Приложение (1) к проекту:"Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования"
проект по рисованию на тему

Семенова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЯ

[приложение1]

Немного истории

     Искусство украшения тканей- одно из древнейших искусств, которые когда-либо знало человечество. Техника росписи ткани «батик» известна с незапамятных времен.

      Издавна при помощи техники батик расписывались ткани Индии, Индонезии, Иране, Египте, Перу. До сих пор остается неизвестным, где впервые открыт способ батицирования.

Классической страной батика принято считать Индонезию, где эта техника была известна уже в 13 веке.

      Батиком называлась у народов Индонезии многоцветная ткань, для изготовления которой использовали особую технику.

      Рисунок на ткань наносили от руки тонким слоем воска с помощью воронок разного диаметра, потом изобрели инструмент-чан-тинг-маленький металлический ковшик с узким носиком. Разрисованная ткань погружалась в чан с краской. Ткань вынимали затем снимали часть воска, затем опять опускали в чан с краской

     Техника батика основана на том, что парафин, воск, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенные на ткань, не пропускают через себя краску, т.е. резервируют отдельные участки ткани

    Различают несколько видов техник росписи ткани- холодный батик и горячий. Техника горячего батика заключается в том, что силуэт или контуры рисунка наносят расплавленным парафином на ткань.

     Батик называют горячим именно потому, что парафин должен быть достаточно нагрет. После нанесения контура ткань окрашивают в холодном растворе красителя или же раскрашивают от руки. Затем ткань проглаживают горячим утюгом через бумагу для удаления парафина.

     При техники холодный батик- цветные узоры получаются с белыми обводками, используется резерв белого цвета. Сейчас выпускается и цветной резерв. Резерв после окрашивания не удаляется.

[приложение2]

Материалы и инструменты для росписи ткани с дошкольниками

1.Пяльцы или деревянная рамка

2.Простой карандаш

3.Ткань Х/Б

4.Кисти (№4-8)

5.Акварель, краски для ткани.

6.Резервирующий состав: клей ПВА в тюбике с тонкой насадкой( цветной и прозрачный).

7.Соль поваренная или для ванн

8.Фен

9.Утюг

10. Палитра

11.Стакан для воды

12.Газета или бумага

13.Фломастеры для ткани

14.Мелкие предметы: пуговицы, бобы, гаечки и пр.

[приложение3]

Способы и технология  ручной росписи ткани

Для того чтобы работа шла успешно, необходимо детям дать представления о технике исполнения батика, о последовательности ведения росписи и особенностях разведения красок. Существует много разновидностей «росписи по ткани»:

Горячий: простой, сложный, работа от пятна

Бандан: с помощью камешка, складной, сырым по сырому

Дополнительные эффекты: присыпка сухими красителями, крокле, процарапывание, отмывка белизной

Холодный: роспись по белому фону, роспись по предварительно окрашенному фону, цветная графика, витраж, многослойная техника, солевой эффект.

Свободная роспись

        Каждая из росписей имеет свою специфику и необходимо обратить внимание детей на особенности технического исполнения и результаты работы.

Исследуя искусствоведческую литературу было установлено, что существуют разные способы выполнения «росписи по ткани». Батик - это особая техника росписи, при которой на ткань сначала наносят рисунок тонким слоем воска, затем покрывают ее краской. В результате окрашиваются непокрытые воском участки. После удаления воска на ткани остается оригинальный, неповторимый рисунок.

Горячий батик

      Для выполнения горячего батика на ткань наносят контур рисунка специально резервирующим составом, природу для краски. Горячий батик можно условно разделить на 3 вида: простой в одно перекрытие; сложный батик в несколько перекрытий; батик, выполняемых «от пятна». При горячем батике простым способом резервирующий состав в соответствии с рисунком наносят на ткань, затем делают заливку всего полотна красящим раствором, не пропускают краску. После удаления состава они образуют одноцветный, светлый рисунок на цветном фоне. Переводят на ткань контуры рисунка резервирующим составом. Заливать плоскости красящим раствором можно после того, как шаблон будет отколот от ткани, а резервирующий состав, наведенный по контуру рисунка, хорошо посохнет. Для покрытия ткани красящими растворами пользуются мягкими, впитывающими влагу кистями (белки, соболь, полынок) различной ширины или специально изготовленными тампонами.          Ткань после заливки красящим раствором сразу протирают влажной ватой, чтобы равномерно распределить краску по поверхности и удалить ее излишки, также очистить от краски контур, на веденный резервирующим составом. Для выполнения горячего батика сложным способом в несколько перекрытий изготавливают несколько шаблонно отдельно для каждого перекрытия. Затем наносят краску нужного цвета. Когда она высохнет, наносят резервирующий состав. Перед тем, как сделать сплошную заливку ткани краской, нужно тщательно проверить весь ли рисунок, который должен остаться белым, закрыт резервирующим составом. Когда краска высохнет, накладывают следующий шаблон и резервируют элементы рисунка в соответствии с эскизом и делают очередную заливку. Выполнение горячего батика способом «от пятна» является наиболее сложным и интересным. Для выполнения росписи способом «от пятна» так же пользуются шаблонами. Чтобы изготовить их, на плотной бумаге намечают центры крупных элементов рисунка. Если рисунок более сложных, пользуются шаблонами, выполненными тушью. На ткани сверху или под ней, в зависимости от шаблона и сложности рисунка закрепляют шаблон и резервирующим составом закрывают те места, которые должны остаться белыми. Затем снимают шаблон и наносят на ткань расплывчатыми пятнами светлых красок в соответствии с эскизом. Снова закрывают составом готовые места и так повторяют до тех пор, пока рисунок изделия не будет полностью соответствовать эскизу.

Восковой батик

      Утонченные, изысканные узоры можно получить способом крашения «восковой батик». Для этого лучше взять ткань из натурального шелка. Кусок ткани разложите на ровной поверхности и нанесите на нее кисточкой расплавленный воск или парафин. После того как вся поверхность ткани будет покрыта тонким слоем воска, сомните ее в комок и поместите в красильный раствор при комнатной температуре. Ткань необходимо выдержать в красильном растворе в течение 12-24 часов. Краситель растворите в небольшом количестве теплой воды, раствор процедите в посуде для крашения, долейте холодной воды до необходимого объема и добавьте 1 столовую ложку 10 %-го столового уксуса. После окончания крашения выньте «комок» ткани и залейте его горячей водой. При этом парафин или воск расплавятся и поднимется на поверхность воды. Повторите эту операцию несколько раз. Для полного удаления парафина с ткани прогладьте ее, положив между листами белой рыхлой бумаги.

Батик по соли

      Его особенностью является отсутствие четко выраженных границ изображаемых объектов, использование раздельных мазков, белые просветы между которыми создают эффект «мерцания». На соленой ткани линии, точки мазки получаются немного размытыми, нечеткими, к тому же соль поглощает краску, поэтому работа получается немного цвета «манной». Особую выразительность батиковой картине придают проступающие не на цветном рисунке кристаллики соли. Заготовки из хлопчатобумажного материала или шелка опускают на некоторое время в перенасыщенный соляной раствор, затем высушивают, проглаживают утюгом. Для батиковой росписи используются жидкие красители тушь, растворы анилиновых и акварельных красок. Подготовьте мелкие емкости, в которых в дальнейшем будут создаваться различные оттенки выбранных вами цветов. Традиционное использование акварельных красок завершит художественно-изобразительный образ, расставит композиционно-цветовые акценты.

Роспись по накрахмаленной ткани

     Таким способом получаются красивые работы. Здесь можно использовать гуашевые, акварельные краски. Сначала надо накрахмалить ткань, накрахмаленная ткань должна хорошо высохнуть, затем на нее переносят заранее подготовленный рисунок через старую копировальную бумагу. Это могут быть цветы, животные, персонажи сказок, мультфильмов, басен. Роспись производят пером или маленькими кисточками от центра или середины рисунка, добиваясь нужного тона, насыщая красками свободными мазками нужные места.

Роспись с использованием клея ПВА

     Клей используется в этом виде росписи в качестве краскоограничительного состава и одновременно украшающего элемент. Сначала готовят краскоограничительный раствор. В небольшую емкость наливают до половины клей ПВА, в него добавляют бронзовую краску в порошке, если нужен иной цвет, разводят серебреную гуашь или темперу. Хорошо размешивают. Затем берут ткань, натянутую на подрамнике, с подготовленным рисунком и по контурам мягкой кисточкой наносят полоску клея с краской. Когда выполнены контуры, работу оставляют до полного высыхания. Затем берут краситель и производят роспись внутри контурных линий.

Узелковый батик

     На ткани завязывается узелок, перетягивается проволокой или прочной ниткой, тщательно прокрасить складки узелка цветной тушью, чернилами или акварелью, развязать этот узелок и завязать другой там, где это требуется, его складки прокрасить уже другим цветом. Фон закрасить поролоновым тампоном. Завязывать узелки на ткани можно по разному, делать их большими ил совсем маленькими, помещать два и более узелков один за другим. Рисунок будет зависеть и от того, как завязать саму нить. Если нужно оставить светлые промежутки, перевязать узелок нитью туго и наматывать ее широко. Изделие слегка подсушивается и еще влажным проглаживается. Таким образом, существует интересные технологии в «росписи по ткани» одни требуют трудоемкой работы, а другие просты и оригинальны по выполнению «росписи по ткани» как один из видов художественно ручного труда обладает большими возможностями в развитии творческих способностей человека.

Свободная роспись ткани

     В свободной росписи особенно проявляется талант, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.

     Иногда перед тем как преступить к свободной росписи по сухой ткани, её предварительно вымачивают в крепком солевом растворе для того, чтобы краска не растекалась. Можно ставить различные эксперименты, добавляя где-то резерв или солевой эффект, или используя спиртосодержащие вещества для увлажнения ткани.

     Роспись по сырому тоже разновидность свободной росписи. У работ, выполненных «по-сырому» необычно красивый эффект плавного перетекания краски одной в другую, что создает иллюзию воздушности. Можно вести кистью с краской прямо по увлажненной поверхности полотна, самостоятельно формируя рисунок, не используя готовых шаблонов для батика. Делать все нужно быстро, иначе на подсыхающей ткани образуются некрасивые подтеки.

[приложение4]

Конспекты занятий

Октябрь

ТЕМА 1. «ВОЛШЕБНАЯ ТКАНЬ»  (2 занятия)

Цели

знакомство детей с искусством батика, историей, способами и технологией выполнения;

создание узоров по замыслу средствами свободной росписи ткани, декорирование цветным контуром по ткани.

Задачи 

1.Обучающая: знакомство с искусством батика, с историей, творчеством современных художников росписи по ткани, а также способами и технологией выполнения росписи. Изучение свойства ткани, красок и использования их в работе. Использование элементов декоративно-прикладного искусства — орнаментов (геометрический, зооморфный, растительный, абстрактный и др.) и ритма. Знакомство со свободной росписью ткани и применением цветного контура. Отработка технических навыков и приемов работы в данной технике.

2.Развивающая: развитие эмоционального отношения к искусству росписи по ткани — батик. Учить находить красивые сочетания цветов при подборе колорита. Развивать фантазию, творческую активность и эстетический вкус.

3.Воспитательная: воспитание эстетических чувств и интереса к художественной росписи по ткани, уважение к художникам этого направления искусства.

Материалы

Для педагога: готовые изделия, расписанные батиком (панно, элементы одежды и интерьера); репродукции картин-батиков, выполненных различными способами росписи; дидактические пособия с последовательностью работы, игры; старинный сундук, лоскутки ткани различными узорами, рамка с натянутой тканью для показа технологии росписи, фен.

Для детей: пяльцы или рамки с натянуто тканью, простой карандаш, краски акварель или для ткани, баночки для воды, цветные контуры по ткани, кисти, картонные трафареты одежды для прикладывания к ткани.

Литература: загадки об одежде и изделиях из ткани, стихотворение «Ткань» А. Кореневой.

Технические средства: магнитофон, аудиозапись «Коробейники» (муз. Народная, сл. Н. Некрасова)

Содержание занятия

Звучит народная музыка «Коробейники». Педагог повторяет слова песни: «Ох, полным-полна моя коробушка, есть и ситец и парча...» и спрашивает у детей, знают ли они, что такое ситец и парча? Показывает детям старинный сундук с разноцветными лоскутками и говорит, что ситец и парча — это ткани. Раздает детям кусочки ткани с красивой расцветкой и разными декоративными элементами — растительными, зооморфными, геометрии-ческими, абстрактными и пр.

Сначала педагог просит детей просто рассмотреть эти лоскутки, не трогая их руками. Спрашивает, что можно о них сказать (какого они цвета -- все такие разные: в горошек, в клеточку, с цветочным узором и т.д.Так красиво сочетаются вместе или каждый сам по себе).Затем педагог просит детей потрогать ткань, помять лоскутки, погладить их ладошками (какие они на ощупь?) и определить толщину ткани (ткань бывает толстая и тонкая, мягкая и шероховатая, гладкая и пушистая. Если помять ткань, она выпрямляется. Если попробовать оторвать кусочек от лоскутка толстой ткани, она не порвется — ткань прочная).

Педагог предлагает детям рассмотреть одежду друг друга. Спрашивает, как она называется, из какой ткани сшита, как выглядит ткань -одноцветная или с узорами. Загадывает детям русские народные загадки об одежде и ее элементах:

У маленькой девчушки

Уселся на макушке

Не мотылек, не птичка —

 Держит две косички.

(Бант.)

В чистом поле – ворота

И два длинных хода:

По одному пойдешь –

Из другого выйдешь. (Рубашка.)

Не галстук он, не воротник,

 А шею обнимать привык.

 Он помогает нам всегда,

 Когда приходят холода.

(Шарф.)

По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел. (Штаны.)

Далее педагог спрашивает, какую одежду можно сшить из той или иной ткани (на примере лоскутков). Демонстрирует картонные трафареты одежды и раздает детям любые понравившиеся. Ребята поочередно прикладывают трафарет к разным лоскуткам, советуются с педагогом, какой из узоров для какой одежды подходит. Педагог предлагает подумать и рассказать, какие ткани нужны для праздничной одежды, а какие для повседневной, чем отличаются ткани для летней и для зимней одежды?

Педагог обсуждает с детьми, для чего еще нужны ткани, где и как их применяют: «Ткань — это мягкий и очень пластичный материал, у него нет жесткости, как у дерева или стекла. Но без ткани невозможно представить жизнь современного человека. Благодаря удивительным свойствам ткани мы носим красивую удобную одежду, не мерзнем зимой и не перегреваемся летом в жару. У туристов есть теплые палатки, которые защищают их от ветра и дождя, парашютисты не боятся прыгать с большой высоты, а моряки уходить в открытое море, потому что знают —

 на мягкую ткань можно положиться и она не подведет в трудную минуту».

Педагог, загадывая загадки, помогает детям вспомнить, что ткань также

используется для изготовления штор, обивки мебели, пошива игрушек и др.

Пушистая радуга

Деток радует.

После ванны,

После бани

 На плечах

У Вани, Тани.

              (Полотенце.)

Если светит нам в оконце

 Надоедливое солнце,

Полотняная волна

Нас спасает дотемна.

(Штора.)

Какая одежда без рукавов?

                                             (Одеяло.)

Поле в клетку

Под салфетку —

 Под ложки, чашки,

Под стакашки.

                                        (Скатерть.)

                       Коль хозяйка варит щи,

                       Хлопотули поищи.

                       Две хлопотули

                       Хватают кастрюли.

               (Прихватки.)

Домик легкий, полосатый

От дождя ребят попрятал.

                                            (Палатка.)

Полотняный гриб в углу

Разгоняет ночи мглу.

                               (Торшер.)                В. Стручков

Педагог показывает различные ткани и рассказывает детям об их разнообразии: «Самые древние ткани — льняные и шерстяные. Чуть помоложе — хлопковые и шелковые. А самые молодые — синтетические. Ткань производят из растений — льна (льняная ткань), хлопчатника (хлопковая ткань, например вельвет, а также ситец, о котором поется в песне). Изготавливают ткань и из шерсти животных (овец, коз, верблюдов, лам) — это шерстяная ткань. Очень интересно получение шелковой ткани. Перед тем как превратиться в куколку, гусеница (тутовый шелкопряд) сплетает себе кокон из тонких нитей. Люди научились эти нити распутывать и, сплетая их по-своему, получать ткань — шелк и парчу (в нее для красоты вплетены золотые или серебряные нити).

Ткань переливающаяся,

Ткань блестящая,

Шелковая, хлопковая,

Тонкая, шуршащая,

Ткань, усыпанная

Бисером и монетами,

Ткань, разрисованная

 Президентскими портретами,

 Ткань с верблюдами

И пирамидами,

Ткань с цепочками

И мехами нашитыми,

 Ткань с маленькими

Эйфелевыми башнями,

Ткань, и-е-ро-гли-фа-ми

Украшенная!

                А. Коренева

После того как ткачи или специальные машины превращают нити в ткань (ткут), ткань окрашивают. Ведь одному человеку больше нравится голубой цвет, другому — красный, а третьему — зеленый. За долгое время работы с тканью люди придумали множество самых невероятных рисунков и расцветок. Самые древние из них - клетка, полоска и горошек».

Педагог рассказывает детям, что узор на ткани рисуют художники и делают они это уже много-много лет.

Педагог предлагает послушать историю росписи ткани (показывая репродукции картин-батиков): «Когда-то давным-давно люди разрисовывали ткани вручную. И способов росписи ткани существовало великое множество. Узоры наносились на ткань кисточкой, деревянными штампами-набойками или специальным составом (раствором, отваром), который позволял расписывать ткань не всю сразу, а кусочками (фрагментами). Такой способ придумало малазийское племя батаков (или батиков) на острове Ява, откуда и пошло название художественной росписи ткани — батик. Способами художественной росписи оформляются изделия, дополняющие костюм (головные и шейные платки, косынки, шарфы, галстуки), а также купоны (отрезы ткани) женских и детских платьев, вещи для украшения интерьера -занавеси, скатерти, салфетки. И мы с вами будем учиться технике и способам батика, изучать интересные приемы и рисовать картины на ткани, которые наполнят дом (детский сад) теплом и уютом».

Затем педагог предлагает детям представить себя в роли древних малазийских художников и нарисовать свой красивый узор на ткани. Рассказывает о технике батика - свободная роспись - и порядке работы: «Свободная роспись — один из способов художественной росписи по ткани, когда рисунок наносят на ткань различными красками и свободными мазками. Для того чтобы краска не растекалась, ткань покрывается очень слабым раствором крахмала или соли».

Порядок работы

1. На ткань, натянутую на рамку, простым карандашом наносим рисунок будущего батика по выбору ребенка.

Примечание. Перед началом работы педагог показывает разные виды узоров и приемы их изображения:

  • геометрический (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, клетка; круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты, спирали);
  • растительный (листья, цветы, плоды и пр.);
  • зооморфный, или животный (фигуры или части фигур реальных
    или фантастических животных).

Объясняет понятие ритма -равномерное чередование элементов (в данном случае геометрических).

2.        Красками для  ткани  или  акварелью  обводим  карандашные линии, отдельные участки или заполняем всю поверхность ткани -по замыслу.

Физкультурная пауза «Мои пальчики»

Вот все пальчики мои,                                           Повороты кистей рук.

Их как хочешь поверни —  

И вот этак, и вот так —

Не обидятся никак!

Раз, два, три, четыре, пять,                           Хлопок перед собой, хлопок по столу.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели                               Встряхивающее движение кистями рук.

И работать захотели.        

Дали ручкам отдохнуть,                               Постучать пальцами друг о друга.

А теперь обратно в путь.

                                 А. Галанов

3.        Завершающий этап — декоративное оформление и детализация (выполнение мелких элементов узора). Возможно введение цветного контура — по желанию детей.

По окончании работы проводится беседа о том, что нового и интересного дети сегодня узнали, чему научились. В конце занятия организуется выставка, работы располагаются на свободном столе. Проводится обсуждение, дети делятся впечатлениями.

После занятия нарисованные детьми ткани с узорами будут использованы для изготовления в конце недели пальчикового театра, а также для занятий по аппликации — в качестве оригинальной фактурной поверхности.

Дополнительно:

Новые знания. Можно предложить детям посмотреть на любую ткань через увеличительное стекло. Дети легко заметят, что она состоит из причудливо переплетенных ниточек. А те в свою очередь — из еще более тоненьких ниточек, которые называют волокнами. Педагог рассказывает, что ткань состоит из натуральных (такие, которые можно отыскать в природе в готовом виде) и синтетических волокон (которые придумал человек).

Развитие творческих способностей. Можно склеить вместе с детьми большое лоскутное одеяло из разных кусочков ткани, наклеенных на общий лист картона, для оформления стенда с объявлениями и поздравлениями или в качестве фона для коллективной работы. Можно рассказать детям о национальных традициях изготовления лоскутных одеял, об особенностях узоров ситцевой мозаики русского севера.

Развитие сенсорных способностей. Педагог предлагает взять ребенку парные кусочки ткани. Задача для ребенка — подобрать к кусочкам пары. Еще интересней будет, если завязать глаза и сделать это на ощупь. Если ребенок не согласен завязывать глаза, можно использовать коробку, сложить туда все вторые кусочки, а сверху чем-то прикрыть, оставив дырку для рук.

ТЕМА 2. «ЛИСТОПАД» (2занятия)

- создание выразительного образа или сюжетной композиции средствами техники батика «печать листьями на ткани» с использованием цветного контура по ткани.

Задачи

  1. Обучающая: знакомство с техникой батика «печать листьями на ткани»; обучение и отработка навыков работы в данной технике с применением цветного контура.
  2. Развивающая: развитие чувства цвета, композиции, воображения и пространственного мышления. Развитие у детей видения художественного образа и замысла через природные формы.
  3. Воспитательная: воспитание интереса и бережного отношения к природе, желания сохранять ее красоту на ткани.

Материалы

Для педагога: репродукции картин И. Левитана, И. Грабаря, Ж. Сера, В. Ван Гога; листья разных пород деревьев; дидактические игры «С какого дерева листок?», «Одинаковые —разные»; оригиналы и репродукции работ, выполненных в технике батика «печать листьями на ткани» с применением цветного контура; рамка с натянутой тканью для показа технологии росписи, фен.

Для детей: пяльцы или рамки с натянутой тканью, простой карандаш, краски акварель или для ткани, баночки для воды, цветной контур по ткани, кисти, Живые (не сухие) листья разных пород деревьев, небольшие тонкие листы, тряпочки для вытирания рук.

Литература: стихотворения о листьях и осени (А. Пушкина; И. Михайловой «Как обидно», О. Дриз «Что случилось?»).

Технические средства: магнитофон, аудиозапись П. Чайковского «Времена &ода»: Осенняя песенка, Т. Попатенко «Листопад», М. Красева «Падают листья».

Содержание занятия

Звучит аудиозапись, дети рассматривают репродукции картин И. Левишана, И.Грабаря, Ж. Сера, В.Ван Гога. Педагог читает стихотворение О. Дриза «Что случилось?»:

 Ах, что было,

Что случилось!

 Дверь тихонько отворилась

И тихонько затворилась.

 Мы судили, мы рядили,

 Да думать бросили

-Кто же нам через порог
Кинул Желтенький листок

-Письмецо от осени?

Педагога показывает детям коробку, открывает ее и сообщает, что пришла посылка от Осени с красивыми осенними листочками разных деревьев. Предлагает детям подойти и выбрать себе несколько листьев, которые им понравились.

Дети садятся за столы, любуются подарками осени, вспоминают, как гуляли в парке, собирали листья, шуршали ими, а потом рисовали и лепили. Педагога читает стихотворение И. Михайловой «Как обидно»: Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, Желтый, золотой

-Как хорош ты, лист цветной!
А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Красный, Желтый, золотой...

Облетел весь лист цветной!..

Педагог интересуется у детей, знают ли они, почему дерево сбрасывает листья осенью? (Становится холодно, зимой веточкам дерева будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает.) Педагог уточняет и дополняет ответы детей: «Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень -и листья на деревьях меняют свой зеленый цвет на Желтый или красный и опадают. Хотите знать, почему это происходит? Первая причина такая: с водой и воздухом в листья попадают разные вещества, не всегда полезные для дерева, дерево могло бы себя ими отравить и заболеть, поэтому, сбрасывая листья, дерево освобождается от вредных веществ. Вторая причина: вода в почве зимой замерзнет и до веточек и листьев не доходит. Третья причина листопада в том, что дерево хочет защитить свои ветки от тяжести выпавшего зимой снега. Листья опадают со всех деревьев.

 Ветром из разносит по улицам и паркам. На следующий год на дереве появятся новые листики».

Педагог показывает некоторые листики и просит детей описать красивыми словами их форму и окраску. Например: это лист каштана, он похож на ладошку с растопыренными пальцами(предлагает детям показать пальцы), а это лист клена , он похож на золотую корону( обводит листок в воздухе, повторяя его форму). Ребята предлагают свои варианты- на что  или на кого похож листок?

Педагог спрашивает детей, не хотят ли они сохранить красоту осенних листьев и как это можно сделать. Ответы детей обсуждаются. Педагог показывает батики с простыми сюжетами ( « Зайчик нашел морковку», « Белочка с грибком», «Цветок» ), выполненные интересным способом рисования на ткани «печать» с использованием цветного контура. Предлагает создать свой образ или композицию из оттенков осенних листьев. Объясняет особенности выполнения таких необычных работ.

Порядок работы

  1. На белом тете бумаги выкладываем композицию из листьев. Начиная с центрального листика, начинаем намазывать их красками для ткани, стараясь не оставлять пустых мест. Окрашенной стороной кладем листик на ткань черенком вниз и плотно принимаем, стараясь не сдвигать его с места, иначе отпечаток будет нечетким, смазанным.
    Затем берем листочек за черенок и осторожно снимаем его с поверхности ткани. Все остальные отпечатки выполняем так же. Сушим феном.
    Примечание.

Следует заранее обсудить с детьми задуманную композиции, посоветовать, как удачнее расположить отпечатки листьев.

  1. Цветными контурами обводим силуэт рисунка. Даем работе высохнуть или сушим феном.
  2. Красками для ткани заполняем оставшуюся поверхность — фон.

Физкультурная пауза:

Осень в гости к нам пришла                     Дети берутся за руки и идут по кругу

Дождь и ветер принесла

Ветер дует, задувает,                  поднимают руки вверх и качают ими 

С веточек листву сдувает.        из стороны в сторону

Листья на ветру          разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают

кружатся

И под ноги нам ложатся                       Опять собираются в кружок             

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем

        Е. Краузе

4.Завершающий этап — декоративное оформление выбранного образа или композиции (выполнение мелких деталей: глаза, нос, рот и т.д., а также узоров).

Примечание. Прослушивание во время самостоятельной работы произведения «Осенние песенки» способствует творческому успеху и подъему настроения детей.

По окончании работы проводится беседа о том, что нового и интересного дети сегодня узнали, чему научились. Картины из листочков помещаются на выставку. Педагог и дети благодарят друг друга за занятие.

Во второй половине дня проводится экскурсия в «музей необычных картин», аде дети рассказывают о понравившихся сюжетах.

Дополнительно

Развитие логического мышления и математических способностей.

Попросите малышей подсчитать, сколько всего листьев они собрали, разложить их по размеру, потом по цвету, найти листики, которые упали с одного и того же дерева.

Игры с водой.

Можно бросить листья в широкую миску или тазик с водой. Пусть дети подумают, почему листья не тонут в воде, а плавают на поверхности.

Развитие творческих способностей.

 Если на большом листе газетной бумаги сделать много отпечатков листьев, то получится очень красивая упаковочная бумага для подарков

Ноябрь

ТЕМА 3. «Чудо-птица» (2 занятия)

Цель — создание образа сказочной птицы, излучающей тепло или холод, средствами холодного батика с использованием цветного контура по ткани.

Задачи

1.        Обучающая: закреплять знания детей о реальных и сказочных образах птиц. Знакомство с различными способами изображения сказочных птиц (статика и динамика). Обучение приему цветового контраста. Отработка навыков работы в технике батика с применением цветного контура.

2.        Развивающая: развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка, чувство цвета, воображение и фантазию.

3.        Воспитательная: воспитывать художественный вкус, уважение к традициям своего народа и народов мира. Воспитывать в ребенке чувство прекрасного и умение творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Материалы

Для педагога: фотографии реальных птиц разных видов; репродукции М. Врубеля «Царевна-Лебедь» и В. Васнецова «Птица Сирин», «Гамаюн— птица вещая»; декоративные изображения птиц в вышивках, деревянных изделиях, керамике; изображения сказочных птиц (Жар-птица, Синяя птица счастья, сколотая птица, птица Феникс, птицы Сирины и Сирены, Петушок — (Золотой гребешок, Финист Ясный Сокол); иллюстрации к сказкам, дидактические пособия с изображениями сказочных птиц; игры и упражнения по использованию цветового контраста, таблица Голодные и теплые цвета»; панно «Волшебное дерево»; оригиналы работ, выполненных в технике холодного батика с применением цветного контура; рамка с натянутой тканью для показа технологии росписи, фен.

Для детей: у каждого —набор из шести карточек (красная, оранжевая, Желтая, синяя, голубая, фиолетовая), пяльцы или рамки с натянутой тканью, простой карандаш, краски акварель или для ткани, баночки для воды, цветной и декоративный контур по ткани — бронза, золото, серебро, кисти.

Литература: Загадки о реальных и сказочных птицах, стихотворения и сказки о  сказочных птицах.

Технические средства: магнитофон; аудиозапись «Пляска птиц» из оперы  Н.Римского-Корсакова  «Снегурочка», Э.Григ «Птичка», П.Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» и «Песня жаворонка» из «Детского альбома»

Содержание занятия

Педагог читает русскую народную потешку:

Слетели птицы с моря

Садились у нас на заборе

Пели птицы,

Сказывали птицы

Песни да сказки,

Были да небылицы.

Одну я вам переняла

Да вам принесла…

Затем педагог рассказывает детям сказку: «Жила на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, был волшебный сад, где росло необыкновенное дерево (показывает панно „Волшебное дерево "). Весной, когда дерево цвело, на его половинах раскрывались разные по окраске цветы. А по ночам, когда никто не видел, на чудесный аромат цветов слетались сказочные птицы со всего волшебного сада...

Дети слушают различную по характеру музыку: «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского из балета «Щелкунчик» — холодная половина дерева; «Песня жаворонка» из «Детского альбома» — теплая половина. Определяют, какой по цвету была каждая половина волшебного дерева, и показывают соответствующую цветную карточку. Ответы детей обсуждаются и дополняются педагогом: «Одну половину дерева волшебница сделала холодной, а другую — теплой. И все сказочные птицы, которые прилетали к дереву, тоже становились по цвету теплыми или холодными. Волшебница очень любила рассматривать этих прекрасных птиц».

Педагог показывает таблицу с холодными и теплыми цветами и спрашивает детей, чем отличаются эти цвета. К теплым цветам относятся желтый, красный, оранжевый. Они напоминают огонь, солнце. Теплые цвета, если к ним прикоснуться, не будут согревать человека, а будут только создавать впечатление энергии, радости, активности. К холодным цветам относятся синий, голубой, фиолетовый -  они напоминают лед и воду. Холодные цвета не будут морозить, а будут лишь успокаивать и создавать ощущение прохлады. А зеленый цвет располагается посередине — он дополняет холодные и теплые цвета. Педагог продолжает рассказывать сказку: «Но вот наступала осень, листья и цветы с волшебного дерева опадали, а сказочные птицы улетали. И даже волшебница ничего не могла с этим поделать.

Но ведь мы — художники и можем помочь волшебнице сделать так, чтобы на ее дереве всегда были ароматные цветы и сказочные птицы. Давайте нарисуем прекрасных сказочных птиц». Педагог ставит перед детьми изображения реальных птиц и загадывает загадки о них (по мере отгадывания указывая на их изображения):

И петь не поет,

И летать не летает...

за что же  тогда

Его птицей считают?

(Страус.)

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

 Поднялся ввысь  -и был таков.

(Пеликан.)

В клетке целый день сидит

И под нос себе твердит,

По, услышав двери скрип,

 Он кричит «Филипп, Филипп,

Кеше пить быстрее дай!»

Кто Же это?

(Попугай.)

У этой птицы

Клюв как две спицы,

Ноги длинные,

Как у циркуля.

По воде гуляет,

То и дело нос купает.

                                     (Цапля.)

Крылья этой редкой птице

Могут в море пригодиться.

Птица крыльями гребет,

На южном полюсе живет.

                                   (Пингвин)

Распустила хвост жар-птица,

 И горит, и серебрится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес...

                          (павлин). А. Михалев

Педагог показывает изображения сказочных птиц и спрашивает детей, каких сказочных птиц они знают, из каких сказок, где видели еще их изображения кроме книг, чем похожи и чем отличаются от реальных птиц, чем необычны? Далее педагог рассказывает: «Эти птицы красочные, украшены узорами, у них необычной формы хвосты, крылья, хохолки. В искусстве образ птицы можно встретить в вышивке, в резных деревянных изделиях, в коврах, в узорах на коробках конфет, на посуде, в народных промыслах Гжели, Хохломы, в городецкой, в мезенской росписи... А сколько интересных образов птицы мы встречаем в народной игрушке! Вот индюк в дымковской игрушке, а вот птицы-свистульки филимоновской игрушки. А это — образ птицы с девичьим лицом — птица Феникс».

Затем педагог предлагает изобразить сказочную птицу в теплой или холодной гамме и создать всем вместе то самое «волшебное дерево» с ароматными цветами и прекрасными птицами. Напоминает об уже изученном порядке работы в технике «холодный батик» с применением цветного контура.

Порядок работы

1.        На ткань, натянутую на рамку, наносим рисунок будущего батика
(изображение сказочной птицы) простым карандашом.

Во время работы педагог просит детей описать строение птиц (у всех есть голова, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв и т.д.). Интересуется, как показать животных в движении (изогнуть туловище или хвост). Показывает приемы и варианты изображения движения.

  1.  Цветными контурами обводим карандашные линии по замыслу.
    Даем работе высохнуть или сушим феном.
  2.  Красками для ткани заполняем всю поверхность ткани.

Физкультурная пауза

Летели две птички,                                             Движения руками, как крыльями.

Собой невелички.                                             Полуприсед.

Как они летели —                                            Плавные движения руками.

Все люди глядели.                               Голова поднята наверх (к небу), ладонь у лба.
Как они садились —                                          Дети садятся в глубокий присед.

Все люди дивились.                       Наклон головы вправо-влево.

                              В. Ковалько

4.Завершающий этап - декоративное оформление сказочных птиц (выполнение перьев, узора на хвосте и т.д.). Можно ввести декоративный контур - бронза, золото, серебро и т.д.

В конце занятия организуется импровизированная выставка «Птичий двор», работы располагаются на свободном столе. Проводится Живое обсуждение, дети делятся впечатлениями: «Ребята, давайте представим, что мы находимся на сказочном птичьем дворе, аде собрались птицы со всего света, самые разнообразные по форме и цвету перьев, с разными полосами, повадками, походкой, движениями головы и крыльев. Некоторые из них украсили перья необыкновенным узором, другие надели украшения. Попробуем вообразить себя на месте этих птиц и потанцуем». Звучит аудиозапись «Пляска птиц» из оперы П. Римского-Корсакова «Снегурочка».

После занятия. Педагог помещает (пришивает, приклеивает, прикалывает) изображения птиц на коллективное панно «Волшебное дерево».

Дополнительно

Дополнительно

Развитие творческих способностей. Раздайте детям носки, фломастеры, материалы для украшения. Попросите их пофантазировать и сделать «чудо-птиц», необычных, забавных и смешных.

Угощение. Приготовьте для детей любимое птичье блюдо — «деликатесных червячков». Для этого подготовьте желатинки в форме червячков, а в маленьких чашках-пиалах смешайте крошки шоколадного кекса и измельченное печенье с какао. Закопайте желатинки в крошки, чтобы малыши искали и вытягивали их оттуда, как птички.

Подвижные игры. Можно надеть разноцветные маски, взять в руки веера, включить веселую музыку и станцевать вместе с детьми «павлиний танец».

Тема: 4 и 5 «Салфетка», «Платочки» (2занятие)

Цель: познакомить детей с техникой создания узелкового и складного способов батика

Задачи:

 научить создавать узоры на ткани при помощи завязывания узлов ткани и складывания различными способами

формировать у детей потребность включения в творческую деятельность

 формировать качества творческой личности такие как: художественное самовыражение, развить чувства композиции.

Материалы: ткань х/б, баночки с водой, кисти, фартуки, краски для ткани, образцы детских работ, схемы поэтапности работы.

Содержание занятия

-Здравствуйте ребята. Скажите, когда мы идем в  гости что мы с собой берем.( подарок, сюрприз)

Конечно, что бы сделать приятный сюрприз хозяевам. Сегодня мы с вами приготовим подарок, который можно подарить на праздник, или просто подарить без повода.

 А сделаем мы его в технике батик (узелковый и складной способ)

Вначале продемонстрировать детям  платки (салфетки), расписанные узелковым(складным) батиком.

Показ:

Показ полный-  (узелковый способ)-в ткань влаживаются камешки обматывания ткань нитками, (складной способ) –дети складывают ткань  разными способами по схема). При затруднении воспитатель помогает индивидуально.

Затем ткань окрашивается с помощью кисти, после высыхания разворачивается и проглаживается.

Анализ детских работ:

Декабрь

ТЕМА 6. «НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА» (2 занятия)

Цель — создание новогодней открытки средствами сочетания холодного батика с использованием цветного контура по ткани и декоративного клея с блестками.

Задачи

  1. Обучающая: ознакомление с техникой создания поздравительных открыток.  Отработка навыков работы в технике холодного батика с применением цветного контура. Знакомство с новым материалом —
    декоративным клеем с блестками.
  2. Развивающая: развитие чувства формы и ритма. Поддержание  стремления самостоятельно комбинировать знакомые приемы декорирования образа (оформлять созданные формы ритмом точек или линий).

3.        Воспитательная: воспитание самостоятельности и инициативности. Вызывание Желания создать поздравительную открытку своими руками.
Материалы

Для педагога: репродукции картин Л.Бродской «Русская зима», И. Грабаря «Зимний пейзаж»; новогодние и рождественские открытки хорошего качества; игры; оригиналы работ, выполненных в технике холодного батика с применением цветного контура и декоративного клея; рамка с натянутой тканью для показа технологии росписи, фен.

Для детей: пяльцы или рамки с натянутой тканью, простой карандаш, краски акварель или для ткани, баночки для воды, цветной контур, кисти, золотая и серебряная акриловые краски, декоративный клей (с блестками, перла-мутровый).

Литература: загадки о зимних явлениях, стихотворение С. Михалкова «Под  Новый  год».

Технические средства: магнитофон, аудиозапись Т. Боковой «Времена года» — «Зима».  

Содержание занятия

Звучит аудиозапись Т. Боковой «Времена года» — «Зима», дети рассматривают репродукции картин Л. Бродской «Русская зима», И. Грабаря «Зимний пейзаж».

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами,

 Если елка в дом идет,

Что за праздник?

                           (Новый год.) В. Аникин

Педагог говорит детям: «Новый год — необыкновенный праздник: какие только чудеса не происходят в это время! Приходит в гости елка, Дед Мороз дарит всем подарки и веселится вместе с нами около елки. Веселый и радостный праздник! Все любят его и ждут его каждый год».

Педагог загадывает детям загадки о новогодних чудесах (указывая на их изображения по мере отгадывания):

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

 Все сквозные, вырезные,

 А возьмешь — вода в руке.

                                  (Снежинки.)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

                               (Ель, сосна.)

 Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло — заплачет вмиг

И растает...

                         (снеговик).

Зима на крыши серые

 Бросает семена —

Растит морковки белые

Под крышами она.

(Сосульки.)

В Новый год мы не грустим,

Мы под елочкой сидим

 И друг другу с выраженьем

Говорим мы...

                 (поздравленья). В. Аникин

Педагог спрашивает, как дети будут поздравлять своих близких на Новый год. После ответов детей показывает готовые открытки с изображениями новогодней елки, снеговика, снежинок, звездочек и т.д. Предлагает полюбоваться ими и рассказать, для чего нужны праздничные открытки, как они выглядят, что с ними делают, какие слова пишут родным и близким — с чем поздравляют и чего желают.

Выслушав ответы детей, педагог рассказывает им, что открытка — маленький подарок, поздравление или приглашение. Печатают открытки с рисунков, созданных художниками. Открытки ко дню рождения, к Новому году — нарядные и забавные, открытки-приглашения — веселые, добрые. С помощью открытки можно многое сказать без слов. Но тогда ее лучше не покупать, а сделать самому. Вот где потребуется выдумка!

Педагог предлагает детям самим смастерить необычные поздравительные открытки в подарок родителям на Новый год.

Говорят, под Новый год

Что ни пожелается —

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается.

Могут даже у ребят

 Сбыться все желания,

 Нужно только, говорят,

Приложить старания.

Не лениться, не зевать

И иметь терпение,

И ученье не считать

За свое мучение.

                    С. Михалков

Педагог напоминает детям о порядке работы в технике «холодный батик» с применением цветного контура.

Порядок работы

1.        На ткань, натянутую на рамку, простым карандашом наносим рисунок будущего батика (елка, снежинки, Дед Мороз, снеговик, елочные игрушки и др.).

Примечание. Следует заранее продумать размер и форму будущего изображения (круг, овал, прямоугольник, квадрат или треугольник) и наметить на ткани контур. Здесь будет помещаться рисунок.

  1.  Цветными контурами обводим карандашные линии по замыслу.
    Даем работе высохнуть или сушим феном.
  2.  Красками для ткани заполняем всю поверхность ткани и сушим
    феном.

Примечание. Во время самостоятельной работы звучит аудиозапись Т. Боковой «Времена года» — «Зима», что способствует творческому успеху и подъему настроения детей.

4.        Затем педагог рассказывает и показывает наглядно новые материалы — золотую, серебряную акриловую краску и декоративный клей (с блестками, перламутровый). С помощью этих материалов дети смогут оформить изображение, усилить выразительность образа (выполнение узоров из точек, волнистых и прямых линий и т.д.).

Физкультурная пауза

С неба падают снежинки,                 Дети поднимают руки над головой и

Как на сказочной картинке.               делают движения, словно ловят снежинки.

Будем их ловить руками        

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,               Потягивания — руки в стороны.

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,             Ходьба на месте, высоко поднимая

Поднимаем выше ноги.                        колени.

Вон лисица в поле скачет,             Прыжки на месте.

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну а мы идем, идем                              Ходьба на месте.

И к себе приходим в дом.            Дети садятся на места.

                                                Я. Рыжикова

5. Завершающий этап — оформление открытки с батиком. Для этого возьмем лист плотной бумаги или картона (цветного или белого), сложим пополам или на три части и на лицевой части ножом или ножницами вырежем отверстие (круглое, овальное, прямоугольное или треугольное), которое задумывалось в начале работы. Можно красиво оформить край, обрезав любую сторону открытки волнами или зигзагами.

Примечание. Помните, что форма открытки и способ ее открывания могут быть самыми разными и непредсказуемыми.

Далее, отступив от очерченного контура на батике 0,5—1 см, вырезаем полученный рисунок. Края выреза открытки с внутренней стороны смазываем клеем и подклеиваем туда батик. Чтобы работа выглядела красивой и аккуратной, с изнаночной стороны наклеим листок бумаги, равный размеру створки открытки, — так не будет видно ткани. С внешней стороны рамочку можно оттенить фломастером, прочертив по контуру прямую (или волнистую) линию, или наклеить полоски из цветной бумаги.

По окончании работы проводится беседа о том, что нового и интересного дети сегодня узнали, чему научились. Педагог и дети благодарят друг друга за занятие.

После занятия организуется выставка открыток и поздравление родителей с новогодним праздником.

Дополнительно

Новые знания. Расскажите детям о праздновании Нового года в разных странах, постарайтесь ответить на все их вопросы.

Игры на свежем воздухе. Во время прогулки предложите детям поймать снежинку на варежку или шарфик темного цвета, а потом рассмотреть ее под лупой.

Музыка. Включите тихую музыку. Пусть дети представят, что они снежинки, и потанцуют, легонько постукивая в бубен или треугольник и позванивая колокольчиками.

ТЕМА 7. « КАРАВАН ВЕРБЛЮДОВ» (2 занятия)

Цель:

Учить детей работать с резервом, обводить аккуратно по карандашной линии. Использовать для фона вокруг верблюдов (песок) технику –набрызг

 Материалы:

Красители для ткани разведенные водой, специально подготовленные емкости с клеем ПВА( резервирующее средство), кисти, вода, зубные щетки, расчески, фартуки.

Ход занятия:

-Ребята отгадайте, кого называют кораблем пустыни?

Идет с бархана на бархан

 Двугорбый желтый великан.

 Нести поклажу – тяжкий труд

 В пустыне может лишь …

                                        (верблюд)

Самые большие млекопитающие в пустыне - это верблюды. У верблюда длинная шея и большой горб на спине.

А зачем горб верблюду (запас пищи и воды).

Горб верблюда состоит из жира, а из жира вырабатывается вода и энергия. Эти запасы верблюд использует, когда нет пищи и воды.

-А как вы думаете что они едят? (Верблюды едят траву и много пьют много воды).

 Давайте сначала рассмотрим верблюда его цвет и части тела. Верблюд коричневый, с длиной шеей и двумя горбами. Нам нужно нарисовать караван, а что такое караван?

(Это когда много верблюдов идут друг за другом и соединены между собой упряжкой).

Физ. Минутка:

Выполняем движения в соответствии с текстом.

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

 А зубами постучим

И немножко помолчим (прижимаем указательные пальцы к губам)

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем

 Пальчиками потрясем

И немножко отдохнем

(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками)

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем.

Ножку ножкой подобьем

И сначала все начнем

(подпрыгиваем на месте в ритме текста)

Показ: 

Составить на ткани композицию из  плоских изображений верблюдов, друг за другом.

Верблюдов обвести по трафарету простым карандашом, несколько штук (3 достаточно).

Затем с помощью клея ПВА обвести по карандашной линии -зарезервировать,

На втором занятии  раскрасить верблюда коричневым цветом. Фон вокруг верблюда оформить с помощью набрызга. - Налить в тарелку достаточно жидкую краску, обмакнуть в неё щётку. Держа щётку над тканью, проводим по ней расчёской.

- Дать краске высохнуть, затем снять трафареты.

- Дорисовать на ткани мелкие детали.

Самостоятельная работа детей:

Анализ детских работ:

Январь

ТЕМА 8. «ВКУСНЫЙ  НАТЮРМОРТ» (2 занятия)

Цель — создание натюрморта средствами техники горячего батика классическим способом.

  1. Обучающая: продолжать знакомство с Жанром Живописи — натюрмортом. Формировать умение воспринимать различные средства выразительности (композиционный центр, расположение предметов относительно центра, их форма, цвет, колорит). Знакомство с новой техникой — горячим батиком, отработка навыков работы в данной
    технике.
  2. Развивающая: развивать чувство цвета при подборе колорита и композиционные умения — размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные — в центре или на переднем плане,
    мелкие — сверху или сбоку).
  3. Воспитательная', вызывать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию натюрмортов —многокрасочных, красивых, ярких. Воспитывать эстетическое отношение к природе, бытовым предметам
    в искусстве.

Материалы

Для педагога: репродукции картин К. Петрова-Воякина, В. Поленова, В. Стожарова, П. Сезанна, И. Грабаря, И. Хруцкого; художественные открытки с изображениями натюрмортов; дидактические пособия с изображениями натюрмортов, игры; оригиналы работ, выполненных в технике горячего батика; муляжи овощей, фруктов, грибов, ягод и т.д., керамические вазы разной формы и высоты; рамка с натянутой тканью для показа технологии росписи, фен, фланелеграф с набором фигур для упражнения «Составь натюрморт».

Для детей: пяльцы или рамки с натянутой тканью, простой карандаш, краски акварель или для ткани; баночки для воды, восковые мелки или свеча, кисти.

Литература: загадки об овощах и фруктах, стихотворение А. Кушнера «Натюрморт».

Технические средства: магнитофон, аудиозапись мелодии «Сентиментальный вальс».

Содержание занятия

Дети под тихую музыку рассматривают репродукции картин и художественные открытки с изображениями натюрмортов. Педагог читает стихотворение А. Кушнера «Натюрморт» как загадку:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или &рушу, или шорт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это... (натюрморт).

Педагог спрашивает детей, что такое натюрморт, какие предметы изображены на такой картине. Педагог выслушивает детей и дополняет их ответы: «Натюрморт — это Жанр Живописи. Это картины, на которых изображены обычные предметы, окружающие человека в повседневной Жизни: домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, небольшие скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства — «тихая Жизнь вещей». Предметы, изображаемые в натюрмортах, можно разделить на две группы: природные объекты - - цветы, плоды, рыба, дичь, насекомые, и вещи, сделанные руками человека, - -орудия труда, предметы быта, произведения искусства. А вызнаете, ребята, что рассказать о человеке можно, изображая только вещи? Они очень многое могут поведать о своем хозяине, о времени, в котором он живет, о его настроении и интересах. Но важно не только, что изображено, но и как. Одни и те же предметы, по-разному расположенные, написанные яркими сочными мазками или мягко и тихо, могут рассказать о празднике или о грусти, о счастье или об одиночестве».

Педагог выбирает трех детей и просит придумать маленькие рассказы о невидимых для нас героях картин или вообразить себя одним из предметов натюрморта - рассказать о своем окружении, своем настроении. Дети фантазируют, педагог помогает им с рассказом. Затем педагог рассказывает детям, что одна из основных тем натюрморта - любовь к природе, восхищение изобилием ее даров.

Загадывает детям загадки о дарах природы, из которых можно составить натюрморт (указывая на них по мере отгадывания). Овощи и фрукты (муляжи) лежат на столе педагог, дети могут расположишься вокруг. Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь.)

 Я длинный и зеленый,

Вкусный и соленый,

Вкусный и сырой.

Кто Же я такой?

(Огурец.)

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

                                          (Лук.)

Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь -  сладко.

                           (Яблоко.)

 На сучках висят шары,

Посинели от Жары.

                             (Сливы.)

Это плод продолговатый,

 Витаминами богатый,

Его варят, его сушат.

Называется он...

(Груша),

Круглый бок,

Желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

(Реп а.)

Как румяная Фекла,

Распрекрасная...

(Свекла).

Он с оранжевою кожей,

Что на солнышко похожа.

 А под кожей дольки,

 Посчитаем, сколько?

Дольку каждому дадим,

Все по долечке съедим.

                              (Апельсин.)

Желтый-Желтый,
Длинный, гладкий,
А очистишь -
Сладкий-сладкий.
Он нам жарким югом дан,
И зовут его...

               (банан). Е. Савельева

Педагог продолжает рассказ: «Многие фрукты и овощи приехали к нам из разных стран мира, с других континентов: бананы и кокосы — из Африки, виноград, лимоны, мандарины, апельсины и вруши -из европейских государств (Болгарии, Греции или южных областей России). Художник разглядывает их вблизи -  спокойно, неторопливо, внимательно и показывает зрителю на картинах крупным планом, в разных ракурсах (с разных сторон) — целые, разрезанные. Все это позволяет по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценишь их красоту». Выполняется упражнение «Составь натюрморт». Детям предлагается составить натюрморт из набора фигур— предметов (вазы, овощи, фрукты и др.), соблюдая гармоничную композицию. Затем педагог предлагает  детям нарисовать свой «вкусный натюрморт» из понравившихся плодов в новой технике батика — горячий батик классическим способом. Рассказывает о новой технике и порядке работы: «Горячий батик — один из способов художественной росписи по ткани. Роспись этим способом выполняется восковыми мелками или свечой, а затем расплавляется феном, чтобы получились мягкие переходы тонов».

Порядок работы

1.        На ткань, натянутую на рамку, наносим рисунок будущего батика (изображение «вкусного натюрморта») простым карандашом.
Примечание. Перед началом работы педагог просит детей описать строение и форму некоторых плодов и ваз, предлагает сделать беглый набросок (эскиз) карандашом или мелом на доске. Показывает варианты изображения интересующих детей овощей, фруктов, ваз.

  1. Цветными восковыми мелками обводим карандашные линии или отдельные участки ткани по замыслу.  Расплавляем феном и даем работе остыть.
  2. Красками заполняем всю поверхность ткани. Выполняется в несколько этапов — от темного к светлому.

Физкультурная пауза

В гости к пальчику большому              Выставляются вверх большие пальцы 

Приходили прямо к дому                       обеих рук.

Указательный и средний,          Поочередно называемые пальцы соединяются

Безымянный. И последний -    с   большими  на   обеих руках

Сам мизинчик-малышок -           Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются 

                                                            только мизинцы.

Постучался на порог.              Кулаки стучат друг о друга.

Вместе пальчики -друзья,      Ритмичное сжимание пальцев в кулаки.

Друг без друга им нельзя!

                                                                                 Л. Савина

4.Завершающий этап -  детализация и декоративное оформление: выполнение узоров на вазе, проработка мелких деталей плодов — шероховатость, ворсистость, гладкость и т.д. По окончании работы проводится беседа о том, что нового и интересного дети сегодня узнали, чему научились. В конце занятия организуется выставка, работы располагаются на свободном столе. Проводится обсуждение, дети делятся впечатлениями, придумывают названия натюрмортам. Педагог и дети благодарят друг друга за занятие.

После занятия готовыми натюрмортами можно украсить группу, повесить возле меню или обеденных столов. Дополнительно

Ролевая игра. Можно превратить комнату в художественную галерею: развесить на стенах вперемешку детские работы и репродукции; распределить роли, решить, кто будет экскурсоводом, кто художниками, а кто посетителями. Рекомендуется сравнишь детские работы с репродукциями, определить их сходство или различие. Развитие творческих способностей. Раздайте детям небольшие рамки. Вместе с вами или самостоятельно ребенок может обследовать окружающее с целью найти натюрморт. Предметы, попадающие в рамку, образуют законченные натюрморты, созданные самой жизнью.

ТЕМА 9. «Подводный  мир» (2 занятия)

Цель -  создание композиции «Подводный мир» средствами холодного батика, используя цветной контур по ткани и соль для эффектов.

Задачи

  1. Обучающая: знакомство с различными способами изображения морских обитателей. Отработка навыков работы в технике батика с применением цветного контура. Знакомство с новым материалом - солью для эффектов.
  2. Развивающая: развитие у детей эмоционального отношения к образу посредством рассказа об обитателях подводного мира; воздействие на эмоциональное состояние ребенка посредством изучения нового
    материала — «соли для эффектов».

3.        Воспитательная: воспитание любви к окружающему Животному миру, интереса к изображению морского семейства.

Материалы

Для педагога: репродукции картин  И.Айвазовского; дидактические пособия с изображениями морских Животных, игры; оригиналы работ, выполненных в технике холодного батика с применением цветного контура и «соли для эффектов»; рамка с натянутой тканью для показа технологии росписи, фен.

Для детей: пяльцы или рамки с натянутой тканью, простой карандаш, краски акварель или для ткани, баночки для воды, цветной контур по ткани, кисти, соль поваренная или для ванн.

Литература: загадки об обитателях подводного мира, стихотворение
В. Шульжика «На дне морском».

Технические средства: магнитофон, аудиозапись со звуками прибоя, шумом  моря.

Содержание занятия

Звучит аудиозапись со звуками прибоя, шумом моря, дети рассматривают репродукции (слайды) картин И.Айвазовского. Педагог говорит:

«Море прекрасное, море сильное, море огромное. Оно восхищает и удивляет. Оно Живое. Там, в глубине, в пучине вод, плывут по своим морским делам и благородный дельфин, и хищница-акула, и нарядные

веселые рыбки, и необыкновенный морской конек, и похожий на инопланетянина осьминог... Закройте глаза и представьте картину

подводного мира (продолжает звучать музыка со звуками прибоя, шумом моря)».

Педагог загадывает детям загадки о морских обитателях, указывая на их изображения по мере отгадывания:

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Прячет ус во рту,

Растянулся на версту.

(Кит.)

Ловко мусор собирает,

Дно морское очищает.

(Краб.)

Обхватив хвостом травинку

Не за край — за серединку,

Па коралловый пенек

Хочет сесть...

(морской конек),

Кто Же в море

 В каменной рубахе?

 В каменной рубахе

В море...

                              (черепахи),

Кто на себе дом носит?

                                                (Улитка.)

Ты со мною не знаком?

Я Живу на дне морском,

Голова и восемь ног—

 Вот и весь я —...

                               (осьминог).

Как плывут они красиво —

Очень быстро и игриво

 Нам показывают спины

Из морской воды...

(дельфины).

Нарядна и забавна,

В воде порхает плавно.

Красавица морская.

 Скажите, кто такая?

                       (Рыба-бабочка.)

Водяной пулемет

 Под водою живет.

                                (Рыба-брызгун.)     Е. Савельева

Педагог продолжает: «Посмотрите на иллюстрации и обратите внимание на безграничную фантазию природы, которая создала такое разнообразие форм и окраса рыб. Особенно выразительны жители коралловых рифов в Тихом океане, они поражают зрителя своей красотой, словно дивные цветы украшают они подводное царство. Примечательны и названия некоторых рыб: рыба-черт, рыба-дракон, рыба-острозуб. Акулы — обитатели тропических морей. Несмотря на свой угрожающий вид, акула — такая же заботливая мама, как и другие рыбы. И все они, плавая, двигают плавниками, хвостом и телом». Педагог читает детям стихотворение В. Шульжика «На дне морском»:

Ныряли в море первооткрыватели

И без дыханья достигали дна.

А после всем подводным обитателям

Привычные давали имена:

Вот кот морской,

Вот, пообедав вкусно,

У камня дремлет рыба-звездочет.

Морской бычок морскую ест капусту,

Как будто он забрался в огород.

Вот рыба-меч,

Она как меч без ножен,

Мечу такому ножны не нужны.

Морской петух напуган и встревожен,

Забился в тень, одни глаза видны.

У многих рыб обычные названия,

Земные и привычные вполне,

Названия, известные нам ранее,

Хоть мы и не бывали в глубине.

Далее педагог просит детей описать строение и форму тела некоторых обитателей подводного мира, предлагает сделать беглый набросок (эскиз) карандашом или мелом на доске. Интересуется, как показать животных в движении (изогнуть туловище или хвост).

Показывает приемы и варианты изображения движения и предлагает изобразить  целую семью морских обитателей, создать свой сказочный мир, который можно будет соединить с другими работами в коллективную композицию « Подводный мир». Напоминает об уже изученном порядке работы в технике «холодный батик» с применением цветного контура.  

Порядок работы

1.        Па ткань, натянутую на рамку, простым карандашом наносим рисунок будущего батика (изображения семейства морских обитателей и подводной среды).

Примечание. Следует заранее обсудить с детьми и разделиться: одни изображают морское дно, а другие — поверхность воды.

  1. Цветными контурами обводим карандашные линии по замыслу. Даем работе высохнуть или сушим феном.
  2. Красками для ткани заполняем всю поверхность ткани. Педагог поясняет, что цвет морской воды зависит от глубины: внизу, у самого дна, вода темная, фиолетовая, иногда почти черная. Чем выше, ближе к поверхности, тем цвет воды светлее —сначала синий, потом бирюзовый и, наконец, голубой.
  3. Пока не высохла краска, на места, &де изображена вода, насыпаем
    крупную соль (поваренную или для ванн) и оставляем сохнуть. Высыхая, соль вбирает в себя влагу вместе с краской, образуя причудливые разводы — морские волны.

Примечание. Педагог, рассказывает и показывает наглядно новый материал -  соль для эффектов, которая поможет изобразить фактуру и колебания морской воды, усилить выразительность образа.

Физкультурная пауза

Над волнами чайки кружат,        Дети машут руками, словно крыльями

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

Л над морем — мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю     Дети делают плавательные движения руками

И резвимся на просторе.                                                                .

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

Г. Давыдова

5. Завершающий этап- декоративное оформление морских обитателей (выполнение чешуи, узора на плавниках и хвосте и т.д.)

Во время самостоятельной работы звуки моря способствуют творческому успеху и подъему настроения детей.

По окончании работы проводится беседа о том, что нового и интересного дети сегодня узнали, чему научились. В конце занятия организуется импровизированная выставка, работы располагаются на свободном столе. Проводится живое обсуждение, дети делятся впечатлениями, рассказывают свою историю о семействе морских обитателей. Педагог и дети благодарят друг друга за занятие.

После занятия педагог сшивает все детские работы между собой. Получается коллективное панно «Подводный мир». Им можно украсить группу, повесить как занавеску в морской уголок или использовать в качестве декораций к спектаклям и сценкам.

Дополнительно

Развитие речи. Поставьте в кабинете большой пляжный зонт, положите надувной мячик. Пусть дети наденут темные очки, яркие панамки и расскажут перед камерой, что можно делать летом у моря: загорать, купаться, строить замки, плавать вместе с рыбками.

Игры с водой и песком. Перед началом занятия спрячьте в песке морские ракушки, пластмассовых ящериц, змеек и попросите малышей найти их.

Угощение. Приготовьте желе синего цвета (используя пищевые красители), разложите его в вазочки, украсьте «рыбками» (желатинками или крекерами) и взбитыми сливками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Развитие языковых способностей старших дошкольников в процессе коррекции ОНР 3 уровня»

В данном проекте используется подход к совершенствованию коррекционно-развивающей работы с дошкольниками старшего возраста, опирающийся на развитие языковой способности....

статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа. ...

Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"

Статья"Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре"

Представлен проект по развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре. Рассмотрены теоретические основы театрализованной деятельности дшокльников, а также анализ авторсик...