Конспект занятия "Городецкая роспись"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Мананова Марина Николаевна

Целью работы было создание условий для закрепления представлений у детей о городецкой росписи, как виде народного декоративно-прикладного искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mananova_m_n_konspekt_gorodets.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
 Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством мы учитывать принцип интеграции, который реализуется в синтезе видов народного искусства: устного народного фольклора, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства.
 
Народно - прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, орудий труда, одежды, игрушек и т.д.). В отличие от всех других видов оно имеет самое прямое отношение к традициям народной культуры, поскольку в ней содержится весь потенциал народа, складывавшийся веками и передающийся из поколения в поколение. Декоративно-прикладное искусство представляет собой большое социальное и художественное явление, которое называют «наглядным и морально-эстетическим кодексом народа». Это - многофункциональное явление. Выполняет практическую, обрядовую, эстетическую, идейно – смысловую, воспитательную функции, которые находятся в неразрывном единстве.

Актуальность данной проблемы состоит ещё и в том, что в дошкольных учреждениях нет системы по глубокому ознакомлению дошкольников с народно – прикладным искусством. Этот проект даст детям знания о наиболее известных народных промыслах, научит выполнять узоры декоративных росписей и гордиться культурным наследием своего народа.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО
Тема: «Городецкая роспись»

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель: Создать условия для закрепления представлений о городецкой росписи, как виде народного декоративно-прикладного искусства. 

Задачи:

Образовательные

1. Расширять представления детей о городецкой росписи, ее колорите, особенностях.

2. Формировать умения рисовать новые элементы росписи – ромашки и розана. Создавать декоративные композиции по мотивам городецкой росписи, выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма).

3. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.

4. Закреплять умения правильно держать кисть, чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета.

Развивающие

1. Развивать внимание, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, воображение.

2. Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.

Воспитательные

1. Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве.
2. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

3. Воспитывать устойчивую мотивацию к речевой деятельности, аккуратность при работе с красками (гуашью), чувство сопереживания герою.

Речевые

1. Развивать вербальную память на основе прослушивания и запоминания маленьких стишков, отгадывания загадок.

2. Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Словарная работа: городецкая роспись, подмалевка, теневка, оживка, мастера.

Оборудование: изделия городецких мастеров, образцы узоров и последовательности рисования «ромашки», «купавки» и «розана», листы бумаги, шаблоны доски, гуашькисточки, стаканчик с водой, салфетка, палитра.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций изделий расписанных городецкой росписью; продолжение знакомства с декоративно прикладным искусством – «Городецкая роспись»; прорисовка всех элементов городецкой росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности; чтение русских народных сказок, поговорок, загадок, слушание народной музыки; беседа о русском быте и традициях.

 

Ход ООД

1. Создание проблемной ситуации.
Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела большой конверт. На нем написан адрес нашего садика и указано: «Детям группы Речевичок» от директора  музея. Так как письмо адресовано всем вам вскрывать , без вас я его не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в письме?»

(Воспитатель читает письмо.)

- Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем вам картину с элементами росписи, догадайтесь ,какая это роспись . Спасибо за вашу помощь.

Воспитатель:

- Ребята, я думаю, что надо помочь  работникам музея. Поможем?

Дети:

- Да.
-Интересно, что же нам прислали?

Воспитатель достает дощечку.

- А вы догадались, элементы  какой росписи присутствует на этом изделии?

Дети:

- Городецкой.

Воспитатель:

- По каким элементам вы догадались?

Дети:

- По элементам розан, бутон, листочки.

Воспитатель:

- Все правильно, ребята! Конечно это Городецкая роспись.

- А сейчас, дети расскажут нам замечательное стихотворение про Городец.

Данил М:

- Есть на Волге город древний,

По названью Городец.

Славился по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо- птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Денис:

- Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Матвей:

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Воспитатель:

- Есть на реке Волге старинный русский городок, широко известен и  сегодня своей характерной росписью по дереву - это Городец.

Воспитатель:

- А сейчас девочки расскажут нам, почему же роспись называется Городецкой. Они приготовили для нас сообщение.

Кира: (стоит у мольберта с картинками города). - На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город древний по названию – Городец. Вблизи Городца было очень много леса, и этот материал был очень дешевый. Из него стали одни вырезать деревянные изделия. Так и зародилась городецкая роспись. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки Крестьяне украшали удивительной росписью свои дома.

Влада и Маша: (стоит у мольберта с картинками городецкой росписи).

- Крестьяне украшали удивительной росписью свои дома. Для украшения использовали следующие предметы: ставни, прялки, шкафчики, разделочные доски, шкатулки, сани, детские игрушки. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, сцены чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сюжеты украшают диковинные цветы: яркие розаны, купавки, бутоны, ромашки, городецкие розы, веточки с зелёными листиками.

(Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы.)

Воспитатель:

- Какие еще названия росписи вы знаете?

Дети:

- «Городецкая», «Хохломсакая», «Полхов-Майданская» «Гжельская», «Дымковская».

Воспитатель:

- Чем эти росписи отличаются друг от друга?

Дети:

- Элементами узора.

Воспитатель:

- А сейчас я вам загадаю загадки, чтобы вы быстрее вспомнили элементы городецкой росписи.

Он не броский, круглый он-не раскрывшийся...(бутон)

Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она-…(купавка)

Словно чудо тут и там распускается…(розан)

Она круглая как чашка, и зовут ее…(ромашка)

Воспитатель:

- Какие краски используются для Городецкой росписи? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).
Как называется орнамент из цветов и листьев(Гирлянда)

Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора теперь размяться.

Физкультурная минутка.
Если взглянешь на дощечки
Ты увидешь чудеса
Городецкие узоры
Тонко вывела рука
Городецкий конь бежит
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают
И кувшинки расцветают

Продуктивная деятельность.

Воспитатель:

- Ребята, как вы уже догадались, мы будем расписывать  разделочные дощечки элементами городецкой росписи. Я предлагаю вам  закрыть глаза  и представить, что  мы попали в мастерскую и стали художниками по росписи. (Открывают глаза) Мы с вами уже рисовали городецкий узор.

- Что нужно сделать вначале работы (придумать композицию - расположение элементов на изделии). Напоминаю вам,что городецкая роспись состоит из 3 этапов.

- Подмалевок, теневка, оживка.

(Воспитатель рисует на бумаге один из цветков.)

- Это подмалевок, когда наносят цветовые пятна, силуэт основных элементов (показывает). Теневка, когда прописываются темной краской с целью детальной проработки форм. И оживка - нанесение белилами штрихов деталей, чтобы подчеркнуть, выделить элементы целой композиции.

(Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки. Под кружком рисуют дужку.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.)

Анализ результата деятельности

Воспитатель:

- Вам понравилось расписывать силуэты предметов городецкой росписью?

- В чем были трудности?

- Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших работах?

Дети:

- Ромашки, бутон, городецкая роза.

Воспитатель:

- Правильно ли подобраны цвета в подмалевке и следующих этапах?

Рефлексия.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Вы очень помогли сотрудникам музея. В их музее теперь прибавится больше экспонатов городецкой росписи для экспозиции.
 У воспитателя «зазвонил» телефон. (Она разговаривает по телефону) Директор музея благодарит детей и предлагает посмотреть в коробку, где лежит угощение для детей

- А теперь готовые работы мы разместим на нашей выставке. Но сначала, я предлагаю выбрать лучшие работы. Какие работы подойдут на выставку? (Те, в которых композиция правильно подобрана, цвета выбраны нужные, аккуратность работ.) (Дети рассматривают все работы, выделяют лучшие). А завтра мы по почте отправим наши лучшие работы сотрудникам музея.

(Ребята прибирают за собой рабочее место.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Городецкая роспись"

Конспект открытого занятия "Городецкая роспись"...

Конспект занятия "Городецкая роспись в старшей группе"

Городецкая роспись " разделочные доски" в старшей группе...

Конспект занятия " Городецкая роспись"

городецкая роспись.познакомить детей с городецкой росписью.сравнить какие были раньше роспись и какие сейчас...

Конспект занятия "Городецкая роспись на разделочной доске" (с элементами аппликации).

Знакомсво с изделмями народного промысла. Формипрвание интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности в самовыражении....

конспект занятия "Городецкая роспись"

Городетская роспись деревянной доски...

Конспект занятия "Городецкая роспись"

                                                      ...