Приобщение к истокам русской культуры "Русские народные праздники"
статья

Кулешова Елена Валерьевна

Очень важно вызвать и развивать у детей интерес к обычаям и традициям родной культуры, ко всему тому, что было интересно и важно нашим предкам. Праздники играли и должают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города. Праздник способствует и сближению родственников. Одновременно он носит образовательную функцию. Нельзя не согласиться с М. М. Бахтиным, который полагает, что любой праздник является первичной формой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_istokam_russkoy_kultury.docx239.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №3 «Малинка»

«Приобщение к истокам русской культуры «Русские народные праздники».

C:\Users\user\Desktop\i (2).jpg

                                  Музыкальный руководитель: Кулешова Е.В.

«Красота родного края, открывающаяся, благодаря сказке, фантазии, творчеству –это источник любви к Родине…

Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,в которых воплощается Родина».

                                                                                             В.Сухомлинский

«…Человек, не приученный с пелён к своей почве , едва ли к ней приживётся, коли он соком её не питается и едва ли её знает?»

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. Все многообразие мира дети воспринимают не так как взрослые. Взрослые мыслят, писал К.И.Чуковский словами, словесными формами, а дети вещами, предметами предметного мира. Их мысли связаны только с конкретными образами. И к счастью , детство- это то время, когда возможна не вторичная реанимация, а подлинное и искреннее погружение в истоки национальной духовности.

Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Рассматривая народное творчество как основу национальной культуры, считаю очень важным знакомить дошкольников с русскими традициями. Народное творчество является богатейшим источником познавательного, нравственного, эстетического развития детей. Народные праздники - это традиции, передаваемые из поколения в поколение, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Очень важно вызвать и развивать у детей интерес к обычаям и традициям родной культуры, ко всему тому, что было интересно и важно нашим предкам. Праздники играли и должают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города. Праздник способствует и сближению родственников. Одновременно он носит образовательную функцию. Нельзя не согласиться с М. М. Бахтиным, который полагает, что любой праздник является первичной формой культуры.

С. А. Шмаков считает, что культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, из совокупности разных культур. Полученные в дошкольном возрасте первоначальные знания о родной культуре станут основой формирования у детей любви к родному краю, обществу, которое дорожит своими традициями и обычаями. Праздник в детском саду – это всегда большое событие, дети с удовольствием к нему готовятся.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники. Сейчас к ним постоянно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил самое ценное.

Праздник - это неисчерпаемый источник традиций и обрядов. Он включает в себя обычай, обряд и традицию.

Традиция - исторически сложившаяся и передаваемая и передаваемые из поколения в поколение ценности. Для традиции характерно бережное отношение к ранее сложившемуся укладу жизни, как культурному наследию прошлого.

Праздники бывают разные:

-Семейные – отмечаются членами семьи, родственниками и близкими друзьями;

-календарные - связанные  с сезонными изменениями природы;

- религиозные – связанные с почитанием каких-либо сил или объектов природы, важных событий или памяти известных людей, прславившихся своими поступками;

- государственные – отмечают все жители какой –либо страны.

Праздник - знаменательные дни, отмечаемые в связи с каким - либо радостными, торжественными событиями сопровождаемые особыми обрядами.

Для каждого человека, а для ребёнка особенно, праздник связан с особым праздничным состоянием, которое и побуждает его к активной деятельности. Ощущение праздника - это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа.

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»

                                                                                                  Салтыков.

Цель: Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русским народным праздникам.

Задачи:

  • Создать систему работы, по приобщению детей к русским народным праздникам.
  • Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.
  • Пробудить интерес к истории и культуре России.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
  • Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
  • Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядам.
  • Сформировать чувство национального достоинства.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение русских народных  праздников, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.
  • Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных впечатлений.

Чтобы детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка - это цель всего нашего коллектива. Это важно с точки зрения воспитания у дошкольников представлений о разнообразии национальной культуры, развитию интереса к русским народным традициям.

В последние годы заметно улучшилась тенденция проведения в детских садах народных праздников. Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. При подготовке к этим мероприятиям дети получают много интересной информации о культуре своих предков. Музыкальный материал к праздникам выбираю понятный и доступный, чтобы подготовка не занимала много времени. Во время разучивания музыкального и устного материала часто встречаются непонятные детям старинные слова и выражения: чугунок, крынка, серп, жито, горница. Обязательно разъясняю значение этих слов, показываю картинки, фотографии или демонстрирую предметы из музея «Русская изба».

Ребята с большим удовольствием поют народные и современные песни, частушки, потешки, прибаутки, считалки, разучивают и инсценируют хороводы, в которых чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Русские народные праздники всегда связаны с игрой, они способствуют воспитанию волевых качеств, дисциплине, учат их быть честными и правдивыми. Наиболее полюбившиеся хороводы, игры мы повторяем на последующих занятиях. Все это закрепляет положительные праздничные впечатления. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству, на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.

Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию.

При проведении старинных русских праздников, радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет фольклор. Сценарии праздников составляются так, чтобы каждый ребенок стал участником праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль. Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие в празднике. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей.

Декорации и детали сливаются на празднике в единое целое. Народные праздники разнообразны по форме: вечера игр – игротеки, спортивные развлечения, театрализованные представления.

Основная направленность праздников - формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.

Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, формирует положительное отношение друг к другу. Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции. Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, игры, хороводы и, самое главное, особенные ритуалы в церковном богослужении

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских музыкальных инструментах. Ребят среднего возраста знакомим с другими народными инструментами, такими, как дудка, трещотка, гусли, балалайка. Знакомство с этими инструментами, исполнение под аккомпанемент песен, плясок способствует музыкальному развитию детей.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. «Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений» (Д. Фрезер, М. Мид).

Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них.

А чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, обычаями русского народа. Я всем желаю крепкого здоровья, добрых начинаний, крепкой и дружной семьи.

Без прошлого — нет будущего,

Без языка — нет нации,

Без нации — нет культуры,

Без культуры — нет народа.

Нужно не забывать, что:

- народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма;

- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

- грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка, Большое внимание уделяем традициям и обычаям предков, что ведет к сохранению народных традиций и приобщению к ним детей. Праздники знакомят детей с народными традициями, обрядами, фольклором русского народа.

Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у всех наших воспитанников радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем. Подготовка к празднику вызывает у детей особенный интерес.

При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей непосредственно в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым.

Очень значимо в процессе праздника оформление, которое, прежде всего, должно отвечать содержанию праздника. Необходимо стараться, чтобы оформление развивало у детей художественный эстетический вкус, а так же было понятно для ребёнка, создавало у всех радость настроение.

А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Масленица

Очень мы любим праздник масленица, где устраиваем на участке детского сада импровизированное народное гулянье с хороводами, песнями и плясками и обязательно состязания с использованием русских народных забав (как правило, это приход скоморохов, сказочных героев, игра на ложках, игра в бубен). Тут же, на улице, печём масленичные блины, а в конце сжигаем чучело масленицы, сделанное своими руками.

Колядки.

Колядуем по учреждениям соцкультбыта нашего села, дети с удовольствием наряжаются и показывают представления.

Жаворонки.

Из пластилина делаем птичек и расписываем их гуашью, причем стараемся на таком занятие включать русские народные заклички вы музыкальной обработки и конце выпускаем птичку в небо (гелиевый воздушный шар и бумажный жаворонок).

Все перечисленное - это малая капля того, что мы делаем. Праздники стараемся проводить согласно календарю русских народных праздников. Но, в процессе работы, не забываем про русские народные промыслы (дети знакомятся с гжелью, хохломой и другими народными промыслами. А также устраиваем праздник урожая, где дети делают поделки из осенних даров природы.

Этапы работы с детьми.

1 этап: Подготовка к празднику.

Ценность праздника во многом зависит и определяется успешным проведением подготовительных этапов. Основная мысль, пронизывающая всю подготовку - подготовить детей к осмысленному восприятию праздника, вызвать желание активно участвовать в нём.

Задачи 1 этапа;

  • раскрыть значение праздника.
  • знакомство детей с традициями и обрядами праздника.
  • пробудить интерес и любознательность детей узнать как можно больше о празднике, привлекая к этому родителей, бабушек и дедушек.
  • создать атмосферу праздничного ожидания.
  • знакомство и разучивание музыкального репертуара, обрядовых игр и некоторых жанров фольклора.
  • организовать работу с родителями по подготовке к участию в празднике.

Форма работы с детьми -фронтальная, групповая , индивидуальная.

Методы работы с детьми;

  1. Словесные
  • Чтение художественной литературы
  • Беседы, рассказ взрослых о традициях и обрядах , истории праздника

2.Наглядные

  • Декорации
  • Выставки
  • Костюмы и музыкальные инструменты
  • театрализованная деятельность

3. Практические

  • изготовление открыток
  • украшение группы и зала к празднику
  • совместное изготовление праздничных блюд
  • изготовление праздничных сувениров
  • приготовление костюмов

2 этап: Непосредственное проведение праздника.

Основная задача - найти способы превращения детей в активных участников праздника.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

Главным показателем успешности праздника является эмоционально  окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. 

При составлении и проведении праздника придерживаюсь следующей структуры.

1 часть: Театрализованное завораживающее представление, закрепляющее знание детей об истории праздника - дети в основном являются зрителями .

2 часть: Это традиционный обряд, непосредственное участие детей, или широкое гуляние с использованием обрядовых песен, хороводов, игр и разнообразных жанров фольклора.

В этой части обязательно отводится место для самостоятельной творческой деятельности самих детей. Это может быть русская народная пляска, частушки или игры детей, в которые бы они хотели поиграть.

Форма работы с детьми - фронтальная.

Методы работы:

- словесные (вопросы, рассказ, беседа, чтение стихов, примет и т.п.),

-наглядные (декорации, костюмы, шапочки),

- практические ( пение, танцы, хороводы, игра).

3 этап: Последующая после праздника работа.

Основная задача данного этапа - побуждать детей выражать свои эмоции и впечатления через разные виды деятельности.

Воспитательная возможность праздника заключается в том, что он побуждает человека к широкой, разнообразной деятельности, способствует активному самовыражению личности.

Результат праздника выражается в самостоятельной деятельности детей,

игровой, изобразительной.

Подготавливая и реализуя праздники, педагог должен стараться создавать у ребенка эмоциональный рост, прекрасное настроение, чувства любви к Родине, формировать знания о традициях народных праздников, специфике организации праздничных действий. Приобщая дошкольников к истокам русской народной традиционной культуре, разносторонне развивается личность каждого ребенка, который, будет носителем особенностей русского характера, русской ментальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Матрешки в гостях у ребят» (формирование элементарных математических представлений и приобщение к истокам русской народной культуры)

знакомство с историей появления матрёшки; счёт до 7; закрепление понятий «высокий-низкий»; работа с блоками Дьенеша....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица дорогая – наша гостья годовая»

Продолжать знакомить детей с народными традициями. Уточнить, что Масленица - это проводы зимы.Закреплять умение определять, в какой из совокупностей больше (меньше) предметов или в них равное количест...

«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...