Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"
статья по музыке (старшая группа)

Авагян Бела Кароевна

Статья

"Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности

В условиях современного общества важное значение приобретает формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей.

Развитие творческих способностей современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

Проблема творчества и творческих способностей была предметом исследования таких видных психологов, как Дж.Гирфлод, Е.П.Торранс, И. Фостер. В последующем большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие отечественные психологи как Л.Б.Ермолаева-Томина, Е.Л.Григоренко, Д.Б.Богоявленская, В.Н. Козленко, Н.А.Ветлугина и др., в музыкальном воспитании (С.В.Акишев, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, О.П. Радынова и др.).

Однако многие вопросы исследования творческих способностей дошкольников остаются актуальными и в настоящее время. К сожалению, нет на сегодняшний день работ, посвящённых проблеме развития творческих способностей дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, исключение составляют лишь отдельные публикации и статьи в журналах. В то время как наиболее сензитивным для развития творческих способностей считается именно дошкольный возраст, а самостоятельная деятельность предоставляет огромные возможности для развития творческого мышления, воображения, творческой активности и творческих возможностей детей.

Кроме того, анализ теоретических исследований состояния изучаемой проблемы в практике позволил выявить ряд противоречий. К числу наиболее существенных, на наш взгляд, можно отнести противоречия между:

- имеющимся научными данными об эффективности развития ребёнка-дошкольника в различных видах художественной деятельности и недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития творчества детей в музыкальной деятельности;

- наличием интереса педагогов-практиков к развитию детского творчества и отсутствием научно обоснованных методических рекомендаций по созданию педагогических условий для реализации творческого потенциала детей в самостоятельной музыкальной деятельности.

На основе актуальности проблемы и выделенных нами противоречий была сформулирована тема исследования «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности».

Целью исследования является изучение особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие творческих способностей старших дошкольников будет более эффективным, если использовать возможности самостоятельной музыкальной деятельности в соответствии со специально разработанными мероприятиями по развитию песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества и импровизации на детских музыкальных инструментах.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий. Можно выделить пять основных условий успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста:

Ранее физическое развитие малыша, затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами.

Создание обстановки, опережающей развитие детей.

Максимальное напряжение сил для решения задачи.

Предоставление ребёнку большой свободы в выборе деятельности, главное здесь, не превращая свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку.

Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Развитие творческих способностей будет эффективным, по мнению Д.Б.Богоявленский, только в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.

Традиционно в детском саду принято выделять такие формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Самостоятельная музыкальная деятельность старших дошкольников – это различные способы самостоятельных действий, которые они используют в разных условиях и в разных видах музыкальной деятельности. Успешность формирования самостоятельной музыкальной деятельности зависит от умелого руководства педагога и родителей (Н.А.Ветлугина).

Для экспериментального изучения творческих способностей старших дошкольников было проведено экспериментальное исследование детей старших дошкольников в возрасте 5 – 6 лет. В качестве методик на констатирующем этапе эксперимента были самостоятельно разработаны: методика определения песенного творчества дошкольников (опирались на рекомендации Т.М.Орловой, С.И.Бекиной); методика выявления уровня музыкально – игрового и танцевального творчества (опирались на рекомендации Н.А.Ветлугиной, и О.П.Радыновой). Результаты констатирующего этапа эксперимента выявили примерно одинаковые уровни развития творческих способностей (песенное творчество, музыкально – игровое и танцевальное творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах) старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Это позволило нам наметить специально организованную работу для развития творческих способностей детей экспериментальной группы в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.

Для развития песенного творчества старших дошкольников мы предлагали творческие задания. Они приучали дошкольников к более свободному владению музыкальными навыками. Дети в повседневной жизни начинали самостоятельно подбирать мелодии знакомых песен и придумывать свои. Были организованы и специальные творческие занятия, направленные на развитие песенного творчества.

Много внимания в работе с дошкольниками уделяли развитию музыкально – игрового и танцевального творчества. В процессе упражнений, игр, танцев детям предлагали самостоятельно подбирать движения для свободной русской пляски (не подражая друг другу), их учили самостоятельно выбирать средства выразительности для передачи игрового образа (походка, жест, мимика, танцевальное движение).

Для развития способностей к импровизации на детских музыкальных инструментах дошкольникам предлагали разнообразные задания. Эти задания не только предоставляли дошкольникам необходимую для них возможность творческого самовыражения, фантазии, но и развивали у детей чувство ритма и творческие способности.

В повседневной жизни старших дошкольников важное место занимали праздники и развлечения. Именно они являлись источником, питающим самостоятельную музыкальную деятельность детей. В развитии творческих способностей дошкольников большое значение имело проведение цикла комбинированных занятий на тему «Рисуем музыку», где дети сначала внимательно слушали музыку, а затем пытались её воспроизвести на рисунке вместе с родителями.

На формирующем этапе эксперимента был проведен конкурс «Лучший музыкальный уголок детского сада». Следует отметить, что уголки в экспериментальной и контрольной группах обогатились музыкальными инструментами, игрушками. Однако в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, дети и их родители с желанием принимали самое активное участие в оформлении музыкального уголка, предлагая свои варианты и экспериментируя при этом. Занимаясь в музыкальном уголке, дети могли проявить инициативу, творчество, индивидуальность.

Понимая, что успех развития творческих способностей старших дошкольников во многом зависит от воспитания детей в семье, мы стремились вести работу с семьей. Нами использовались разнообразные формы работы с родителями по стимулированию развития музыкального творчества детей в условиях семьи.

Это проведение бесед и консультаций («Организация музыкальных игр в семье»; «Музыка в жизни дошкольников»; «Сотрудничество ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей средствами музыкального искусства»), (Памятка для родителей «От природы музыкален каждый»), специальных лекций, докладов на родительских собраниях и конференциях, а также оформление папок и стендов-передвижек. Были проведены конкурсы среди родителей на лучшую музыкальную игрушку-самоделку и на лучший детский музыкальный инструмент-самоделку.

Таким образом, специальная работа по развитию творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности в условиях дошкольного учреждения и семьи на формирующем этапе эксперимента проводилась только с детьми и родителями экспериментальной группы по трем направлениям: развитие песенного творчества дошкольников, музыкально-игрового и танцевального творчества и импровизации на детских музыкальных инструментах. Она строилась с учетом программных требований, возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников.

Реализованная в процессе формирующего этапа эксперимента специальная работа по развитию творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности с детьми экспериментальной и контрольной групп с целью наблюдения за динамикой развития творческих способностей дошкольников.

Для диагностирования творческих способностей старших дошкольников на контрольном этапе экспериментального исследования были применены методики, использованные на констатирующем этапе эксперимента.

Как показали полученные на контрольном этапе исследования результаты старших дошкольников, у детей экспериментальной группы мы обнаружили достаточно высокие показатели по всем трем факторам: песенное творчество, музыкально-игровое и танцевальное творчество, способность к импровизации на детских музыкальных инструментах, в то время, как результаты детей контрольной группы претерпели незначительные изменения по сравнению с констатирующим этапе.

У большей части дошкольников экспериментальной группы отмечается положительный интерес к музыке. Они не только с интересом слушают музыку, проявляя эмоциональное отношение к ней, но и активно поют, правильно интонируя, и стараются двигаться согласованно с музыкой.

Характеризуя динамику музыкально-игрового и танцевального творчества дошкольников экспериментальной группы, следует отметить, что на контрольном этапе эксперимента количество детей, достигших высокого уровня музыкально-игрового и танцевального творческого развития, увеличилось почти на 20%, с 31,5%дошкольников на констатирующем этапе до 50% - на контрольном. Соответственно уменьшилось количество детей с низким уровнем с 31,5% до 12,5%.

Большая часть детей экспериментальной группы (87,5%) стали достаточно выразительно и ритмично двигаться под музыку и оригинально отражать язык музыки в движении, многие из них (50%) владеют достаточным (для своего возраста) объемом танцевальных движений, не боятся экспериментировать при этом и эмоционально откликаются на определенный вид музыкальной деятельности.

В контрольной группе была обнаружена менее позитивная динамика развития музыкально-игрового и танцевального творческого развития детей. Лишь несколько изменилось количество детей с низким уровнем развития (с 37,5% на констатирующем этапе до 25% - на контрольном), незначительно увеличилось количество детей со средним уровнем развития (с 37,5% до 43,75%) и высоким уровнем развития музыкально-игрового и танцевального творческого развития (с 25% на констатирующем этапе эксперимент до 31,5% на контрольном этапе).

Таким образом, благодаря правильно организованной самостоятельной музыкальной деятельности в условиях детского сада и семьи у старших дошкольников экспериментальной группы на формирующем этапе эксперимента значительно и достоверно повысился уровень развития способностей песенного творчества, музыкально-игрового и танцевального творчества, способностей к импровизации на детских музыкальных инструментах.

Дети экспериментальной группы выгодно отличались от детей контрольной группы. Они обладали дифференцированным восприятием, хорошо справлялись с любыми видами продуктивной творческой деятельности. Им было свойственно более развитое воображение, фантазия, уверенность в себе и в своих силах.

Исследования, проведенные среди старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы, а затем качественный и статистический анализ полученных результатов позволяют говорить о подтверждении первоначально выдвинутой нами гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития творческих способностей старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности (раздел «Рисование»)

Представленная программа направлена на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Развитие творческих способностей старших дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.Актуальность темы:Жизнь в эпоху научно – технического прогресс...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами»

Воспитать творческого человека без красоты невозможно. На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно ...