Проектирование образовательной деятельности на современном этапе развития дошкольного образования
методическая разработка на тему

Волосевич Елена Викторовна

Семинарское занятие для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_proektirovanie_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование образовательной деятельности на современном этапе

 развития дошкольного образования.

Семинар для педагогов ДОУ

Цель: Повышение нормативно-правовой компетентности педагогических работников при проектировании образовательной деятельности. Формирование мотивационной готовности к обновлению системы планирования образовательной деятельности ДОУ.

  1. Что нового в системе общего образования определил ФЗ-273 по отношению к  дошкольному образованию?

Статья 10. Структура системы образования

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

 3) основное общее образование;

 4) среднее общее образование.

Дошкольное образование является первым уровнем общего образования. К каждому уровню предъявляются определенные требования (федеральные государственные образовательные стандарты или ФГОС).

  1. Что включают в себя ФГОС?

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

  1. структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. результатам освоения основных образовательных программ.

  1. Что такое образовательная программа в соответствии с ФЗ-273? (практическое задание по изучению ФЗ-273 выполняется по подгруппам)

 1 подгруппа Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ-273

9) образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

2 подгруппа Статья 12. Образовательные программы

 6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Следовательно, ДОУ несет ответственность за качество организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

  1. Какой объем содержания образования предъявляет ФГОС ДО?

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
 Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

  1. Каковы требования к результату предъявляет ФГОС ДО?

4.1Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Если целевые ориентиры нельзя диагностировать, то, как можно оценить результаты образовательной деятельности на каждом этапе развития ребенка?

Для этого в каждой рабочей программе определены планируемые результаты освоения образовательной программы, т.е. то, что (или какое содержание) дети могут освоить за год обучения в каждой возрастной группе.

  1. Как это содержание распределить в течение всего учебного года? В каких формах это содержание преподнести? Т.Е. как эффективно спланировать свою деятельность?

ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (г. Москва) представляет на своем сайте Методические  рекомендации  по работе  с  примерной основной образовательной программой  дошкольного образования  и  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.- 2016

 

  1.  Какие уровни планирования предлагает ФИРО?

Прежде всего, рекомендуется сократить иерархию  планов до 3 уровней,  где стратегический уровень планирования  будут представлен ООП организации;  тематическое планирование будет  осуществляться по годам пребывания детей в дошкольном учреждении  в соответствии со структурой ООП и используемых в ней авторских программ либо по направлениям развития ребенка, либо по культурным практикам; календарные планы будут разрабатываться на каждый месяц на основе данных мониторинга и по итогам выполнения предыдущего плана.

Примерная форма (алгоритм) планирования образовательной деятельности в рамках внедрения примерной образовательной программы ДО и ФГОС ДО.

 

Требования к качеству планов:

1) Направленность содержания плана на реализацию целевых ориентиров  ФГОС и ПООП

 2)  Полнота охвата в планировании всех темообразующих факторов

 3) Включение в планы деятельности, осуществляемой в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности  самих детей.

 4) Возможность  увидеть распределение  запланированной образовательной деятельности во времени, установить  связи между временем реализации различных культурных практик (видов деятельности) и изменить их по результатам педагогического наблюдения (развития детей) и анализа выполнения планов.

5) Соблюдение в планировании образовательной деятельности  принципа месячной и недельной регулярности ( цикличности)  ее проведения  с учетом  возрастных особенностей детей  с целью  выработки  у них   привычного и оптимального для их возраста режима и ритма жизни.

 6) Конкретность содержания планирования тем в качестве мотивации при использовании, которых выступают  культурно-смысловые контексты (зачем я это делаю?)  образовательной деятельности, позволяющая приступать к их реализации без дальнейшей детализации и проверять исполнение планов.

 7) Соблюдение  в планирование принципа развертывания деятельности от простого к сложному, от деятельности с помощью воспитателя к самостоятельной деятельности.

 8) Компактность, обозримость формы планирования, позволяющая видеть и сравнивать содержания планирования  по неделям, месяцам, годам пребывания детей в дошкольном учреждении.

  1. Как создать гибкую систему планирования в ДОУ?

Один из выходов – моделирование образовательной деятельности. Модель года и модель недели представит воспитатель по результатам участия в авторском семинаре Скоролуповой О.А. «Особенности организации профессиональной деятельности воспитателя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Модель недели является своеобразной циклограммой планирования, позволяющей с одной стороны освоить минимум содержания образования для конкретной возрастной группы по каждой образовательной области, с другой стороны использовать формы организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО.

Определить минимум содержания на учебный год позволяют нам перспективные планы по тематическим модулям.

Нормативные, методические материалы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015);
  2. Методические  рекомендации  по работе  с  примерной основной образовательной программой  дошкольного образования  и  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. - М., ФГАУ «Федеральный институт развития образования», 2016.
  3. Скоролупова О.А. «Особенности организации профессиональной деятельности воспитателя в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (Презентация: материалы авторского семинара 25.11.2016, ГБУ ДПО ЧИППКРО).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования

В данной методической разработке рассматриваются особенности осуществления коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования....

Виды педагогических советов, формы их организации на современном этапе развития дошкольного образования

Одной из важнейших форм руководства дошкольным образовательным учреждением и повышения профессионального мастерства воспитателей являются педагогические советы....

Педагогический совет « Воспитатель на современном этапе развития дошкольного образования»

Педагогический совет:« Воспитатель на современном этапе развития дошкольного образования»...

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования...

Анкета для выявления готовности педагогов к деятельности в современных условиях развития дошкольного образования

Развитие содержания дошкольного образования в современных условиях требует внесение изменений в работу каждого педагогического коллектива дошкольной образовательной организации. Не все педагоги и спец...

ДОКЛАД к педагогическому совету: «Работа с родителями на современном этапе развития дошкольного образования»

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения...