Виды педагогических советов, формы их организации на современном этапе развития дошкольного образования
учебно-методический материал на тему

Ольга Константиновна Белова

Одной из важнейших форм руководства дошкольным образовательным учреждением и повышения профессионального мастерства воспитателей являются педагогические советы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Виды педагогических советов, формы их организации на современном этапе развития дошкольного образования

                              Автор:

                                                                           Белова Ольга Константиновна

                                                             старший воспитатель

                                                                             МБДОУ детского сада № 7 « Кораблик»

                                                                       

Одной из важнейших форм руководства  дошкольным образовательным учреждением и повышения профессионального мастерства воспитателей являются педагогические советы.

Педагогический совет – это коллегиальный, постоянно действующий орган. Именно педагогический совет обеспечивает организационное, мотивационное и эмоциональное единство педагогов, что в совокупности создаёт поле морально-интеллектуального напряжения, без которого невозможно функционирование педагогического коллектива.

На современном этапе педагогический совет - это консилиум педагогов профессионалов по вопросам воспитательно-образовательного процесса детского сада. В условиях внедрения ФГОС ДО проблема повышения качества образовательного процесса стоит наиболее остро и волнует руководителей многих дошкольных учреждений, в том числе, и нашего детского сада.

         Планируя и проводя педагогические советы, коллектив ставим перед собой следующие задачи:

  • объединение усилий педагогического коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательной работы;
  • внедрение в практику достижений науки и передового педагогического опыта.

     Организация и проведение  педагогического совета, являющегося основной формой методической работы,  регламентируется Положением о педагогическом совете ДОУ.

     Как правило, тематика педагогического совета связана с целью нашего дошкольного учреждения, образовательной программой и программой развития. Заседания проводятся не чаще одного раза в два месяца. В течение учебного года мы планируем педагогические советы:

  • установочный;
  • тематические;
  • итоговый.

Установочный педагогический совет предусматривает анализ работы педагогического коллектива за прошедший учебный год, утверждение годового плана работы на новый учебный год, подведение итогов работы за летний оздоровительный период, утверждение программ и технологий, по которым будет работать дошкольное учреждение, оценку готовности к учебному году и другие вопросы организации воспитательно-образовательного процесса. Миссия установочного педагогического совета - побудить педагогов задуматься о своём профессиональном предназначении, пробудить желание совершенствовать своё педагогическое мастерство, создать условия для разностороннего развития личности ребёнка.

Содержание тематических педсоветов определяется годовой задачей или возникшей проблемой, которую необходимо решить педагогам детского сада.

                      Назначение итогового педагогического совета - обсудить с педагогами анализ работы за прошедший учебный год, выявить и определить стратегические и развивающие проблемы, решение которых, - единственный способ развития дошкольного учреждения и профессионального роста воспитателей детского сада.        

        Накануне итогового педагогического совета проводится анкетирование воспитателей с целью:

  • выявления их мнения о положительных и отрицательных моментах организации воспитательно-образовательного процесса в истекшем учебном году;
  •  определения вопросов, вызывающих затруднения в работе с воспитанниками;
  • уточнения тематики самообразования педагогов;
  • выявления круга проблем, которые необходимо включить в план работы на год;
  • вынесения предложений по обмену опытом работы.

                           Анкетирование помогает решить вопросы с расстановкой кадров, учитывая их мнение и интересы, повысить качество методической работы, эффективность планирования работы коллектива в новом учебном году и другие актуальные вопросы организации деятельности  нашего дошкольного учреждения.

                 Многолетний опыт работы с педагогическими кадрами показал не эффективность проведения педагогических советов, организованных в форме чтения длинных и утомительных докладов из которых педагоги усваивают минимум информации, не проявляют интереса к обсуждаемой теме, являясь не активными участниками, а равнодушными, пассивными слушателями.

                 В условиях введения ФГОС ДО назревает необходимость организации педагогических советов  в форме, позволяющей каждому педагогу проявить индивидуальность, продемонстрировать своё педагогическое мастерство, принять участие в совместной мыслительной деятельности, направленной на совершенствование педагогического процесса и организацию работы дошкольного учреждения.

                 Существуют разнообразные инновационные формы проведения педагогических советов: педсовет - деловая игра, педсовет – «круглый стол», ситуативный педсовет, педсовет – дискуссия, педсовет – диспут, педсовет-конференция. Остановлюсь на тех, которые мы используем в методической работе нашего дошкольного учреждения.

                  Педсовет - деловая игра организуется  для подведения итогов работы коллектива по какой – либо проблеме. Например, подводя итог изучения темы «Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников», в детском саду был организован педагогический совет «КВН» в форме деловой игры на закрепление знаний педагогов о методике руководства игрой. В процессе подготовки такого педсовета составляется сценарий, разрабатываются задания, критерии оценки и регламент проведения.

                 Педсовет - «Круглый стол». Для его подготовки необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. В этом случае, они сумеют ознакомиться с разными обоснованиями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения. Главное правило при организации «Круглого стола»- подготовленность и заинтересованность каждого участника. Кроме того, важно выбрать ведущего, ориентирующегося в проблеме и умеющего направлять разговор в нужное русло. На педагогических советах - «круглый стол» в детском саду было организовано обсуждение тем «Проектная деятельность в детском саду», «Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ».

                 На ситуативных педсоветах рассматривается одна или несколько педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками или проводится обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

                 Педсовет - дискуссия предусматривает разделение педагогов на подгруппы, которые разрабатывают свою концепцию обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно придумывается план решения проблемы. На таком педсовете - дискуссии воспитателями дошкольного учреждения обсуждалась  проблема «Организация работы по познавательно-математическому развитию детей в разных видах деятельности».

                 Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. В предшествующей работе формируется банк сложных педагогических ситуаций, которые предлагаются коллективу. Форма проведения педагогического совета может быть разнообразной: конкурс, соревнование команд, жеребьёвка. Администрация, при этом, играет роль жюри, ведущего консультанта, оппонента.

                  Педсовет – конференция может состоять из нескольких частей: основное сообщение и диалог, которые организует старший воспитатель совместно с группой специалистов. Ответы специалистов на заданные вопросы побуждают участников к дискуссии, высказыванию своего мнения. В такой форме проводился педагогический совет на тему: « Вовлечение родителей в образовательный процесс  дошкольного учреждения в условиях введения ФГОС ДО», в организации которого, принимали участие социальный педагог, педагог психолог, уполномоченный по защите прав УОП.

                  Педагогические советы принято называть творческой лабораторией, когда на них рождаются интересные идеи, повышающие качество образовательного процесса. Главным вопросом повестки дня всегда являются результаты работы педагогов:

  • уровень развития детей, их здоровье;
  • формы совместной работы педагогов и родителей по воспитанию дошкольников.

           Важным условием при подготовке педагогического совета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.

            Одна из наиболее важных процедур педагогического совета - процедура принятия решений. Проект решения заранее готовится методической службой и ставится на голосование после предварительного обсуждения и внесения дополнений и поправок.

           По завершении педагогического совета формируется пакет документов в составе:

  • план проведения педагогического совета;
  • материалы подготовительной работы;
  • протокол заседания;
  • выступления участников;
  • решения педагогического совета.

          В настоящее время не целесообразно ведение протоколов педагогических советов в рукописном виде, поэтому администрация нашего образовательного учреждения приняла решение о печатном варианте ведения протоколов. Каждый протокол подписывается председателем и секретарём, страницы нумеруются, сшиваются, скрепляются печатью.

          Таким образом, каждое детское образовательное учреждение решает задачу повышения эффективности педагогических советов по-своему, опираясь на свой опыт, используя накопившийся творческий потенциал, но общие теоретические вопросы организации и проведения педсоветов остаются едины.

Используемая литература:

1.Е.Г.Бацина,Н.М. Сертакова, Л.Ю.Крылова, В.Ю.Бабчинская Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования / авт.-сост.Е.Г.Бацина ( и др).-Волгоград: Учитель, 2014.

2.Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.Н.Родионова Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. - М.: Айрис – пресс, 2008.

3.Н.С.Голицина Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении.-М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2005.

4. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г. Богославец Интерактивные методы в организации педсоветов в ДОУ.- Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008.

        

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования

В данной методической разработке рассматриваются особенности осуществления коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования....

«Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования»

Дошкольное воспитание как первая ступень системы образования за последние годы претерпело существенные изменения. Анализ сложившейся ситуации показывает  ее позитивные стороны – уход от еди...

Педагогический совет « Воспитатель на современном этапе развития дошкольного образования»

Педагогический совет:« Воспитатель на современном этапе развития дошкольного образования»...

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования...

ДОКЛАД к педагогическому совету: «Работа с родителями на современном этапе развития дошкольного образования»

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения...