Педагогический совет "Общение педагога с родителями в ДОУ"
методическая разработка по теме

Иванова Марина Эдуардовна

Для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_po_rabote_s_roditelyami.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Тема: «Общение педагога с родителями в ДОУ».

                                                                                       Дата _________

 

                 Наименование вопроса

Ответственный

Примеч.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7 7.

  8.

9  9.

Выполнение решений предыдущего педсовета

Подведение итогов смотра – конкурса информационных уголков для родителей

Особенности современной семьи

Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника

       

                                                                 

Родительские собрания как форма работы с семьей

 Организация досуга в семье

Тестовые задания по семейной педагогике и домашнему воспитанию

Выставка литературы по взаимодействию ДОУ и семьи

Проект решения педсовета

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Педагог-психолог

Ст.воспитатель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

      В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Педагоги прошлого – К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Л.Н.Толстой и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и  многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы,. Трудности, а также положительный опыт каждой семьи.  Он оказывает помощь родителям в разных формах. Одна из форм работы с родителями – это родительское собрание.

Особенности современной семьи

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы,  так и домашние неурядицы.  Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Рассмотрим черты, присущие современной семье.

1. Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5-10 лет назад. Но сложность заключается еще и в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными, то есть обращенными к прошлому поколению, со специфической ему мозговой организацией психических процессов. По данным главного специалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России профессора Балевой Л.С., почти 40% новорожденных страдают различными заболеваниями. С 1992 по 2001 год в России постепенно увеличивается число больных новорожденных. До начала девяностых годов их было 25 %. Все чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем. Растет число новорожденных с аномалиями центральной нервной системы.

В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста нарушений у совсем маленьких детей – до трех лет. Различные психические расстройства в той или иной форме выявляются у 66 % юных россиян. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более 65 % младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показателями личностного развития. Рождение ребенка с проблемами развития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на ее членов (на мать в значительной степени).  По мнению врачей, когда болен ребенок, отношение родителя к миру меняется (пусть даже и на непродолжительное время). Помощь такой семье, по мнению психологов, заключается в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Напоминание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребенка, несогласие с решениями специалистов в оценке его медицинского и психологического статуса нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаимодействии со специалистами.

2. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт – особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным материнством», проявляющимся не только в индивидуальных стилях поведения, но и находящим отражение в социальных процессах (рост числа домов малютки, беспризорных детей и т.п.). Мама со спящим инстинктом материнства – это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупится от ребенка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен социального сиротства.

Материнство имеет свои особенности. С эволюционной точки зрения – это вариант родительской сферы поведения, присущий женскому полу и приобретающий самостоятельную функцию, специфику в виде охраны, заботы, выхаживания, воспитания ребенка; обеспечения со стороны матери адекватной заботы о потомстве. Формирование такой способности и способов удовлетворения этой потребности в онтогенезе проходит сложный путь. Современные исследования выделяют несколько этапов становления материнства:

1 этап – отношения ребенка (девочки) с собственной матерью, начиная с раннего детства. В этот период формируется понимание сути детско-родительского взаимодействия;

2 этап – игровой, или этап общения со сверстниками (игры в семью, когда проигрываются отдельные компоненты родительского поведения);

3 этап – подражание. Реальное участие в отношении к живому ребенку; наблюдение за поведением взрослого и ребенка, анализ характера этих отношений;

4 этап – реальное взаимодействие с собственным ребенком (включает подэтапы: беременность, постнатальный период и др.).

Депривированное материнство реализуется (по крайней мере, на некоторых этапах) в условиях невозможности полноценной эмоциональной связи с ребенком. Оно обнаруживает себя в самых разных вариантах, например: нездоровые матери, психологическая неготовность к материнству, негативный опыт матери во взаимоотношениях с собственными родителями, личностные особенности и др.

Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не удовлетворена. С другой стороны, ребенок с отклонениями в развитии часто не способен «включить» мать и ее материнский инстинкт не получает необходимого первотолчка. Ребенок «не цветет» довольством, значит, у матери чахнут материнские чувства, следовательно, ребенок получает от нее еще меньше эмоциональной поддержки и т.д. Впрочем, разве так уж принципиально, по чьей вине начинается порочный круг, осложнения всегда печальны.

Матери больных детей чаще связывают свои собственные переживания со здоровьем – болезнью ребенка, а не с достижениями ребенка в разных сферах жизнедеятельности. Болезнь ребенка сужает эмоциональный опыт матери, что нередко проявляется в ее стереотипах эмоционального поведения с ребенком. Помощь следует направлять и на снижение проявлений тревожности и страхов у родителей, и на формирование адекватных представлений о заболевании и своей роли в его патогенезе.

Глубина чувств между ребенком и родителями определяет все его дальнейшее развитие. Именно эмоционально-личностное общение чаще всего страдает в дисфункциональных семьях.

3. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная – это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеарная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям и увеличивает бракоразводность. Почему? Часто брак рассматривается людьми как путь достижения счастья. Но счастье в браке обеспечивает не государство, а люди как участники культурных, национальных и религиозных сообществ и партнеры по браку. Несовпадение ожиданий приводит к нежеланию сохранять брак, ибо он рассматривается сейчас не как средство выживания, а как условие счастья, обретения личного смысла жизни. Поэтому институт семьи все чаще становится неустойчивым именно по психологическим причинам.

              Типичные профили родительского отношения

                                               к ребенку

Группа семей

Подгруппа

Характеристика родительского отношения

Благополучные семьи

 Понимающие

Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка таким, каков он есть. Чувствительны к потребностям ребенка, часто говорят о нем, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях.

Покровительствующие

Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.

Безразличные

Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, чем о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, принятому в обществе.

Неблагополучные семьи

Подавляющие

Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят переменчивый, неустойчивый характер.

Тревожные

Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они плохо знают своих детей, чувствительны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются противоречивостью (амбивалентностью).

Отстраненные

Родительская позиция крайне негибкая, жестокая; полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему.

Отвергающие

Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. В эмоциональных отношениях преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыта для них. Плохо знают своих детей, но при этом их представления о ребенке достаточно адекватны.

В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменения родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальна. Факторы среды в совокупности с генетически унаследованными образованиями и условиями воспитания имеют принципиальное значение для воспитания ребенка и развития его взаимоотношений с окружающими. Особая роль в этом взаимодействии принадлежит педагогу, влияние которого порой выше влияния родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего-то добиться от ребенка, просят именного педагога оказать им помощь. Педагог способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведения педагога, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой самих детей.

Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагог – ребенок – родитель» зависит от системы взаимодействия участников этого процесса.

  Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников

                                                                     

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами. Сравнительно малое количество семей равнодушно относится к выполнению данной функции. Как показывают отечественные социологические исследования, родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание: отцы – 64,4%, матери – 82,2 %.

Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без поддержки и сопровождения специалистов: педагогов, психологов, дефектологов, что объясняется целым рядом причин:

  • Ухудшением состояния здоровья детей (физического, психического);
  • Социально-экономическими проблемами – стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости; перераспределение материально-экономических функций внутри семьи; трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
  • Личностными проблемами родителей – усталостью, психологическим и физическим перенапряжением; тревогой в связи со снижением безопасности жизни; ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствием понимания; событийными кризисами;
  • Глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы.

Данные тенденции в жизни общества нельзя оставлять без внимания и специалистам дошкольных учреждений. Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как работа с семьей, ее принципов, целей, содержания, форм и методов.  Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций, опыта. Игнорирование необходимости смены акцентов (пересмотра приоритета отдельных ролей, функций, методов и процессов), качественного управления процессом взаимодействия педагогов с родителями может привести к дальнейшему кризису образования, невротизации детей и родителей.

Необходимо оказывать помощь, поддержку семье в преодолении различных трудностей в воспитании детей, гармонизации отношений с детьми, развитии компетентности родителей. Поддержка семьи – первая ступень к развитию долгосрочных отношений в системе «педагоги – родители» в пространстве непрерывного образования.

Десятилетиями воспитатели детских садов пытались работать с родителями разными способами, используя такие формы, как собрания, беседы, консультации. Но количество родителей, понимающих ценность совместных усилий, оставалось небольшим. Кризис 90-х существенно повлиял на институты социализации: на 50 % (в некоторых регионах до 55%) сократилось количество детей в детских садах; в связи с падением уровня жизни россиян и невозможностью вносить плату за пребывание ребенка в детском саду (реже по другим причинам) семья оказалась без поддержки в решении задач воспитания детей. Эта ситуация значительно изменила прежние отношения между семьей и детским садом, активизировала ранее не используемые ресурсы обеих сторон. Чтобы выжить в непростых условиях, необходимо было конструктивно взаимодействовать, переходить от монолога к диалогу, учиться слышать проблемы и поддерживать друг друга в их решении.

Взаимодействие в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия.

В современной системе дошкольного образования имеет место как поддерживающее взаимодействие педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания ребенка в обновляющемся обществе, так и конструктивное взаимодействие, позволяющее снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания, обеспечить необходимые глубинные связи между детским садом и семьей.

Главное условие развития взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог-ребенок-родитель». Готовность педагога к диалогу проявляется в овладении основными функциями педагогического общения: открытия, соучастия, возвышения партнера. Без первых двух функций не состоится поддерживающее взаимодействие, без функции возвышения не смогут развиваться конструктивные, созидательные отношения с партнерами.

Открытию семьи в процессе общения способствует выход педагога на личный контакт с родителями и ребенком по разнообразным каналам – аудиальному, визуальному, тактильному, вербальному, предметно-действенному.

Выражая соучастие семье в вопросах  воспитания ребенка, нужно научиться слышать собеседника и научиться задавать вопросы, а не высказывать категоричные суждения открытого оценочного типа. Проявляя соучастие, педагог всегда должен быть готов прийти на помощь семье, но прежде эту помощь необходимо предложить («Позвольте мне Вам помочь», «Вы не будете против, если я помогу Вам в решении этой проблемы?»).

Общаясь с родителями, педагогу не следует скрывать и своих сомнений, можно попросить совета, всячески подчеркивая уважение к жизненному опыту родителей.

Функция возвышения – такое влияние на семью, при котором каждому удается в ходе взаимодействия сохранить уровень современной культуры общения и благодаря индивидуальным и современным усилиям совершить восхождение к духовным новообразованиям. Функция возвышения в процессе общения с семьей обеспечивается рядом операций:  положительным подкреплением; обращением за помощью; авансированием успешной совместной деятельности, что способствует созданию благоприятной психологической атмосферы, в которой будет совершаться деятельность.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети – дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов: психологом, музыкальным руководителем, учителем-логопедом, руководителем физического воспитания, дефектологом. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

Отечественные исследования последних лет показали, что участие родителей в жизни собственных детей помогает им:

  • Увидеть отличие мира детей от мира взрослых
  • Преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как к равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми
  • Открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания
  • Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке
  • Понять, что путем одностороннего взаимодействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка. Важно развивать доверительные отношения с ребенком, искренне участвовать в его делах, разделять его радости и горести.

Родительские собрания как форма работы с семьей

Сотрудничество детского сада с семьёй направлено на формирование у родителей осознанного отношения к воспитанию ребёнка. Как установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника? Как объединить усилия взрослых  для воспитания и развития детей? Как создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки? Ответы на эти вопросы интересуют многих педагогов ДОУ. На мой взгляд, стремление воспитателя к диалогу – важнейшее условие доверительных отношений с родителями. Ведь родители хотят видеть в педагоге отзывчивого знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами. Успешному взаимодействию с родителями способствуют разнообразные активные формы общения, в том числе и родительское собрание.
          Родительское собрание – это действенная форма активизации воспитательных возможностей родителей. Именно на собрании у педагога есть возможность организованно познакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Хорошо продуманная повестка собрания, творческий подход к её реализации позволит воспитателям активизировать  обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях. В нашем ДОУ мы давно отказались от традиционного подхода к проведению родительских собраний, где лидирующая роль принадлежит воспитателю.
            Тематика групповых родительских собраний разрабатывается с учётом пожеланий родителей, специфики ДОУ, задач годового плана. Особое внимание педагоги уделяют подготовке: продумывают не только форму проведения собрания, но и методы активизации родителей. Почувствовать себя соучастниками образовательного процесса, равными партнёрами с правом на собственную позицию родителям помогают такие активные формы общения, как: дискуссионные встречи, практикумы, тренинги, ролевое проигрывание воспитательных ситуаций, решение проблемных задач, «мозговой шторм». Во время дискуссии воспитатель направляет диалог, предоставляя каждому возможность свободно высказаться, выслушать других. В процессе решения родители анализируют воспитательные приёмы, ищут более подходящие способы родительского поведения. Активное участие в тренингах – хорошая возможность для мам и пап обогатить собственный арсенал способов взаимодействия с ребёнком.


            Важной составляющей родительских собраний является обращение к опыту родителей, т.е. побуждение родителей к взаимообмену опытом воспитания детей в семье.


            В своем группе мы даже разработали памятку для воспитателей «Условия успешного проведения родительского собрания».

       В этой памятке несколько позиций: уважать права родителей;- 
 искренне выражать чувства, уметь управлять ими;
- внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;- предоставлять возможность родителям рассказывать о возникающих трудностях в- воспитании ребёнка, при этом быть уверенным, что тебя услышат и квалифицированно помогут; не торопиться с выводами и рекомендациями, а стремиться к пониманию и совместному- решению проблем.

Предлагаем Вашему вниманию методическую разработку родительского собрания в подготовительной к школе  группе.

 

Тема собрания: Подготовка руки старших дошкольников к письму.

Задачи:
1. Раскрыть понятие «подготовка к школе» через погружение в проблему.
2. Сформировать у родителей представление о влиянии развития мелкой моторики на подготовку руки ребёнка к письму.
3. Познакомить взрослых со способами и приёмами развития мелкой моторики через использование пальчиковых игр и упражнений.

 

Форма проведения: «педагогическая мастерская».

 
Место проведения: групповая комната.


Участники: воспитатели группы, учитель-логопед, родители.
Материал: выставка детских работ (творческая деятельность), демонстрация схем пальчиковых игр, подборка методической литературы и дидактических игр на развитие мелкой моторики, презентация буклетов по теме собрания.

 

Подготовка:
1. Осмысление темы родительского собрания и поиск эффективного способа её раскрытия.
2. Подбор педагогической литературы по заявленной теме.
3. Информирование родителей о сроках и месте проведении собрания, теме и задачах в форме пригласительных билетов.
4. Оформление выставки детских работ (рисунки и поделки) в приемной группы.
5. Подготовка наглядного материала и выбор эффективных способов его демонстрации.
6. Решение организационного вопроса (сменная обувь, временный гардероб).
7. Подготовка «чайной паузы».

 


План родительского собрания

Вводная часть (5-7 минут). Выступление председателя собрания по теме, задачам, повестке, установления регламента.

Информационно-теоретическая часть (15-20 минут).
Сообщение по теме «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы» (выступление учителя – логопеда).
Презентация выставки дидактических игр, педагогической литературы по заявленной проблеме.

Практическая часть (15-20 минут). Организация «педагогической мастерской» по освоению родителями приёмов развития мелкой моторики у детей.
Беседа – диалог в форме «вопросов – ответов» по использованию приёмов развития мелкой моторики в домашних условиях.

Рефлексия и подведение итогов (10 минут).

 

Организация досуга детей в семье

Безусловно, каждый родитель, стремится к тому, чтобы досуг его ребенка был грамотно организован. Известно, что внешние условия могут либо содействовать психическому и личностному развитию ребенка, либо депривировать возможности его полноценного психического и личностного роста. Поэтому задача  родителей – научить ребенка правильно организовывать свой досуг, а значит предостеречь его от бездумного времяпрепровождения, совершения правонарушений, организации досуга в самостоятельной жизни.  

А что это такое – правильный детский досуг?

Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами различной работы. Эту зону ученые часто называют  рекреативной, т.е. зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил. Другая ее функция – развитие способностей и интересов. Третья – свободное общение с интересными людьми.

Большинству детей в юном возрасте слово «досуг» и «всестороннее развитие» еще ни на что конкретное не указывает, поэтому все его действия всегда ориентированы на интересы родителей. Чтобы не стать в дальнейшем ребенку врагом номер один, родители должны  стараемся прислушиваться к тому, что дети говорят и чего хотят. Это первостепенная истина, которая позволит вам не только грамотно организовать досуг ребенка, но и достичь полного благоденствия в семье.

Для того чтобы ребенок всегда чувствовал привязанность и любовь родителей, им необходимо хотя бы один или два часа проводить вместе с детьми. Как утверждают психологи, когда дети и родители вместе играют, слушают песни, даже смотрят телевизор, они проникаются всеобъемлющим чувством семейственности и всепоглощающей любви. Это положительно сказывается, как на укреплении внутрисемейных отношений, так и на построении взаимного понимания между двумя поколениями.

У многих детей самыми радостными часами в их детских рабочих буднях являются вечерние, когда  все тревоги дня позади и можно заняться чем-то своим, заветным. Каковы слагаемые вечера? Время с семи часов вечера до полдесятого: два с половиной часа отдыха. Как их провести?

Обычные семейные вечера нужно стараться наполнить разнообразно. Наполнением вечера может служить занятие любым видом детского творчества: рисование, лепка, конструирование, аппликация, музицирование, инсценировка и др. Иногда  устраиваем просто вечера сокровенных бесед, в которых можно разобраться во многом, ответить на вопросы детей: почему Галя заплакала? Почему мальчишки такие вредные: и грубят, и пристают, и не отделаешься от них? Почему не всегда можно говорить правду? И этих «почему» бесконечно много. Или рассказываем детям о собственных детских увлечениях и интересных случаях из детства. Можно  успеть еще поговорить о планах на будущее, о завтрашнем дне, о том, кто, чем займется с утра…

Сегодня телевидение, просмотр мультфильмов и кинофильмов на DVD занимают большое место в жизни наших детей. Но за процессом «поглощения» этой информации необходим строгий контроль со стороны взрослых. Раньше у нас кино было главным содержание жизни ребенка, когда они из-за кино забывали о других обязанностях. Польза от просмотра в таком случае превращается в большой вред, а  обилие впечатлений утомляет нервную систему. При просмотре очередного «шедевра», дети не обращают внимания на какие-то детали, не улавливают основной идеи. Можно предложить  устраивать дни рождения героев мультфильмов и фильмов. Для этого выбрать один из просмотренных недавно фильмов и объявить: «Сегодня день рождения Буратино!» (или Вини Пуха, или Смешариков, или Человека – Паука). Заранее  вспомнить или отрывками просмотреть эти произведения и составить вопросы. Если на некоторые вопросы дети не могут найти ответа,  всем вместе посмотреть мультфильм, обсудить, рисовать героев,  сочинять продолжение или свою, новую серию.

А что же касается организации интеллектуального досуга? Для каждого ребенка умственный отдых – это основа получения серьезного багажа знаний и зарождения всесторонне развитого человека. Мы пробовали заинтересовать детей игрой в шахматы и шашки, которые способны помочь выявить стратегические способности и математические наклонности. Но, т.к. наши дети не питают особой привязанности ни к шахматам, ни к шашкам, мы организовываем досуг за игрой в монополию или собирании мозаики, пазлов. Это способствует развитию моторики пальцев, вниманию и логическому мышлению.

Это что касается организации досуга детей в будние дни. Но нельзя допускать, чтобы выходные дни стали для детей днями безделья и скуки. «Праздность — мать пороков»,— говорит народная мудрость. В этих словах заключен глубокий педагогический смысл. Дети, у которых много свободного времени, которые бесцельно блуждают по улицам, часто начинают нарушать порядок и дисциплину. Вместе с тем от беспорядочного времяпровождения они быстрее утомляются, истощают свои силы.

Разумеется, в каждой семье выходные дни детей протекают по-разному.  Например, суббота – день хозяйственный: поход по магазинам, стирка, уборка, баня. А вот воскресный день, особенно в зимнее время, необходимо заполнить каким-нибудь  творческим наполнением. Чаще всего это организация наших собственных, выдуманных праздников.

Праздник – это то, что живет внутри нас, наши ощущения, желания, мечты. И если сегодня именно тот день, когда хочется чего-нибудь особенного, а до ближайшего календарного торжества не одна неделя, мы придумываем свои, необыкновенные праздники.

Вот, например, праздник «Веселая фотография». Каждый член семьи «дорабатывает» свои фотографии недостающими, на его взгляд, деталями. Здесь  используем обыкновенную аппликацию. На этот праздник отводится целая неделя, в конце которой мы устраиваем необычную фотогалерею.

Или другой праздник – День осенних листьев. Для него мы не назначали какой-то определенный день, а просто в один из выходных осенних дней, увидев за окном чудесную погоду, решили устроить праздник осени. И пусть это была обычная прогулка, но само слово «праздник» настроило детей на радостное ожидание. На улице мы набрали целый ворох разноцветных листьев, дома погладили их утюгом и весь вечер мастерили из них игрушки, аппликации и другие поделки.

Или Разноцветная неделя. Каждый день был посвящен одному из цветов радуги. На обратной стороне обоев я нарисовала карандашом радугу, а раскрашивали ее каждым цветом по очереди. Понедельник – день красного цвета, вторник - оранжевого, среда – желтого и т.д. В этот день мы обращали внимание именно на этот цвет – искали его в одежде, на улице, рисовали картину одного цвета и т.п. Вместе с  цветами мы учили и буквы: красный – буква К, оранжевый – буква О…

Собрав первые ягоды в домашнем саду и сварив первую баночку варенья, мы обязательно помечаем ее: пишем дату и время приготовления, причем, на дне банки. Зимой же, случайно достав из запасов именно эту баночку, устраиваем Праздник варенья. Это очень просто – все вместе пьем чай с вареньем и воспоминаем, кто и как собирал ягоды, кто чистил, кто варил.

Праздник воспоминаний о лете. Его мы устраиваем зимними долгими вечерами. Вспоминаем какие-нибудь смешные или необычные летние случаи, рассматриваем фотографии, сделанные во время летнего отдыха, придумываем им забавные названия.

Наши дети очень любят рисовать, и в один из дней мы устроили Праздник Веселого Карандаша. Для этого я попросила детей отобрать наиболее удачные, на их взгляд, рисунки, из которых мы устроили «картинную галерею». Ребята провели нам настоящую экскурсию, рассказывая о своих работах. Я, в свою очередь, познакомила их с профессией художника.

Нетрудно заметить, что подобные праздники – не совсем настоящие. Они не требуют практически никакой подготовки, их сюжеты выдумываются на ходу, но радость они приносят самую настоящую. Главное – что при их подготовке и проведении мы все, и родители, и дети, все вместе.

Среди семейных праздников традиционным и самым дорогим для каждого члена семьи является день рождения. День рождения начинается с самого утра и продолжается весь день. Именно в этот день проявляется отношение всей семьи к имениннику.

Каждый детский день рождения мы стараемся обыграть как-то по-особенному. Например, устроить «пиратский праздник» с поиском клада, или игру – путешествие «Спаси принцессу». А можем оказаться на арене цирка веселыми клоунами.

На каждый день рождения обязательно украшаем дом, выпускаем семейную поздравительную газету, придумываем конкурсы, развлечения, сюрпризы. За конкурсы дети получают шуточные медали и небольшие призы. Также готовим небольшие сюрпризные моменты, например, телеграммы от сказочных героев, именные указы, или, например, календарь «Юбилейный год».

Ну, и конечно, волшебный Новый год или народные праздники.

Так, в начале масленичной недели делаем чучело Масленицы, каждый день печем блины с различными начинками, а в воскресенье сделанное чучело сжигаем.

Или всеми любимая Пасха. Принесенные в Вербное воскресенье веточки вербы мы украшаем самодельными писанками из бумаги, все вместе красим пасхальные яйца, печем куличи. Очень оригинально получаются пасхальные яйца, «разрисованные» манной крупой.

Не забываем мы и об общепринятых, календарных праздниках. Особенно ценны прогулки с детьми в праздничные дни: в День Победы, в дни народных праздников и гуляний, в День защиты детей и др. Они оставляют большое впечатление. Нарядно украшенный город, иллюминация, праздничное настроение родителей — все это вызывает у детей радость и надолго запечатлевается в памяти. Эти переживания способствуют воспитанию детей в духе любви к своему народу.

Дети вообще любят занятия, связанные с переменой мест, с новыми впечатлениями. Поэтому мы заботимся об организации походов и путешествий, спортивных игр и развлечений, особенно в летнее время.

Многие родители полагают, что чем больше кружков, групп и секций посещает их ребенок, тем лучше. Конечно, очень хочется успеть везде и всюду, вложить в своего ребенка как можно больше, но, все же, выбирая кружки и секции, стоит прислушаться к голосу здравого смысла и мнению самого ребенка. Нам необходимо только помочь детям осознать собственные интересы, склонности. Часто у детей не сформированы устойчивые интересы, поэтому они постоянно прибывают в поиске интересного им кружка или секции.

Древнекитайский философ, последователь Конфуция, Сюнь–цзы сказал: «Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания». Сегодня кажется, что обилие развивающих игр, компьютеров  уже снимает с родителей проблему правильной организации досуга. Однако, это не так. На протяжении всего детства и юности ребенка за его отдых отвечают именно родители или лица, их заменяющие.

Методическая литература по взаимодействию ДОУ и семьи

«Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект»
Авторы: Зверева О.Л., Кротова Т.В.

В методическом пособии раскрываются новые подходы в общении с родителями на современном этапе. Авторами пособия подробно освещаются основные этапы оказания методической помощи: раскрывается содержание работы, определяются ее формы и методы; представлена краткая история взаимодействия ДОУ с семьей ребенка. В пособии представлены анкеты для родителей и педагогов, сценарии мероприятий, программа оказания методической помощи воспитателя.

Издательство Сфера, 2005 год

«Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие»
Авторы: Зверева О.Л., Кротова Т.В.

В пособии представлен обширный практический материал для работы с родителями в виде сценариев родительских собраний. Сюда входят как традиционные формы, так и нетрадиционные. Все сценарии неоднократно апробированы в практике работы ДОУ. Материал легко использовать творчески: приводить собственные примеры, дополнять, привлекать родителей к обсуждению проблем, приглашать различных специалистов.

Издательство Айрис-Пресс, 2007 год

«В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей»
Автор: Арнаутова Е.П.

Пособие включает десять бесед по актуальным проблемам руководства процессом взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. Представлен разнообразный практический материал исследовательской работы автора – ведущего научного сотрудника Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца: сценарии встреч с родителями, тесты, опросники, ролевые игры, упражнения и т.п.

 

«Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча»
Авторы: В.А.Березина, Л.И.Виноградова, О.И. Волжина

В пособии представлены вариативные программы и технологии всеобуча родителей, описаны модели педагогического взаимодействия образовательного учреждения с родителями. В основу материалов легли научные разработки Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания (Санкт-Петербург).

Издательство КАРО, 2005 год

«Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг»
Авторы: А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина

В пособии раскрывается необходимость саморазвития воспитателей детского сада и родителей, чьи дети посещают ДОУ, как участников педагогического процесса. Пособие содержит материалы по диагностике, тематические планы, конспекты лекций, консультации, мониторинг – все, что может пригодится воспитателям и специалистам ДОУ при работе с семьей.

«Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника»
Автор: Е.С.Евдокимова

Книга посвящена проблеме педагогической поддержке семьи в воспитании детей дошкольного возраста. В ней раскрываются сущность, значение педагогической помощи и поддержки современной семье в новой социокультурной ситуации; представлены результаты исследований и практического опыта взаимодействия с семьей педагогов детского сада. В пособии содержится большой практический материал, необходимый для успешного взаимодействия специалистов ДОУ с семьей.

«Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ»
Авторы: Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина

Цель пособия – помочь сотрудникам ДОУ установить равноправное творческое взаимодействие с семьями своих воспитанников, которое является залогом полноценного развития ребенка. В руководстве представлены содержание, формы и методы, обеспечивающие преемственность воспитания и обучения в условиях ДОУ и семьи.

«Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ»
Автор: Л.Свирская

Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками? В пособии можно найти не только ответы на все эти вопросы, но и получить конкретные практические рекомендации по проблемам семьи и ДОУ, в том числе оригинальные, нестандартные способы информирования родителей и изучения их запросов. В пособие включены готовые бланки, примеры объявлений, писем и т.п.

Издательство  Линка-Пресс, 2007 г.

«Создание условий эффективного взаимодействия с семьей»

Автор: Н.В. Микляева

В пособии представлена комплексная методика диагностики условий и функций сотрудничества родителей и педагогов в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Книга содержит разнообразный практический материал: анкеты, конспекты консультаций, конспекты занятий по программе семинара-практикума. Пособие рекомендовано воспитателям и другим специалистам ДОУ, а также учащимся колледжей и студентам ВУЗов педагогического профиля.

Издательство Айрис-Пресс, 2006 г.

«Родительские собрания в детском саду»

Автор: Т.Н Зенина

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. В пособии представлены конспекты родительских собраний в детском саду, как одной из форм повышения педагогической компетентности родителей. Книга адресована воспитателям, старшим воспитателям, социальным педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Издательство «Педагогическое общество России, 2007 г.

                   

                             Проект  решения педагогического совета

                                                                                                                                                                 

    1. Повышать компетентность родителей  в вопросе семейного воспитания за  

       счет  пропаганды педагогических знаний, включения родителей в сферу  

       взаимодействия с ребенком:  

                                                               Срок: в течение года

                                                          Ответственный: старший воспитатель

                                                                            Воспитатели

    2. Организовать выпуск еженедельной газеты для родителей по  вопросам    

        семейного воспитания.

                                                               Срок: май 2012 г.

                                                           Ответственный: старший воспитатель

                                                                             воспитатели

    3. В целях совершенствования профессионального мастерства педагогов по  

       взаимодействию детского сада и семьи продолжать работу по оказанию  

       методической помощи за счет проведения консультаций, открытых        

       мероприятий, самообразования.

                                                             Срок: в течение года

                                                     Ответственный: старший воспитатель

                                                                            заведующая      

     4. Организовать выставку работ совместного творчества родителей и детей,

        посвященную Дню Победы.

                                                      Срок: май 2012 г.

                                                            Ответственный: старший воспитатель

                                                                                воспитатели

     5. Привлекать родителей к различным видам совместной деятельности с

         детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала,

пособий, элементарному экспериментированию и др.

                                                               Срок: в течение года

                                                           Ответственный: старший воспитатель

                                                                            воспитатели



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов для создания единой информационной среды »

"Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать" Сеймур ПайпертПроект разработан в Излучинском МБДОУ ДСКВ...

Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста»

Взаимодействие с родителями остаётся актуальной проблемой на все времена. В данном педсовете включены игровые моменты, где педагоги побывают в роли родителей и расмотрят проблемные ситуации....

Педагогический тренинг «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

Педагогический тренинг"Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению....

Фрагмент Совета педагогов в форме интерактивной игры «Педагогическая рыбалка» по теме: Использование инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с целью развития творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.

Цель: стимулировать интерес к педагогическому поиску, повышать педагогическую компетентность воспитателей по вопросам использования  инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с цель...

Взаимодействие педагогов в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Взаимодействие педагогов с родителями детей ОВЗ.

Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическомсопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогамистоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-п...