Тема недели: Моя семья Конспект НОД в старшей группе по ИЗО на тему «Матрёшка из Сергиева Посада»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Федорова Марина Николаевна
Тема недели: Моя семья Конспект НОД в старшей группе по ИЗО на тему «Матрёшка из Сергиева Посада» Цель занятия: • Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве. • Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой. • Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству. • Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества. • Учить создавать рисунки с помощью тампонов. • Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество. Программные задачи: • образовательные - учить создавать рисунки с помощью знакомых приемов; познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана. • развивающие - развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, развивать творческие способности детей, • воспитательные - воспитывать умение работать в группе, самостоятельность, активность. Оборудование: силуэты матрёшек из бумаги, акварельные краски, баночки для воды, салфетки, иллюстрации с изображением матрёшек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matreshki_iz_sergieva_pasada.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: Моя семья

Конспект НОД в старшей группе по ИЗО на тему

«Матрёшка из Сергиева Посада»

Цель занятия:

  • Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.
  • Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.
  • Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.
  •  Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
  • Учить создавать рисунки с помощью тампонов.
  •  Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Программные задачи:

  • образовательные - учить создавать рисунки с помощью знакомых приемов; познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
  • развивающие - развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, развивать творческие способности детей,
  • воспитательные - воспитывать умение работать в группе, самостоятельность, активность.

Оборудование: силуэты матрёшек из бумаги, акварельные краски, баночки для воды, салфетки, иллюстрации с изображением матрёшек.

Ход НОД:

1 часть. Введение в игровую ситуацию. Гостьи.

- Здравствуйте ребята. Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Какие вы все красивые, нарядные. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Это были красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такой как у меня.

2. Сообщение темы занятия.

- Ребята, а я пришла к вам не одна а вот с кем попробуйте угадать:

«Ростом разные подружки.

И похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка».

(Матрешка)

-Да, сегодня я пришла со своими подружками. Мы очень дружны – не разлей вода. И поэтому мы считаемся настоящей семьей.

2. Основная часть. Показ образцов. Беседа.

  - Посмотрите, сколько их здесь.

- Какая она, матрешка?

- Почему она расписная?

- Из чего сделана матрешка?

 -Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом?

- Вы заметили, что матрёшки разные?

- Мы сегодня будем разукрашивать матрешку из Сергиева Пасада, вот послушайте:

Мне художниками дан яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор.

Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

 -  Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек.

Физкультминутка.

(Читается нараспев с движениями)

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.

Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки.

Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки.

Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки.

                                       

- Ребята, я приготовила подарок нашим гостьям: бумажных матрешек, но раскрасить их не успела. А вот и матрешки, которых я хотела подарить нашим гостьям,  посмотрите, они совершенно белые. Что же делать, одна я не справлюсь? Поможете мне украсить матрешек?

3 часть. Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.

- Давайте, сегодня, попробуем стать мастерами-художниками, пройдите в мастерскую и займите места. Каждый распишет свою матрешку.

Самостоятельная работа детей 

- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, во что одета матрёшка.

Что у неё на голове? (косынка)

На туловище? (сарафан)

Чем украшен сарафан? (цветами)

- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами и узорами.

– Рисуем мы сегодня с вами двумя способами, которые  вы хорошо знаете, они называются «тычкование» и «примакивание».

- Лиза,  покажи ребятам как ты будешь украшать сарафан своей матрёшке.

                                             

  Дети приступают к работе. Во время рисования обращаю внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках. По окончании работы оформляется выставка матрешек.

4. Анализ работ.

- Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа.

                                     

Предварительная работа.

Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково - матрешками.

Матрешки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24 сестричек, и самые простые - всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сестричками-матрешками.

                                                   

     Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек.

Полхово-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий - с желтым Мастера из Полхов-Майдана стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

 Семеновские матрешки. У них на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем  крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана - красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием "пеструшка", который делается "тычком".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру тема:"моя семья"

конспект занятия в старшей группе по теме:"Моя семья".Формировать у детей представление о семье как о людях живущих вместе,заботящихся друг о другеЮлюбящих друг друга.Закрепить знания полных имён член...

Конспект итогового мероприятия По теме недели «В гостях у сказки» в старшей группе Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с разными видами сказок.ЗАДАЧИ:Познавательное: Формировать представление об окружающем мире, развивать любознательность, закрепить знания детей о русских на...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС Тема недели : «Домашние птицы». Тема «В деревне у бабушки и дедушки»

Цели: Развитие связной речи.Задачи: - Актуализация словаря по теме «Домашние птицы-  Совершенствование грамматического строя речи.- Развитие фонематического слуха, логического мышления- Вос...

План воспитательно-образовательной деятельности на неделю. Тема недели: «Животные и птицы холодных стран». Старшая группа

Цель: расширение представления детей о животных Арктики и Антарктики.Задачи:Обучающая задача: - Продолжать знакомить детей с животными Севера, дать представления об образе жизни этих ж...

Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста по теме недели "Моя семья. Семейные традиции"

Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста по теме недели "Моя семья. Семейные традиции"...