Методическая разработка конспекта "Музыкальное путешествие" образовательная область музыка в соответствии с ФГОС ( для воспитателей и музыкальных руководителей)
материал (старшая, подготовительная группа) по теме

Овчинникова Людмила Олеговна

Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и графику; развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НОД  «Музыкальное путешествие»
Музыкальный руководитель: Овчинникова ЛюдмилаОлеговна.

Подготовительная группа

Цель: через восприятие музыки развивать изобразительные и музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:
Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и графику; развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности.
Воспитательные задачи:
1.Воспитание музыкально-эстетического вкуса;
2.Учить детей уважать старших, уважать историю своих предков.
Учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.
Развивающие задачи:
1.Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства;
2.Развитие чувства ансамблевой игры, чувства ритма и метра;
Развивать в детях способность переносить на плоскость листа музыкальные образы и конструировать их при помощи наборов из линий прямых, ломаных и зигзагообразных;
3.Формировать представления о звуке, линии, форме, как к игровому материалу;
Развитие координации тела (музыкальной), ладового чувства и чувства формы.

Интеграционные области:
Эстетическое развитие: Развивать творческие умения, фантазию в придумывании образных движений и статичных поз, развивать способность восприятия музыки

Познавательное развитие: Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства

Социально-нравственное развитие: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения, воспитывать уважение к старшим, памяти предков.

Изобразительная деятельность: Конструировать из наборов линий прямых, ломаных, зигзагообразных


Дидактический материал:
Демонстрационный
Нотный материал:
- «Гном» М. П. Мусоргский
- «Багатель ре мажор» №3 оп. 119 Л. Бетховен
-«Багатель ля минор» №9 оп. 119 Л. Бетховен
- «Музыка, здравствуй» М. Лазарев
-«До свиданья, музыка» М. Лазарев
Фонозаписи:
- симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк», тема Пети
-«Гном» М. П. Мусоргский
- «Багатель ре мажор» №3 оп. 119 Л. Бетховен
-«Багатель ля минор» №9 оп. 119 Л. Бетховен
- И.С.Бах. Полонез (Сюита №2 для камерного оркестра)
-«Детская симфония» Й. Гайдн 2 часть
-этюд Шопена.
Репродукции картин Рубенса, Караваджо, Рембрандта.

раздаточный:
Цветной картон, листы ламинита, наборы линий прямых, ломаных, зигзагообразных.
Шумовые инструменты:
Треугольник, барабаны, деревянные палочки, металлофоны.
Шляпы.

Ход НОД:

Вход под музыку «Петя и волк» С. Прокофьева, тема Пети. Приветственный ритуал по Льву Виноградову – дети прикасаются ладошками к ладоням педагога, смотрят друг другу в глаза, улыбаются, проходят в зону для слушания музыки и просмотра видео.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Вы вошли в музыкальный зал, и музыка приветствовала вас! Давайте и мы скажем музыке – здравствуй!

Дети поют приветственную песенку «Музыка, здравствуй» М. Лазарева.

Ребята, я хочу рассказать вам одну интересную историю, садитесь удобнее, примите позу слушателя, итак… Жил-был один мальчик – Пит, или Петя по-нашему. Каждые каникулы он уезжал погостить к своей бабушке. (слайд 1) Вы думаете, его бабушка жила в маленьком домике в деревне? А вот и не угадали! Бабушка владела большим красивым замком. (слайд 2) В этом замке хранилось много старых вещей, а в главной зале были старинные часы, которые важно звонили каждый час. Маленькие стрелочки деловито тикали, а большой маятник мерно покачивался из стороны в сторону. Давайте попробуем при помощи шумовых инструментов изобразить часы бабушки.

Дети проходят к шумовым инструментам и встают полукругом. Исполняют 2 часть «Детской симфонии» Й. Гайдна – «Часы». Затем вновь садятся в зону для слушания музыки.
Еще в замке было много старинных портретов в огромных рамах. Это были предки Пита – прабабушки и прадедушки (слайд 3,4,5,6,7,8,9).


Пит очень любил долгими вечерами ходить по галерее и рассматривать старинные портреты. Порой ему бывало скучновато, ведь он был единственным ребенком в большом замке. Тогда Пит начинал играть с портретами. Он очень смешно разговаривал с ними и передразнивал их. Он хохотал и гримасничал, строя рожи солидным джентльменам в мундирах и дамам в кружевных платьях. И делал он это без страха, ведь нарисованные портреты не могли ответить ему.
И передразнивал он их примерно так…

Дети делают артикуляционную гимнастику по методу В. Емельянова.
1. Покусать кончик языка.
2. Покусать язык, высовывая его вперед и убирая назад, покусывать всю поверхность.
3. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
4. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась.
5. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
6. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
7. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику лица, поднимая лицевые мышцы, как гантели
8. Поставив указательный палец на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.

Старый замок полон звуков (а-а-а шепотом)
Пит сегодня – озорник!
То он выл (в-в-в),
А то мяукал (мя-у, мя-у),
То он хрюкал (хрю –хрю -хрю),
То он топал (топ –топ -топ),
То жужжал (ж-жж-ж-ж),
А то он укал (у-у-у-у-у),
И кричал Ау- Ау-Ау.
Ну а то тихонько-тихо тонким голосом пищал (и-и-и-и-и)
Старый замок полон звуков (а-а-а-а шепотом).

Но вот что случилось дальше…
Когда Пит в очередной раз, смеясь, передразнивал портреты, с ним стало происходить что-то странное, пугающее… Портреты потускнели (слайд 10), потеряли краски и исчезли. Пит удивился и испугался.

Показать специально заготовленный портрет, вырезанный по контуру силуэтом.

Посмотрите, что осталось от портретов – только какие-то кусочки силуэтов – прямые, ломаные и зигзагообразные (муз. руководитель показывает линии из конструктора).

Ребята, что случилось с портретами?
- они обиделись и ушли…

А бабушка хитро улыбнулась и сказала Питу:
- а ты попробуй их вернуть.
- но как?
- найди музыку, придумай музыкальные портреты. Сделай им подарок. Может, тогда они вернутся. И Пит нашел музыку…


Давайте попробуем представить портреты, как бы собрать его в своем воображении, разгадать характер.

Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано-«Багатель ля минор» №9 оп. 119 Л. Бетховен. Задает вопросы: кто это – мужчина или женщина? Почему вы так решили? Какой у нее характер.
Педагог играет «Багатель ре мажор» №3 оп. 119 Л. Бетховен. Дети разгадывают.
Далее педагог играет «Гном» М. П. Мусоргский. Задает вопросы. Какой это мужчина? Что с ним может происходить?


Ребята, послушаем еще раз эти музыкальные портреты, и может быть, мы сможем из кусочков силуэтов, из этих красивых линий воссоздать портреты вновь.

Теперь педагог играет только музыкальную тему. Ребята слушают фрагменты пьес и рассматривают линии конструктора, разложенные на столике перед ними, пытаясь определить, какому музыкальному отрывку она соответствует.

Вы молодцы, вы умницы, так хорошо разгадывали музыкальные портреты, а теперь давайте попробуем превратиться в них.

Дети проходят в зону для музыкально-ритмических движений, работают в парах. Один – скульптор, другой – глина.

Музыкальный руководитель. Не забудьте, что скульптор вежлив и терпелив, а глина мягкая и податливая!

Звучит багатель ре мажор в записи. Дети создают скульптуры, передающие музыкальный образ. Далее скульптуры оживают и танцуют, импровизируя движения.
Звучит багатель ля минор. Дети поменялись ролями. Выполняют задание.
Звучит «Гном» - вновь дети поменялись ролями. «Слепили» скульптуру и «оживили» ее.


Вы были хорошими скульпторами, и ваши скульптуры мне понравились! А теперь проходите за столы, и мы попробуем из линий угловатых, резких, прямых и волнистых создать музыкальные портреты.

Теперь дети на плоскости листа работают над характером и пластикой своих персонажей. Графичные коллажи дети вкладывают в листы ламинита и закрепляют стиплером.

Отлично, ребята! Вы справились с заданием и создали прекрасные музыкальные портреты, помогли Питу, и его предки вернулись на свои места, в портретные рамы (слайд 12). Давайте устроим парад портретов – пройдем торжественным шагом вокруг зала!

Парад портретов. Задача – двигаться танцевальным шагом в ритме музыки. По ходу движения дети закрепляют свои работы на заранее приготовленные места на боковой стене.

Знаете, что приключилось с Питом дальше? Пит так обрадовался, стал веселиться и выбежал во двор. Во дворе он услышал звуки веселой музыки, смех и решил узнать, в чем дело. А это веселые крестьяне танцевали свой любимый танец со шляпами. Мы его тоже знаем. Хотите, станцуем? Тогда вставайте в круг и передавайте шляпы на палочках друг другу по кругу под неторопливую музыку. А когда характер музыки изменится, она станет подвижной, веселой, те, у кого на палочке окажется шляпа – станцуют для нас!

Коммуникативная игра – танец «Шляпы».

Вот так весело закончились приключения Пита. И нам с вами пора прощаться. Но прежде давайте вы вспомните, что больше всего запомнилось и понравилось вам на сегодняшнем занятии.

Дети садятся на ковер, передают друг другу «волшебный скрипичный ключ» - фигурку и делятся своими впечатлениями.


А теперь давайте вместе попрощаемся с музыкальным залом и с музыкой.

Дети поют прощальную песенку «До свиданья, музыка» М, Лазарева.
Педагог в дверях прощается с ними ладошками, звучит вальс Шопена.


Литература:
Т. Э Тютюнникова «Веселая шарманка» пособие для дошкольников
Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке…» Линка – Пресс, Москва 1997 г.



Анализ занятия:

Вышеизложенные задачи на занятии решались в комплексе и тесной взаимосвязи, благодаря тому, что занятие имело сюжетный ход - завязку, кульминацию и развязку, а главным героем сюжета был маленький мальчик, что было воспринято детьми естественно. При планировании открытого аттестационного занятия я постаралась учесть особенности и возможности детей: показать культуру слушания музыки и образного ее описания, представления, отгадывания образов; способность и желание импровизировать танцевальные движения под музыку; любовь детей к игре в шумовом оркестре.
С детьми была проведена следующая подготовительная работа:
-игра по подгруппам в шумовом оркестре (барабаны, треугольники, деревянные палочки, металлофоны) при исполнении 2 части «Детской симфонии» Й. Гайдна (из сборника Т. Э. Тютюнниковой «Веселая шарманка»);
-детям даны понятия: графика, коллаж, галерея, портрет, линии ломаные, прямые, зигзаг.
- проведена игра в скульпторов и глину, позволяющая при помощи пластики выразить музыкальный образ.

Использовала следующие методы и приемы:
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя объяснение и показ музыкальных произведений в сочетании с художественными иллюстрациями или графическими образами.
Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении добиваюсь, чтобы каждый ребенок старался петь легко, с ощущением полетности, звонкости звучания, стараюсь вырабатывать у детей кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений. В блок артикуляционной гимнастики включаю комплекс упражнений В.В. Емельянова по подготовке речевого и певческого аппарата.
- прием вслушивания в показ преподавателя и анализ услышанного. Выразительное исполнение произведения педагогом вызывает у детей эмоциональный отклик. Они могут охарактеризовать музыку в целом (“яркая”, “сказочная”, “ласковая”);
- прием придумывания сюжета и создание игровой ситуации. Применяя этот прием исполнение любого вокального или инструментального произведения превращается в мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения;
- прием активного слушания музыки. В основе педагогической работы над шумовым оркестром лежит формирование и развитие метроритмического чувства. Одной из форм метроритмической работы является активное слушание музыки. Дети на шумовых инструментах К. Орфа выполняли следующие задания:
-отмечали метр;
-отмечали сильную долю;
-исполняли ритм на фоне метра;
Я построила занятие так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности
, заинтересованности детей в течение всего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области « Музыка» с другими образовательными областями»

Внедрение ФГОСв практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области« Музыка» с другими образовательными областями»...

Методическая разработка в педагогической области музыка, " О чем молчат Пискаревские плиты"

О чем молчат пискаревские плиты?Молчат о былом, слезами залитомО городе, что оказался в блокадеО Ленинградцах, о Ленинграде!                    ...

Методическая разработка в образовательной области музыка" Бессмертный полк" по проблеме нравственно- патриотического воспитания. Конспект занятия для старшей группы

Сколько их, солдат ПобедыНа полях войны осталось-Наши прадеды и деды,Лихая доля вам досталась!Бессмертный полк старшей группы  ДОУ№62 Петроградского района г. С. Петербурга прошел 6 мая 2015 года...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76 » образовательная область «Музыка» на период 2017-2018 учебный год музыкального руководителя Закировой Венеры Мидхатовны

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС, Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155, Концепцией СанПиН от  30.07.2013г.)...