РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ
консультация по рисованию на тему

Наталья Владимировна Журавлева

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. В этой статье я делюсь опытом работы в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorchestva_rebenka_v_protsesse_risovaniya.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА  РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ

                                       «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».                 

 М. Шклярова    

  Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога-воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

   Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем рисовать. Фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Наша задача научить детей  манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс  можно включить размазывание краски пальчиками, рисование поролоном, нитками, пластилином и т.д., а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс. Такие занятия подарят детям новые ощущения, радость от выполненной работы.

Я  проанализировала    и    отобрала    для    работы   с   детьми   те  нетрадиционные  изобразительные техники,  которые  наиболее  доступны,  понятны  и   интересны    ребёнку – дошкольнику:

 Нетрадиционные    техники    позволяют  маленьким    художникам,     отойдя    от  предметного  изображения,   выразить  в  рисунке   свои  чувства  и  эмоции,  дают  свободу,     вселяют      уверенность       в  своих     силах,  расширяют  творческие  возможности  детей.

 Современные  исследователи  доказывают:  нетрадиционные   техники  изображения   способствуют  ослаблению  возбуждения  эмоционально  расторможенных  детей.  При  этом,  как   правило,  чрезмерно  активно  нуждаются  в  обширном  пространстве  для  разворачивания  деятельности.  Суть  в  том,  что  внимание  детей  дошкольного  возраста  рассеянно  и  крайне   неустойчиво.  В    процессе   «игры  в  художника»  зона  активности   снижается,  уменьшается   амплитуда  движений. Крупные  и неточные  движения  постепенно  становятся  более   тонкими  и  точными;  круг  внимания  сужается  и  сосредотачивается  на  малой  зоне.  Наблюдения  за  детьми  показывают:   характер  сюжета  рисунков,  выполненных,  например,  с  помощью  оттиска  или  печати,  у  таких  детей  становится  менее  агрессивным  по  содержанию  и  более  сочным,  ярким  и  чистым  по  цвету.  Это,  с  одной  стороны, а  с  другой -  изображение  способствует   развитию  и  познавательной  деятельности,  и  творческой  активности.   В  то же  время  корректируются  психические  процессы  и  личностная  сфера  в  целом.  Приобретая   соответствующий  опыт  рисования  в  нетрадиционной  технике,  ребёнок  становится   всё более  уверенным  в  своих  силах.  Дальнейшее  творчество приносит  ему  всё больше  радости,  даже  от  обычной    работы  с  кистью  и  красками.  Вот  тогда  можно   ещё  раз  обратиться  к  традиционной  технике  рисования.

Самая  большая  для  меня  радость, когда  я  слышу  детский  вопрос: «А  мы  ещё  будет  так  рисовать?». Значит,  ребёнку  понравился  процесс    рисования   и   он   хочет   продолжения  этой  деятельности.

Нетрадиционные  методы   изобразительной деятельности развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, повышают самооценку. Владея  разными  навыками   и   способами   изображения   предметов   или    действительности   окружающего  мира,  ребенок    получает  возможность  выбора,  что,  в  свою  очередь,  обеспечивает  занятию   творческий    характер.   Практика   моей  работы  с   дошкольниками   показала,  что   нетрадиционные  техники  эффективны  для  создания  выразительных  образов  и  развития  творческих  способностей    детей. Я  намерена  и  дальше  продолжать  работу  в этом  направлении,  так  как  нетрадиционные  техники  рисования  техники  рисования  открывают  большие  возможности  развития  творческих  способностей,  фантазии,  воображения   у  детей.  Границы  нетрадиционных  способов  изображения  можно  постоянно  расширять,   сочетая  их  друг с    другом,     придумывая    новые.

Дерзайте,   фантазируйте   и   к    вам   придёт   радость - радость творчества,  удивления  и  единения  с  вашими  воспитанниками.

 


приложение

РИСОВАНИЕ  ПО  МОКРОМУ  ФОНУ

При рисовании акварелью по сырому листу используется эффект мягкого растекания красок на листе, их смешивание, в  результате  чего образуем плавные, тонкие переходы цветов и оттенков. Следует учитывать скорость высыхания смоченного водой листа и его объема,  сложность рисунка. Поверхность  листа    смачивается    водой    и    сразу   начинаем     рисовать    по  мокрому     фону     акварельными   красками.   Можно    сочетать  разные   краски.

МОНОТИПИЯ ПЕЙЗАЖНАЯ

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади. Лист  бумаги  сгибается  пополам. На   одной    половине   рисуются, например, часть осеннего пейзажа. Лист складывается  и  проглаживается  ладошкой.  Лист  разворачивается –  получается   зеркальный рисунок. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы  он имел более чёткие контуры, чем его отражение на «водной глади» водоёма.

КЛЯКСОГРАФИЯ

Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому задачей воспитателя является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно – творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисования понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли. Для начала пробуем с одной краской, потом с несколькими.

РАЗДУВАНИЕ КРАСКИ

Несколько похожа на кляксографию техника, при которой на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складывают, а берут трубочку (для коктейля или полую часть от шариковой ручки), её нижний конец направляют в центр кляксы, затем с усилием дуют в трубочку и раздувают краску от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой – либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовывают обычной кистью или с помощью фломастера. Усилия по раздуванию краски способствует активной работе лёгких.

НАБРЫЗГИ

Краски нужного цвета разводим в блюдечке с водой, обмакиваем в краску старую зубную щетку. Направим щетку на лист бумаги, резко проводим по ней карандашом или палочкой по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

РИСОВАНИЕ  МАНКОЙ

Сначала  простым  карандашом  прорисовывается  контур  изображения,   по  которому наносится клей  ПВА.  На  клей насыпается манка. Через  1-2 мин.  лишняя  манка  стряхивается.

РИСОВАНИЕ  СВЕЧОЙ – ФОТОКОПИЯ

Рисунок  наносится при помощи водоотталкивающего

материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотоплёнки.

ПЕЧАТЬ

Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами: при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

Это способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый приём позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно – выразительное средство.

РИСОВАНИЕ МЕТОДОМ ТЫЧКА

Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них ни каких сложностей. Для тычка достаточно взять какой-либо предмет например, ватную палочку, опустим его  в краску и ударим им по листу сверху вниз. Если тычок делаем целенаправленно, например по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получим интересным, неоднородным. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.

 РИСОВАНИЕ ПОРОЛОНОМ

Этот вид техники очень подходит при  изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как  размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.

НИТКОГРАФИЯ

Ребенок  опускает нитку  в  краску,  отжимает ее.  Затем  на  листе   бумаги  выкладывает  из нитки   изображение,  оставляя   один    конец  свободным.  После  этого  сверху   накладывается       и  прижимается   другой   лист. Придерживая его рукой,   нитку   выдергивает за свободный конец. Детали дорисовываются.

БАТИК

 Это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалим, проглаживаем, натягиваем на рамку или на коробку из-под конфет, или делаем паспарту любой формы. Рисование производим гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру  или спонтанно, без предварительной подготовки.

ГРАТТАЖ

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натираем свечой, по восковому слою наносим тушь, в которую добавляем несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение может цветным. Когда основа высохнет, заостренной палочкой рисунок процарапываем до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоемкий, требует терпения и  затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами

Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами...

Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами

Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами...

статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...

Создание взрослыми условий для творческого развития личности ребёнка в процессе рисования

Статья расказывает о важных условиях для развития творческой личности...

Выступление на районном методическом объединении: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы художественно – эстетическ...