Технология проектной деятельности.
методическая разработка по теме

Голубничая Елена Алексеевна

 

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как  показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления  ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.doc102.5 КБ
Office presentation icon tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 2 «Теремок» городского округа Власиха

Московской области

Технология проектной деятельности.

Ст.воспитатель

Голубничая Е.А.

-2013-


МЕТОД   ПРОЕКТОВ.

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и  уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет  назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как  показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления  ребенка.

Метод проектов не является          принципиально новым. Он возник во II          половине XIX века. Основоположник Джон Дьюи (1859-1952).

Основные концепции:

  1. Истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
  2. Ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему);
  3. Усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
  4. Ребёнок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Большое внимание уделялось планированию работы. Для этого составлялись специальные вспомогательные таблицы:

Практические дела

Что надо сделать

Как будет проводить работу

Кто будет делать

Потребное время

Знания

Какие необходимы знания

Ответственные за знания

Необходимое время

Метод приобретения знаний

Навыки

Какие должны быть приобретены навыки

Необходимые пособия и оборудование

Формы учёта и отчётности

Примечания

В начале метод проектов начал применяться в дошкольных учреждениях. В педагогический литературе последнего времени активно обсуждаются вопросы использования метода проектов в дошкольном образовании.

Использование проектной технологии

в практике дошкольного образования.

Слово «проект» имеет много значений, поэтому часто педагоги называют проектом самую разнообразную деятельность. Однако на самом деле речь может идти и о педагогическом проекте, и о методе проекта, и о проекте занятия. В результате возникает проблема смешения понятий.

Еще одна проблема заключается в том, что часто педагоги, увлекшись методом проектов, стремятся любую деятельность превратить в проект, даже если это нецелесообразно.

Сущность метода проекта заключается в том, что ребёнок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.

Следует помнить, что проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.

Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдается:

  1. Высокая активность воспитанников;
  2. Интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников;
  3. Повышение личностной ценности реализованных проектов;
  4. Увеличение глубины и объема полученных знаний, приобретённых умений.

Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребёнок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.

Так как же понять, что перед нами? Как отличить проектную деятельность от всякой другой? Признаки проектов:

  1. Самостоятельность (самостоятельная деятельность детей в поиске информации, планирование деятельности, представление результатов);
  2. Свобода применения имеющихся знаний, практического опыта- с одной стороны, проект является неким итогом предшествующей образовательной работы (дети могут на практике применить полученные знания), с другой- в процессе проектной деятельности ребёнок самостоятельно познает новое;
  3. Разнообразие видов самостоятельной деятельности;
  4. Практическое значение проектного продукта;

Проектирование- это всегда работа с идеями. Можно использовать тот или иной вид проекта для каждого этапа развития ребёнка.

Тип проекта

1 мл.

группа

2 мл.

группа

Средняя группа

Старшая группа

Подг.

группа

Доминирующая в проекте деятельность

Исследовательская

+

+

Творческий

+

+

+

+

+

Ролевой

+

+

Информационный

+

+

Практика- ориентированный

+

+

+

+

+

Предметно-содержательная область

Монопроект

+

+

+

Межпредметный проект

+

+

+

+

+

Характер координации

Скрытая координация

+

+

Открытая координация

+

+

+

+

+

Количество участников

Индивидуаль-ный  

+

+

+

+

+

Парный

+

+

Групповой

+

+

+

+

+

Коллективный

+

Продолжительность проекта

Краткосрочный

+

+

+

+

+

Среднесрочный

+

+

+

+

+

долгосрочный

+

+

Характер контактов

Внутригрупповой

+

+

+

+

+

Межгрупповой

+

+

Региональный

+

+

Рассмотрим подробно все виды проектов.

Исследовательский проект.

Главной целью является выдвижение и проверка гипотезы. По структуре он напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

Творческий проект.

Центром является творческий продукт. Такие проекты, как правило, не имеют  детально-проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале он только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом может быть совместная газета, книжка самоделка, видеофильм, спектакль, игра, праздник, творческая работа и т.п. содержание творческого проекта должно соответствовать нескольким критериям, о которых необходимо помнить педагогу:

  1. Технологичность- возможность максимально простого изготовления изделия (использование доступных материалов, выбор наиболее рациональной технологии);
  2. Экономичность- изготовление изделия с наименьшими затратами;
  3. Безопасность- предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации готового изделия;
  4. Эргономичность- оборудование рабочего места с наименьшими затратами;
  5. Творческая направленность- предполагают творческую деятельность и учёт интересов детей;
  6. Посильность – соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  7. Эстетичность - соответствие проектируемого изделия требованиям дизайна, а также практичность, функциональность, красота изделия;
  8. Значимость- ценность изделия для конкретной личности;

Ролевой проект.

Как и в случае творческого проекта, структура здесь только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быль литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат проекта либо намечается в самом начале, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево –игровая.

Информационные проект.

То тип проектов изначально направлена на сбор информации о том или ином объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, пожобно исследовательским, требуют хорошо продуманной структуры, возможной систематический коррекции по ходу работы. Информационные проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью.

При работе с дошкольниками следует учитывать, что дошкольник не умеет читать, не владеет компьютером. Следовательно, не всю информацию он может донести. При необходимости ребёнку могут помочь родители, старшие братья и сестры. Однако, рассказывать придется самому ребёнку- с опорой на фотографии, буклет, газету.

Практико-ориентированный проект.

Эти проекты отличаются четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентированный на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определение функции каждого из них, формулировки четких выводов, то есть оформление результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Работа над такого рода проектами доступна при условиями совместной работы родителей и детей.

Этапы работы над проектом:

  1. Проблематизация – создание проблемной ситуации- первый этап работы над проектом. Необходимо, чтобы проблема была актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям, соответствовать материально-техническим возможностям дошкольного образовательного учреждения и уровню подготовки педагогов.
  2. Целеполагание – осознание сути проблемы позволяет сформулировать цели предстоящей работы, её направление. Метод- это средство обучения. Следовательно  у метода проектов должно оказаться минимум две цели: педагогическая – чему учить и конкретная –то, к чему будет стремиться сам ребёнок. Таким образом, цель должна быть актуальна прежде всего для ребёнка, должна быть посильна.
  3. Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого продумываются шаги к достижению результата. Особенности данного этапа заключается в том, что планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность. Сложность этого этапа – научить детей планировать предстоящую деятельность.
  4. Реализация плана – в результате работы появляется некий продукт. Проектные продукты могут быть:

- материальными- это поделки, плакаты, картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации;

-действенными – это различные мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, соревнования, литературные, музыкальные гостиные, концерты);

-письменными – это книжки-самоделки, брошюры, литературные произведения (сказки, стихи, рассказы).

  1. Презентация – дает возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями. Необходимо провести предварительную работу: проконсультировать участников проекта, помочь участникам определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились, чем бы хотели поделиться с другими.
  2. Рефлексия – завершающий этап. Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализ допущенных ошибок, оценки своих достижений. Очень важно на данном этапе обсудить с детьми не только чему они научились но и как они достигли поставленных целей. Таким образом, дети смогут самостоятельно проанализировать свою деятельность. При  этом не следует забывать, что дошкольник нуждается в поощрениях. Он ожидает похвалы за выполненную работу.
  3. Внешняя оценка проекта – следует использовать следующие параметры:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, их адекватность изучаемой тематике;

- практическая направленность и значимость работы;

-необходимость и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

- соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;

- логичность и последовательность изложения;

- четкость формулировок, обобщений, выводов;

- аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;

-наличие собственных взглядов на проблему;

-активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

- характер общения и взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта;

- эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскиза, схем.

  1. Портфолио проекта – может включать:
  1. Паспорт проекта;
  2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом);
  3. Промежуточные отчёты группы;
  4. Собранная информации по теме;
  5. Результаты исследования;
  6. Эскизы, чертежи, наброски;
  7. Материалы для презентации.

Даннчый доклад был подготовлен по книге Кочкина Н.А. «Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М,: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012- 72 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".

Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

Цель:Активизация познавательного и творческого развития ребёнка и одновременное формирование его личностных качеств (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; эмоцион...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

  Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....