Материал из практического пособия " Казачий край , люби и знай". Конспект ОД в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию «Во славим имя казаков».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

 

Конспект ОД

в подготовительной группе детского сада

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Во славим имя казаков».

Цели: Познакомить детей с историческим прошлым

родного края.

Программные задачи:

   Образовательные: Формировать представление о  жизни

 и быте первых переселенцев.

    Развивающие: Развивать интерес к историческому

 прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с

 жизнью  казаков,

    Воспитательные : Воспитывать уважение к старшему поколению.
Материалы: Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, иллюстрации с изображением казачьего

жилья.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций  «Жизнь первых переселенцев,  альбома с открытками,  знакомство детей  с особенностями

повседневной жизни и труда казаков.

Ход ОД:

Звучит казачья народная песня. Под музыку дети подходят и  рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации.

Воспитатель:
Ребята, в начале нашего  путешествия вы слышали

 звуки музыки, звучала  красивая песня. А вы знаете, чья

это песня, кто её сложил?
Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель: А кто еще поет  казачьи песни?

Дети: Народ.                                                                        

               

Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо –

время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое.

Давайте вспомним, что означает слово  «казак».
Дети: «Казак» –  означает «вольный человек». Так называли свободных людей,  которые  прибыли охранять  границы  от неприятелей  и были на службе у царицы Екатерины II. 

Воспитатель:  Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они  поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы.  Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота  Императрицы Екатерины  II. Как вы думаете,  для чего царица подарила казакам землю?

Дети: за верную службу и для охраны южных границ.
Воспитатель:  Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?

Дети: Атаман Захария Чепега.

Воспитатель: Что сказал Атаман казакам?

Дети: Он сказал: «Здесь граду быть».

Воспитатель:  Слово «град»  означает город.

 Как казаки начали строить город.

Дети:  Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).

Воспитатель: «Здесь границу держать,

Защищать от врагов.

И пшеницу сажать,

И растить казаков».

 

59

 

 

Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы  для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?
Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.

Воспитатель: Чем покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.

Воспитатель:  Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень  много.  Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки  жить.  А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Дети: Они сажали  сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Воспитатель:  Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: Они охраняли южные границы России от врагов.

Воспитатель:  Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы  сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).

Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель:  У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

А теперь продолжим. Посмотрите на картинку. Как строили дома Дети: Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.

Воспитатель:  Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник.                                                  \

Все, кто участвовал в строительстве,  вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.
Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?

Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.

Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?

Дети:  В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

Воспитатель:  Казаки очень много строили. 

Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим,

 словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор

сохранили свои названия. Кореновская, Динская, Пашковская. Когда закончились войны,  казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковые грады 

стали  обычными городами, стали  расти и развиваться.

Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали

 и узнали много интересного.

Интересное получилось у нас путешествие в прошлое.

Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. 

А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о

 прошлом и еще больше стремились познать историю

 своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0000.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД

в подготовительной группе детского сада

по нравственно-патриотическому воспитанию

«Во славим имя казаков».

Цели: Познакомить детей с историческим прошлым

родного края.

Программные задачи:

   Образовательные: Формировать представление о  жизни

 и быте первых переселенцев.

    Развивающие: Развивать интерес к историческому

 прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с

 жизнью  казаков,

    Воспитательные : Воспитывать уважение к старшему поколению.

Материалы: Макет казачьей хаты, подворья. Альбомы с открытками, иллюстрации с изображением казачьего

жилья.

Предварительная работа: Рассматривание картин, иллюстраций  «Жизнь первых переселенцев,  альбома с открытками,  знакомство детей  с особенностями

повседневной жизни и труда казаков.

Ход ОД:

Звучит казачья народная песня. Под музыку дети подходят и  рассматривают макеты крепости, хаты, подворья, иллюстрации.

Воспитатель:

Ребята, в начале нашего  путешествия вы слышали

 звуки музыки, звучала  красивая песня. А вы знаете, чья

это песня, кто её сложил?

Дети: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель: А кто еще поет  казачьи песни?

Дети: Народ.                                                                        

Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо – колесо истории народа. Если я его поверну вправо –

время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое.

Давайте вспомним, что означает слово  «казак».

Дети: «Казак» –  означает «вольный человек». Так называли свободных людей,  которые  прибыли охранять  границы  от неприятелей  и были на службе у царицы Екатерины II.  

Воспитатель:  Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они  поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы.  Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота  Императрицы Екатерины  II. Как вы думаете,  для чего царица подарила казакам землю?

Дети: за верную службу и для охраны южных границ.

Воспитатель:  Кто возглавил казачье войско и первым отправился в путь для освоения земель?

Дети: Атаман Захария Чепега.

Воспитатель: Что сказал Атаман казакам?

Дети: Он сказал: «Здесь граду быть».

Воспитатель:  Слово «град»  означает город.

 Как казаки начали строить город.

Дети:  Казаки начали вырубать камыши, засыпать болота, на высоком берегу Кубани построили крепость, а вокруг укрепления (показывают на макете).

Воспитатель: «Здесь границу держать,

Защищать от врагов.

И пшеницу сажать,

И растить казаков».

Я вам прочитала стихотворение Ивана Вараввы  для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?

Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.

Воспитатель: Чем покрывали крышу?

Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.

Воспитатель:  Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень  много.  Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций). Так и стали казаки  жить.  А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?

Дети: Они сажали  сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Воспитатель:  Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети: Они охраняли южные границы России от врагов.

Воспитатель:  Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы  сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).

Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.

Воспитатель:  У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

А теперь продолжим. Посмотрите на картинку. Как строили дома казаки?

Дети: Казаки строили дома все вмести, помогали друг другу.

Воспитатель:  Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник.                                                  \

Все, кто участвовал в строительстве,  вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.

Как огораживались хаты казаков? Что мы видим на макете?

Дети: Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.

Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?

Дети:  В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

Воспитатель:  Казаки очень много строили.  

Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим,

 словом стали называться целые поселения. А потом курени превратились в станицы. Многие станицы до сих пор

сохранили свои названия. Кореновская, Динская, Пашковская. Когда закончились войны,  казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковые грады  

стали  обычными городами, стали  расти и развиваться.

Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали

 и узнали много интересного.

Интересное получилось у нас путешествие в прошлое.

Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее.  

А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о

 прошлом и еще больше стремились познать историю

 своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ» для детей старшей группы

Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего городка, надо его знать....

Занятие в подготовительной группе на тему нравственно патриотическое воспитание "Государственная символика России".

Программное содержание: продолжать знакомить детей с государственной символикой России, воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине; развивать у детей желание рассказать о своей Родине.Пр...

НОД по познавательному и речевому развитию «Родной свой край люби и знай» с детьми подготовительной группы.

НОД по познавательному и речевому развитию на тему: «Родной свой край люби и знай»...

Проект в подготовительной группе по развитию нравственно – патриотического воспитания «Этот день Победы»

Цель: воспитание у детей патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне....

На тему: «Люби и знай свою страну» (подготовительная группа)

Во время игры-викторины создаются условия для систематизации знаний и умений обучающихся в процессе продуктивной творческой деятельности, через применения интерактивных заданий; формируются умения: ор...

Сценарий викторины «Родной свой край люби и знай» для детей подготовительной к школе группы

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения представлений о России, о малой Родине....