Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества дошкольников
статья по рисованию на тему

Вострухина Елена Викторовна

Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества дошкольников»

Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

Основной целью современной системы образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Сакулина Н.П. говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения, то есть надо использовать на занятии разные техники рисования:

  • традиционную (карандаши, краски);
  • нетрадиционную (рисование пальчиками, оттиск поролоном, монотипия, кляксография и т.д. ).

Как известно, дети часто копируют предлагаемый образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития мелкой моторики пальцев рук, зрительно – моторной координации.

Существует много известных нетрадиционных техник рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ватными палочками;
  • тычок жёсткой полусухой кистью;
  • рисование ладошкой;
  • отпечаток листьев;
  • оттиск поролоном;
  • печать по трафарету;
  • оттиск смятой бумагой;
  • восковые мелки и акварель;
  • монотипия;
  • набрызг;
  • кляксография.

Каждый  из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело  и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому при проведении НОД важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь друг другу, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение и так далее. Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Организуя НОД по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности.

Таким образом, практика показывает, что творчество ребёнка безгранично, только стоит правильно направить возможности и фантазию ребёнка, для роста творческого потенциала и обогащения внутреннего мира искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"

Рисование - язык внутренне­го мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...

Мастер - класс для родителей «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

Расширить знания родителей в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»Цель: расширить знания педагогов в вопросах об использовании...

Мастер - класс для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»Цель: расширение знаний  педагогов в вопросах об использова...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Нетрадиционное рисование лежит в ос...