Конспект Образовательной деятельности в старшей группе«Русская матрёшка»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Подузова Ольга Николаевна

Конспект Образовательной деятельности в старшей группе«Русская матрёшка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matryoshka.docx607.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 Семицветик» г. Гурьевск

        Конспект

образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Русская матрёшка»

(продуктивная деятельность)

                                                                                                                                        Подготовила и провела:

                                                                                                       Воспитатель Подузова О.Н. 20.01.23

Г.Гурьевск-2023г

Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке, умение самостоятельно расписывать шаблон.

Задачи:

Образовательные:

  •  Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
  • Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
  • Развивающие:
  • Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
  • Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
  • Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать любовь к народному искусству. 

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Методы и приемы: Игровые приемы, приемы наглядного моделирования, пояснения, вопросы, практические.

Материалы и оборудование: слайдовая презентация, музыкальное сопровождение (русская народная музыка), матрешки и их стилизованные образцы разных видов, пластилин, стеки, салфетки, деревянные шаблоны матрешек, гуашь, кисти, непроливайки.

Содержание образовательной деятельности:

В группу входит Сказительница с сундучком.

Сказительница:

Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была
Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ. 

И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

 Загадка:

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть

Может три, а может шесть.
Кукла первая толста

А внутри она пуста

Разнимается она на две половинке
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко

Наша русская…

Дети: Матрешка.

Сказительница: Правильно, матрешка.

 Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.

Сказительница: Какая матрешка?

Дети: (Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.)

Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Сказительница: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?

Дети(Из березы, липы.)

Сказительница: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.

Сделали мастера заготовки и художникам отдали.

Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Сказительница:

И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

«Люби дело – мастером будешь».

«Дело мастера боится».

«Всякий мастер сам себе дивиться».

Сказительница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.

Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых

В подарок принесла.

Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?

Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.

Сказительница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.

Сказительница: 

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,

Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,

Звонкий бубен принесла.

Сказительница: 

Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Сказительница:

Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.

 Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.

Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.

Сказительница:

Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор

На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. 

Физкультминутка: 

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки.
Хлопки перед собой.
На ногах сапожки,

Топают матрешки.
Руки на пояс, поочередно то правую ногу выставит вперед на пятку, то левую.
Влево, вправо наклонились,

Наклоны влево – вправо.
Всем знакомым поклонились.
Наклоны головы влево – вправо.

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры.
Повороты туловища направо – налево, руки к плечам.
Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки.
Хлопки в ладоши перед собой.

Сказительница: Ребята, у меня в сундучке есть матрёшки. (Сказительница достаёт белые деревянные шаблоны матрешек).

Сказительница: Ах, а куда же делись цветы? (Выслушивает предположения детей)

Сказительница: Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшки? (Предложение детей).

Сказительница: А как же мы будем ими украшать? (Ответы детей.)

Сказительница: Я предлагаю украсить наряд матрешки. Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Сказительница: Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.

Сказительница: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Сказительница: Для работы мы с вами наденем фартуки и ленты и превратимся в настоящих мастеров.

Сказительница:

Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигурки матрешек, а кто – то изготавливать с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек). Ну, что ж, друзья, за работу.

Продуктивная деятельность: (Звучит русская мелодия).

Пальчиковая гимнастика: 

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера

За работу всем пора.

Рефлексия:

Сказительница: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу? Расскажите какие матрешки у вас получились? Я предлагаю собрать веселый хоровод матрешек. Посмотрите какой веселый, праздничный хоровод у вас получился.

Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет -

Наша русская Матрешка

Не стареет сотню лет,

В красоте в таланте русском

Весь находится секрет!

Фотоматериалы

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Русские березы" к теме проекта "Краски осени"

Эффективность данной учебно-воспитательной деятельности с применением ИКТ способствует повышению интереса детей к материалу, большинство детей становятся более активны, менее выражена тревожност...

Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе «Русские народные сказки» с интеграцией образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»

ГБОУ ЦРР детский сад №2402 ЮВАОг. Москва Подготовил воспитатель: Арутюнова Элла  ГеоргиевнаЦель: знакомство детей народными традициями, расширение и систематизация знаний о русских ска...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе:«Русские богатыри»

Цель:  Знакомить детей с русским народным творчеством.Задачи: стимулировать процессы памяти, внимания, мышления; учить детей составлять описательный рассказ; активизировать пассивный словарн...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Матрёшка"

Конспект образовательной деятельности в старшей группе " Матрёшка"...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Русская изба в гости приглашает

Непосредственная образовательная деятельность состоит из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.Первый этап совместной деятельности – мотив...

Конспект образовательной деятельности по рисованию "Сапожки для матрёшки"

Конспект образовательной деятельности в средней группе по рисованию в рамках лексической темы "Обувь"...

Презинтация к интегрированной организованной образовательной деятельности в старшей группе "Русская Матрешка"

Презентация к интегрированной организованной образовательной деятельности в старшей группе "Русская Матрешка"...