Конспект занятия На тему: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шишкова Елена Геннадьевна

ЦЕЛЬ: Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формируя запас литературных художественных впечатлений.

ЗАДАЧИ

1. Закрепить знания детей о содержании  сказок А.С.Пушкина.

2. Вспомнить виды сказочных произведений, узнавать сказочного персонажа, знать название произведения и автора.

2. Совершенствовать умение правильно строить сложноподчинённые предложения, высказывать свое отношение к героям сказок, отчетливость произношения.

3. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации творческой деятельности, в создании и передаче образов,  используя средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения).

4. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogacheva_l.p._otkrytoe_zanyatie._marafon_2020.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

На тему: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

 Подготовительная группа                                     

ЦЕЛЬ: Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формируя запас литературных художественных впечатлений.

ЗАДАЧИ

1. Закрепить знания детей о содержании  сказок А.С.Пушкина.

2. Вспомнить виды сказочных произведений, узнавать сказочного персонажа, знать название произведения и автора.

2. Совершенствовать умение правильно строить сложноподчинённые предложения, высказывать свое отношение к героям сказок, отчетливость произношения.

3. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации творческой деятельности, в создании и передаче образов,  используя средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения).

4. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Предварительная работа: 
1. Чтение сказок: русских народных и авторских (А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, Б.Гримм, Ш.Перро, Г.Х.Андерсен). 
2. Слушание CD –дисков с записями сказок. 
3. Беседа по прочитанным сказкам. 

4. рассматривание иллюстраций.


Методы и приёмы:

Игровые приёмы, словесные пояснения, рассматривание и обсуждение рисунков. На занятии групповая форма работы – дети поделены на 2 команды.

Оборудование:

Портрет А.С.Пушкина, работы детей (рисунки) по сказкам А.С. Пушкина, СД – диски с записями музыки из оперы Н.Римского-Корсакова «Царевна Лебедь», «Белка», «Три чуда». Презентация по сказкам А.С.Пушкина. Выставка книг по сказкам А.С.Пушкина.

Ход занятия

Дети  вместе с воспитателем приветствуют гостей

Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем, иль худо?  И какое в свете чудо?

Вы приехали в детский сад «Сказка»  к детям подготовительной группы «Ручеек». Сегодня у нас занятие по развитию речи и говорить мы будем о сказках.

Дети  свободно встают вокруг воспитателя.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся по неведомым дорожкам в удивительный мир.  А куда – отгадайте, прослушав стихотворение:

Сказки стародавние, грустные, забавные,  Добрые, серьёзные, Лунные и звёздные.   Мы любим их слушать, любим их читать,  С ними можно даже просто поиграть! 

Правильно, мы отправимся в путешествие по сказкам.

  А кто лучше всех умеет их рассказывать? Конечно же, бабушка. Вот послушайте: «Жила, была бабушка, добрая, приветливая. Звали её Бабушкой – рассказушкой. Умела она утешить, и рассмешить, сказку рассказать…» (Входит Бабушку – рассказушку). Диалог Бабушки с детьми

  • Ребята, вы любите сказки? Как начинаются сказки, подскажите?

Ответы детей: Жили – были; в некотором царстве, в некотором государстве; за лесами, за долами, За тридевять земель, в тридесятом государстве, Это было в городе Муроме, селе Карачарове, Бывало-живало, жили старичок и старушка.

  • Чем они вам нравятся? (Ответы детей) 

Ребята, мы отправляемся с вами в путешествие. В путешествие по сказкам. Перед дальним путешествием нам надо подкрепиться.

- Да, да! У нас «салат из сказок».

     Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!» А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее один хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! 

Два воспитателя (один в роли Бабушки…) вместе продолжают занятие.

- Понравилась вам сказка? А вы ее узнали?

- Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке.

- Из каких известных сказок они к нам пришли?

«Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Баба Яга», «По щучьему веленью» это русские народные сказки;

«Красная Шапочка», «Золушка» это сказки, написанные французским сказочником Шарлем Перро,

«Дюймовочка»- датский писатель Ганс Христиан Андерсен,

«Карлсон, который живет на крыше» - шведская писательница Астрид Линдгрен,

«Цветик-семицветик» - русский писатель Валентин Петрович Катаев,

«Золотой ключик»- русский писатель Алексей Николаевич Толстой.

 

- Очень хорошо, ребята. Помогли разобраться в запутанной  «новой сказке».

Ребята, подумайте и скажите:  Кто придумывает, сочиняет сказки? (Писатели, поэты.)

На какие две группы можно разделить все сказки? Правильно авторские и народные.

Скажите, пожалуйста, что такое авторские сказки?  что такое народные сказки?
Обобщение воспитателя: действительно, они все разные, в них происходят удивительные события и превращения. 

Сегодня мы вспомним сказки, любимые всеми детьми и взрослыми. А вот автора наших сказок, вы узнаете, если разгадаете загадки.

1. Вы ж голубушки-сестрицы

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая (ПОВАРИХА).

2. Ты волна моя, волна

Ты бурлива и вольна…

Пожалей ты нашу душу,

Выплесни ты нас на сушу!

Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (БУЯН).

3.Чтобы отгадать следующую букву в фамилии писателя, нужно отгадать такое слово:

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого (ПЕТУШКА).

4. Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

Ей в приданное дано

Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно.

5. А теперь попробуйте отгадать слово, которое спрятано в этих строках…

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

И среди своей столицы

С разрешения царицы,

В тот же день стал править он

И назвался – князь (ГВИДОН)

6. Негде, в тридевятом царстве

В тридевятом государстве

Жил был славный царь (ДАДОН)

                           

Дети читают ключевое слово ПУШКИН

Бабушка – рассказушка: вот вы и отгадали фамилию писателя этих сказок.

       Сегодня  наше  занятие  будет  посвящено  не  всем  сказкам, а  сказкам,  которые  написал  А.С.Пушкин. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Для этого отправимся в волшебный мир его сказок.

Сначала давайте поиграем в игру: «Повторяй за мной»

Убыстряя все более и более показывать движения

И царица - хохотать,                               (улыбаться друг другу, весело смеяться)
И плечами пожимать,                             (поднимать  плечи вверх, опускать  вниз)
И подмигивать глазами,                         (гимнастика для глаз)
И прищелкивать перстами,                    (щелчки кончиками пальцев)
И вертеться, подбочась,                         (руки на пояс,  повороты туловища)
Гордо в зеркальце глядясь.                    (ладонь руки перед лицом)

           Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Воспитывала А.С. Пушкина бабушка, став взрослым, он много писал о ней, называя ее «мамушкой». Его еще воспитывала няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Ее сказки очаровали будущего поэта, и в период своего творчества он написал семь сказок. Очень часто поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки!» И сейчас мы с вами вспомним его произведения. Чтобы было интересно, давайте немного посоревнуемся, для этого разделимся на две команды. Кидаем кубик, на одной части «Золотой петушок», на другой  «Золотая рыбка». Чья  картинка выпадет, тот и первый. В конце игры мы узнаем, какая команда лучше знает сказки А.С. Пушкина.

Команда:  « Золотой  петушок»

Команда:  «Золотая рыбка»

Задание № 1

Продолжи фразу: «Кабы я была царица – говорит одна девица…(то на весь крещеный мир, приготовила б я пир)».

Задание № 1

«Кабы я была царица, - третья молвила сестрица…(я б для батюшки – царя родила богатыря)

Задание № 2

Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

(«Смилуйся, государыня рыбка»!)

Задание №2

В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана.

(Комар, муха, шмель)

Задание № 3

Сколько раз летал царевич к своему отцу – царю Салтану? (три раза)

Задание № 3

Сколько раз старик закидывал невод в море? (Три.)

Задание № 4

Чем расплачивался поп с Балдой? (Щелчками.)

Задание № 4

Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)

Задание № 5

Кто Дадону подарил золотого петушка? (мудрец (звездочёт, скопец))

Задание № 5

Что кричал петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку. Царствуй,  лёжа на боку!»)

Задание № 6

Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?

(«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком».)

Задание № 6

Назовите слова, которыми заканчивается «Сказка о Золотом петушке».

(«Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок».)

Задание № 7

Отгадайте загадку:

У царя жена вторая,

Дни беспутно коротая,

Говорила по-секрету

С этим маленьким предметом.        Зеркальце

Задание № 7

Отгадайте загадку:

Что за зверь в хрустальном доме

Князю прибыль создает,

“Во саду ли, в огороде...”-

Звонко песенку поет?                  Белка

«Подскажи словечко»

Жил старик со своею старухой

У самого синего…(моря)

Родила царица в ночь

Не то сына, не то… (дочь)

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи…(кругом)

Белка песенки поет

Да орешки все… (грызет)

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный…(рожок)

Нужен мне работник:

Повар, конюх и… (плотник)

«Угадай сказку по иллюстрации»

Команды получают по два рисунка.

 Им надо угадать из каких сказок эти иллюстрации.

 На столе выложены картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон превращался  в комара,  в муху,  и, наконец, в шмеля.

На столе выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей, из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.  Солнце, месяц и ветер.

Игра «Угадай, из какой сказки предмет»

Воспитатель (бабушка-рассказушка) достаёт по одному предмету и, спрашивает из какой он сказки. Отгадывание сопровождается пояснение фрагмента из сказки  Пушкина,  про данный предмет. В ларце лежат предметы: яблоко, сеть-невод, белочка, петушок, орешки для белочки, зеркальце.

В какой сказке присутствует число 33?

(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»)

Творчество А.С. Пушкина повлияло и на музыку. Послушайте музыкальные фрагменты и назовите оперы Н.Римского-Корсакова. 

                                                     «Царевна Лебедь», «Белка».      «Сказка о царе Салтане…».

 Молодцы! Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, обе команды отлично играли и сумели ответить на все вопросы, показав этим, как хорошо вы знаете сказки А.С. Пушкина. У Нас с Вами победила ДРУЖБА.

Сегодня день совсем не прост,     О Пушкине мы много говорили,

О том поэте, чьи стихи мы прославляем в эти дни.

Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет!

Тихо звучит музыкальный фрагмент «Три чуда» из оперы Н.Римского-Корсакова. 

Мы с вами нарисовали рисунки по сказкам А.С.Пушкина. Давайте  каждый покажет свой рисунок гостям и друг другу.  Гости попробуют угадать, из какой сказки А.С. Пушкина Ваш сюжет рисунка. Мы организуем биеннале - выставку наших творческий работ и посмотрим наши рисунки.

Наше путешествие закончилось. Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему : "Путешествие по сказке Колобок"

Развитие речи + художественное творчество(лепка)...

Конспект занятия на тему «путешествие по сказке «колобок»

Цели:1.Учить эмоцианально и активно воспринимать сказку, учавствовать в рассказывании, подвести к моделированию, учить точно отвечать на вопросы.2. Развитие сенсорных способностей.3. Развитие мелкой м...

Конспект занятия ОО Речевое развитие . Тема "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина "

Углубить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина....

Конспект занятия по теме "Путешествие по сказкам"

Использование ТРИЗ технологий для развития логического мышления....

Конспект занятия на тему:"Путешествие в сказку за здоровьем"

                                                    ...

Конспект занятия по теме: «Путешествие в сказку»

Конспект  занятия по теме: «Путешествие в сказку»...