Конспект занятия "Что за чудо - хохлома"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Даниелян Анаит Вачагановна

Программные задачи: познакомить детей с хохломской росписью; дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью; учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т.д.; закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, филимоновском, городецком, гжельском; учить самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона; развивать чувство цвета, творчество, фантазию; развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади; воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству; продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное декоративное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_hohloma_zanyatie.docx76.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 7

муниципального образования Усть - Лабинский район

Конспект

открытого интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

«Что за чудо - хохлома».

hl35.jpg

Подготовил

                                                                                                     воспитатель МБДОУ №7

                                                                                                       Даниелян А. В.

ст. Ладожская

2017 г.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
  • Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи:  ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
  • Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, филимоновском, городецком, гжельском.
  • Учить,  самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
  • Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
  • Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
  • Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.

Демонстрационный и раздаточный материал:

Хохломские изделия; аудиозапись русской народной музыки;  посылка, расписанная хохломской росписью; диск с презентацией «Золотая Хохлома»; карта – схема; карточки – Лабиринты «Чей цветок» по количеству детей; сундучок; разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей; цветные карандаши; Тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды (по несколько штук на каждого ребенка); кисти; тычки; гуашь; баночки с водой; влажные салфетки.

Предварительная работа:

  • Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
  • Чтение.
  • Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства:«Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка», «Филимоновская свистулька».
  • Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
  • Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.
  • Загадывание загадок.
  • Изготовление с детьми альбома «Промыслы России».
  • Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.

Ход занятия.

Введение в образовательную ситуацию.

Воспитатель. Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, возле двери нашей группы стояла посылка. (Показывает посылку и обращает внимание на крышку, расписанную хохломской росписью).

Создание проблемной ситуации.

Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей). Я тоже думаю, что это хохломские мастера. А что вы знаете о хохломской росписи? Что ей расписывали? (Ответы детей). Какие элементы росписи вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! А вы хотите посмотреть, что в посылке? (Открывает и достает диск).

Ребята, это не простая посылка, в ней видеоролик, который я вам предлагаю посмотреть.

        Мультимедийная презентация «Золотая Хохлома».

(Во время показа презентации, воспитатель читает стихотворение П. Синявского «Хохлома».)

        Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

        Отголоски лета в золоте травы

Рощи – перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером  зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки и от печки тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

        Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Золотой  хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

Воспитатель:Ребята, понравился вам видеоролик? А я вам предлагаю послушать рассказ о Хохломе и ее мастерах – умельцах.

Сообщение новых знаний.

Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду.

Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную  деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.

Изначально хохломская посуда  изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже,  она стала любимой,  популярной и  среди простого народа.

Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.

Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков,  да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».                                             В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.

После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.

Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».

Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.

Воспитатель: понравился вам мой рассказ? Ребята, но хохломские мастера прислали нам не только диск, но и приглашение к ним в гости. Хотите в гости к хохломским мастерам? Что бы попасть к ним в гости, мы должны выполнить несколько заданий. А что бы нам не заблудиться, мы будем использовать карту – схему.

(Дети вместе с воспитателем двигаются по карте и находят конверт с заданием).

Воспитатель. Ребята, вот и первое задание.

Игра «Лабиринт «Чей цветок» ».

Задание. Разноцветными карандашами дети должны прочертить дорожку от гжельского цветка к гжельскому изделию, от хохломского цветка к хохломскому изделию и т. д.

Воспитатель. Молодцы! Все справились с первым заданием. Теперь двигаемся дальше.

Воспитатель. Ребята, здесь очень узкая тропинка, поэтому выстраивайтесь друг за другом. (По команде воспитателя дети преодолевают воображаемые препятствия).

  1. Дети идут змейкой по воображаемой тропинке, вокруг кусты, деревья. На тропинке впереди большие лужи (дети перешагивают через лужи).
  2. Далее перед ними – ручей. Через него перекинут мостик с перилами (дети переходят по мостику, сохраняя равновесие).
  3. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Перешли через болото.                                                                           4.  Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины Ноги так и прилипают к ней. Еле – еле отдираем ноги от земли (дети идут, высоко поднимая колени).

5.А теперь на пути ветки деревьев наклонились очень низко(дети идут в полуприседе).

Воспитатель.Ребята, посмотрите, у нас на пути какой - то сундучок. Давайте посмотрим, что в нем? (Воспитатель достает конверты с «разрезными картинками»). Это второе задание.

Игра «Сложи картинки «Народные промыслы»».

Задание. Дети должны собрать разрезные картинки и объяснить, что на картинке не правильно и почему. (Например:дымковская барышня - узор дымковский, а фон желтый (филимоновский);городецкая доска - узор хохломской, фон коричневый и т. д.).

Воспитатель. Молодцы! Все  справились с заданием. Ну, вот мы и добрались до хохломских мастеров. И последнее задание, чтобы войти в мастерскую хохломских мастеров – умельцев, нужно прочесть стихи о народных промыслах.

         (Дети читают стихи, выученные заранее).

  1. Филимоновская деревушка,

 Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушки

И расписывают до сих пор…

  1. Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где – то бывает красивей,

Но не будет роднее,  чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково – поселок

Окаймлен лесами уголок веселый…

  1. Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

  1. Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе,

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель…

  1. Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась

Сладким соком налилась.

А трава как бахрома,

Золотая Хохлома!

Входит «Хозяюшка» в русском народном костюме.

Хозяющка: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Походите по моей горнице да поглядите, какие у меня здесь игрушки да посуда собрана. (Дети рассматривают хохломские изделия). Ребята, а вы хотите побыть хохломскими мастерами? (Ответы детей). Тогда выбирайте себе изделие  (шаблон – заготовку), которую вы хотите расписать, проходите за столы и принимайтесь за работу. Для росписи изделий  можно использовать как кисточки (для рисования завитков, травки, цветов, птиц), так и тычки (для рисования ягод). Помните, что работать нужно аккуратно.

(Во время работы детей, тихо звучит русская народная мелодия).

По окончании работы дети приносят расписанные изделия хозяюшке. Она хвалит детей за красиво расписанную посуду и приглашает в хоровод.

Рефлексия. Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? О чем вы расскажете вашим родным и друзьям? Как вы считаете, все справились с заданием? А что помешало? Я считаю, что в следующий раз у них все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Чудо-хохлома" (пластилинография) в старшей группе

Конспект НОД "Чудо-хохлома" (пластилинография) в старшей группе...

Конспект к презентации "Чудо хохлома"

Конспект  по рисованию в старшей группе на тему "Роспись ложки". Хохлома....

Конспект мастер-класса по декоративному рисованию«Чудо-хохлома»

Цель:  Продолжать приобщать детей к народному прикладному искусствуЗадачи:Закреплять элементарные представления детей о хохломской росписи        (цветовая гамм...

Конспект занятия по Лепке в подготовительной группе "Ложка Чудо -Хохлома" Пластилинография

На занятии познакомились с историей промысла. Особенностями хохломской росписи....

Конспект НОД по лепке «Ложка. Чудо-хохлома» в подготовительной группе

Конспект НОД по лепке «Ложка. Чудо-хохлома» в подготовительной группеЦель: изготовление ложки «Чудо-хохлома» в технике «пластилинография».Задачи:1. формировать умен...

Конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: «Ложка» «Чудо-хохлома» (лепка) Подготовительная группа 6-7 лет

Цель: изготовление ложки «чудо-хохлома» в технике пластилинография.Задачи:1. Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.2. Учить оформлять объемную плоскость э...

Конспект занятия по пластилинографии в подготовительной группе «Чудо-хохлома»

Цель: украсить чугунок «Чудо-хохлома» в технике «пластилинографии»....