Декоративное рисование по мотивам народных промыслов в детском саду. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста. Хохломская роспись
методическая разработка по рисованию

Лаврова Екатерина Андреевна

Декоративно-прикладное искусство — одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к Первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т. п.

Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким — дошкольникам.

Воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. Ведь не случайно Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни». (Крупская Н. К. Дети — наше будущее. — М., 1984. — С. 122.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_dekarotivnomu_risovaniyu.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

 «Декоративное рисование по мотивам народных промыслов в детском саду. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста. Хохломская роспись»

План:

1 Ознакомление с декоративно-прикладным искусством в детском саду.

Декоративное рисование в детском саду

1.1. Значение ознакомления с декоративно-прикладным искусством для развития дошкольников.

1.2. Задачи по декоративному рисованию в разных возрастных группах.

1.3. Формы и методы работы по освоению декоративного рисования в детском саду.

Работа по освоению программы в разных возрастных группах.

2 Хохломская роспись.

2.1. Хохломская роспись – особенности, традиции, история развития.

2.2. Планирование беседы о хохломском промысле (возрастная группа по выбору

студента).

2.3. Планирование декоративного рисования по мотивам хохломского промысла

1. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством в детском саду. Декоративное рисование в детском саду.

1.1. Значение ознакомления с декоративно-прикладным искусством для развития дошкольников.

Декоративно-прикладное искусство — одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к Первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т. п.

Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким — дошкольникам.

Воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. Ведь не случайно Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни». (Крупская Н. К. Дети — наше будущее. — М., 1984. — С. 122.)

Декоративное искусство близко и понятно детям, оно соответствует их мировосприятию. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Б. М. Неменский и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живет человек.

Вероятно, поэтому и передается ребенку через искусство опыт чувств предшествовавших поколений его народа.  Постепенно у детей в более старшем возрасте рождается представление о великом многообразии художественных проявлений народов мира, вырабатывается способность видеть и радоваться этому многообразию.

Собственную художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребенка. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей страны. Ностальгия проявляется в зрелые годы, а зарождается в детстве. Не случайно взрослые люди, нередко на склоне лет, хотят взглянуть на свою родину, вернуться, пусть на короткое время туда, где прошло детство.

1.2. Задачи по декоративному рисованию в разных возрастных группах.

Младшая группа (3-4 лет)

Народное декоративно-прикладное искусство. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Средняя группа (4-5 лет)

Народное декоративно-прикладное искусство. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Старшая группа (5-6 лет)

Народное декоративно-прикладное искусство. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (дымковской, филимоновской, городецкой, полхов-майданской, гжельской, каргопольской росписью), расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки).

Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов.

Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.

Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).

Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством на основе региональных особенностей (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное).

Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки.

Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства. Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Народное декоративно-прикладное искусство. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом, кистью при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета.

Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку.

1.3. Формы и методы работы по освоению декоративного рисования в детском саду.

Работа по освоению программы в разных возрастных группах.

Методы обучения декоративной деятельности те же, что при обучении изображению предметов, сюжетов. Однако они имеют свою специфику.

Важно прежде всего привлечь внимание детей к картине. Один из приемов, — предложить им поставить себя на место героя.

Это рассматривание или произведения, или специально подобранной серии картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для занятия обычно подбирают произведения одного какого-либо вида искусства — или репродукции картин, или скульптуру, или произведения декоративно-прикладного искусства.

      В ходе рассматривания педагог задает вопросы, беседует, дает возможность детям самостоятельно высказаться, рассказывает сам, читает стихи, отрывки из прозаических произведений.

Метод наблюдения(экскурсии) необходимо использовать в системе работы, когда узоры народных мастеров выполнены по растительным мотивам, включают стилизованные изображения животных, птиц. Гордые петухи и павлины, резвые кони в узорах мастеров при всей их стилизованности выражают характерные черты этих животных. Сочные гроздья рябины, золотой крыжовник, разнотравье летних лугов созданы художниками Хохломы по образу и подобию природы. Поэтому предварительные наблюдения за природой служат основой для понимания, для искреннего эмоционального отклика детей на стилизованное воплощение в произведениях искусства. Такие наблюдения помогают взрослым объяснить, а детям — понять истоки творчества народных художников. Широко применяется и метод обследования народного творчества. При сохранении общей структуры такого обследования содержанием центральной аналитической его части является выделение элементов, композиции, колорита. Рассказ воспитателя, беседа, с помощью вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений.

Таким образом, выделяются и называются главные элементы узора, их цвет, величина, месторасположение. Старших детей можно спросить, как выполняется этот элемент кистью, как его можно изобразить. Элементы узора можно выделять сухой кистью, тем самым более отчетливо их вычленяя и апробируя подходящее изобразительное движение.

Особое место по сравнению с предметным и сюжетным изображением занимает в обучении декоративному рисованию образец воспитателя. Первые образцы для обучения детей декоративному рисованию по мотивам народного искусства были разработаны Е. И. Ковальской.

Поэтому образцы воспитателя, в которых в упрощенном виде представлены специфические изобразительно-выразительные средства (элементы, композиции), необходимы (они выпукло демонстрируют ребенку приемы выполнения декоративного рисунка).

Образец воспитателя должен быть выполнен в стиле той или иной росписи народного декоративного искусства (стилизованный образец). Размер его в 1,5—2 раза больше, чем детская работа.

Показ способов изображения элементов, демонстрация способов действия (техники) с кистью широко применяются в обучении декоративному рисунку. Здесь особенно важны показ и усвоение технических приемов работы с кистью. Часто кисть в руках мастеров находится в вертикальном положении, что нелегко дается детям. Требования к показу воспитателем способа действия те же, что и в других видах изобразительной деятельности.

Применение в системе обучения художественного слова, музыки очень полезно.

Отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи.

Педагогическая оценка, или анализ результатов детской деятельности.

Обязательно нужно использовать игровые приемы обучения. В этом случае детям более понятен смысл декоративной художественной деятельности — украшение предметов. Поэтому дымковские козлики и кони как так же, как будто пьют водичку из круглых расписных чашек, барыни примеряют фартуки, некоторые выбирают подносы, украшенные так же, как их платья (элементы, цвет).

Все эти методы, формы и приемы применяются в контексте занятий в разнообразном сочетании, обусловленном общей целью и задачами обучения и воспитания детей.

Декоративное рисование в средней группе детского сада

Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на ее примере можно учить детей декоративному рисованию. Однако роспись объемной игрушки пока недоступна детям. В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дымковской росписи.

Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дымковской росписи (сочетание красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов).  В повседневной жизни надо обращать внимание ребят на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту. Это могут быть и красивые вязаные варежки, шапочки, узор на платье, скатерти, салфетке и т. п. Обращая внимание на узор, применяя соответствующий термин, воспитатель таким образом ненавязчиво объясняет детям смысл, суть такого явления. Поэтому, когда им будет предложено украсить салфетку (силуэтная форма из бумаги), шарфик, поднос и т. п., дети легко поймут и примут задачу, поставленную педагогом.

В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства. В данном случае с самой игрушкой: яркой, праздничной, радующей глаз. Барыни и кони, козлики, свистульки и т. п. вносятся не все сразу.

Наряду с игрушками детям показывают вышитые салфетки, полотенца и т. п. То есть те изделия, которые близки к плоскостным силуэтным формам бумаги. При предварительном обследовании до занятия на них можно показать композиции узоров, близкие к тем, что будут осваивать дети. На полосе (дорожке) обращается внимание на ритмичное повторение одного элемента, на чередование при этом цветовых пятен, на квадрате — ритмичное расположение элементов: на всей плоскости; по углам и в центре; по углам, в центре и по сторонам. Тот же подход при освоении композиции на круге. Подносы, тарелки, салфетки, ковры круглой формы помогают ребятам почувствовать красоту узора, соответствие узора форме.

Со среднего возраста в декоративном рисовании важно формировать чувство формы. Для этого надо обращать внимание дошкольников на характерные особенности каждой из форм и соответственное расположение элементов.

В следующих возрастных группах (старшей, подготовительной) идет дальнейшая работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности. Среди задач по освоению соответствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду. Ребята осваивают характерные цветовые сочетания (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов (кувшин, варежки, платье и т. д

Опыт, полученный детьми в предшествующей группе, позволяет ставить задачи, предполагающие овладение дошкольниками обобщенными знаниями и умениями, развитие у них большей самостоятельности, творчества. Взяв за основу какой-то один, наиболее близкий вид народного искусства (например, городецкую роспись).

2 Хохломская роспись.

2.1. Хохломская роспись – особенности, традиции, история развития.

"Хохлома" - старинное местное слово, связанное с языком проживавших на территории Заволжья финно-угорских народов. Имя Хохлома было дано протекающей здесь реке, на которой возникла деревня - тоже Хохлома, разросшаяся еще к XVI веку в крупное торговое поселение. В течение нескольких столетий ремесленники, родившиеся в окрестных деревнях, свозили сюда для продажи изготовляемую ими расписную деревянную посуду и ложки, которые также стали называть хохломой.

Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из липы заготовки - белые, звонкие; женщины их грунтовали глиной - вапили, потом натирали серебристым порошком - лудили. Вот по этой блестящей, как металл, поверхности и делали роспись.

Любимые цвета-красный да черный и совсем немного желтого, и зеленого для мелкой прорисовки приписок. А золото то откуда? В этом и есть секрет хохломского промысла! Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закалится лак до желтого цвета – и вспыхнет под ним блестящий фон. Чем не золото?

Любят мастера этого промысла растительные узоры: травки, ягодки, цветы сказочные. Природа вокруг какая: глаз не оторвешь!

Вот по золотому фону рассыпались красные ягоды смородины или рябины, изящно легли тонкие стебли и листочки, а здесь цветок необыкновенный с травкой. Эту роспись так и называют под листок или травка. Травка-главный мотив хохломской росписи. Особое внимание уделяется основным элементам травного орнамента, на то, в какой последовательности он выполняется, на ритмичное чередование красных и черных травинок в росписи, на плавность изогнутых линий. Все травинки, малые и большие, кудрявятся, не касаясь стебелька- криуля, или же собирается к одному общему корешку.

Запомни, что роспись «травка» создается на серебристом фоне. Хохломскую роспись мастера выполняют масляными краскам.

Кроме растительных орнаментов и узоров из листьев, цветов, ягод хохломские мастера любят писать петухов, птиц всяких и рыб. Есть у мастеров и ругой прием – под фон. Сначала мастер делает тонкий рисунок, потом заполняет фон черной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы серебристыми, потом мелкими штрихами-жилочками украшает их. А когда фон просохнет, добавляет поверх его красные ягоды да ажурные завитки-приписки желтой и зеленой краской. Когда создается роспись «под фон», получается орнамент из золотых листьев и цветов. На красном или черном фоне золотистые изображения выглядят очень нарядно. Золотую посуду делают не только на родине хохломы, но и в Башкирии. Техника остается прежней. Только в орнаментальную роспись они привнесли свои национальные мотивы.

                                         Список литературы:

1. Алексахин Н.Н.: Художественные промыслы России[Текст]- М.: Народное образование, 2005. - 176с.

2. Горяева Н.А. изобразительное искусство: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека[Текст]/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. -6-е изд.-М.: Просвещение, 2007. -176 с.

3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников[Текст] Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Москва, 1997

4. Комарова Т.С.  Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: [Текст] уч. Пособ. Для уч. Пед. Уч-щ по спец. «Дошкольное образование»/ Т. С. Комарова. Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др. Под ред. Т. С. Комаровой-3-е изд.-М.: Просвещение, 1991. -256с.

5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. — c.336

6. Орлова Л.В.: Хохломская роспись. - М.: Мозаика-Синтез, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Проблема  развития  детского  творчества  в  настоящее  время   является  одной  из   наиболее  актуальных,  как  в  теоретическом...

: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»

Тема: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»...

Декоративное рисование в детском саду, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедл...