Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Нарядный индюк по мотивам дымковской игрушки»
план-конспект занятия по рисованию

Цель: декоративная роспись и конструирование из бумаги дымковского индюка

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о дымковской росписи, её элементах и колорите; побуждать использовать свои знания в работе: расписывать изделие точками, кольцами, кругами, линиями по мотивам дымковских мастеров.

Развивающие: развивать внимание, память, воображение, умение замечать характерные особенности зависимости узора от формы изделия; совершенствовать технику рисования гуашевыми красками, рисовать концом кисти.

Воспитательные: воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymka_konspekt_153.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование)  «Нарядный индюк по мотивам дымковской игрушки»

Цель: декоративная роспись и конструирование из бумаги дымковского индюка

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей о дымковской росписи, её элементах и колорите; побуждать использовать свои знания в работе: расписывать изделие точками, кольцами, кругами, линиями по мотивам дымковских мастеров.

Развивающие: развивать внимание, память, воображение, умение замечать характерные особенности зависимости узора от формы изделия; совершенствовать технику рисования гуашевыми красками, рисовать концом кисти.

Воспитательные: воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Материалы: заготовки индюка из плотной бумаги, состоящего из двух частей: хвоста и туловища - по числу детей; гуашь, кисти тонкие, салфетки, клеёнки на стол. Конверты с изображениями изделий народных промыслов; технологическая карта с элементами дымковской росписи. 2-3 иллюстрации с изображением дымковских индюков; образец готовой игрушки для показа способа сборки.

Предварительная работа: беседы о дымковской росписи, рассматривание игрушек и иллюстраций, декоративное рисование.

Ход занятия:

1.Организационная часть

Дети встают полукругом, воспитатель звонит в колокольчик:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева-друг, и справа-друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки! Ведь от улыбок становится светлее и радостнее вокруг.

Ребята, в эти дни в нашем замечательном городе Ульяновск проходит ярмарка народных умельцев.  И наши гости пришли посмотреть прямое включение, сейчас прямо с Соборной площади . Итак, дети, гости, внимание на экран.

(Видео запись на экране)

«Добрый день! Меня зовут …….. я корреспондент телеканала Репортер нахожусь сейчас на Соборной площади, где ежегодно в середине зимы проходит выставка народного творчества. Мастера со всех уголков нашей страны съезжаются, чтобы показать всем свои умения. На ярмарке представлены разные виды декоративного творчества: небесно-голубая гжель, городецкие кони, розы и розаны, яркие хохломские узоры, филимоновские игрушки, жостовские подносы. Но я , к сожалению, не увидела свои любимые дымковские игрушки.  А все потому, что посылка с ними затерялась и не доехала до Ульяновска. Но мне сейчас подсказывают, что у нас прямое включение и мы на связи с воспитанниками детского сада 153! Здравствуйте, ребята! Помогите, пожалуйста, решить нашу проблему. Чтобы все гости, которые приехали в Ульяновск, смогли увидеть и дымковские игрушки тоже.

Ну, что ребята, поможем?  (Да)

Основная часть

Скажите, какие дымковские игрушки вы знаете?  (Барыня, бараны с золотыми рогами, няньки с детьми, уточки, петушки, дымковский индюк). А как вы думаете, кого мы сегодня будем расписывать?(дети перечисляют) Отгадайте мою загадку:

Я птица важная, ни с кем я не дружу,

От важности надутый я хожу,

Бываю белым я и чёрным, как земля,

На клюве у меня висит петля.

(Индюк)  картинка «Дымковский индюк»

Посмотрите внимательно, какие элементы использовал художник для росписи? (круги, овалы, точки, прямые и волнистые линии). А цвета? (красный, оранжевый, желтый, золотой, зелёный, голубой, синий, черный). Как можно описать эти цвета? (яркие, нарядные). Какой фон у дымковских игрушек? (белый)

Сегодня нас ждёт увлекательное занятие! Мы распишем и сами сделаем игрушку - дымковского индюка. Игрушка состоит из двух частей: двойное туловище и хвост. Запомните, ребята: сначала раскрашиваем хвост индюка - он самый нарядный, на нем узор из многих элементов, которые должны высохнуть. Пока краска на хвосте будет сохнуть, вы раскрасите гребешок, клюв и крылья. А затем осторожно придерживая игрушку за шею, прикрепите хвост. Сделать игрушку легко: хвост вставляется в прорези, сделанные в туловище (показывает, как сделать игрушку)

Раскрасить своего индюка можно по своему вкусу, как вам хочется. Но сначала нужно подумать о том, каким узором вы будете это делать.. Начинаем роспись индюка с хохолка и бороды. Сначала берём тонкую кисточку, набираем красную краску и аккуратно оформляем бородку и оборки на хвосте и крыльях. Рассматриваем индюка со всех сторон и придумываем для него «наряд». Самое красивое и сложное у дымковского индюка - это хвост. Поэтому сначала нужно придумать узор для хвоста и простым карандашом нарисовать на бумаге эскиз. Вы уже знаете, что любой узор всегда зависит от формы, которую хотят украсить(будь то полотенце, ковёр, тарелка, окно со ставнями или детская игрушка). Хвост индюка имеет форму круга или полукруга и напоминает раскрытый веер или раковину. А дымковские мастерицы часто сравнивают нарядный хвост индюка с солнышком, поэтому и оформляют его так: по центру рисуют солнце или цветок, а пышную оборку раскрашивают, будто это лучи. Иногда делают двойную оборку и тогда одну из них раскрашивают синим цветом, будто это небо, а вторую - красным или жёлтым, будто это солнечные лучи. Педагог выставляет варианты узоров на полукруге: с радиальным и концентрическим размещением элементов декора (см. рисунки). Поясняет и сопровождающим жестом руки показывает, что узор на полукруге может располагаться по-разному:

 •• как веер или цветок - лепестками (узкими или широкими), будто мы разрезаем на кусочки круглый торт;

•• как радуга - дугами (прямыми или волнистыми), будто мы рисуем мостик через речку или строим арку.

Крылья индюка похожи на хвост по своей форме, но меньше по размеру, поэтому узор на них может быть не таким сложным: оборка одного цвета по краю и сеточка из тонких пересекающихся линий на полукруге (чаще всего чёрного или тёмно-синего цвета) или веточки, или цветы. Грудка индюка обычно украшена одним крупным цветком или солнцем из кругов, точек и волнистых линий.

Перед работой проводится пальчиковая гимнастика "Вот помощники мои":

Вот помощники мои.

(Показать пальцы)

Их как хочешь поверни.

(Повернуть кисти ладонями кверху и книзу)

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

(Постучать по столу/бумаге кончиками пальцев)

Могут все в клубок свернуться

А потом опять проснуться

(сжать пальцы в кулак и разжать)

В рыбку могут превратиться

(волнообразные движения кистью)

И летать, как будто птицы

(скрестить кисти рук и изобразить взмахи крыльев)

Поиграют, отдохнут,

И трудиться вновь начнут.

. Воспитатель выставляет схему, показывающую последовательность работы, и предлагает детям приступить к росписи игрушек. Советует быть аккуратными, не забывать поворачивать игрушку, чтобы видеть индюка со всех сторон, и не забывать, что в декоративном искусстве узор всегда зависит от формы. Спрашивает с чего начинаем роспись?

ИТОГ

Работы выставляются на стол.

Педагог читает стихи:

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный!

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок.

А высокий гребёшок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

- Ребята, посмотрите на свои игрушки! Вам нравятся ваши работы? Кого мы сегодня расписывали? Какие элементы есть в дымковской росписи? Какие цвета вы использовали? С чего вы начали?

Какой индюк вам больше всего понравился? Почему? Дети называют понравившуюся работу и обосновывают свой выбор: правильность элементов, колорит, аккуратность.

Мне ваши индюки тоже очень понравились. А вам, гости? Спасибо.

Когда ваши игрушки подсохнут, мы сложим их в коробку и отправим с курьером на ярмарку.

Дежурных я попрошу убрать рабочие места. А мы прощаемся с гостями. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию

нод проводилось как открытое мероприятие кружка...

"Мастерская - Дымковская кукла" (конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию - рисование) в старшей группе

"Мастерская - Дымковская кукла" (конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию - рисование) в старшей группе...

Конспект Открытого занятия по Художественно-эстетическому развитию с интеграцией областей познавательное и речевое развитие. Тема : «Зима»

КонспектОткрытого занятия по Художественно-эстетическому развитию с интеграцией областей познавательное  и речевое развитие.Тема : «Зима»...

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка»

Конспект занятия по художественно-эстетической  деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка»...

Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»

Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Дымковская игрушка»

Цель: Закреплять и уточнять представления детей о дымковских игрушках, их орнаменте. Совершенствовать умение самостоятельно создавать узор на дымковских игрушках....