Познавательно - исследовательский проект «Мини-музей народного творчества в детском саду — как средство нравственно -патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Магомедсаидова Галимат Касумовна

Тема: «Народы России - народы Северного Кавказа «Дагестан»

Тип проекта :  

       ознакомительно-ориентировочный,

       познавательный, творческий, исследовательский.

По длительности : 

       Долгосрочный

Участники проекта :

       Заведующий детским садом, старший воспитатель,

       воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narody_kavkaza_mini_muzey.docx130.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Дубок» г. Йошкар-Олы»

Утверждено

на педагогическом совете

от г. протокол.№ 1

Познавательно - исследовательский проект

«Мини-музей народного творчества в детском саду — как средство нравственно -патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Тема: «Народы России - народы Северного Кавказа «Дагестан»

Разработала и внедрила

Воспитатель Магомедсаидова Г.К.

Йошкар-Ола

2023

C:\Users\Tel. 900-033\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\\гора.jpg

Тип проекта :

ознакомительно-ориентировочный,

познавательный, творческий, исследовательский.

По длительности :

Долгосрочный

Участники проекта :

Заведующий детским садом, старший воспитатель,

воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА:

Введение в проект:

Россия – наша Родина. Россия - многонациональная страна. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять историю и культуру нашей многонациональной страны, как свои собственные.

Детская проблема:

Часто у детей, при чтении художественной литературы возникают вопросы: Что такое очаг? Зачем нужен в доме очаг? Что такое аул? Кто такие горцы, джигиты? Кто такой пастух?...

Поэтому была поставлена задача -

донести до сознания детей историю быта народов Северного Кавказа, устройства дома горцев, разнообразие старинных предметов домашнего быта,

Педагогическая проблема

В наши дни дети мало получают информации о культуре, быте другого народа( да, и своего тоже) Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры, культуры народов проживающих на территории России. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создание обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Актуальность

Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве.

В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих корней от народности ведёт к без духовности.

Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие становятся неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойти в музей? Именно поэтому ДОУ решило создавать собственный мини - музей, пусть и маленький. Важной особенностью мини – музеев в ДОУ является участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музеи не только можно, но и нужно!

Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса.

Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи настоящую кочергу — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности, и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Новизна проекта

Соответствие проекта заявленным в ФГОС принципам интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

• Художественно – эстетическое развитие

• Социально - коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Физическое развитие

Гипотеза.

Вовлечение педагогов, детей и их родителей в активную творческую деятельность по организации мини - музея позволит расширить границы географии, совершить путешествие в тот или иной край нашей многонациональной страны - России, окунуться в их традиции и обычаи . А также предоставить ребенку доступ к культуре этого народа путем его действенного познания, расширит его жизненный опыт.

Цель проекта :

Совершенствование гражданско-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление самобытным искусством – народными промыслами Северного Кавказа, с бытом горцев в Дагестане. Формирование познавательной активности детей через организацию мини- музея в ДОУ

Задачи:

С педагогами:

- создать условия для повышения профессионализма педагогов в деятельности по созданию и организации мини - музея,

- разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини музея,

- стимулировать самообразование педагогов

С детьми:

- создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно - исследовательскую деятельность,

-способствовать формированию интереса к истории,традициям и культуре другого народа.

- содействовать воспитанию патриотических чувств

С родителями:

- заинтересовать родителей в создании мини - музея,

- создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности

При создании и разработке мини-музея необходимо опираться на основные компоненты образовательной среды детского мини - музея .

Компоненты:

Материальный компонент:

оформление музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование;

Личностный компонент:

музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности.

Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках мини - музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).

Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.

В музее будут представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми, отражающие прошлое, настоящее и будущее Северного Кавказа-Дагестана.

Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.

Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являются дети и родители.

Ресурсное обеспечение проекта :

1) Научно-методическое:

-Подбор печатных материалов по музейной педагогике;

-Методическое сопровождение проектной деятельности;

2)Организационное

-Организация работы педагогов по реализации этапов проекта;

-Создание мини-музеев педагогами совместно с детьми и родителями;

3) Информационное:

-Использование возможностей интернета в поисках необходимой информации;

-Консультация для педагогов по созданию мини-музеев в ДОУ;

4) Материально-техническое:

-Оформление мини-музея в ДОУ по результатам реализации проекта

Назначение мини - музея

- Расширяет представления детей об окружающем мире

- Вызывает интерес к историческому прошлому нашей родины

- Помогает легко и непринужденно познакомить детей с народной культурой, с бытом и обычаями казачества на Ставрополье

- Способствует взаимодействию с семьями для обеспечения полноценного развития детей

Педагогические функции мини-музея :

-образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

-развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

-просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

-воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Работа в музее строится по общепринятым принципам:

1. Наглядности. При подборе коллекции учитывается прежде всего образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

2. Природосообразности - мини-музей должен учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

3. Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности.

4. Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

5. Интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

6. Мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке»)

7. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.

8. Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

9. Регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Обязанности руководителя мини-музея

Руководство работой музея осуществляется старшим воспитателем или воспитателем-ответственным организатором,

Руководитель мини-музея обязан :

- Принимать экспонаты, обеспечивать их сохранность, учитывать в каталоге.

- Изучать педагогическую, краеведческую, художественно-историческую литературу.

- Планировать мероприятия (экскурсии, занятия, беседы, досуги, развлечения и др.) с детьми, педагогами и родителями воспитанников.

- Проводить методическую и просветительскую работу с педагогами и родителями.

- Оказывать содействие педагогам в использовании экспонатов мини-музея в образовательном процессе.

-Вести учёт и обеспечивать сохранность экспонатов.

Все экспонаты учитываются в инвентарных книгах основного и временного фонда.

Этапы проекта

I этап. Подготовительный

Цель: создание мини-музея и формирование компетентности педагогов по музейной педагогике.

«Планирование мини-музея».

- На этом этапе создать творческую группу педагогов, которые организуют работу по созданию мини-музея.

- Разработать тематическое планирование мини-музея и музейных экспозиций.

- Определить перспективы создания мини-музея и разработать алгоритм по созданию мини-музея.

- Выбор темы мини-музея, определение места размещения мини-музея, планирование экспозиций, выбор дизайна оформления мини-музея, подбор экспонатов, оформление визитной карточки и паспорта мини-музея, разработка форм работы с экспозициями мини-музея, разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей, разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

II этап . Практический

Цель: совместная (педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа (оформление, изготовление оборудования, макетов, сбор экспонатов).

- Составление картотеки описания экспонатов.

Организация работы с детьми

- Диагностика знаний детей о музее (устный опрос)

- Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании

- Творческие работы детей (ИЗО, аппликации)

- Участие в создании мини-музея, составление картотеки описания экспонатов

- Образовательная деятельность в музее ДОУ (экскурсии, беседы, исследование)

- Формирование коллекций

- Совместное с детьми изготовление панно, макетов, коллажей

Взаимодействие с родителями.

- Информация для родителей на тему «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье», «Роль мини - музея в развитии познавательной активности детей».

- Вовлечение родителей в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации.

- Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры Северного Кавказа-Дагестана.

- Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ

- формирование и организацию коллекций,

- совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного восприятия (сенсорный опыт);

- взаимодействие с предметной средой мини - музея.

Мини - музей станет местом изучения быта горцев, познания истории Ставрополья и Северного Кавказа.

III этап. Заключительный

Когда мини – музей уже будет готов.

На этом этапе начинается работа с мини – музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.

- организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей средней, старшей и подготовительной к школе групп по теме: Экскурсия в мини-музей

- использование экспонатов мини-музея для проведения образовательной деятельности с детьми;

- презентация результатов реализации проекта для педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты:

Повышается воспитательно-образовательный эффект от использования такой формы работы: так, у детей увеличился уровень познавательной активности, появился интерес к занятиям не только в мини-музее, но и на других занятиях, дети стали задавать больше вопросов, искать совместно с родителями ответы на них.

Нельзя также забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, поэтому в каждом уголке музея организован уголок самостоятельной деятельности, где у детей есть возможность поиграть. Тема музея сама подскажет, какие могут быть игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные игры, дидактические, интеллектуальные или творческие.

Итогом работы по организации мини-музея стал результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей и других педагогов ДОУ, а также обогащение и разнообразие образовательного процесса, и создание условий для развития познавательной активности детей.

Анализ проведенной работы в форме организации мини - музея в ДОУ показал необходимость продолжать работу в данном направлении, используя формы эффективного педагога и семьи, способствующий успешной социализации ребёнка – дошкольника, формированию его социальной компетентности.

Родители с огромным удовольствием откликнулись на идею создания мини-музея, для них, также как и для детей, это было новое и интересное дело. Они с азартом помогали собирать экспонаты, внося свои советы и пожелания по продолжению работы мини-музеев. Все это способствовало стимулированию познавательной активности дошкольников, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

Заключение:

Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Особенность мини-музея в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатом является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего ДОУ и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.

Вывод.

Благодаря мини – музею возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.

Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в новую для них предметно-информативную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослым. Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.).

Интеграция метода проектов и музейной педагогики способствовала созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей. Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заряжению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа жизни и ориентирует на соблюдение норм группы.

Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Мини - музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности, так как сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.

Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Приложение №1.

Анкета для педагогов ДОУ

«Мини музей в ДОУ»

1. Считаете ли Вы создание мини-музея в ДОУ методом проектирования? (да; нет; частично.)

2. Считаете ли вы мини-музей эффективной формой работы педагогов с детьми и родителями? (да; нет.)

3. Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам: (создать музейное пространство и реализовать работу; самостоятельно; с помощью старшего воспитателя, коллег.)

4. Какие профессиональные умения по созданию мини-музея Вам необходимо корректировать? (постановка цели; определение задачи; прогнозирование конечного результата; поэтапное выполнение мероприятий; презентация.)

5. Считаете ли вы возможным расширение образовательной деятельности через приобщение детей к музейной педагогике? (да; нет; затрудняюсь ответить)

6. Хотите ли вы создать мини-музей в своей группе? (Да, нет)

Результаты анкетирования педагогов ДОУ

Из 23 опрошенных педагогов ДОУ:

1 вопрос 98%

2 вопрос 98%

3 вопрос 85%

4 вопрос 88%

5 вопрос 100%

6 вопрос 100%

Итого: 94,8%

Приложение №2

Наблюдение за детьми в условиях музея

Цель: выявление особенностей развития элементов музейной культуры у детей.

Вопросы

1) Активность

2) Поведение в процессе экскурсии (дисциплинарные отрицательные или положительные моменты).

3) Проявление увлеченности, эмоциональности в процессе экскурсии.

4) Сосредоточенность, повышение внимательности в процессе посещения заинтересовавшей их экспозиции.

5) Изменение выразительности речи, мимики, движение в ходе экскурсии.

6) Имитация действий, проигрывание ситуаций.

7) Ссылки на личный опыт, припоминание виденных ранее предметов, установление связей с имеющимися представлениями.

8) Использование образных сравнений, припоминание близких по содержанию строк стихотворений, ссылок на сказки, истории.

9) Эмоциональные и эстетические суждения, оценки.

10) Выражение собственного мнения и проявление отношения.

Результаты мониторинга на начало года:

Высокий 35% Средний 38% Низкий 27%

На конец года:

Высокий 73% Средний 27% Низкий 0%

Приложение №3

Правила музейной педагогики для воспитателей

Правило первое.

К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе.

Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Правила поведения детей в музее.

· В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!

· Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.

· Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

· Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.

· Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

· Можно самому стать экскурсоводом и рассказывать о принесённом экспонате истории.

· Приглашать в мини-музей интересных «гостей»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Р.М. Система методической работы по музейной педагогике ДОУ.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, №4.
  2. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32.
  3. Кургузов О. По следам почемучки. – М: Семейный круг. 1997.
  4. Пастухова И.О. Детский сад и музей. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2007, №2.
  5. Попова И.А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2006, №5.
  6. Программа «Радуга»: 10 лет работы: Пособие для воспитателей детских садов / Науч. Ред. Гризик Т.И. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
  7. Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада. – М.: Линка-Пресс, 2003.
  8. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
  9. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
  10. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Консультация для воспитателей «Музыка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – это основа общего развития ребёнка. Главные задачи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольника:- сохранить лучшие качества в детях;- заложить нравственные осн...

Народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Статья для педагогов о роли народной игрушки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....

Консультация на тему: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Малый фольклор (песенки, потешки, пестушки, прибаутки и др.) играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают...

Презентация: Игра как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Семинар воспитателей«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через разные виды образовательной деятельности»Представление опыта работы по теме:Игра как средство нравствен...