«МИЛОСТИ ПРОСИМ В НАШУ РУССКУЮ ИЗБУ»
план-конспект занятия

Вербицкая Наталья

Создание условий для приобретения и осознания высших ценностей, идеалов и ориентиров, используя русское народное творчество.

 

Привить интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

Развивать интерес к русскому фольклору, народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл milosti_prosim_v_nashu_russkuyu_izbu.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Комаричский детский сад №3

МАСТЕР – КЛАСС

на тему:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Руководитель физического воспитания: Вербицкая Наталья Владимировна

п.Комаричи

2021 год

 «МИЛОСТИ ПРОСИМ В НАШУ РУССКУЮ ИЗБУ»

Цель: Создание условий для приобретения и осознания высших ценностей, идеалов и ориентиров, используя русское народное творчество.

Задачи: Познакомить гостей с традициями русского народа, с русской избой – жилищем крестьянской семьи.

Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

Привить интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

Развивать интерес к русскому фольклору, народным традициям.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Звучит музыка, воспитатели входят в избу.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу ко мне в русскую избу.

- Уважаемые гости! На Руси было принято не многословие. А показывать свою радость и уважение к хозяевам дома языком жестов.

Именно отсюда, пошел обряд поклона. И сейчас мы с вами попробуем разучить этот обряд.

МОЁ СЕРДЦЕ (руку к сердцу)

МОЁ СОЛНЦЕ И ВОЗДУХ (руку вверх)

ИДЕТ С ДОБРОМ ( поклон).

- Еще разочек повторим, не стесняйтесь. Давайте все вместе.

Я очень рада всех вас видеть.

Изба у меня не большая. Да красивая какая. На убранство поглядите. Да про все мне расскажите.

- Как вы думаете, что самое важное было в избе? (печь)

- А почему? (приносила в дом тепло)

- Скажите мне пожалуйста, а что такое в доме тепло? (жизнь)

Тепло – это синоним слова жизнь.

Замечательно, спасибо.

Печь – это сердце дома. В старину печь называли – кормилицей. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, грели воду, сушили грибы.

- Скажите, кто мне может ответить? Помимо жизни, что нам печка еще давала? (здоровье)

Правильно, здоровье. И до сих пор считается, что камень печной лечит от многих болезней.

Итак: Печь нам помогала жить, питаться и расти большими и здоровыми.

Хозяйка: Как вы знаете на Руси есть очень много форм устного народного творчества. В том числе и малые формы.

Уважаемые гости! Скажите что относится к малым формам устного народного творчества (частушки, песни, пословицы, поговорки, потешки).

А что такое потешка?

(потешка—это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка – потягивание после сна, одевание и т.д.).

- От какого слова потешка? (потешаться)

- А что означает потешаться? (играть, смеяться)

-Кто мне может рассказать потешку о печке?

Ладушки, ладушки.

Испечем оладушки.

На окно поставим

Остывать заставим.

А остынут – поедим.

И воробышкам дадим.

- Уважаемые гости нашей русской избы присоединяйтесь. Кто знает пословицы и поговорки про печь?

- «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

- «Когда в печи жарко, тогда и варко»

- «Печь нам мать родная».

Хозяйка: Красна изба не углами, а красна пирогами»

- А скажите мне, как понять «красна изба» (красивая)

- Сшейте мне матушка красный сарафан. (Это означало, что не в смысле он будет красный, он будет красивый)

На Руси в русской избе почти все делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, сундук – но все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.

В избе много было интересной домашней утвари, которую люди использовали в своем быту.

- Вот еще один из таких предметов.

- Скажите мне, что это такое? (показываю на люльку)

- Подумайте и скажите, почему слово люлька похожа на слово лялька?

( лелеять, люлюкать, ласкать. Дочь славянской богини ЛАДЫ звали ЛЕЛЕЙ. От нее берут начало такие слова как «лялечка», люлька, лелеять, а также лелека –имя посредника через которого появились дети. Птица Аист считалась посредником.)

- Посмотрите и скажите мне, из чего состоит люлька?

(ответы гостей)

- В матицу (в верхний брус избы) крепился кованный крюк или вбивался гвоздь. На него наматывали веревку и привешивали люльку. Саму люльку покрывали ситцевым или холщовым пологом, т.к считали что ребенка до года никому нельзя показывать, чтобы его не могли сглазить и испортить судьбу.

На Руси верили, что детишки, смеющиеся во сне, видят волшебные райские сады, светлые и благоухающие. Так люльку и украшали. В головной части люльки изображали красно солнышко в лучах, а в ногах – ясен месяц о звездах. У подножья еще обязательно крест делали., чтобы он оберегал младенца. Такую колыбель передавали из поколения в поколение и много малышей вырастало в одной люльке.

- Дорогие гости! Скажите, а для чего люльку подвешивали?

- А зачем качать? (он успокаивается)

- Скажите, а что еще помогает детям уснуть? (колыбельная)

Хозяйка: Умнички! Колыбельную пели тихо, ласково.

- Кто мне поможет успокоить нашу ляльку и спеть колыбельную?

Баю, баю, баюшок

Ложись, Маша, на бочок.

На пуховую кровать

Будет Маша крепко спать.

- А теперь давайте все вместе споем колыбельную.

Баю, баюшки, баю

Не ложися на краю.

Придет серенький бочок

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок

Под ракитовый кусток

Там пташки поют

Тебе спать не дадут.

- Молодцы!

- А теперь отгадайте загадку.

И шипит, и кряхтит.

Воду быстро кипятит.

Кран на брюхе открывает

Кипяточек наливает.

Что это? (самовар)

- Правильно. Это самовар.

- Давайте подумаем, почему самовар так назывался? (сам варит)

Его топили лучинами, это такие маленькие щепки от дерева, заливали в него воду и он кипятился.

В старину говорили: «Не пойдемте попьем чай, а сварите мне чай». Если вы поговорите с людьми пожилого возраста, то узнаете много секретов русского чая. Его пили из настоев трав.

Например:

- чай из зверобоя укреплял сердце;

- чай из мяты придавал бодрости;

- мать-и-мачеха лечила кашель.

А чай из липового цвета убирал жар.

В чай добавляли мед, молоко, сметану. И это приносило людям здоровье.

Хозяйка: Дорогие гости, нашей русской избы! Я для вас приготовила небольшое задание.

Вы все хозяйки, и все завариваете дома чай. Я тоже приготовила чай из разных настоев трав. Предлагаю вам вдохнуть и определить, какие травки здесь заварены.

(в горшочках заварен липовый цвет, зверобой, мята)

Хозяйка: Как вы знаете, раньше не было электричества и на самовар одевали вот такую куклу (показ).

- Как вы думаете для чего? (чтобы сохранить тепло)

Про самовар и чай людьми придумано много пословиц, поговорок, частушек.

«Самовар кипит – уходить не велит»

Уважаемые гости! Не стесняйтесь. Кто из вас еще знает пословицы или поговорки.

(ответы гостей)

- Береги в доме добро, в чае - тепло.

- Коль чаем угощают, значит уважают

- Замечательно. Спасибо.

Самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит.

 К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Хозяйка: Всем известно, что на Руси люди много работали. После трудового дня было принято отдыхать. Отдыхали люди всегда вместе, дружно.

Неоценимым помощником в отдыхе была песня, частушка.

И сегодня я предлагаю вам, дорогие гости, продолжить традиции наших предков.

И исполнить русские народные частушки.

На столе у нас пирог,
Пышки, да ватрушки,
Так давайте же споем
Чайные частушки.

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой

Озаряет наши лица

Он своею добротой!

Самоварчик разогреем,

 Чаю с травкой заварим.

 Кто недугом заболеет

Приходите, напоим!

Чай бальзам от всех болезней,

И напитка нет полезней.

 Кто здоровым хочет быть,

 Больше чая надо пить.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

Ой, чай, крепкий чай,  

Пейте чай - чаёчек,

Чтобы радость приносил

     Каждый день – денёчек.

Подавай мне чашку чая.
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!

На Руси - один зарок,
Кроме всякой пищи:
Утром - чай, в обед - чаек,
Вечером - чаище.

Само – само – самовар
На столе красуется
Дышит так, что виден пар 

Мы им все любуемся.

Чай с усталостью поспорит

Сокрушит любой недуг,

Он сонливость переборет

Чай здоровью лучший друг.

Мы про чай вам долго пели,

Даже уморилися.

Но нигде не позабыли

И совсем не сбилися.

Самовар, давай скорей

Чай гостям и мне налей

Собери вокруг стола

Для мира, радости, добра.

Хозяйка: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и доброжелательностью.

И мы , следуя традициям русского народа, приглашаем всех испить горячего чая и откушать наши угощения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Милости просим в нашу светлицу"(фольклорное представление)

Театрализованное фольклорное представление с участием родителей....

Знакомствот с устройством русской избы "Милости просим,гости дорогие"

Данная образовательная деятельность направлена на знакомство детей с русской народной культурой с их бытом, традициям....

Милости просим в нашу избу

«Милости просим в нашу избу» Цель: Познакомить детей с историей русского народа:  бытом, обычаями, гостеприимством.Задачи:-  Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, ...

Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба» «Милости просим гости дорогие»

Конспект занятия в музее "Русская изба" для  детей старшей-подготовительной группы....

Праздник "Русская изба. Милости просим"

Познакомить детей с внутренним убранством избы, домашней утварью, деревянными изделиями в горнице. Воспитывать патриотические чувства, уважение к труду народных мастеров, национальную гордость за...

"Как же хороша, наша русская изба!"

Для качественной реализации основной образовательной Программы, а также части формируемой участниками образовательных отношений, разработала рабочую программу «Детство в родном краю!», цел...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...