СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ДЕКОРОТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ХОХЛОМА
статья по рисованию (подготовительная группа)

Кучина Лидия Борисовна

Золотая Хохлома

 

Вы не знаете, ребята,

Отчего и почему

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома,

Может всюду там сияют

Золотые купола?

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой-

Вот чем славится она!

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь – не забудешь,

И хотел бы, да не смог!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Золотая Хохлома 19.62 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ДЕКОРОТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ХОХЛОМА

Через красивое - к человечному –

Такова закономерность воспитания ….»

Александр  Сергеевич Пушкин  - поэт и создатель литературного языка утверждали ,  что уважение к минувшему  - вот черта, отличающая образованность от дикости.  Поэт подчеркивал ,что тот, кто пренебрегает прошлым и занят только одним настоящим, не понимает единства истории человечества. Сложность современной образовательной ситуации заключается в том , что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке. Знаний детей о русской народной культуре и народных промыслов России – недостаточно. Лучший путь изменить - это знакомить детей с русскими народными промыслами России, с искусством народных мастеров. Знакомство  детей с народно прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Одно из направлений народных ремесел – хохлома.   Хохлома – это старинный русский народный промысел ,который зародился в 17 веке в селениях Нижнего Новгорода. Хохломские изделия отличаются красотой и пользой. Согласно требованием ФГОС развивающая предметно – пространственная среда должна быть – насыщенной . Хохлома способна украсить любое детское дошкольное учреждение. Произведения народного декоративно – прикладного искусства украшают и преображают жизнь. Невозможно представить музыкальный зал без хохломских стульчиков ,мини – музей без хохломских ложек, семеновских матрешек, шкатулок, подсвечников, ваз.

Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам огромнейший запас народной мудрости. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Эта тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем, на мой взгляд, это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. И рассказывать об этом детям, знакомя их с историей русского народного творчества – наша обязанность, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.

В народном искусстве нет ничего лишнего, в нём отобрано и сохранено главное, все признаки предметов окружающего переданы выразительно и лаконично. Подлинное искусство отличается особой простотой, вкусом и выразительностью. Народное искусство, как проявление творчества народа, близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщенность образа). Именно оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами. Здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет законченность образа. В искусстве разных народов много общего. Поэтому Б.Н. Неменский призвал педагогов находить и изучать сходство и отличие, передавать его детям, т.к. постепенно в более старшем возрасте рождается представление о великом многообразии художественного творчества народов мира. Художественные изделия демонстрируют детям во время бесед о народном промысле Хохлома, о народных умельцах и также используются на занятиях. Чтобы воспитать подлинное чувство любви к народному искусству, нельзя воспитывать, если не приобщать детей к природе, фольклору, быту, нравам народа. Мы считаем, что необходимо строить обучение и приобщение детей, показывая обычаи и традиции народных праздников в наглядности. Не нужно забывать, например, о праздновании Масленицы. Проводя такой праздник или досуг, дети сами включаются в него и запоминают яркость праздника. Запоминая народные гулянья, веселье, включаясь в роли, общаясь с народными инструментами, костюмами, дети понимают и усваивают наши обычаи и традиции, узнают историю своей Родины и начинают её ценить, любить.

На основе знакомства с народным творчеством Хохлома, дети учатся понимать прекрасное, усваивать эталоны красоты (словесные, художественные, музыкальные). Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства , дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Богатство и разнообразие видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. У них возникает уважение к народному мастеру, создавшему их, а также стремление самим научиться создавать прекрасное.

Чтобы понять и объяснить народное искусство, его нужно почувствовать душою. Большое значение в представлении о праздниках, традициях русского народа нам дают предметы, атрибуты праздников с которыми сталкиваются дети. Однако воспитывать с раннего детства на одних только предметах мало, дети должны являться участниками тех весёлых событий, праздника, досуга на котором можно понять и ощутить прямое влияние народных традиций. Не нужно также забывать использование песен, потешек, закличек т.е. того, что учит осознавать русскую культуру и её быт.

Считается, что народное искусство обладает душой ребёнка, поэтому оно так близко и понятно детям. Народное искусство должно играть важнейшую роль в эстетическом воспитании детей. Необходимо развивать чувство вкуса, чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории, красоту и богатство родной природы. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества,- одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и его художественно-творческих способностей.

Но главным достоинством, которое дарит хохломская роспись, остается ощущение национальной самобытности. Сегодня о Хохломе пишут и говорят мало. Впрочем, как и обо всех других народных промыслах. А про Хохлому, в частности, можно услышать такие высказывания: «Хохломе едва ли двести лет, и родина этого промысла вовсе не в приузольских деревнях Ковернинского района, и не город Семёнов… Это искусство вообще-то пришло к нам из Японии…»

Правда, семёновцы доказывают японцам и всему миру, что именно в России зародился этот промысел. Народное творчество «несёт детям красоту». Сегодня Хохлома является культурным брендом России. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщаем детей к родной культуре, воспитываем чувство патриотизма, гордости и любви к Родине. Любовь к Родине не возникает сама по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Чувство любви к Родине формируется у детей в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Народное творчество воспитывает в детях не только понимание красоты предмета, но и вызывает уважение к мастеру, к народному умельцу.

Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Мы гордимся, что именно в России есть такой русский народный промысел - Хохлома. Надо беречь и сохранять этот старинный народный промысел.

Любовь к родному краю, знание истории – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры общества. Культура, как и растение, – у нее не только ветви, но и корни. Очень важно, чтобы рост начинался именно с корней. Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры всей страны. Проблема развития национального самосознания включает в себя проблему сохранения памяти; сохраняя прошлое, мы заботимся о будущем. И потому так важно знание своих корней, искусства, традиций в общем деле сохранения культуры России.
Хохлома, имеющая давние художественные и ремесленные традиции, стала сейчас одним из самых ярких и популярных промыслов современного народного искусства России.
Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у народа красива!
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Список литературы:
Интернет-ресурсы:
Книги:
1. Бедник Н, Хохлома, Л. 1980
2. Вишневская В.М. Хохлома, Л., 1969
3. Вишневская В.М., Мамаева Н.В., Рахманов Н.Н. Хохлома. Фотоальбом, М., 1980
4. Емельянова Т.И. Декоративная Роспись По Дереву. Золотая Хохлома. Альбом, М., 2001
5. Копцев В. П. Учим Детей Чувствовать И Создавать Прекрасное. – Ярославль Академия Развития. Академия Холдинг, 2001
6. Красильников А.В. Золотая Хохлома, Горький, 1980
7. Молотиловой Л. К. Народные Художественные Промыслы России. Ассоциация «Народные Художественные Промыслы России». Каталог – Альбом Под - М. : Интербук Бизнес. - 1998
8. Орлова Л.В. Хохломская Роспись, - М.; Мозаика-Синтез, 2002
9. Шевчук Л. В. Дети И Народное Творчество. – М. : Просвещение, 1985
10. Яхнин Л.Л. Веселое Слово Хохлома; - М.; Малыш, 1987

11. Хохлома - народный промысел | История искусства [Электронный ресурс] - URL: cvetamira.ru›hohloma-narodnyy-promysel (дата обращения:23.04.2022)

12. Хохлома [Электронный ресурс] - URL: ru.wikipedia.org›Хохлома (дата обращения:10.05.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на семинаре заведующих на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Сообщение  на  семинаре  заведующих  на  тему  «Приобщение  детей  дошкольного  возраста  к  истокам  русской  народной...

Методическая разработка по теме " Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошл...

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства».

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства» дает развитие ребенка в различных областях: это и патриоти...

тематическое планирование по теме «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Планирование на год по теме «ПРИОБЩЕНИЕ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К  ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ» по всем возрастам...

Проект для детей подготовительной группы на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.».

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое  и  художественно&nda...