Сценарий образовательной ситуации в средней группе "Помощники доктора Айболита"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Кузнецова Татьяна Витальевна

Конспект открытого занятия по ознакомлению с нетрадиционной техникой рисования "Монотипия предметная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomoshchniki_doktora_aybolita.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» г. Надыма»

Помощники доктора Айболита

Конспект образовательной ситуации в средней группе

Подготовила и провела воспитатель Кузнецова Т.В.

 

Надым 2022


Тема: Помощники доктора Айболита

Возрастная группа: средняя

Направление развития: художественно - эстетическое

Образовательная область: изобразительная деятельность (рисование)

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания (новый способ изображения)

Цель: формировать у детей представление о нетрадиционной технике рисования - монотипия

Задачи:

Образовательные: 1) познакомить детей с новым способом рисования бабочки с помощью монотипии предметной;

2) побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные им средства художественной выразительности (цвет, пятно); 3) формировать первичные представления о симметрии предметов;

Развивающие: 1) развивать зрительное внимание и наблюдательность; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) тренировать мыслительные операции сравнение и анализ; 4) развивать внимание и логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать эмпатию, доброжелательность и взаимовыручку

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: панно с изображением цветущего луга, телеграмма с изображением доктора Айболита; ковёр с пришитыми бабочками с одним крылом из картона, у которых второе крыло не закреплено на ковре, бабочки различаются по рисункам на крыльях по двум признакам - форма и цвет; чемодан медицинский с иглой пластмассовой, гуашью, клеем, пластилином.

Раздаточный материал: рисунок половинки бабочки с узорами на крыльях; листы для проб, сложенные пополам с нарисованным крылом и узором на нём по 2 на каждого ребёнка; кисти, гуашь основных цветов, салфетки тканевые и влажные, баночки с водой, туловища бабочек

 

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

 

(«хочу – могу – надо»)
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
• ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
• обращение к личному опыту детей;
• создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность

Дети с воспитателем стоят в кругу
- Ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.

-К нам сегодня в детский сад пришла телеграмма. Как вы думаете, от кого она? (Она от доктора Айболита).

- Как вы догадались, что эту телеграмму нам прислал доктор Айболит? ( На ней фотография доктора Айболита)
- Хотите узнать, о чём говорится в телеграмме?
 (Да! Хотим!)
- Тогда давайте прочитаем.

Воспитатель читает текст.
«Здравствуйте, ребята. Меня зовут доктор Айболит. Я лечу от болезней всех животных. Сегодня я срочно уехал в Африку. Там у бегемотиков разболелись животики. В моём лесу осталось много больных животных. Кто же теперь вылечит их? Ребята, помогите, пожалуйста, моим лесным друзьям»
- Ребята, о чём нас просит доктор Айболит? (Доктор Айболит нас просит помочь вылечить лесных животных).
- Вы хотите помочь доктору Айболиту? ( Да. Мы хотим помочь доктору Айболиту.)
- Вы сможете ему помочь? ( Мы сможем помочь доктору Айболиту.)
- Что для этого нужно сделать? ( Нужно вылечить животных.)
- Куда мы с вами должны отправиться?
( Мы должны отправиться в сказку. В лес, в сказочный лес.)

постановка детской цели: Зачем?

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Вопросы: Хотите?

Сможете?

Актуализация знаний  

Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
• актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.

 - Ребята, на чём можно отправиться в сказочный лес? (В сказочный лес можно отправиться на самолёте, поезде, ковре- самолёте.)

-Смотрите, какой красивый ковёр - самолёт у нас есть.

Воспитатель раскатывает ковёр с бабочками из картона. При этом одно крыло у каждой бабочки падает.


- Что же я наделала? Я сломала ковёр – самолёт! Теперь он не взлетит. Что же нам делать? ( Нужно починить ковёр-самолёт.)
- Как это сделать? ( Нужно бабочкам найти крылья.)


Д/игра «Подбери крыло бабочке»


Цель: закрепление первичных представлений детей о симметрии, развитие умения подбирать симметричные половинки, отличающиеся по нескольким признакам. Детям с низким уровнем развития предложить крылья с меньшим количеством отличительных признаков.
- Ребята, мы починили ковёр - самолёт. Вы молодцы! Теперь мы можем отправляться в путь!

Дети и воспитатель встают на ковёр- самолёт.


- Давайте произнесём волшебные слова:


 Выше птиц ковёр взлетает,
Пассажир не только я,
В сказок мир мы попадаем,
Когда есть мои друзья.

- Ребята, мы, кажется, приземлились. Смотрите, дорожка. Может она нас приведёт в сказочный лес?

Дети в чешках с воспитателем идут по массажной дорожке.


- Где мы с вами оказались? (Мы пришли в сказочный лес.)
-Что мы сейчас будем делать? (Мы будем лечить животных.)

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Мотивация к самостоятельной деятельности

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в игровой ситуации

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
• Создание ситуации затруднения;
• Фиксация в речи причины затруднения.

- Ребята, как вы думаете, это тот лес, где живёт Айболит? (Да, это тот лес.)
- Почему вы так думаете? ( Мы видим чемодан Айболита, больную бабочку.)
- Из пациентов сегодня у Айболита больные бабочки.
- Как вы думаете, что случилось с этими бабочками? ( У этих бабочек сломались крылышки, оторвались, они их сожгли.)
- Как помочь бабочкам? ( Нужно второе крылышко им пришить, нарисовать, приклеить.)
- Давайте посмотрим в чемоданчике доктора Айболита, какие инструменты там есть.

Дети с воспитателем открывают чемодан. Воспитатель достаёт клей.

- Ребята, с помощью клея мы можем помочь бабочкам? ( Нет, приклеивать нечего, второго крыла нет.)
- Какие предметы из чемоданчика нам пригодятся? Как мы вылечим бабочек? ( Можно второе крыло нарисовать.)
- Как должно выглядеть второе крыло у бабочки, чтобы она смогла летать? ( Оно должно быть такое же, как первое.)
- Давайте попробуем нарисовать такое же крыло. Подойдите, пожалуйста, к столам.

Детям предлагается на пробных листочках попытаться нарисовать такое же крыло.


- Ребята, у вас получилось? ( Нет, мы не можем нарисовать такое же крыло.)
- Почему ? ( Мы не умеем рисовать точно такое же. Крылья одинаковыми не получаются.)
- Что нам делать? Как можно получить точно такое же изображение? (Мы не знаем.)

Анализ детьми возникшей ситуации

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину

Выявление уровня затруднения

Открытие нового знания

Цель: организация диалога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
фиксация нового знания в речи;
создание ситуации успеха.

- Ребята, нам нужно получить два одинаковых изображения, две одинаковых картинки, как это можно сделать? ( Можно сфотографировать, отпечатать, ксерокопировать.)
- Как можно отпечатать крыло бабочки, к тому же оно нарисовано на листе, сложенном вдвое? Кто-то догадался? (Можно сложить лист и тогда крыло отпечатается.)
- Чтобы получился отпечаток, каким должен быть сам рисунок? Когда краски у нас пачкаются, оставляют след? (Краски оставляют след, когда они сырые, ещё не высохли.)
- Давайте попробуем. Уже имеющееся крыло раскрасим красками и пока они не высохли, сделаем отпечаток путём сложения листа вдвое. Как вы думаете, нужно ли обводить контур имеющегося крыла бабочки красками? ( Обводить контур крыла нужно, так как он тоже должен отпечататься.)


Детям предлагается выполнить работу на втором пробном листе.


-Ребята, теперь у нас получилось два одинаковых крыла с одинаковыми рисунками? ( Да, у нас получилось два одинаковых крыла с одинаковыми рисунками.)
 

Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Умение определять способы и средства для достижения цели

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний

Цель: закрепление нового знания в играх и упражнениях.
Требования:
• соответствие используемых игр цели занятия;
• индивидуальные затруднения в играх;
• ситуация успеха в совместной деятельности

- Теперь мы сможем помочь бабочкам? (Да. Сможем.)

 - Прежде, чем приступить к работе, немного отдохнем

Физминутка возле столов:

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)


Педагог напоминает детям, что нужно обвести и контур первого крыла, и рисунок на первом крыле, и отпечатать, пока не высохла краска.


 -Ребята, теперь давайте вылечим бабочек.


Дети выполняют работу.

- Ребята, вы такие молодцы. Какие красивые опять стали бабочки. Давайте их выпустим на лужок, пусть они резвятся (приклеиваем бабочек над цветами). Но нам пора возвращаться в детский сад. Дорожка нас приведёт к ковру-самолёту. Дети с воспитателем возвращаются по дорожке, встают на него.
- Давайте произнесём волшебные слова:


Выше птиц ковёр взлетает,
Пассажир не только я,
В детский сад мы попадаем,
Я и все мои друзья.

Практическое выполнение задания

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Самоконтроль

Осмысление  

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

- Как быстро мы с вами вернулись в детский сад.
- Ребята, где мы с вами были? ( Мы были в сказочном лесу.)
- Что мы делали в сказочном лесу? ( Мы лечили бабочек.)
- Кто нас попросил об этом? ( Нас попросил доктор Айболит.)
- Что мы делали, чтобы вылечить бабочек? (Мы согнули листок пополам и отпечаталось крыло.)
- Пока мы возвращались домой, нам пришла телеграмма.

 «Ребята, я вернулся из Африки и увидел , что вы вылечили больных бабочек. Вы очень помогли мне и моим пациенткам. Спасибо вам большое!  До новых встреч!»


- Ребята, вы справились со всеми трудностями, потому что внимательные и заботливые! Вы молодцы!

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось?  Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая ситуация "В гостях у доктора Айболита"

Сценарий игровой ситуации с детьми разновозрастной группы натему ЗОЖ...

Сценарий образовательной ситуации в средней группе. «Варенье для Карлсона»

Тип образовательной ситуации: открытие нового знанияВзрослая цель:  формирование представлений детей о получении нового цвета (малинового) путем смешивания красок.Детская цель: помочь Карлсону св...

Сценарий образовательной ситуации в средней группе «Швейная фабрика»

Цель данного занятия: формировать у детей элементарные знания о труде людей швейной фабрики, умение конструировать из бумаги одежду для бумажных кукол и украшать её аппликацией.Задачи: учить детей ста...

Образовательно-игровая ситуация "В гостях у доктора Айболита"

Формировать у детей представление о безопасности своего здоровье. Выделить навыки культурно-гигиенического поведения. Определить и закрепить полученные знания о соблюдении навыков гигиены. Воспитывать...

Сценарий образовательной ситуации в средней группе «Поможем Петушку»

тренинг уровня сформированности представлений (знаний) о геометрических фигурах....

Сценарий образовательной ситуации в средней группе Тема «ПЛАН (КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ)»

Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; закреплять умение определять и называть свойства предметов, геометрическ...