сообщение из опыта работы ДОУ по формированию навыков опытно-экспериментальной деятельности детей
методическая разработка на тему

Алексеева Ольга Васильевна

опыт работы детского учрежденияв формировании у дошкольников навыков опытно -экспериментальной деятельности, упедагогов ДОУ интереса к данному видудетской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchen._rmo_-_ispravl.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Перед человеком к разуму три пути:

Путь подражания – самый легкий,

Путь размышления – самый благородный,

Путь личного опыта – самый тяжелый путь.

Конфуций.

Многие классики педагогики считали детское экспериментирование одним из важнейших факторов развития личности, так как для полноценного развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения. Детское экспериментирование, по мнению многих исследователей, является методом «близким к идеальному» при формировании представлений об окружающей естественно-научной действительности и экологических представлений. Согласно гипотезе советского исследователя Н.Н. Поддъякова детское экспериментирование не просто ставится в один ряд с ведущей деятельностью дошкольников - игрой, но и претендует на эту роль.

В соответствии с последними преобразованиями в системе образования, федеральными государственными требованиями к построению образовательного процесса в ДОУ,  учреждения дошкольного образования пересматривают формы и методы работы с детьми-дошкольниками, отбирая наиболее адекватные их возрасту. Поэтому все чаще наблюдается активное внедрение в практику работы детских садов  метода детского экспериментирования.

Проанализировав календарное и перспективное планирование за 2011-2012 учебный год, мы сделали вывод, что в нашем ДОУ опытно-экспериментальная детская деятельность организуется крайне редко. В основном педагоги  дают  детям знания в готовом виде, закрепляя их в игровой деятельности, интегрируя с различными образовательными областями.

Проблема более широкого использования метода опытно-экспериментальной деятельности была сформулирована в виде одной из годовых задач ДОУ на 2012-2013 учебный год и принята на первом Совете педагогов как задача по «Повышение профессионального уровня педагогов в работе по формированию  у дошкольников исследовательского мышления методом  опытно-экспериментальной деятельности».

Реализацию поставленной задачи осуществляли  в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Типовым положением о ДОУ в новой редакции
  3. СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010г
  4. Федеральными государственными требованиями к построению образовательного процесса в ДОУ от 23.11.2009г. № 655
  5. Уставом ДОУ
  6. Приказом Минобрнауки России № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  7. Письмом Минобрнауки России от 17.11.2011 г. № 03-877 «О реализации приказа № 2151 от 20.07.2011г.»

Для решения годовой задачи необходимо было проанализировать имеющиеся в ДОУ условия. Условно разделили их на три группы:

- кадровые ресурсы ДОУ

- предметно-развивающая среда

- методические пособия и технологии

Анализ показал, что педагогическими кадрами ДОУ укомплектовано  на 92%. Средний возрастной ценз педагогов – 42 года.  93%  педагогов имеют специальное педагогическое образование: 53% - высшее, 40% - среднее специальное. 80% педагогов имеют вторую и первую квалификационные категории. 20% педагогов готовятся пройти аттестацию в 2012-2013 учебном году. Сделали анализ профессиональных возможностей педагогов через анкетирование по   поставленной задаче. Результаты анкетирования показали, что  все воспитатели  правильно понимают основные принципы    детской опытно-экспериментальной деятельности, но при ее организации испытывают ряд трудностей:

- 60% педагогов - затрудняются в организации детского экспериментирования в специально созданных условиях (НООД);

- 40% называют как одну из проблем отсутствие материала и оборудования  (как исследовательского, так и исследуемого);

- 30 % воспитателей  указывают на недостаточность описаний опытов для своей возрастной группы

По  данным результатов определили направления  методической  работы с педагогами, о которой расскажем  далее.

Проведенный анализ предметно-развивающей среды показал, что на территории ДОУ имеются следующие условия:

  1. Проложена экологическая тропа, с такими основными объектами, как  компостная куча, уголок леса (нетронутой природы), поляна лечебных трав, фруктовый сад, огород, рябиново-липовая аллея, цветники  и другими объектами, предоставляющими педагогам возможность проводить наблюдения, трудовую и  опытно-экспериментальную деятельность. 
  2. В хозблоке размещён инвентарь, используемый во время труда на огороде и участке: носилки, лопатки, грабли и совки разных размеров, вёдра, лейки, колышки,  таблицы…
  1. В каждой возрастной группе имеется
  1. уголок природы, который оснащён   в соответствии с возрастными особенностями детей:
  1. оборудованием для трудовой деятельности (посадка и уход за растениями),  
  2. природным материалом для творческой, познавательной и опытно-экспериментальной деятельности (шишки, желуди, каштаны, морские камни, ракушки, семена растений и многое другое),
  3. календарями  наблюдений  (со ст. гр.),
  4. иллюстративным справочным материалом.
  1. в соответствии с методическими требованиями подобран материал  для познавательной  деятельности и обогащение сенсорного опыта (форма, цвет, величина, свойства и качества предметов).
  1. В методическом кабинете подобраны коллекция тканей, бумаги, гербарий, иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром, оборудование для развития сенсорного опыта (форма, цвет, величина), освоения действий с предметами (завинчивание, забивание и т.д.), фонотека звуков живой и неживой природы, картотека статей журнала «Дошкольное воспитание», методические пособия и технологии Ивановой А.И., Рыжовой Н.А., Николаевой С.Н., Куликовской  И.Э.

Таким образом, было выявлено, что в ДОУ созданы условия, необходимые для познавательного развития детей. Но для полноценной реализации поставленной годовой задачи требовалось обновить предметно-развивающую среду, пополнить и систематизировать библиотеку ДОУ пособиями, методическими разработками и технологиями по данному направлению работы, пересмотреть подходы к построению работы с детьми в образовательной области «Познание».

Руководствуясь рекомендательным письмом Минобрнауки России от 17.11.2001г №03-877,  

  1. приобрели: микроскопы с набором материалов для исследования, лупы, магниты,  пробирки, мерные стаканчики, чашки Петри, весы, песочные часы, тазики с крышками, песочные наборы, различные ёмкости, счетные палочки Кюизинера, дидактические игры познавательного характера;
  2. изготовили: флюгер, вертушки, султанчики, печатки для игр и экспериментирования с песком и снегом, дождемер, фартуки для проведения опытов,  картотеку детских опытов, обновили паспорт экологической тропы.

Пополнили библиотеку методического кабинета следующими  пособиями и технологиями:

  1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»,
  2. Зыкова О.А. «Экспериментирование с живой и неживой природой»,
  3. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»,
  4. Таглина О.В. «Секреты живой природы», и др.;
  5. энциклопедиями для детей: «Вулканы», «Земля и вода», «Тайны природы».

Обновили картотеку статей  журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».

Методическую работу с педагогами проводили поэтапно. В начале учебного года провели педчас, на котором пересмотрели программное  содержание  примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; парциальных программ экологического воспитания дошкольников авторов С.Н. Николаевой и Н.А. Рыжовой  «Наш дом-природа».

По результатам анкетирования педагогов  провели индивидуальные и подгрупповые собеседования. Воспитателей  младших групп Сафиуллину А.Т., Степанову Н.Н., Агапову Т.С. познакомили с описанием элементарных опытов для малышей. Рекомендовали, как правильно организовать детей, на что обратить внимание в целях соблюдения техники безопасности.  Воспитателям  средней группы Казимовой Р.М и старшей группы Капитоновой Л.М. предложили чаще интегрировать элементы экспериментирования в другие виды деятельности. Например, в рисовании (смешиваем  краски -  получаем новый цвет), при ознакомлении с литературным произведением (Л.Толстой «Хотела галка пить»), в процессе трудовой деятельности (проблемная ситуация «Откуда берется почва»).

Учитывая затруднения воспитателей, связанные с созданием условий для экспериментирования в группах провели консультацию  на тему «Создание условий в группе для опытно-экспериментальной деятельности детей». После которой, осуществляли индивидуальное консультирование педагогов Киселевой И.В. – воспитателя  подготовительной группы, Колоколенковой Т.Ю. – воспитателя средней группы, помогая им не только создать уголок экспериментирования, но и продумать размещение материала таким образом, чтобы предоставить детям возможность безопасной самостоятельной деятельности.

Для организации работы с детьми исследовательской направленности на прогулке, подготовили консультацию «Организация опытно-экспериментальной деятельности на экологической тропе ДОУ». Где дали конкретные рекомендации воспитателям, описали ход проведения нескольких опытов с воздухом (степень его загрязненности, движение), со светом (перемещение тени), с растениями, почвой.

Со специалистами ДОУ проводили индивидуальные собеседования с целью включения в их работу метода экспериментирования. Так музыкальному руководителю  Пушковой И.В. рекомендовали включать в праздники  номера,  имеющие познавательно-исследовательскую направленность, элементарные опыты. На  празднике «Новогодний цирк», например, проводились опыты с подкрашиванием воды (фокусы факира); на утреннике, посвященному 8 марта использовали тему круговорота воды в природе (мама «Тучка» и её дети «капельки»).

Логопеду  Лайковой И.Е.  предложили подобрать из созданной картотеки опытов такие, которые решали бы задачи коррекционной работы. (релаксационные игры с песком; экспериментирование со звучащими предметами  с целью развития фонематического слуха; игровое упражнение  «Разбудим китёнка» - отработка речевого дыхания).

Для повышения профессиональной компетентности педагогов в организации  опытно-экспериментальной детской деятельности  в ДОУ был организован семинар «Использование детского экспериментирования в экологическом воспитании дошкольников» .

Его основной задачей было  по-новому взглянуть на  возможности метода экспериментов в педагогической работе в целом,  расширить знания педагогами методики организации экологических экспериментов в детском саду. Для закрепления теоретических знаний, которые воспитатели получили на семинаре, была проведена педагогическая игра по мотивам телепередачи «Своя игра».

            С целью обеспечения эффективности внедряемой работы  использовали разные формы контроля.

Оперативный контроль проводили  для устранения возможных сбоев в работе, регулировке деятельности педагогов. Основными вопросами контроля являлись анализ среды в группах, а именно:

-оформление уголков природы, экспериментирования, наличие дидактических игр познавательного экологического содержания и художественной литературы;

- регулярность проведения опытно-экспериментальной деятельности  в соответствии с планом работы;

- качество подготовки воспитателей к предстоящей деятельности.

По результатам контроля совместно с воспитателем анализировали  состояние работы, делали  краткие рекомендации и определяем срок их выполнения.

           Большую помощь старались  оказывать  молодым педагогам.  С целью предупреждения возможных ошибок осуществлялся  предупредительный контроль. Например, с  воспитателями   Степановой Н.А. и Агаповой Т.С., обговаривали ход  предстоящей деятельности, помогали отобрать ее содержание, преподнести  материал   в  доступной  детям данного возраста форме.   Данный контроль позволил достичь  положительных результатов в работе, повысить уровень педагогических знаний воспитателей.  

         В этом учебном году в ДОУ функционирует две параллельные младшие  группы, что позволило осуществлять сравнительный контроль.  Сравнивали методы и приёмы организации опытно-экспериментальной деятельности. Например , при посадке лука, при ознакомлении со свойствами воды. Оснащенность природных уголков, оформление дидактических игр познавательного характера, анализ календарного планирования; уровень развития экологических представлений детей .

          Ежедневный, целенаправленный контроль  проводим для проверки соблюдения гигиенических требований, подготовка воспитателей к рабочему дню и настроения  коллектива в целом.

          Для выявления уровня работы ДОУ по опытно-экспериментальной деятельности с  18.03.2013г  по  05.04.2013г   была запланирована и проведена тематическая проверка «Система работы ДОУ по формированию у детей исследовательского мышления в   опытно-экспериментальной деятельности».    Проверка показала, что  уровень владения методикой  организацией  опытно-экспериментальной деятельности у воспитателей ДОУ разный.

 Наиболее эффективно  в направлении развития познавательного исследовательского мышления у детей работают 30% педагогов.  

60 % педагогов проявляют творчество, инициативность в работе с детьми познавательного направления, но испытывают затруднения при организации экспериментальной деятельности с детьми

Остальным педагогам, что составляют 10% , из-за недостатка опыта работы, трудно даётся организация данного вида деятельности. Не хватает опыта владения детской аудиторией, организацией  пространства и детей при проведении  экспериментальных игр и опытов.

Педагогам расписаны рекомендации с указанием сроков устранения недостатков.

У детей сформировался определённый уровень представлений  о свойствах и качествах некоторых объектов окружающей действительности; умения при работе с различным оборудованием . В средней группе уровень представлений объектов природы – 35% высокий результат, 60% - достаточный, 5% - средний уровень. В старшей группе : высокий – 25%, достаточный – 25, средний – 50%.  В подготовительной группе: высокого уровня-нет,  достаточный -60%, средний -40%. Интерес к опытам и экспериментам у всех детей исследуемых групп находится на высоком и достаточном уровне.

      Итоги проверки будут обсуждены на предстоящем   25 апреля 2013г педсовете № 5.

     Современный дошкольник должен обладать рядом интегративных качеств, которые он приобретает и накапливает в период всего пребывания в ДОУ. Среди прочих качеств мы встречаем такие, как «любознательный, активный», «способный решать интеллектуальные … задачи…», «имеющий первичные представления о….мире и природе».  Формированию этих качеств во многом способствует  не только экспериментирование,  и другой не мало интересный метод – метод   проектов.

В феврале  в нашем ДОУ был объявлен конкурс среди всех возрастных групп (кроме первой младшей) на звание «Лучший экологический проект ДОУ». Одним из условий конкурса было исследовательское направление в реализации работы над проектом. О том, как осуществлялась  работа над проектами нам хотелось бы рассказать более подробно.

 Были согласованы темы проектов: в младших группах «Любознайки» и «Лук – мой друг», в средней группе «Огород на подоконнике», в старшей – «Водица-царица», в подготовительной - «Царство камней». Воспитателям систематически  оказывалась методическая помощь в виде  консультаций, собеседований, конкретных  рекомендаций по оформлению документации проекта, взаимодействию с родителями в ходе проекта. И хотя в некоторых группах работа ещё продолжается,  предварительные выводы можно сделать уже сейчас.

 Так, итогом проектной  работы в средней группе стал замечательный импровизированный огород, созданный детьми, воспитателями Колоколенковой Т.Ю. и Казимовой Р.Ф. при тесном сотрудничестве с родителями. В необычной форме  была обозначена проблема – ее вынесли на вечернее развлечение с родителями. В ходе работы над проектом, дети не только имели возможность наблюдать за  ростом фасоли, но и проводить экспериментальные сравнения между посадками семян в разных условиях.  

Очень насыщенной можно назвать работу детей, родителей и воспитателя подготовительной группы Киселевой И.В. над своим проектом. Дети выбрали себе наиболее полюбившийся  им камень, подготовили мини-презентацию о нем, познакомив своих сверстников   с интересной информацией, составленной своим трудом  и  с помощью родителей. В ходе проекта ребята узнали о происхождении камней, их физических особенностях. Итогом работы стала замечательная коллекция камней и подготовленная детьми энциклопедия.

Не менее интересно осуществлялась работа и в других группах. Некоторые итоги  проделанной работы, можно увидеть на выставке.

Со своими педагогическими находками, опытом, приобретенным в процессе работы над проектом, воспитатели Сафиуллина А.Т., Ташкинова Е.Р. с удовольствием поделились  на открытых просмотрах НООД с элементами экспериментирования. При обсуждении просмотров было единогласно признано, что представленный коллегами опыт носит творческий характер, интегративный подход.

Для успешного руководства экспериментальной деятельностью с семьей от воспитателя требуется уверенное владение не только методикой опыта, но и знания особенностей того или иного материала. С целью повышения профессионального уровня педагогов в ДОУ был организован мастер-класс, где секретами мастерства поделился преподаватель химии и географии Федюковской средней школы Золотов Н.П. Он рассказал о том, как подготовить воронки, фильтровальную бумагу перед опытом по очищению воды; познакомил воспитателей с помощью какого природного материала лучше очищается вода.

Сотрудничеству с семьей дошкольные учреждения  всегда уделяли особое внимание. В соответствии с ФГТ это направление приобрело еще большую актуальность.  Выстраивая работу с родителями, используем как традиционные, так и нетрадиционные формы.  Традиционно проводим разнообразные конкурсы детско-родительских поделок, где ребенок и творит и познает и экспериментирует. Осенью провели конкурс «Дары осени», где использовались природные материалы, овощи, фрукты. А зимой прошел конкурс снежных построек «Зимние фантазии».

В конце апреля запланировано общее родительское собрание, где  будут затронуты вопросы развития познавательно-исследовательской детской деятельности. Здесь хотим представить опыт работы родителей и детей подготовительной группы над проектами. Пригласить учителя начальной школы с  выступлением  о роли  исследовательского мышления  в обучении современного школьника.

Популярной формой работы были и остаются совместные праздники. В соответствии с годовой задачей, работой над проектами в средней, старшей и подготовительной группе подготовлен праздник День Земли, который будет своеобразным итогом работы над проектами, привлечением внимания к экологической проблеме.

Интересными для детей и родителей стали совместные тематические встречи. Викторина  «Волшебница водица», развлечение «Собираем полезные советы». Родители одновременно получают возможность более тесного общения с детьми и приобретают педагогические знания. В группах такие встречи проводились в рамках работы над проектами.

 Наши родители проявили активность и интерес при реализации  проектов. С их помощью собраны разнообразные коллекции, приобретены тематические наборы «Юный исследователь», «Юный физик» и другие. Они с готовностью и увлеченностью помогают своим детям подобрать и оформить тот или иной материал, связанный с проектом.

В ДОУ продолжают успешно применяться наглядные формы работы. В каждой группе   оформлены стенды, папки-передвижки, где размещена полезная информация по теме развития познавательного интереса и исследовательского мышления детей.

       В планах на будущее мы наметили дальнейшее оснащение предметно-развивающей среды. С наступлением тёплого периода года запланировали создание площадки для метеонаблюдений,  которая будет включать  наличие дождемера, для определения количества выпавших осадков; флюгера и ветрового мешка, для определения направления ветра и его силы; большой термометр для определения температуры.

        В 2013-2014 учебном году наметили направить на прохождение курсов повышения квалификации: Капитонову Л.М. «Методика экологического воспитания дошкольников», Агапову Т.С., Степанову Н.А. «Актуальные проблемы воспитания и образования детей в ДОУ»

       Опыт проделанной работы планируем систематизировать, на его основе разработать перспективный план опытно-экспериментальной деятельности по возрастным группам.

       В плане оказания дополнительных услуг планируем организовать экологический кружок «Божья коровка» для детей старшего возраста. В перспективном плане кружка намечена работа по ознакомлению «почемучек» с тайнами мира природы, используя разные средства (от наблюдений и опытов до изобразительного творчества и театрализации)

Хотелось бы, чтобы мнение В.А. Сухомлинского о том, что «Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы ребенок рос исследователем, чтобы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю» стало для родителей и для педагогов ориентиром для приобщения детей к миру природы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста"

В сообщении рассказывается как важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях  физической культурой и спор...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СООБЩЕНИЕИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ФОРМИРОВАНИЕ КГН У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Сообщение из опыта работы на тему: " Проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми 1 младшей группы "

Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяетс...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы» от 19.02.2020г.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи  преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...

Выступление с опытом работы на тему «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО»

Выступление с опытом работы на тему «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО»...