа д/с

Воспитатель

Заучивание пословиц, поговорок

Продолжать знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему.

4 неделя

Первый день

Первая половина дня

Группа д/с

Воспитатель

Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей»

Обогащать игровой опыт детей

4 неделя

Второй день

вторая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель

игры – драматизации: «Теремок», «Лиса и заяц»

Обогащать игровой опыт детей

4 неделя

Третий день

вторая половина дня

Группа д/с.

Воспитатель

Спортивное развлечение «Путешествие в мир русских народных игр».

Чаепитие.

Задачи

1. Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.

2. Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.

3. Доставить детям радость.

4. Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.

4 неделя

Пятый день

Первая и вторая половина дня

Спортивный зал.

Воспитатель и инструктор по Ф.Р.

Презентационный

Выставка коллективной работы мини-музей «Русская изба»

Группа д/с

Воспитатель

Презентация проекта детьми. Самооценка результатов реализации проекта.

Совместное обсуждение полученных результатов ребят.

Положительная динамика взаимодействия с родителями.

Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

Группа д/с

Воспитатель

Приложения

Беседа «Что такое русская изба?»

Задачи:

Образовательные: Продолжать формировать представления детей о традициях русского народа, о русской избе - жилища крестьянской семьи.

Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода ( миски, ложки, чугунок).

Развивающие:

Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

Материалы и оборудование:

Предметы домашнего обихода

Пластилин, дощечки для лепки, стека

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

Ход занятия

Звучит русская народная музыка.

Вступительная часть.

Воспитатель: Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?

Дети: Печь.

Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы.

Беседа о печи.

  • Почему печь занимала так много места?
  • А для чего она нужна?
  • Каким цветом была печь?
  • О печи в народе придумывали пословицы и поговорки.Почему к печи относились уважительно?

Пословицы и поговорки.

Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы об избе? Давайте их проговорим:

  • « Без печи хата – не хата».
  • « Когда в печи жарко – тогда и варко».
  • « Что есть в печи – все на стол мечи».
  • «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Воспитатель: Молодцы. О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

Беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари.

Воспитатель загадывает загадку:

Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок: Как вы думаете, зачем он нужен? В чугунке варили кашу, щи.

- В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).

Воспитатель: Вот какую загадку загадаю, послушайте.

Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет. ( Ухват).

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Хороводная игра.

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.

Продолжение осмотра музея.

Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Загадка

Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь. (Веретено).

Особенности одежды.

Воспитатель: Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.

Рассмотрение иллюстрации из русских сказок.

Воспитатель: Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:

Сверху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.

Практическая работа с пластилином.

Воспитатель: Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски , а может кто захочет и самовар слепить .

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба».

— Вам понравилось? (Ответ детей).

— Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Рассказ педагога «Как строили дом на Руси»

Задачи:

Образовательные: Формировать представления о строении избы. Рассказать о том, как строили на Руси (о частях русского дома, о процессе строительства).

Развивающие: Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка. Расширить словарь: изба, кровля, плотник, клеть, сруб, венец, матица, причелина, красное окно и т.п.;

Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства.

Материалы и оборудование: таблицы - схемы: строение дома, инструмент плотника, части дома, виды русских домов и т.д.; слайды о строительстве дома и его частей - «Древнерусский дом», «Народоведение»; заготовки из бумаги: бревна, крыша дома и основа дома – каркас из картона для моделирования русской избы; писчая бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеенка для стола.

Историческая справка: Русское слово изба происходит от древнеславянского слова «истьба». Истьбою, истопкою называли жилой сруб, в котором топили печь, в отличие от клети, которая не отапливалась.

Дома для больших семей составляли из нескольких срубов, в два-три этажа, с двухэтажными рублеными дворами. Строили дома и с внутренними рублеными стенами. Если такая стена делит дом пополам, то он называется пятистенок; дом шестистенок, – как бы два сруба под одной крышей. Строили дом из сосны. Это самое лучшее дерево, смолистое, дождей и снега боится меньше других деревьев, а значит, и дольше не загнивает. Из ели заготавливали кровлю, а покрывали кровлю чаще всего осиновой щепой или фигурными дощечками (наподобие черепицы), которые назывались лемехом.

Начиналась любая стройка из дерева со складывания дома из огромных бревен с пазами понизу, чтобы каждое следующее бревно очень плотно ложилось на нижнее. На концах брёвен делались ещё и особые вырубки, чтобы брёвна намертво сцеплялись друг с другом. Вся эта работа называлась «вязать сруб», т.е. связывать прямоугольник. Сруб - это основа любого строения на Руси.

Никаких гвоздей, как правило, никогда не использовали, но ни одно бревно в таком срубе невозможно было двинуть – так накрепко они соединялись. Основа у всех деревянных строений была одна – клеть или сруб, из четырёх стен. Клеть состоит из уложенных друг на друга венцов из бревен. Венец на венец – так растёт сруб в высоту. Самый нижний, первый и самый важный венец в срубе назывался окладной. Его клали на четыре камня, вкопанных по углам в землю или на смоляные и обожженные комли – толстые деревья, которые почти не гниют. Их называют стульями.

Каждый следующий венец складывали из огромных бревен с пазами понизу, чтобы каждое следующее бревно очень плотно ложилось на нижнее. На концах бревен делались ещё и особые вырубки, чтобы они уже намертво сцеплялись друг с другом. На последний, верхний, венец поднимали и укладывали поперек со стены на стену матицу – мощную балку, к которой крепится потолок. Матица в доме имеет важное значение: она скрепляет отдельные потолочные бревна в дружную семью. В народе существует много сочиненных загадок про матицу, например: Мать – в избе, рукава – на дворе.

Самое чудесное в деревянном доме – крыша, прочно сделанная без единого гвоздя, никакие ветры и бури ей не страшны. Делали крышу так. Подняв сруб на нужную высоту, плотники продолжали рубить переднюю и заднюю стены, укорачивая постепенно разом бревна. Получались треугольники – фронтоны, а по-русски – очелье: то, что над челом, лицо дома. Одновременно по скату очелья через бревно в самцы врубались слеги – продольные брёвна, которые несли на себя всю тяжесть крыши. Вырубались «курицы» из тонких елей. Их корчевали в лесу с корнями, которые превращались под умелым топором в птичьи головки, Головками вниз «курицы» укладывались на слеги, и шейки их держали выдолбленное бревно – потто, водотечник.

Сверху на крышу укладывались доски кровли одна на другую так, чтобы они не пропускали воду. В верхние венцы сруба врубали поперёк простое бревно, поддерживавшее брёвна потолка. Украшали избу по-особенному, неукрашенных изб почти на Руси не было. Дом-это мир человека, защита его от окружающей чужеродной среды, поэтому к украшению дома относились особенно внимательно. Передняя сторона дома – это лицо, окна – «очи дома». Узоры вокруг окна называются наличниками, т.е. украшающие лицо. Выступ над окнами украшается резной лобовой доской, т.е над челом – так в старину называли лоб. Украшение вокруг – очелье, украшение углов – причелины, избу считали живой.

Ход рассказа.

Педагог знакомит детей с технологией строительства макета деревянной избы. Для этого необходимы заготовки из бумаги – брёвна, крыша дома, и основа дома – каркас из картона, писчая бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеёнка для стола, тряпочные салфетки.

Для брёвнышек лучше брать бумагу потоньше, а для крыши более плотную. Брёвнышки надо скатать, наматывая бумагу на карандаш и склеивая. Делают их двух размеров – длинные и короткие. Все брёвнышки наклеивают на каркас – основу дома для крепости и ровности строения. Так легче сложить избу, укладывая брёвна «с остатком», но делая выпуски через ряд. Чтобы не прорезать окна, наклеивают фольгу или тёмную бумагу, а затем делают узорные наличники. На верх крыши приклейте конёк и украсьте чело избы – фронтон. Верх фасада украшается узорными досками и «полотенцами», красное окно также украшается разными наличниками и ставнями. После украшения к входной двери прикрепляется крыльцо, которое также украшается по верху крыши. На верх крыши дома прикрепляются конёк и изображение образного конька.

Беседа на тема: «Деревянное зодчество»

Задачи:

Воспитывать интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества на Руси.

Обогащение словаря детей: зодчий, плотник, сруб, наличники, ставни, розетка, зубцы резьбы, сени, горница. Активизация словаря: кирпичный, каменный, бетонный, деревянный

Развивать внимание, зрительную память.

Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами будем говорить о деревянном зодчестве на Руси.

Зодчий – красивое слово, именно так в старину называли на Руси строителей.

Как вы думаете, из каких материалов можно построить дом? (из дерева, кирпича, камня, бетона)

Как будет называться дом, построенный из кирпича (кирпичный), из камня (каменный), из бетона (бетонный), из дерева (деревянный).

Ребята в старину дома строили чаще из дерева, потому что вокруг много лесов, древесины.

Наша Россия издревле славится своими лесами. Дерево у нас самый доступный и самый дешевый строительный материал.

Деревянные дома строят мастера - плотники. Дом, построенный из деревянных бревен, называли - изба.

В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома - «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.

Изба состояла из двух частей: в нижней части – находился подвал, здесь хранили урожай и заготовки на зиму. В верхней части дома – жилое помещение.

Крыши у домов делали двух разных видов: двускатные (похожие на шалаши) и четырехскатные(как пирамиды) - демонстрация образцов. А на крыше избы всегда помещали конек. Вот посмотрите в книге и на избушке.

Конек считался и украшением, и оберегом дома. Часто внук, строя новый дом, брал конька с дома деда на счастье. О коньке говорили:

«Выше всех сидит,

На весь мир глядит,

На красно солнышко,

На ясный месяц».

Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило.

Крыльцо всегда строили с навесом, чтобы было на нем чисто да сухо в любое время года. А вот навесы по форме могли быть разные: (показ иллюстраций) односкатные – с одним резным столбиком,двускатные или полукруглые с двумя резными столбиками и небольшими перилами.

Зодчие старались украсить свои жилища – избы. Украшали ажурной резьбой. Окна украшали резными наличниками.

Узоры резьбы тоже были разнообразными: зубцы прямоугольные, треугольные, полукруглые с углублениями или отверстиями внутри (демонстрация)

Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей.

Ставни также украшали резными узорами.

Очень часто использовали украшение – «розетку»( демонстрация образцов)

Узоры в резьбе образуются из геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов или из растительных элементов: листьев, веток, цветов, ягод. Эти элементы складываются в орнамент и получаются узоры невиданной красоты.

  • Круг – это изображение солнца – было связано с мечтой о добром небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина. В народе говорят: «Не земля хлеб родит, а солнце».
  • Дуга – это изображение радуги – оно означало, что наступило наконец желанное лето. Вырезая дугу, человек призывал к себе в помощники добрые силы природы.
  • Прежде, чем делать резьбу, мастер прорисовывает ее на заготовках, как мы видели в книге.
  • Ребята, а может быть, вы сами хотите побыть мастерами? Давайте мы с вами разделимся на две группы: одна группа попробует прорисовать элементы резьбы на заготовках для дома, а другая группа прорисует элементы резьбы на заготовленных изображениях домиков. Для этого пройдите за столы.

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Как в деревне у пруда

Стоит ладная изба.

Окошечки резные,

Ставни расписные,

Живет там добрая семья -

Хозяйка, хозяин и их сыновья.

Их умелые руки не знают скуки,

Засиделись в избушке братцы,

Захотел большой прогуляться,

Да скучно ему гулять одному,

Зовет он братцев всех прогуляться.

Слова сопровождаются движением рук.

Дети прорисовывают на полосках бумаги элементы деревянной резьбы простым карандашом, разукрашивают красками. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу.

НОД « Познавательное развитие»:

«Путешествие по русской избе»

Задачи:

Образовательные: формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро

Развивающие: обогатить словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта, а также реальные предметы быта: печь, пряха, люлька, чугунок, коромысло, ухват, самовар.

Предварительная работа: изучение пословиц и поговорок о предметах быта в старину.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации, а также реальные предметы.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.

Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

Без печи хата - не хата.(слайд №2)

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т.д.) Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь?(ответы детей).Правильно, человек который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Печь не только обогревала избу, как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь?(ответы детей). Правильно, в печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством , а какие поговорки вы знаете о печи и об избе?

Что есть в печи - всё на стол мечи.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

(слайд №3)

А теперь послушайте загадку:

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.( слайд №4).

Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Для приготовления пищи люди в старину пользовались различными предметами, а какими вы узнаете, если отгадаете загадки (слайд №5)

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом (слайд №6).Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью. Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. А какие поговорки вызнаете о лаптях?

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички -розни.

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Не учась и лапти не сплетёшь.

(слайд №7)

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой -десять дней.

Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди такой же».

Найти современные предметы в группе.

Печь-плита электрическая

Самовар-чайник

Котелок-кастрюля

Утюг чугун1ный - утюг электрический

Люлька-кроватка

Лапти-туфли

Сундук-шкаф

Воспитатель: ну вот мы с вами и побывали в прошлом, узнали как жили наши предки, какими предметами быта они пользовались.

Словарь ( как объяснить детям непонятные слова)

Амбар - Строение для хранения зерна, муки, припасов,

Венец - четыре скреплённых брёвен, образующих один ярус деревянного сруба.

Горница - чистая половина крестьянской избы, как гостиная

Зодчий - строитель, архитектор.

Изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской местности России.

Изгородь - лёгкий забор, ограда (обычно из вбитых в землю кольев с поперечно укрепленными жердями).

Клеть - отдельная нежилая постройка для хранения имущества; кладовая.

Конёк - украшение и оберег дома, помещался на крышу избы.

Кочерга - толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи.

Коромысло - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер

Комли - вкопанные по углам в землю смоляные и обожженные толстые деревья.

Кровля - покрытие крыши.

Лемех - фигурная дощечка (наподобие черепицы).

Лобовая доска - крепилась над окнами на верхние бревна сруба.

Люлька - кроватка для младенца.

Матица - мощная балка, к которой крепится потолок. Матица скрепляет отдельные потолочные бревна.

Наличник - узоры на деревянных дощечках, расположенные вокруг окна.

Околица - улица в деревне и местность вокруг поселения.

Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Очелье - расположено в верхней части окна, служит не только для украшения, но и предохраняет окно от осадков, т.к. немного выступает за его плоскость.

Палати на печи - самое теплое место в доме (спальное место детей и стариков).

Полотенце - один из элементов украшения деревянной избы.

Плотник - тот, кто занимается обработкой древесины, постройкой деревянных зданий.

Подызбица - нежилая нижняя часть избы (для кладовой или для содержания мелких домашних животных).

Полотенце - створка двери или окна в избе.

Порог - деревянный брус на полу в нижней части дверного проёма.

Причелина - доски с резным орнаментом, покрывающие края крыши.

Печь - для приготовления пищи и обогрева помещений.

Резьба – один из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.

Розетка - декоративный мотив в виде распустившегося цветка, применяемый в убранстве фасадов и интерьеров зданий.

Рубленая изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой.

Сени - пристройка к деревенскому дому.

Свётелка - небольшая светлая комната в верхней части дома.

Слеги - продольные брёвна, которые несли на себя всю тяжесть крыши.

Сруб - стены рубленого деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен.

Самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая.

Ставня - деревянная створка, чтобы прикрывать окна в избе.

Ухват - приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов - железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти.

Ухожи - надворные постройки, которые располагались отдельно от жилой избы.

Хлев - Помещение для скота (коров, телят, овец), а также для крупной домашней птицы.

Чугунок - металлический горшок для приготовления пищи в печи.

Русские народные пословицы и поговорки

Своя избушка - свой простор.

Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

Красна изба углами, а человек добрыми делами.

Всего дороже честь сытая и изба крытая.

Мой дом - моя крепость.

Всякий дом хозяином держится.

Без хозяина дом - сирота.

Дом красится хозяином.

Коли изба крива - хозяйка плоха.

Хоть худ дом, да крыша крепка.

Своя хатка - родная матка.

Изба не без крыши.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки - изба.

Изба детьми весела.

Изба красна углами, обед пирогам.

Изба крепка запором, а двор - забором.

Что есть в печи, все на стол мечи

Хочешь, есть калачи, так не лежи на печи.

Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть.

Хлебом не корми, только с печи не гони!

У холодной печи не согреешься.

Был бы лес, а топор всегда найдется!

Не бравшись за топор, избу не срубишь!

Без топора по дрова не ходят.

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Русские народные подвижные игры

Игра «Заплетись, плетень!»

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10– 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

  • Заяц, заяц не войдет
  • В наш зеленый огород!
  • Плетень, заплетайся,
  • Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес,осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

  • Не войдет и другой раз,
  • Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Игра «Золотые ворота»

Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):

«Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.

Консультация для родителей

«Мини-музей в детском саду»

Мини-музей даёт возможность формировать, обогащать представления детей об окружающем мире, расширять кругозор, поддерживать интерес к коллекционированию, развивать любознательность и творческие способности.

В группе у детей игрушки, а в мини-музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые, орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, экспериментировать, действовать с ними. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось от поколения к поколению. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев можно организовать различные выставки. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В работе по созданию мини-музея можно условно выделить несколько этапов:

  • Обозначение темы, согласно комплексно-тематическому планированию ДОУ, с актуализацией на развитие познавательной активности воспитанников.
  • Привлечение детей и родителей к пополнению коллекции экспонатов мини-музея по теме, с последующим совместным изготовление экспонатов.
  • Изучение экспонатов (составление описательных рассказов по теме, опираясь на экспонаты, развитие творческих способностей путём изображения данных экспонатов на листе бумаге, придумывание загадок и сказок по тематике, отображение в театральной деятельности и др.).
  • Самостоятельная деятельность детей в мини-музеи (рассматривание, исследование, работа в парах, игры с экспонатами). Организация различных выставок детских работ, выполненных совместно с взрослыми.
  • Приглашение детей других групп на экскурсию в мини-музей (в данной ситуации дети пробуют себя в роли экскурсовода).
  • Совместные мероприятия с родителями по заданной теме (праздники, конкурсы, развлечения).

Работая по данной теме, обратила внимание на то, какое бесценное влияние оказывает музей на воспитание дошкольников: расширение кругозора, обогащение словарного запаса, формирование познавательно-исследовательских способностей. Дети узнают интересные факты об исторических событиях, об истории происхождения предметов старины; у них развиваются тактильные ощущения, так как они могут потрогать, поиграть, поэкспериментировать с объектами мини-музея. При создании детьми музейных экспонатов, развиваются творческие способности, фантазия, воспитанники с огромным интересом создают поделки в нетрадиционных техниках, очень любят демонстрировать их при проведении экскурсий, делятся опытом со сверстниками.

Комплексное занятие в средней группе «Ой, какой красивый сарафан»

Цель: Продолжать знакомить детей с обычаями русского народа, с русским народным костюмом-сарафаном. Воспитывать желание узнать интересное об одежде людей; умение создавать красивые вещи своими руками; видеть красоту в окружающих предметах.

Продолжать учить детей располагать детали на определенном расстоянии друг от друга. Развивать глазомер, внимание, усидчивость, аккуратность при работе с клеем.

Вызвать у детей веселое настроение, желание помочь кукле.

Материал: комната оборудована под русскую избу, сарафаны украшенные разным орнаментом; кукла в р.н. сарафане и кокошнике; клей, кисточки для клея, заготовки сарафанов, детали для украшения; р.н. мелодия, магнитофон.

Ход занятия:

Дети входят в «избу»

Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие! Проходите! Какие вы красивые, веселые. Посмотрите, и мы с Дашей порядок в избе навели, вас ждали. Садитесь. Скажите, вы Дашино письмо получили?(ответы детей) Ребята, Даша позвала вас в гости, чтобы показать свой новый наряд. Она ходила в магазин и купила себе красивую одежду. Даша выходи, покажи ребятам, что ты купила. (появляется кукла в сарафане)

- посмотрите ребята, что купила себе Даша? (сарафан)

- правильно, сарафан. Это русский народный костюм. Давным-давно сарафаны ткали на самодельных ткацких станках, дома. А сейчас ткань производят на ткацких фабриках. Посмотрите, как красиво украшен сарафан. Ребята, я сегодня тоже одела сарафан. Скажите, одинаково ли украшен наши сарафаны?

- нет, не одинаково. У Даши на сарафане квадраты и круги, а у вас цветы.

- Правильно, у Даши сарафан украшен геометрическим орнаментом, а мой сарафан-растительным орнаментом. Посмотрите, украшение идет по центру и по низу. Скажите, а какие цвета взяты для украшения, темные или светлые? (светлые)

- сарафаны украшают вручную, это очень трудоемкая работа. Сарафаны шьют и для дома и для праздников. Как вы думаете, мы одели сарафаны для домашней работы или для праздника?(для праздника)

- посмотрите дети, а что у Даши на голове? (кокошник)

- обратите внимание, что кокошник украшен так же как и сарафан. Вам нравится наряд, который купила себе Даша? (ответы детей)

- ребята, Даша предлагает вам поиграть. (Проводится игра «Мостик»)

- ой, ребята, вы не знаете, почему вдруг Даша стала такой грустной? (нет не знаем)

- Даша, говорит, что скоро праздник девочек и мам, а она не успела украсить сарафаны для своих подружек, что ей делать не знает. Подскажите? (ответы детей)

- а давайте мы с вами украсим сарафаны с помощью аппликации. Посмотрите, у меня на столе лежат картинки, на которых нарисованы цветы и круги. Вы их разберите и подойдите к тем столам, на которых такие же картинки на кубиках. (дети делятся на 2 группы)

- прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, что мы будем делать сначала, а что потом.

- сначала разложим детали, потом аккуратно намазываем клеем детали и приклеиваем. Лишний клей убираем салфеткой.

- скажите, нужно ли спешить? (Нет, нужно работать не спеша, поспешишь-людей насмешишь.)

- все правильно. А теперь приступайте к работе. (самостоятельная работа детей, во время которой звучит спокойная русская народная музыка.)

- посмотрите ребята, какие нарядные и красивые сарафаны у вас получились. Как вы думаете, они понравятся подружкам Даши? (да, мы не спешили и старались).

- Ребята, Даша говорит вам спасибо за помощь. (кукла угощает детей, они прощаются и уходят).

Загадки:
Дом – белый.
Дверь – черная.
Хозяин красный.
Что в дом вошло –
Все в небо ушло. (печка)


  • То она печет блины,
    То показывает сны. (печка)

  • Доскажите словечко:
    - зимой нет теплей, а летом нет холоднее. (печка)

  • - обогреватель в сельском доме. (печка)

  • Полка, на которую ставились иконы. (божница)

Предмет мебели для хранения посуды. (полка)

Волк, смотри, - сказал он волку, -
Станешь зубы класть на. (полку)


  • На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. (лавка)

Под крышей - ножки,
На крыше – ложки,
А рядом с ними
С похлебкой плошки. (стол)


  • Бабушкино хранилище (сундук)

Назовите одним словом (посуда)


  • В нем готовили пищу в печке. (чугунок)

В ней толкли зерно, очищая его от шелухи. (ступа)

Стоит бычище-

Проклеваны бочища. (изба)

Книга – раздвига

О четыре листа,

а середка пуста. ( изба)

Стоит Вахрамей,

Брови нахмурил. (крыша)

Сорок пол,

Один подол. (крыша из теса)

Основа деревянная,

Уток соломенный. (крыша из соломы)

На улице рогато,

А в избе – гладко. (углы дома)

В избе – комолые,

На улице – рогатые.(углы дома)

Четыре брата –

Годами равные,

Один главный. (углы дома)

На улице краюшки,

В избе ломотки. (стены, бревна в стенах избы)

Сто гостей,

Сто постелей,

У каждого гостя своя постель. (бревна и мох между ними)

Сто гостей,

Сто постелей,

Одному гостю постели нет.( бревна и матица)

Семьдесят семь Семенов,

Одна мать Матрена.

Двенадцать братьев,

Все Кондраты,

На одной подушке спят. (потолочины и матица)

Два брата всегда видятся,

А вместе не сойдутся. (пол и потолок)

Кругом по избушке – лягушки. (сучки в брёвнах)

Полна хата

Воробьев нагната.(сучки в брёвнах)

Лежит на лавке пятак,

Не выдернуть никак.(сучки в брёвнах)

Ниже верху,

Выше печи –

Греет плечи.(полати)

Кругом хаты

Синие лопаты.(окна)

Много соседей рядом живут,

А никогда не видятся. (сучки в бревнах)

Поле хрустальное,

Межи деревянные. (оконная рама и стекла)

Стоит Фёкла –

Глаза мокры. ( оконные стекла)

Два стоят, два лежат,

Пятый ходит, шестой водит,

Седьмой песенки поет. (косяки, порог, притолока, дверь, ручка, петли)

Две сестры

По край двери стоят,

В избу войти не смеют. (косяки)

В сенях ходит,

Да в избу не заходит. (дверь)

Всем, кто придет,

Всем, кто уйдет,

Руку подает. (дверная ручка)

Куда ни пойдешь,

Все за язык дернешь. (дверная ручка)

Соловьиное гнездышко

Ни в избе, ни на дворе. (дверные петли)

Стоит мальчик,

Скрюча пальчик. (крюк в стене)

Идет мужик на горку,

Задравши бородку. (крюк в стене)

Не плеть плетена,

Не вязь вязена,

Не узлы знать,

А не развязать.( цепь)

Хвост во дворе,

Нос в конуре,

Кто хвост повернет,

Тот и в дом войдет. (ключ в замке)

Маленький, пузатенький –

весь дом стережет. (замок)

Маленькая собачка

Свернувшись лежит,

Не кусает, не лает,

А в дом не пускает. (замок)

Узелок Кузьма –

Развязать нельзя. (замок)

Каждый ходит по мне

Летом и зимой,

А ездить нельзя. (лестница)

Крутая гора:

Что ни шаг – то нора. (лестница)

Золотая тетёрочка

По жёрдочке бежит. (огонь на лучине)

Стоит столбом,

Горит огнём:

Ни жару, ни пару, ни угольев. (самовар)

Тело бело, душа льняная

Маковка золотая. (свеча)


На горе – горище стоит голенище. (труба)

У нас под лавкой медвежья лапа. (полено)

Кривы, корявы,

Залегли, как павы,

А как стали горячи,

Облизали кирпичи. (дрова в печи)

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт, а сам на отдых идёт. (ухват)

Чёрный конь прыгает в огонь. (кочерга)

Полон засечек красных овечек,

Волк сивый вскочит – всех разгонит. (печь, уголья, кочерга)

Встану рано, пойду к Роману:

К длинному носу, к пустой голове. (рукомойник)

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается. (полотенце)

Стоит кошка – четыре ножки. (скамейка)

Есть спина,а не лежит,

Четыре ноги, а не ходит,

Но всегда стоит и всем велит. (стул)

Мочили, колотили, рвали,

Крутили и на стол клали. (скатерть)

Сам с ноготь, а борода с локоть. (веник)

Бегал бегунок, да шмыг в уголок. (веник)

На топтале был,на кружале был,

На пожаре был, домой пришёл – семью кормил. (горшок глиняный)

С ушами, да не слышит. (ушат)

У туши – уши, а головы нет.(кадка)

Весь лес в обрез, два дерева выше всех.

Мужик стоит, шесть поясов на нём. (лохань)

Ни свет ни заря – пошёл, согнувшись, со двора. (коромысло)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным искусством "Петушок и Баба Яга"

Программное сод-е : Использование на занятии мотивов русских народных сказок. Исполнение русских народных песен, закличек, танцев. Проговаривание скороговорок, рассказывание потешек, небылиц. Проведен...

Паспорт педагогического проекта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель»

Паспорт педагогического проекта  «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным промыслом – Голубая гжель». Цель проекта:Повысить уровень развития связной речи старших до...

Педагогический проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русской народной культурой и традициями»

Данный проект предназанчен для детей младшего дошкольного возраста. Цель проекта : : расширить представление детей о народной игрушке, народных праздниках, музыкальных инструментах . Познакомить ...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"

ull;Цель: теоретическое обоснование и определение  содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными традициями «Капусница»

В рамках прохождения лексической темы "Овощи" с детьми  5-7 лет с ТНР можно провести занятие (русский народный праздник «Капустница»), которое в интересной,увлек...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духов...