Рабочая программа кружковой работы по рисованию (нетрадиционное рисование), младшая группа (3-4 года)
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Волкова Мария Леонидовна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает   у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает   у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Веселая акварелька». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения».

Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятия, проведенные в игровой форме, превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Данная программа развития творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования рассчитана на один год обучения для детей дошкольного возраста.

Актуальность

Так как в последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.  В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности. Как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

То актуальность данной программы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Все занятия в программе носят творческий характер.

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования, развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

- Развивать художественно – творческие способности детей.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

-Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

 - Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка)

- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

-Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.

- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Основные принципы работы с детьми.

  • Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к более сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Вариативность. (Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности).

Методы и приемы.

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию, и творчество. Данный метод направлен на самостоятельное выполнение всей работы.

 

Программа ориентирована на детей 3 - 4лет. Количество детей в группе 14 человек. Срок реализации программы – 1 год.

Основной формой работы являются групповые теоретические и практические занятия, индивидуальная работа.

 Количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятий.  В год проводится 36 занятий. Длительность занятия: 20 мин: 5 мин. – теория, 15 мин. - практика. Занятия проводятся во вторую половину дня.

     

В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

Направления работы:

1. Знакомство детей с многообразием нетрадиционных техник рисования.

2. Самостоятельная продуктивная деятельность (Нетрадиционное рисование).

Содержание программы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение, физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и т.п.

Этапы работы:

На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования.

На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

Средства: 

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- предметно-развивающая среда.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

Условия реализации программы

 Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

- Наборов разнофактурной бумаги.

- Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительного материала.

-  Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.

- Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам;

-  Демонстрационного наглядного материала.

Ожидаемый результат:

1.Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.

2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.  По желанию дети забирают работы домой.

Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

Учебный план кружка «Весёлая акварелька»

Название раздела

Количество занятий

Количество часов

теория

практика

  1. Рисование пальчиками.

2

10 мин.

30 мин.

  1. Рисование крупами

1

5 мин.

15 мин.

  1. Рисование в технике отпечатка

11

55 мин.

2ч. 45 мин

  1. Рисование ватными палочками

2

10 мин.

30 мин.

  1. Рисование вилкой

2

10 мин.

30 мин

  1. Рисование ватными дисками

2

10 мин.

30 мин

  1. Рисование солью

1

5 мин.

15 мин.

  1. Рисование ладошками

3

15 мин.

45 мин

  1. Рисование салфетками

1

5 мин.

15 мин.

  1. Рисование техникой тычка

3

15 мин.

45 мин

  1. Рисование в смешанной технике

8

40 мин.

2 ч.

36

3 ч.

9 ч.

Календарно тематический план кружка «Весёлая акварелька»

№ п/п

Тема

Техника

Задачи

Сентябрь

1.

«Мухомор»

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить создавать рисунки кончиками пальцев.

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

2.

«Злая тучка»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить создавать рисунки кончиками пальцев.

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

3.

«Гриб боровик»

Рисование крупами (манкой, гречкой)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования крупами. Показать приёмы нанесения круп на рисунок, учить создавать рисунки.

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

4.

«Осенние листочки»

Рисование в технике отпечатками (листья)

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования - отпечатками.

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

Октябрь

1.

«Осеннее дерево»

Рисование ватными палочками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Развивать умение аккуратно работать ватной палочкой.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

2.

«Ветка рябины»

Рисование в смешанной технике (пальчиками, салфетками).

Учить использовать в рисовании сразу несколько нетрадиционных техник рисования.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

3.

«Заготовки на зиму»

Рисование в технике отпечатка (губкой через трафарет).

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования - отпечатками.

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

4.

«Ежик»

Рисование вилкой

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования - вилкой. Развивать умение аккуратно работать, создавать сюжет.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Ноябрь

1.

«Совенок»

Рисование в технике отпечатка (втулка от туалетной бумаги)

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования - отпечатками.

 Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

2.

«Веселый ежик с яблоком»

Рисование в смешанной технике (мятой бумагой, отпечаток штампом).

Учить использовать в рисовании сразу несколько нетрадиционных техник рисования.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

3.

«Гусеничка»

Рисование ватными дисками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования - ватными дисками. Развивать умение аккуратно работать, создавать сюжет.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

4.

«Зимний лес»

Рисование ватными дисками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования - ватными дисками. Развивать умение аккуратно работать, создавать сюжет.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Декабрь

1.

«Снеговичок»

Рисование в технике отпечатка (втулка от туалетной бумаги)

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования - отпечатками.

 Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

2.

«Зимнее дерево»

Рисование в технике отпечатка (пузырчатая пленка)

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования - отпечатками.

 Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

3.

«Шубка для зайчишки»

Рисование в технике тычка (жесткой кистью)

Формировать умение у детей рисовать методом тычка.  

Развивать образное восприятие. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

4.

«Снежинка»

(коллективная работа с родителями)

Рисование солью

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования - солью. Развивать мелкую моторику рук,  умение аккуратно работать, создавать сюжет.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Январь

1.

«Елочка красавица»

Рисование вилкой

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования - вилкой. Развивать умение аккуратно работать, создавать сюжет.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

2.

«Снегопад»

Рисование в смешанной технике (мятой бумагой, ватными палочками)

Учить использовать в рисовании сразу несколько нетрадиционных техник рисования.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

3.

«Рыбки в аквариуме»

Рисование ладошками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования - ладошками. Развивать умение аккуратно работать.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

4.

«Овечка»

Рисование салфетками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования - Салфетками. Развивать мелкую моторику рук, умение аккуратно работать, создавать сюжет.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Февраль

1.

«Цыпленок»

Рисование в технике отпечатка (паралоном)

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования - отпечатками.

 Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

2.

«Осьминожки»

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования - ладошками. Развивать умение аккуратно работать.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

3.

«Воздушные шарики»

Рисование в технике отпечатка (картошкой или пробками)

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования - отпечатками.

 Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

4.

«Самолет»

Рисование в технике отпечатка (губкой через трафарет)

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования - отпечатками.

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

Март

1.

«Чудесные цветочки»

Рисование в технике тычка (коктейльные трубочки)

Формировать умение у детей рисовать методом тычка.  

Развивать образное восприятие. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

2.

«Петушок»

Рисование ладошками.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования - ладошками. Развивать умение аккуратно работать.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

3.

«Пушистый котенок»

Рисование в технике отпечатка (помпоны)

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования - отпечатками.

 Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

4.

«Солнышко»

Рисование в смешанной технике (отпечаток мятой бумагой, пластиковой вилкой)

Учить использовать в рисовании сразу несколько нетрадиционных техник рисования.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

Апрель

1.

«Одуванчики»

Рисование ватными палочками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Развивать умение аккуратно работать ватной палочкой.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

2.

«Мишка косолапый»

Рисование в технике отпечатка (губкой)

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования - отпечатками.

 Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

3.

«Васильки»

Рисование в технике тычка (коктейльные трубочки)

Формировать умение у детей рисовать методом тычка.  

Развивать образное восприятие. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

4.

«Салют»

Рисование в технике тычка (коктейльные трубочки)

Продолжать формировать умение у детей рисовать методом тычка.  

Развивать образное восприятие. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Май

1.

«Божья коровка»

Рисование в смешанной технике (отпечаток штампа из картошки, ватной палочкой)

Учить использовать в рисовании сразу несколько нетрадиционных техник рисования.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

2.

«Звездное небо»

Рисование в смешанной технике (набрызг,  ватной палочкой, рисование в технике тычка (коктейльные трубочки)

Учить использовать в рисовании сразу несколько нетрадиционных техник рисования.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

3.

«Морское дно»

Рисование в технике отпечатка (губкой через трафарет)

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования - отпечатками с использованием трафарета.

Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание, интерес к рисованию.

4.

«Летняя полянка» (коллективная работа с родителями)

Рисование в смешанной технике

Учить использовать в рисовании сразу несколько нетрадиционных техник рисования.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем);

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь   пальчик и наносит точки на бумагу).

  • рисование путем разбрызгивание краски;

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу, оттиски штампов различных видов)

  • рисование жесткой кистью (тычок)

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.)

  • рисование ладошками

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.)

  • рисование трафаретом

Вариант 1. Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.

Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с помощью тампона «Закрасим» силуэт.)

  • рисование ватными дисками

Средства выразительности: фактурность окраски.

Материалы: ватные диски, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо врезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  • рисование ватными палочками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: Акварель или гуашь, палочки, вода, бумага, карандаш.

Способ получения изображения: Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Каждую новую краску наносят на ватный диск и изображают рисунок.

  • рисование в технике тычка

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: трубочки для коктеля или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.)

  • рисование в технике отпечатка

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка.

Список литературы.

  1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
  2. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: Карапуз – дидактика. Москва 2007, ТЦ Сфера
  3. Т.В. Королева Занятия по рисованию с детьми ТЦ Сфера Москва 2010г.
  4. Т.С. Комарова Развитие художественных способностей дошкольников Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2014г.
  5. Т.Н. Доронова Природа, Искусство и изобразительная деятельность детей Москва «Просвещение»
  6. Г.И. Винникова. Занятия с детьми ТЦ Сфера. 2009г.
  7. Д.Н. Колдина. Рисование с детьми. Мозаика – Синтез. 2015г.
  8. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2012г.
  9. А.А. Фатеева Академия развития 2006. «Рисуем без кисточки»
  10.  Н.В. Дубровская «детство – пресс»2004г. «Яркие ладошки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА» 2- ая младшая группа (3-4 года)

Здесь я помещаю примерную рабочую программу по образовательной области "Музыка" для второй младшей группы по программе "От рождения до школы" на  первый квартал (сентябрь - ноябрь)....

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГТ (вторая младшая группа, 3-4 года).

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом   Федеральных государственных требований (ФГТ)(вторая младшая группа, 3-4 года).Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы ...

Рабочая программа кружковой работы по патриотическому воспитанию в средней группе «Вишенки» «Краевичок»

В данной рабочей программе представлено перспективно-тематическое планирование кружковой работы. Занятия кружка направлены на формирование у детей средней группы целостных представлений об окружа...

План работы кружка по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе на год

В материале предоставлены занятия кружка по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционное рисование) для детей младшей группы (3-4 года) на тему: «Божья коровка»

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования (тычком) для детей младшей группы будет интересен как педагогам, так и студентам педагогических вузов и колледжей....

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...