Проект:"Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования"
проект по рисованию по теме

Семенова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                     ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Проект: Развитие  творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования

                                                            Выполнила:

Семенова .Т.В. слушатель курсовой профессиональной переподготовки

Научный руководитель:

Маркина.Ю.Д. старший преподаватель

кафедры дошкольного и начального общего образования

Рецензент:

ИРКУТСК

                                                    2014

Содержание

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Квалификационная  характеристика проекта

3

1.2. Сущность понятий «творчество», «изобразительное творчество», «творческие способности»

6

1.3. Анализ исследований по проблеме  развития творческих способностей  

у детей дошкольного возраста

13

1.4 .  Использование в современной практике дошкольного

 образования потенциальных возможностей  обучения рисованию

 на ткани (техники батик)  для развития творческих

способностей дошкольников

23

II. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. 

Опыт работы по обучению детей старшего дошкольного возраста

нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на ткани

Предисловие

29

Рекомендации организации и ведения занятий по батику в детском саду

31

Используемые технологии росписи по ткани

33

Перспективное планирование кружка «Мир батика»

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34

ЛИТЕРАТУРА

37

ПРИЛОЖЕНИЯ

39

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность проекта

     Современные  социально-экономические условия выдвигают очень важную проблему  воспитания и  развития творческой личности.  

      Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире.

      Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач современного образования. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании  и новые требования. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

       Комарова Т.С., в своих исследованиях дети в мире творчества, обращает внимание на ученого Лилова А., который вложил свое понимание творчества. «Творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией». Эти общие закономерные моменты таковы:

- творчество есть общественное явление,

- его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью» [12].

       Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста изучалась учеными и практиками. Свидетельством тому являются работы  Флериной Е.А, Выготского Л.С., Теплова Б.М., Ветлугиной Н.А., Комаровой Т.С., Казаковой Т.Г., Мелик-Пашаева А.А., Григорьевой Г.Г.

     По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст является активным для развития способностей к творчеству, и воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.

      Исследования ученых говорят о том, что изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности развития творческих способностей. Рисование является едва ли не самым интересным видом изобразительной  деятельности  для детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В.А.Сухомлинский. 

     Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

     При анализе документов дошкольной организации, беседы с воспитателями, собственный опыт работы показали, что программное содержание и методики работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью, ориентированы в основном только на формирование умений и навыков, а не на развитие  творческих  способностей.

     Следовательно, мы сталкиваемся с противоречием: с одной стороны, необходимость выполнения социального заказа общества – воспитание творческой личности, с другой стороны: недостаточная реализация в педагогическом процессе детского сада.

    Одна из идей доступных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста может являться обучение нетрадиционным способам рисования в процессе рисования   на ткани (батик).

    Эффективность использования обучения нетрадиционным способам рисования на ткани - технике батик  как средства развития творческих способностей детей обусловлена следующими  ее особенностями:

вариативностью способов создания рисунка на ткани (холодный батик, узелковый батик, техника сводной росписи, солевой эффект и др.);

поиском выразительных средств в передаче образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции и др.;

 возможностью создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности имеющих практическое назначение.                                                

Объект проектирования– опыт работы  по обучению детей старшего дошкольного возраста  нетрадиционным способам рисования в процессе рисования   на ткани.

 Цель – Анализ опыта работы по обучению детей старшего дошкольного возраста  нетрадиционным способам рисования в процессе рисования   на ткани.

 Задачи –

  • Изучить  теоретические подходы к проблеме развития творческих способностей  
  • Проанализировать
  • Подобрать подходящие занятия для работы с детьми
  • Выделить содержание из Опыта работы для использования его воспитателями и специалистами дополнительного образования.

Тип и характер проекта:

  • По типу: Практико-ориентированный
  • По длительности: долгосрочный

Прикладная ценность проекта: состоит в подборе занятий и рекомендаций по обучению  детей старшего дошкольного возраста нетрадиционным способам рисования в процессе рисования   на ткани для использования их воспитателями и специалистами дополнительного образования как средства развития творческих способностей.

1.2. Сущность понятий «творчество», «изобразительное творчество», «творческие способности»

      Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества. В этом возрасте дети любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Анализ положений отечественных ученых о детском творчестве позволили вывести определение детского творчества. Художественное творчество детей дошкольного творчества – это создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок). Под творчеством мы  понимаем и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи.

      Таким образом, на современном этапе развития психолого-педагогических исследований под творчеством понимается общественное явление, сущность которого заключена в создании новых по замыслу культурных и материальных ценностей, полезных для общество. Сам же творческий процесс будет представлять собой выражение индивидуальности через преобразование своих эмоциональных состояний и чувств в некий продукт творческой деятельности или саму деятельность.

      Ветлугина Н.А., считает, что открывая новое для себя, ребенок открывает взрослым новое о себе. Поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При оценке детского творчества акцент делать не на результат, а на процесс деятельности. [ 2]

Флерина Е.А., называла детское творчество «зернышком», а в зернышке заложено все, что проявляется в зрелом растении, только вырастить надо. [20]

Кравцова Е.Е., рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. [13]

       Комарова Т.С., приводит в пример исследователя Волкову А.А., которая  характеризует творчество дошкольников как: разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

      В процессе творчества происходит изменение личностных качеств, ребенок становится самостоятельным, инициативным, эмоционально-увлеченным в творческую деятельность. Творчество ребенка значимо, оно самоценно.

      Комарова Т.С. также обращает внимание на ученого Лернера И.Я., он указывает что: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. [11]

       Лернер И.Я,[15] включая в содержание образования наряду со знаниями и умениями опыт творческой деятельности, определяет такие черты как:

Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

Видение новой функции предмета (объекта)

Видение проблемы в стандартной ситуации;

Видение структуры объекта;

Способность к альтернативным решениям;

Комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

       Исследователь детского творчества Е.А.Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисовании, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных или через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». [20]

       Н.А.Ветлугина [2] понимая детское творчество как познание жизни делает попытку найти пути формирования творчества. Они весьма своеобразны, и лишены той обычной выстроенности, которая характерна для процесса обучения. Можно предположить, что возникновение творческого начало в детской художественной практике носит поэтапный характер. На первом этапе роль педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отражение жизненных впечатлений в рисунке, то его надо учить, прежде всего, образному видению окружающего.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками средств осуществления.

     В старшем дошкольном возрасте ребенок способен  планировать свою творческую деятельность и в связи с этим видоизменяться и характер педагогических воздействий. Последовательность формирования творчества зависит:

От процесса возникновения и становления формы детской деятельности (обогащение жизненными впечатлениями);

     От путей становления творческого образа у детей (замысел – поиски средства воплощения);

От последовательности меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ процесса творчества - частичное соучастие в нем – самостоятельная игра детей). Этапы творческого процесса есть в деятельности ребенка, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Таким образом, со стороны педагогов под творчеством мы понимаем деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение.

      Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.[3]

      Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

       Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства.

В настоящее время активно идет поиск новых форм, методов, способов развития детского изобразительного творчества.

      Среди показателей развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста рассматриваются отношения, интересы, способности детей, а именно творческое воображение, увлеченность, захваченность деятельностью, адекватность использования средств воплощения образа (линии, цветовое пятно, ритм линий, ритм пятен, штрихи, точки).

     Особое место занимает изобразительное творчество ребёнка, которое несколько отличается от изобразительного творчества взрослого человека.

     В процессе изобразительной деятельности ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им самим; огорчается, если что-то не удалось. Но самое главное: создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится их осознанно использовать. Более того, творчество дошкольника на занятиях по изобразительной деятельности неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приёмов будет способствовать их творческому развитию.

     Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает разные чувства, выражает отношение к ним. Отношение имеет как эмоционально положительный, так и отрицательный характер, связанный с чувством радости, грусти, восхищения, возмущения, любви, ненависти и другими.

     В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики детского воображения. Детское воображение развивается относительно независимо от интеллектуальной сферы и недостаточно контролируется ребёнком. Неприхотливость детской фантазии создаёт ложное впечатление её богатства. О бедности детского воображения и одновременно о его яркости, большом влиянии его на «неокрепшую душу ребёнка», говорил ещё К.Д. Ушинский. Л.С. Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из опыта человека.

Опыт ребёнка мал, а значит детское воображение беднее взрослого. В то же время Л.С. Выготский отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональность насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения.

Так Л.С. Выготский, силу творчество, видит в многообразных формах связи воображения с действительностью. В исследованиях ученого доказано, что благодаря этим формам связи воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения, к воплощению продуктов воображения в реально существующие, которые снова воздействуют на человека. Данный автор указывает что, творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством .[2]

      Изобразительное творчество рассматривается в исследованиях Флериной Е.А, Выготского Л.С., Теплова Б.М., Ветлугиной Н.А., Комаровой Т.С., Казаковой Т.Г., Мелик-Пашаева А.А., Григорьевой Г.Г. и др.
В психолого - педагогической литературе мы можем встретить широкий круг подходов к определению понятия творчества. Сам же творческий процесс рассматривается как потребность в новизне, как проблемная ситуация, требующая от субъекта открытия нового способа, действия или знания, которое обеспечивает решение в творчестве. Именно в субъективном значимом продукте ребенок создает выразительный и оригинальный образ.

        В.Г. Злотников в своем исследовании указывает, что «художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства» Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в ее результате ребенок получает разностороннее развитие.[6]

     Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

     Важный путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивает его духовное развитие – формирование художественно – творческих способностей у всех детей.

      Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности

     Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения новой технологии, использования специальных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

1.3. Анализ исследований по проблеме  развития творческих способностей  у детей дошкольного возраста

    Творческие способности – далеко не новый предмет исследования.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

      Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать. Что такое творческие способности на самом деле?

       Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

      Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

      Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

       Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

       Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов.

      Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

 1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей

 (в данном случае важно не их качество, а их количество).

 2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

 3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи

 (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

 4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

       Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности

 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

 13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

        Психологи В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории

 1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

 2. Умение видеть целое раньше частей.

 3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

 4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях. [14]

      Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности

 1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

 3. Гибкость в мышлении и действиях.

 4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

 6. Богатое воображение.

 7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

 8. Высокие эстетические ценности.

 9. Развитая интуиция.

        С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

        Проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в изодеятельности занимались и такие видные учёные, как Л.С. Выготский, З.И. Теплов, В.С. Кузин, В.Г. Ковалев Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Г.В. Лабунская, Т.С. Казакова и др.

        Н.П. Сакулина определила две группы художественно-творческих способностей к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста - способность к изображению и способность к художественному выражению, а также выделила такие свойства, как активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия, доказывая, что необходимым условием этой активности выступает наличие осознанной цели, а именно стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Т.С. Комарова определила четыре группы способностей: способности восприятия предметов и явлений окружающей действительности и их основных свойств; двигательные способности, умелость руки, включающая координацию движений руки под контролем зрения; образное мышление, образные представления; способности воображения.[12]

Таким образом были выделены следующие группы взаимосвязанных изобразительных способностей в детском художественном творчестве: художественно-изобразительные (способность воспринимать и передавать в рисунке формы, цвета, цветовые отношения, величины и пропорции); художественно-выразительные (способность чувствовать и передавать в рисунке эмоции, чувства, отношения, находить адекватные содержанию способы выражения) и художественно - творческие (способность создавать новый, оригинальный образ, переносить усвоенные знания, умения в новые условия). Учёные подчёркивают, что только комплексный подход в развитии всех групп изобразительных способностей обеспечит наилучшие условия для самовыражения и самореализации ребёнка в изодеятельности.

      Основополагающее значение для осмысления роли обучения в развитии детского творчества имеют исследования, которые свидетельствуют, что обучение не препятствует развитию творчества, а способствуют его становлению. Так, не освоив необходимых для рисования знаний, умений и навыков, ребёнок чувствует себя беспомощным. Существует множество определений способностей. Так, Б.М. Теплов считал, что способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности. [19]

       По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. [9]

      По определению Н.С. Лейтеса, способности - это свойство личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешной деятельности.

     Способности - это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются (Л.А. Венгер).

В этом вопросе нет единого мнения:

·  Способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объяснять легкость и быстроту их приобретения (Б.М. Теплов);[19]

·  Знания, умения,  рассматриваются как один из компонентов способностей, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения ЗУН (С.Л. Рубинштейн).

·  Одним из компонентов способностей является особая умелость руки как результат совершенствования, обобщения, умений и навыков (А.Г. Ковалев, Б.Н. Мясищев).

·  Способность включает все подструктуры личности, в том числе ЗУН (К.К. Платонов);

     Л.А. Венгер понимая под способностями ориентировочные действия, отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительской части деятельности.

     Б.М. Теплов в работе «Способности и одаренность» формулирует способности как индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого, причем «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, что имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности». Деятельность в данном случае рассматривается как средство развития способностей. Следовательно, способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. А успешно выполненная деятельность создает, в свою очередь, то своеобразие и сочетание способностей, которое характеризует данную личность.

      Таким образом, попытки определить содержание способностей предпринимались неоднократно разными исследователями. Содержание, структура способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе, но они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему или по структуре [19].

      Также одно из важнейших условий развития детского изобразительного творчества - это появление собственно изобразительной деятельности у ребенка дошкольника.

      Основными условиями развития детского изобразительного творчества Григорьева Г.Г., считает:

- широкий подход к решению проблемы. Игра, художественная деятельность предоставляют для ребенка большие возможности. Взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

– организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

– единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.

- обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом. То есть в сферу обучения входят, и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. [4]

      В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания была восприняты ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым важное условие творческой активности ребенка на занятии.

- атмосфера творчества. То есть стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Теплов Б.М., указывает на искренность как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. «Без нее все другие достоинства теряют значение…»при таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощенно, смело, комфортною это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах. Создание атмосферы творчества во многом зависти от общей культуры педагога, понимания существа дела.

- комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие готовы средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Игровые моменты усиливают творческое состояние детей.

      Теплов Б.М., отмечал, что единственного приема стимуляции детского творчества не может быть, тем более что творчество индивидуально. В связи с этим он говорил о необходимости индивидуального подхода к детям.

- учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа».

      В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус. Н.П.Сакулина подчеркивала, что обучение изобразительным умениям является условием творческого образного выражения ребенком своих впечатлений.[18]

      Итак главное необходимо  создать условия для развития творческих способностей детей. И еще одно из немал важных условий - изостудия . Она выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для комплексного развития разнообразных изобразительных способностей детей, предоставляя  детям возможность побывать в атмосфере творчества, почувствовать себя в роли «художника» или «мастера». Дошкольник на занятии в изостудии менее ограничен во времени и средствах, в выборе темы рисунка, находится в комфортной, обогащенной предметной среде, осуществляет задуманное под руководством специалиста, который может показать и подсказать необходимые для создания рисунка средства выражения, - все эти условия создают атмосферу неспешного вживания ребёнка в искусство.

Именно в системе дополнительного образования возможен действительно индивидуальный подход к ребёнку, свободны от жёсткой опеки и регламентации, органично сочетающий в себе элементы обучения и развития художественно-творческих способностей. Главное - раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

1.4 .  Использование в современной практике дошкольного образования потенциальных возможностей  обучения рисованию на ткани (техники батик)  для развития творческих способностей дошкольников.

      Рисование необычными материалами и оригинальными технологиями позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, а эмоции, как известно, это процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дети старшего дошкольного возраста получают удовольствие, положительные эмоции от работы с нетрадиционными материалами, поэтому эта работа становится актуальна в наше время.

     Современная дошкольная педагогика постоянно вводит в оборот новые технологии, способствующие более продуктивному развитию природных данных у детей. Цветовое зрительное восприятие окружающего мира, несомненно, величайший дар природы человеку. Цветной мир воспринимается детьми как данность, но для закрепления и развития цветовосприятия требуется системная и целенаправленная работа. С детьми дошкольного возраста она проходит особенно успешно, когда они занимаются теми или иными видами декоративно-прикладного искусства.

     Роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным для детей занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффективным по результатам. Дети с интересом работают над красочными композициями, гармонируя сначала немного, а затем всё большее количество цветовых сочетаний.

       Изобразительная деятельность детей приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления и уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Важное условие развития ребенка - не только оригинальное задание, но и использование на занятиях нетрадиционного материала и нестандартных изобразительных технологий. Под техникой рисунка следует понимать - владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.

Известно, что способам рисования детей следует учить, правильно пользоваться разными изобразительными материалами, т.е. научить детей технике рисования. Комарова Т.С. под техникой рисования понимает как прямой непосредственный результат работы специальным материалам и инструментом, умение использовать выразительные возможности материала.

      Рисование в детском саду включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач.

       Ребенок с помощью техники батик может научиться видеть, чувствовать и оценивать все по законам красоты. У него развивается художественный вкус. техника батик позволяет создавать новые оригинальные замыслы в рисунках на ткани, формировать у детей интерес к изобразительному творчеству. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по техники батик является разнообразие и вариативность работы. Чтобы создать рисунок, ребенку требуется активная работа воображения и наличие определенных знаний, умений и навыков. На этих занятиях максимально развивается самостоятельность и изобразительные способности ребенка, важные для развития его творчества. Рисование нетрадиционными техниками - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

       Необходимость обучения рисованию, и в частности техническим навыкам, подчеркивается разными учеными, которые утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет.

        В настоящее время с дошкольных образовательных учреждениях широко распространено использование таких классических техник, как гуашь, акварель, пастель, уголь, карандаш, фломастер. Перечисленные классические техники могут использоваться в любой возрастной группе.

      Одним из доступных средств развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста может являться техника батик.

Под батиком понимается - ручная роспись по ткани.

Ребенок с помощью техники батик может научиться видеть, чувствовать и оценивать все по законам красоты. У него развивается художественный вкус. Детям старшего дошкольного возраста доступны несколько видов техники батик:

-холодный батик

-свободная роспись по ткани

-роспись по ткани с элементами солевой техники

-узелковый батик.

       Если провести  изучение и анализ основных образовательных программ (раздел «Изобразительная деятельность»), с целью определения возможности использования техники батик в работе с детьми дошкольного возраста ни в одной из них техника батик не предлагается к освоению детьми дошкольного возраста .

      Но интерес к проблеме использования техники батик в работе с детьми дошкольного возраста последние годы возрос. В ведущих педагогических журналах опубликованы ряд статей, в которых находит отражение опыт ознакомления с техникой батик детей дошкольного возраста.

     Так в журнале «Дошкольное воспитание» №3 2012 год, статья «Знакомимся с батиком» Чешковой Е., посвящена обобщению опыта организации кружковой работы, направленной на овладение техникой батик. Занятие представлены в форме кружка, которые организуется два раза в месяц, продолжительностью 20минут. Работы создаются в технике холодного батика, практически полностью детьми выполняется самостоятельно.

      В журнале «детский сад от А до Я» опубликована статья «Батик в детском творчестве» Хабибуллиной О.А В данной статье автор представляет программу «Юный художник», которая работает по двум направлениям: батик и нетрадиционные методы и способы рисования на бумаге: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия и т.д.

      Программа включает в себя перспективный план, в который входит несколько блоков обеспечивающих постепенность изобразительных навыков и умений, освоение техники нового вида деятельности. Первый год посвящен знакомству с бумагой, основами изобразительного искусства, нетрадиционными способами рисования. В учебный план включена деятельность направленная на изучение оформительского искусства. На втором году обучения, дети продолжают знакомиться с нетрадиционными способами рисования на бумаге и осваивают технику росписи на ткани – батик. Содержание программы предполагает обучение детей основам изобразительного искусства (цветоведения, композиции, формообразования) и обучение нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге и на ткани.

    В последние годы были изданы пособия по использованию техники батик в работе с детьми дошкольного возраста: Л.М. Ковалицкой, Абрамовой О.А., Кожохиной С.К.

    Данные авторы дают практические рекомендации по организации занятий детей старшего дошкольного возраста на основе использования техники батик.

     Так Ковалицкая Л.М. («Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет»), рассматривает, как с помощью игры и сказки научить детей расписывать ткань. «Погружаясь в игру, ребенок легко и быстро осваивает этот самобытный вид декоративно-прикладного искусства». Речь идет о трех наиболее простых видах батика: узелковом, холодном и свободной росписи.

         Кожохина С.К. представляет методическое пособие «Батик. Все о картинах на ткани». Данное пособие предназначено для использования в качестве самоучителя для неподготовленных «художников» любого возраста и для детей, уже владеющих этой техникой, чтобы расширить их знания и практические навыки.

      Большой интерес представляет исследование Абрамовой О.А. и ее учебно-методическое пособие «Искусство батика для детей 5-7 лет». Пособие  предназначено для специалистов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также может быть полезно для родителей и гувернеров.

Автор кратко рассказывает, что такое батик, описывает способы и технологии ручной росписи ткани. Говорит о том, что «все способы росписи тканей постоянно совершенствуются. Они являются лишь основой, на которой может строиться дальнейшее овладение искусством росписи тканей». Представляет материалы и инструменты в условных обозначениях, которые схематично представлены к каждому занятию. Занятия по батику строятся по принципу практических занятий в кабинете-мастерской: каждому разделу предшествует беседа педагога, где он излагает вопросы, связанные с теорией, практикой и технологий батика. А также каждому занятию представлена схема этапов выполнения работы. Занятия проводятся раз в неделю. Автор включает тематический план, где расписаны 12 занятий (волшебная ткань, листопад, наши комнатные растения, чудо - птица, образы весенних деревьев, древняя роспись и др.), которые рассчитано на 30—40минут. Темы занятий распределяются по принципу возрастающей сложности работы и рассчитаны на два или четыре занятия. Указывает на количество детей 8-10 человек. Абрамова О.А. дает практические рекомендации, как сделать воспитательную работу более интересной и эффективной, а именно: перед началом каждого занятия предложить детям просто рассмотреть, потрогать или даже понюхать материалы; прислушаться к детским идеям и предложениям, не бояться менять запланированный ход занятия, экспериментировать с новыми материалами. Использовать на занятиях развивающие игры и упражнения, помогающие разнообразить работу и связать ее с другими темами.

     Отсюда можно сделать вывод, что эффективным средством развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ будет являться техника батик.      Эффективность использования техники батик обусловлена следующими особенностями:

вариативностью способов создания рисунка на ткани (холодный батик, узелковый батик, техника сводной росписи, солевой эффект и др.); поиском выразительных средств в передаче образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции и др.; возможностью создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности имеющих практическое назначение.

      В современном дошкольном образовании в целях осуществления разностороннего художественно-творческого развития детей организуются художественные студии, эстетические центры.

     Работа в условиях студии, кружка позволяет систематически и последовательно решать задачи дифференцированного, индивидуального подхода. Поэтому очевидно, что наиболее успешной формой организации изобразительной деятельности дошкольников, направленной на освоение техники батик, будет кружковая работа.

II ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

«Опыт работы по обучению детей старшего дошкольного возраста нетрадиционным способам рисования в процессе рисования   на ткани».

Цель: развитие творческих способностей посредством использования нетрадиционных материалов и техники «Росписи по ткани».

Задачи:         

1. Помочь детям овладеть техникой выполнения «росписи по ткани» с использованием нетрадиционных материалов.

2. Развивать умения выделять главное в композиции, передавать его связь с остальными образами и предметами.

3. Учить создавать общий колорит, красочное звучание всей работы.

4. Помочь овладеть общими трудовыми навыками: ставить задачу, отбирать необходимый материал и средства ее реализации, планировать ход работы. Контролировать и оценивать результаты.

Предисловие

     Эффективность работы во многом зависит от творческой работы педагога и от условий, созданных для развития детей.  Так, например тему занятия рекомендуется выбирать с учетом интереса и желаний детей. Любое  занятие требует предварительной работы с детьми. Готовясь к занятию, педагог  должен выполнить  примерные образцы. В этом случае он может предусмотреть возникновение трудностей, и наметить пути их устранения. На первых занятиях педагог должен демонстрировать свой образец, обращая внимание на выполнение техники «роспись на ткани». В дальнейшем усвоенные приемы работы не показывают, а лишь напоминают последовательность выполнения или предлагают рассказать об этом кому-либо из детей. Очень важно, чтобы образец не заменял живое созерцание реального мира, если дети будут воспринимать только образец, то они никогда не смогут научиться творческому отражению своих впечатлений. Это требует от воспитателя творческого подхода, который предполагает изучение интересов детей, знания тех впечатлений, которые они получают в повседневной жизни, при чтении книг, в процессе игр и тр.

      В идеале к концу обучения дети должны сами придумывать новые образы изображения, самостоятельно искать выразительные особенности для создания того или иного произведения используя различные материалы и технологии.

      Итогом  творческой работы ребёнка может быть -  выставка.  На ней он может сравнить свои результаты с результатами сверстников, что позитивно влияет на его творческий рост.

Рекомендации организации и ведения занятий по батику в детском саду.

      Обучение технике батик необходимо выстроить последовательно, с учетом постепенного усложнения техники, сложности заданий.

В качестве основных этапов обучения техники батик можно выделить:

- ознакомительный, где будет происходить знакомство с понятием батик, историей его появления [приложение1] и развития, видами батика: холодный батик, узелковый батик, техника свободной росписи, солевой эффект и др.

- основной, будет направлен на овладение детьми старшего дошкольного возраста техникой таких видов батика, как холодный батик, узелковый батик, техника сводной росписи, солевой эффект и др.;

- творческий, направленный на поиск вариативных способов создания рисунка на ткани: холодный батик, узелковый батик, техника свободной росписи, солевой эффект и др., выразительных средств, в передаче образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции и др., создание новых, оригинальных продуктов детской деятельности имеющих практическое назначение.

      На первом ознакомительном этапе на первый план выдвигается задача формирования интереса к искусству ручной росписи ткани - батик. Детей можно познакомить с легендой возникновения батика, различными способами выполнения росписи (холодный, узелковый, свободная роспись); развивать эмоциональное отношение к искусству росписи по ткани - батик; развивать фантазию, творческую активность; воспитывать интерес к художественной росписи по ткани.

      Обучающий этап поможет детям овладеть техникой рисования красками батик, понять свойства изобразительного материала, его выразительные возможности, что в конечном итоге обогатит рисунки детей, позволит получить разнообразные решения одного и того же предмета, явления, будет способствовать развитию детского творчества.

      Творческий этап предполагает вариативность способов создания рисунка на ткани (холодный батик, узелковый батик, техника свободной росписи, солевой эффект и др.); поиск выразительных средств в передаче образов изображения, цветового решения, композиции и др.; возможности создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности имеющих практическое назначение. А также развить воображение, интерес к искусству техники батик.

      Не мало важным познакомить детей с материалами и инструментами используемыми на занятиях [приложение2], а также безопасностью их использования.

    Эффективной формой организации обучения использования батика в дошкольном образовательном учреждении будет  организация кружка

       Перспективный  план по обучению детей технике батик рассчитан на один год  выстроен последовательно, с учетом постепенного усложнения техники, сложности заданий . В плане предоставлены занятия в основном из методического пособия О.А.Абрамовой и  С.К.Кожохиной, а также предоставлены авторские занятия. [приложение4]. Также очень хорошо использовать на занятиях по обучению технике батик  схемы поэтапного рисования (О.А.Абрамова), и схемы складывания материала для складного и узелкового батика. [приложение5]

Используемые технологии росписи по ткани

Горячий: простой, сложный, работа от пятна

Бандан: с помощью камешка, складной, сырым по сырому

Дополнительные эффекты: присыпка сухими красителями, крокле, процарапывание, отмывка белизной

Холодный: роспись по белому фону, роспись по предварительно окрашенному фону, цветная графика, витраж, многослойная техника, солевой эффект.

Свободная роспись

Каждая из росписей имеет свою специфику и необходимо обратить внимание детей на особенности технического исполнения и результаты работы. [Приложение3]

Перспективное планирование кружка «Мир батика»

Месяц

Неделя

п/п

Способ росписи ткани

Тема занятия

Октябрь

1

1

Свободная роспись +  цветной контур

Волшебная ткань

2

3

2

Печать листьями + цветной контур

Листопад

4

Ноябрь

1

3

Холодный батик + цветной контур

Чудо-птица

2

3

4

Холодный батик + узелковый способ

Салфетки

4

5

Холодный батик + складной способ

Платочки

Декабрь

1

6

Холодный батик + цветной контур + декоративный клей

Новогодняя открытка

2

3

7

Холодный батик +

Бесцветный контур

Караван верблюдов

4

Январь

1

8

Горячий батик

Вкусный натюрморт

2

3

9

Холодный батик + соль + цветной контур

Подводный мир

4

Февраль

1

10

Холодный батик +  цветной контур + акрил

Галстук для папы

2

3

11

Холодный батик + цветной контур + акрил

Шарф для мамы

4

Март

1

12

Холодный батик + узелковый способ

Букет цветов

2

3

13

Холодный батик + прозрачный контур

Наши комнатные растения

4

Апрель

1

14

Свободная роспись + горячий сжатый батик + дополнительный эффект кракле

Древняя роспись

2

3

15

Дополнительный эффект- присыпка сухими красителями

Салют

4

16

Холодный батик+акрил

Красивые бабочки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Тема проекта - развитие  творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования.

Целью данного проекта являлось анализ опыта работы по обучению детей старшего дошкольного возраста  нетрадиционным способам рисования в процессе рисования   на ткани.

     Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует различное определений способностей. Обобщив точки зрения различных авторов, можно прийти  к выводу, что способности - это особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Важным для проекта  являлось установление факта о включении в понятие "детское творчество" взаимосвязанных компонентов, таких как "творчество", " творческие способности", "изобразительное творчество", без которых невозможно определить сущность детского творчества.

      Е.А. Флериной было определено, что обучение не препятствует развитию творчества. Поэтому задача педагога - найти оптимальное соотношение творчества и обучения на занятиях, обеспечить реализацию необходимых условий для развития творчества. "Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового". Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле "творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности." - говорится в статье Ф. Батюшкова "Творчество" (1901), процитиро-ванной в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона.

      Эта характеристика творчества имеет глубокий психологический смысл: личностный и процессуальный. Во-первых, творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Во-вторых, изучение этих свойств личности указывает на важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей (Лебедева Л.Д., 1994).

В заключение отметим, что рисование нетрадиционными техниками - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным для детей занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффективным по результатам. Дети с интересом работают над красочными композициями, гармонируя сначала немного, а затем всё большее количество цветовых сочетаний.

Изобразительная деятельность детей приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления и уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Важное условие развития ребенка - не только оригинальное задание, но и использование на занятиях нетрадиционного материала и нестандарт-ных изобразительных технологий. Под техникой рисунка следует пони-мать - владение материалами и инструментами, способы их использова-ния для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.

Из всего сказанного можно сделать вывод, развитие творческих способностей старших дошкольников одна из идей доступных средств развития творческих способностей может являться обучение нетрадиционным способам рисования в процессе рисования   на ткани (батик).

Список литературы необходимый для бучения детей старшего дошкольного возраста нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на ткани

1.  Дошкольное воспитание Москва № 11/2006  

2.  Научно- методический журнал- «Детский сад от А до Я» Москва № 1/2005

3.  О.А.Абраиова  «Искусство батика для детей 5-7 лет»

4.  С.К.Кожохина «Путешествие в мир искусства»

5.  Специализированный журнал «Цветной мир» «Нетрадиционные художественные техники»

      № 6/2008

6.  Ю.С.Сараева «Роспись по ткани» Ростов на Дону «феникс» 2000

Список литературы проекта

1. Абрамовой О.А. «Искусство батик для детей 5-7 лет».                  

2. Ветлугина Н.А. «  Художественное творчество и ребенок».

3. Выготский Л.С. « Воображение  и творчество в детском возрасте».

4. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников».

5. Даринская В.М. «Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей». Семейная психология и семейная терапия. - 2001.- № 1.

6. Золотников, В.Г. «Процесс воображения в художественном творчестве»

7. Казакова Т.Г. «Развитие у дошкольников творчества»

8. Казакова Т.Г. «Изодеятельность дошкольников».

9. Ковалицкая Л.М. «Батик. Методика».

10. Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусства».

11. Комарова Т.С. «Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве» Дошкольное воспитание – 1991
- №12.

12 Комарова. Т.С. «Детское художественное творчество»  

13. Кравцова Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника».

14. Кудрявцев В., Синельников В. «Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей».

15. Лернер И.Я «Детское творчество»

16. Лук, А. Н. «Психология творчества»

17. Мелик-Пашаев А.А. , Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству»

18. Сакулина Н.П. «Рисование в дошкольном детстве»

19. Теплов Б.М. Психологический очерк «Психологические вопросы художественного воспитания»

20.Флерина Е.А. «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста»

21.  Хабибуллиной О.А   журнале «детский сад от А до Я» статья «Батик в детском творчестве»

22. Чешковой Е., «Дошкольное воспитание» №3 2012 год, статья «Знакомимся с батиком»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Развитие языковых способностей старших дошкольников в процессе коррекции ОНР 3 уровня»

В данном проекте используется подход к совершенствованию коррекционно-развивающей работы с дошкольниками старшего возраста, опирающийся на развитие языковой способности....

статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа. ...

Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"

Статья"Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре"

Представлен проект по развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре. Рассмотрены теоретические основы театрализованной деятельности дшокльников, а также анализ авторсик...