Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию: рисование в подготовительной группе на тему: "Мезенская роспись"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Пыльнова Дарья Константиновна

2017 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию: рисование в подготовительной группе

на тему: «Мезенская роспись»

Составил:

воспитатель Пыльнова Д.К.

г. Новомосковск, Тульская область, 2017 г.

1. ЦЕЛЬ – знакомство с мезенской росписью.

2. ЗАДАЧИ: 

Образовательные: познакомить с историей появления мезенской росписи, рассмотреть элементы мезенской росписи, символику мезенской росписи.

Развивающие: развивать мелку моторику рук, творческое мышление, фантазию.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, внимательность, трудолюбие.

3. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к изобразительной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование умения детей вести диалог, выражать свои умозаключения.

Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности.

Речевое развитие: обогащение активного словаря.

Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей чувства гармонии в рисунке, развитие умения правильно располагать рисунок на заданном листе бумаги, развитие мелкой моторики рук.

Физическое развитие: формирование правильной осанки, посредством чередования детской деятельности обеспечить физическую активность детей на протяжении всей НОД.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ИКТ-технология.

5. ОБОРУДОВАНИЕ: конспект, ноутбук, проектор, интерактивная доска, расписная доска с мезенской росписью, презентация PowerPoint «Мезенская роспись», доска для рисования мелом, набор цветных мелков, карточки с изображение солнца, птиц и земли (по 10 шт. для каждого ребенка), шаблон туловища животного (10 шт. для каждого ребенка), карандаши, ластики, альбомные листы, гуашь красного и черного цветов, кисть № 2, баночки с водой (по 10 шт. для каждого ребенка).

6. ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: знакомство с солярными знаками, проведение бесед о солярных знаках в декоративно-прикладном искусстве.

7. ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

7.1. Циклограмма:

Этапы

Время

1 этап (Организационный)

1 минута

2 этап (Выход на тему)

1 минута

3 этап (Формулирование темы и цели)

1 минута

4 этап (Теоретический: История росписи)

5 минут

4 этап (Теоретический этап: Работа на доске)

4 минуты

5 этап (Практический этап: Элементы росписи)

5 минут

Физкультминутка

1 минута

5 этап (Практический этап: Объяснение и выполнение рисунка)

10 минут

6 этап (Рефлексия)

2 минуты

7.2. Технологическая карта НОД по теме


Этап деятельности

№ слайда

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1 этап (Организационный)

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Воспитатель: Дети, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров?

Дети (возможный ответ): Да.

Воспитатель: Тогда садитесь за столы. Сегодня я проведу занятие по рисованию. Надеюсь на вашу активность и внимательность. Внимательно слушайте, смотрите на меня. Вам сегодня понадобятся альбомные листы, карандаш, ластик, кисти, гуашь.

Приветствует детей, задает положительный эмоциональный настрой.

Предлагает занять места.

Приветствуют друг друга.

Занимают удобные места за столами.

Дети настроены на общение.

Дети готовы к предстоящей деятельности.

2 этап (Выход на тему)

Воспитатель: Дети, посмотрите, что я вам принесла на занятие. Это доска с мезенской росписью.

C:\Users\wkvad\Desktop\Даша учёба\123\P_20171011_131711.jpg

Рис. 1 Доска с мезенской росписью

Все элементы изображены не просто так. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Образ коня у народов севера - это и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором. Дети, исходя из сообщения, как вы думаете, что будем сегодня рисовать?

Дети (возможный ответ): Коня, птиц, солнце …

Воспитатель: Молодцы. Тема нашего занятия «Мезенская роспись».

Предлагает рассмотреть доску с мезенской росписью, рассказывает об изображенных элементах.

Рассматривают элементы мезенской росписью.

Определяют тему занятия.

Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности.

3 этап (Формулирование темы и цели)

1

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с мезенской росписью, рассмотрим её элементы и что они обозначают, и на практической части занятия выполним рисунок с применением элементов мезенской росписи.

Сначала рассмотрим историю росписи.

Формулирует тему и цель занятия.

4 этап (Теоретический этап: История росписи)

2

3

Воспитатель: Как и большинство других народных промыслов свое название мезенская роспись получила от местности в которой зародилась. Ребята, как вы думаете, от какого слова она образовалась?

Дети (возможный ответ): Мезень.

Воспитатель: Эта роспись зародилась в Удорском районе, вы слышали название этого района?

Дети (возможный ответ): Нет.

Воспитатель: Удора располагается по реке Мезень - отсюда и название росписи. Мезенская роспись одна из наиболее древних художественных промыслов. Расписные прялки и короба, широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Ребята, как вы думаете, для чего расписывали предметы быта?

Дети (возможный ответ): Для красоты.

Воспитатель: Правильно. Для красоты, для продажи, народ коми обменивал свои расписные прялки, короба на ткань, продукты питания. В мезени нет обычной народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют графическую форму. Мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы передать нам рассказ леса, ветра, земли и неба. Художник выстраивает узор, подчиняясь строгим правилам построения орнамента. В древности Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. А сегодня художники доски расписывают гуашью, акриловыми красками.

Вводит элемент новизны, используя сюрпризный момент на основе ИКТ-технологии, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей.

Слушают, узнают об истории создания мезенской росписи, рассуждают.

Дети получают новые знания, проявляют интерес к мезенской росписи.

4 этап (Теоретический этап: Работа на доске)

4

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы мастера, живущие 500 лет назад. Давайте, поиграем в игру «Мезенские мастера». Как бы вы изобразили условно, графически солнце? Кто хочет показать на доске?

Ребенок 1 (рисует на доске солнце).

Воспитатель: А, как нарисовали бы птицу?

Ребенок 2: (рисует на доске птицу).

Воспитатель: А, как нарисовали бы землю?

Ребенок 3: (рисует на доске землю).

Воспитатель: У вас получились очень интересные рисунки. Подойдите ко мне и посмотрите, как мастера расписывали прялки и короба (на слайде).

Вовлекает детей в изобразительную деятельность.

Предлагает подойти к интерактивной доске и рассмотреть мезенскую роспись.

По желанию дети изображают предлагаемые воспитателем элементы мезенской росписи.

Дети встают полукругом возле интерактивной доски и рассматривают мезенскую роспись.

Дети проявляют творческую активность в изобразительной деятельности.

Дети получают новые знания о мезенской росписи.

5 этап (Практический этап: Элементы росписи)

5

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места. Посмотрите, я раздала вам карточки с элементами мезенской росписи.

C:\Users\wkvad\Desktop\img2.jpg

Рис. 2 Карточка 1 с изображением солнца

C:\Users\wkvad\Desktop\c870c96ebe4f6b376a1909b8570a4fc2.jpg

Рис. 3 Карточка 2 с изображением птицы

C:\Users\wkvad\Desktop\47508938_yel1.jpg

Рис. 4 Карточка 3 с изображением земли

Графически земля часто изображается квадратом.  
К числу самых распространенных и любимых образов следует отнести изображение коней и оленей (на слайде).  Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям.  Длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц. Мы познакомились с элементами мезенской росписи, и теперь ваша задача – выбрать элемент: коня или оленя. Ребята, а чем они отличаются?

Дети (возможный ответ): У коня есть грива, у оленя рога.

Воспитатель: Правильно. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога.

Знакомит с элементами мезенской росписи.

Слушают, узнают об элементах мезенской росписи, рассматривают ее элементы и что они обозначают, рассуждают.

Дети получают новые знания об элементах мезенской росписи.

Физкультминутка

Воспитатель: Ребята, а сейчас немного отдохнем, физкультминутку проведем.

Конь меня в дорогу ждет,

(руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот,

(ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

(покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро я в седло вскочу,

Не поеду – полечу!

(подскоки на месте)

Цок-цок-цок,

Цок-цок-цок,

(руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там, за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой.

(подскоки на месте)

Предлагает детям встать вкруг, проводит физкультминутку.

Встаю вкруг, выполняют физкультминутку.

Смена деятельности детей.

5 этап (Практическая этап: Объяснение и выполнение рисунка)

5

Воспитатель: Ребята, займите свои места. Вам необходимо по шаблону обвести туловище животного и дополнить рисунок элементами, которые мы только что рассмотрели и выполнить в цвете.

C:\Users\wkvad\Desktop\img11.jpg

Рис. 4 Шаблон туловища животного

Воспитатель: Туловище животного, какого цвета?

Дети (возможный ответ): Красного.

Воспитатель: Все остальные элементы смотрите на карточках и выполняете в цвете. Прежде чем начать работу, вы хорошо подумайте, какое именно животное вы будете рисовать.

(Дети готовятся к изобразительной деятельности: разбирают альбомные листы, карандаши, ластики, кисти, гуашь, баночки с водой).

Воспитатель: А, сейчас подумайте и скажите, с чего грамотнее начинать работу? Слушаем меня внимательно и смотрим. Сначала берём альбомный лист горизонтально и делим его пополам. Простым карандашом намечаем высоту нашего изображения двумя горизонтальными линиями, затем берём шаблон и располагаем его в полосу и обводим. Затем дорисовываем ноги, рога или гриву, и дополняем рисунок элементами с карточек, которые вам понравились. Можете начинать работу. Желаю удачи!

Включает детей в самостоятельную деятельность, предоставляет время для творческой деятельности, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Выбирают материалы, которые можно применить для изобразительной деятельности. Выполняют творческую работу. Если возникла трудность, дети обращаются к воспитателю и друг к другу.

Дети развивают мелкую моторики рук, творческого мышления, фантазии.

Выполняют рисунка с элементами мезенской росписи.

6 этап (Рефлексия)

Воспитатель: Какие вы молодцы. Какие интересные рисунки у вас получились. Давайте подведем итоги нашего занятия. Ребята, с какой росписью мы познакомились?

Дети (возможный ответ): Мезенская роспись.

Воспитатель: Какие новые слова вы сегодня узнали на уроке?

Дети (возможный ответ): Мезень, мезенская роспись и др.

Воспитатель: Ну вот и подошло время прощаться. На следующем занятии мы узнаем еще много интересного об этой красочной росписи. До новых встреч.

Привлекает детей к подведению итого, рефлексии.

Делятся впечатлениями, выражают собственные чувства к проделанной работе.

Дети оценивают результат своей деятельности,

делают выводы.


8. ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1

Карточки с изображением солнца, птиц, земли

Карточка № 1

C:\Users\wkvad\Desktop\img2.jpg

Карточка № 2

C:\Users\wkvad\Desktop\c870c96ebe4f6b376a1909b8570a4fc2.jpg

Карточка № 3

C:\Users\wkvad\Desktop\47508938_yel1.jpg

Приложение 2

Шаблон туловища животного

C:\Users\wkvad\Desktop\img11.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мезенская роспись

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Волшебные облака» в подготовительной группе в нетрадиционной форме «фотокопия – рисование свечой»

Конспект непрерывной  образовательной деятельности похудожественно-эстетическому развитию«Волшебные облака»в подготовительной группев нетрадиционной форме«фотокопия – рисование свечой»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использованием приемов пластилинографии.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию  в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Пасха. Роспись яиц»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе«Пасха. Роспись яиц»   Разработала: воспитатель Новожилова...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе с применением нетрадиционных техник рисования в детском саду: "Весна пришла!"

Закреплять умение работать в разных  нетрадиционных  техниках рисования: оттиск смятой бумагой,  а также использовать в работе элементы пластилиногафии.Познакомить с нетрадиционной техн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Дымковская игрушка. Роспись дымковской барыни»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Дымковская игрушка. Роспись дымковской барыни»...