Игра - мозговой штурм "Повышение уровня знаний педагогов по дорожной грамоте"
методическая разработка на тему

Содействовать повышению уровня образования педагогов по вопросам охраны безопасности жизни участников дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozgovoy_shturm_po_pdd.docx40.14 КБ
Файл prezentatsiya_po_pdd.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                 «Детский сад №31 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ

Игра в форме  мозгового штурма

 «Повышение уровня знаний педагогов по дорожной грамоте»

Провела старший воспитатель

Султанова Миляуша Марсельевна

Лениногорск, 2014 г.

Цель: содействовать повышению уровня образования педагогов по вопросам охраны безопасности жизнедеятельности участников дорожного движения.

Порядок проведения. Педагоги делятся на две команды. Выбирается жюри, которое оценивает работу педагогов. В жюри присутствует инспектор ГИБДД. За каждый правильный ответ команда зарабатывает балл. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Вступительное слово старшего воспитателя.

Ведущий. Как известно, чтобы учить чему-то другого, нужно сначала научиться самому. Наша игра должна способствовать получению  знаний педагогов о правилах дорожного движения. Для этого нужно выполнить несколько заданий.

Задание 1. «Целеполагание»

Каждой команде предлагается определить основную цель (одну), наиболее главные задачи работы (по три) и основные направления деятельности дошкольного учреждения по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге. Ответы необходимо аргументировать.

Цель – сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения в условиях функционирующей, постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной среды.

Задачи:

  1. Подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении. Образовательная деятельность по формированию стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах.
  2. Формирование у детей специальных знаний, умений, практических навыков и привычек безопасного поведения на дороге.
  3. Воспитание дисциплинированности  и высокой транспортной культуры у детей.

   

Задание 2. «Умные вопросы»

Командам по очереди задаются вопросы.

  1. Что самое опасное при пересечении проезжей части?

Ответ. Многие считают, что самое опасное — машина, особенно когда она быстро едет, но еще опаснее стоящие машина, автобус или грузовик. Машину, которая движется, пешеход заметит, и не будет переходить улицу. Стоящая машина закрывает собой другую машину, которая едет, пешеход ее не заметит, подумает, что опасности нет, и выйдет или выбежит прямо под колеса.

  1.  О чем нужно думать при переходе проезжей части?

Ответ. Самое важное, хотя это не так легко, — перед переходом улицы выбросить из головы посторонние мысли, забыть о спешке, желании успеть куда-то и обеспечить свою безопасность, правильно оценив обстановку. Только оказавшись на другой стороне улицы, можно снова думать о текущих делах.

  1.  В чем опасность пересечения проезжей части с ребенком (от 2 до 6 лет)?

Ответ. Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на улице и могут побежать вперед в самый неподходящий момент. Старшие должны крепко держать за руку младших и не выпускать их при попытке вырваться. Особенно часто такие попытки бывают при выходе из автобуса, троллейбуса, трамвая или такси напротив своего дома, когда на другой стороне улицы появились отец, мать, бабушка или знакомые.

  1.  Что нужно помнить при перевозке детей в транспорте?

Ответ. Перевозить детей дошкольного возраста разрешается только в автобусах. При этом с детьми должны находиться взрослые. При посадке нужно напомнить детям, что следует входить и выходить через переднюю дверь. Внутри салона нужно рассадить детей по сиденьям и убедиться, что двери и окна закрыты. Перевозка стоящих детей запрещена. Водитель должен трогаться только с вашего разрешения, ехать плавно, на небольшой скорости, не производить резких поворотов, торможений, потому что дети могут упасть и получить ушибы. На переднем и заднем стекле должны быть таблички желтого цвета с каймой красного цвета и изображением дорожного знака «Дети». По прибытии на место водитель должен как можно ближе поставить автобус к месту высадки, I вплотную к тротуару. Во всех случаях перевозки детей в автобусе! следует требовать от руководителей автохозяйств, чтобы автобус был хорошо подготовленным, чистым. Должен быть выделен опытный водитель, хорошо знающий правила движения и предстоящую дорогу. Перед перевозкой детей руководители автохозяйств должны лично осмотреть автобус и проинструктировать водителя.

  1.  Что нужно знать, когда выводишь детей на экскурсию?

Ответ. При передвижении детей по улицам города воспитатель должен уметь организовать их. Необходимо тщательно продумать наиболее безопасный маршрут. Не следует забывать, что группам   детей разрешается идти только по тротуару, не более чем в два ряда). Сопровождать группу нужно так: один взрослый впереди группы, другой позади. Необходимо следить, чтобы дети шли, взявшись за руки, не более чем в метре от впереди идущей пары. При пересечении проезжей части нужно обращать внимание детей на сигналы светофора, на приближающийся транспорт, который на зеленый свет имеет право делать левый и правый повороты. Следует приучать детей переходить улицы спокойно, без спешки. При переходе через регулируемый перекресток воспитатель должен подойти к регулировщику и попросить задержать транспорт для безопасного перехода детей через улицу. На нерегулируемом перекрестке воспитатель должен выйти на дорогу, поднять красный флажок или дорожный знак «Дети», остановить движение транспорта, пока дети не перейдут улицу. За городом воспитатель может вести колонну детей по обочине, но навстречу движущемуся транспорту и только в светлое время суток.

  1. Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую?

Ответ. Когда одна машина выезжает из-за другой, скорость обгоняющей намного больше. Пешеход может не заметить машину, пока она не обгонит, но тогда уже будет поздно. Водитель обгоняющей машины не увидит пешехода, пока не выедет из-за машины, которую обгоняет.

Задание 3. «Кто быстрее» слайд

Командам задается вопрос и предлагается несколько вариантов ответа. Необходимо быстро и точно ответить (правильный ответ выделен курсивом).

  1.  Какие бывают дороги: грунтовые, непроходимые, гравийные, песочные, асфальтовые, бетонные, щебеночно-смешанные, запущенные.
  2.  В нашей стране движение транспорта и пешеходов: двустороннее, правостороннее, левостороннее.
  3.  Дорожная разметка выполняется: белой краской, синей краской, желтой краской, не имеет значения.
  4.  Не разрешается ездить по улицам и дорогам на велосипеде подросткам до: 13 лет; 14; 15; 16.
  1. Перед поворотом велосипедист подает знак: вытягивает руку вверх; вытягивает руку в сторону, вытягивает руку вперед, сигналит.
  2.  Правая рука регулировщика вытянута вперед. Это означает:
  •  пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика,
  •  движение транспортных средств и пешеходов запрещено;
  •  разрешено движение транспортным средствам за спиной регулировщика.
  1.  За городом пешеход движется:
  •  по направлению движения транспорта вдоль обочины;
  •  вдоль обочины навстречу двигающемуся транспорту,
  •  вдоль дорожной разметки.
  1.  Остановка автомобиля разрешается:
  •  на левой стороне обочины дороги;
  •  на правой стороне обочины дороги-,
  •  рядом с любым общественным пунктом.
  1.  Перекресток со светофором считается нерегулируемым:
  •  если отсутствует регулировщик;
  •  при желтом мигающем сигнале светофора-,
  •  если на нем большое скопление машин.
  1. Перевозить детей в автомобиле в специальном детском удерживающем устройстве необходимо до: 5 лет; 8; 10; 12.

Задание 4. «Умные дорожные знаки»

Повторить классификацию знаков.

Каждой команде предлагается лист бумаги, разделенный на две части. В левой части приведена классификация дорожных знаков, в правой — описано, как выглядят группы дорожных знаков в соответствии с классификаций. Необходимо соединить группу знаков с соответствующим описанием.

Знаки

1. Предупреждающие

  1.  Квадратная форма голубого цвета.
  2.  Запрещающие.
  1.  Круглая форма голубого цвета. Изображенные на них символы белого цвета.
  2.  Предписывающие
  1.  Форма треугольника, окрашенного в белый цвет, по краям красная кайма.
  2.  Информационные
  1.  Круглая форма, окрашенная в белый цвет, по окружности красная кайма.
  2.  Особые предписания
  1. Прямоугольная форма, на которой схематично изображены различные объекты.
  2. Сервис
  1. Квадратная или прямоугольная форма голубого цвета.

Правильные ответы: 1—3, 2—4, 3—2, 4—1, 5—6, 6—5.

После того как установлено соответствие между группой знаков и их описанием, педагоги должны поочередно демонстрировать различные дорожные знаки. Необходимо определить их принадлежность к группе и что они обозначают. (Знаки: «Опасный поворот», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Двустороннее движение», «Движение запрещено», «Движение пешеходов запрещено», «Въезд запрещен», «Разворот запрещен», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка», «Объезд препятствия справа или слева» и т.д.)

Задание «Угадай-ка»

Задание 5. Блицтурнир «Минутка безопасности»

Командам необходимо ответить на вопросы.

  1.  Что в жестах регулировщика напоминает жесты наших предков — охотников и воинов?
  2.  Почему опасно перебегать улицу?
  3.  Почему опасно переходить улицу наискосок?
  4.  Что обозначает надпись «Опасность на повороте»?
  5.  Чем опасна стоящая машина?
  6.  Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?
  7.  Почему опасно ходить по улицам группами?
  8.  Можно ли оглядываться при переходе улицы?

Задание 6. «Макетирование»

Каждой команде предлагается макет для изучения правил дорожного движения и набор дорожных знаков. Необходимо разместить знаки на макете, ориентируясь на дорожную разметку и объекты, имеющиеся на макете.

Задание 7. «ПДД в картинках»

Каждой команде предлагается по три картинки. Необходимо найти на них нарушение правил дорожного движения, объяснить, как надо поступить в данной ситуации.

 В конце игры жюри подводит итоги.

Педагогический пробег «Дорожная грамота — грамота безопасности жизни»

Цели:

  •  формировать у педагогов осознание необходимости работы с

детьми по обучению правилам дорожного движения;

  •  систематизировать знания педагогов по ПДД.

Порядок проведения. Пробег проводится в форме беседы и обсуждения вопросов за круглым столом. Педагоги получают индивидуальные карточки с вопросами, отвечают на них. Остальные педагоги дополняют высказывания. Вступительное слово старшего воспитателя.

Ведущий предлагает обсудить следующие вопросы.

•         Каковы причины детского дорожно-транспортного травматизма?

•         Какую роль играет ДОО в формировании у детей навыков безопасного поведения на дороге?

•         Какие формы и методы наиболее действенны и эффективны для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге?

•         Какими знаниями должен обладать педагог, чтобы грамотно обучать детей правилам дорожного движения?

Ведущий. Теперь представьте себе, что вы находитесь на экзамене по правилам дорожного движения в ГИБДД. Необходимо правильно ответить на «экзаменационные билеты» (каждый педагог берет билет).

1.         Может ли помешать увидеть опасность машина, которая движется?

Ответ. Может. Часто по улице едут рядом несколько машин. При этом одна закрывает другую. Пешеход может не заметить машину, которая сзади. Особенно опасно, если в это время одна машина обгоняет другую. Кроме того, на улице машины часто едут навстречу друг другу. При этом, когда они разъезжаются, одна машина загораживает другую. Если пешеход пропустил машину, надо подождать, пока она отъедет подальше. Иначе можно не заметить встречную и попасть под нее.

2.         Как определить, что машина собирается повернуть направо?

Ответ. Машина занимает первый (самый правый) ряд, включается и мигает правый фонарик — указатель поворота (называется подфарник).

3.         Чем опасны машины с прицепом?

Ответ. Во-первых, при повороте прицеп заносит и он может задеть пешеходов; во-вторых, невнимательный пешеход, увидев, что кузов машины проехал мимо, может начать переходить и попадет под прицеп.

4.         Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины?

Ответ. Одна машина выезжает из-за другой, поэтому водитель и пешеход могут не заметить друг друга, так как видимость будет закрывать машина.

5.         Можно ли оборачиваться на чей-то зов при переходе улицы?

Ответ. Нельзя. На улице за секунду машина проезжает 10 м и даже больше. Мы привыкли на шум, крик, зов оглядываться, не думая! Надо избавиться от этой привычки.

6.         Ребенок спешит в кино. К переходу приближается грузовик, но ребенок считает, что он успеет перейти. В чем опасность?

Ответ. Опасности две. Во-первых, за грузовиком может быть не видна другая машина, которая едет с большой скоростью и скрыта от ребенка; во-вторых, переходя улицу, ребенок будет наблюдать за приближающимся грузовиком и может забыть посмотреть еще раз в другую сторону. А если там тоже машина?

7.         Как чаще всего попадает под машину велосипедист?

Ответ. При повороте налево! Едет по дороге. Кажется, машины нет рядом, можно повернуть и, не посмотрев назад, велосипедист начинает поворачивать налево, а машина тут как тут.

8.         Возле подъезда дома стоит машина. Водитель ушел. В чем опасность?

Ответ. Стоящая машина опасна тем, что мешает осмотру дороги. Из-за нее можно не заметить другую машину, мотоцикл.

9.         Что такое дорога, какие бывают дороги? Из каких частей она состоит?

Ответ. Дорогой называется полоса, предназначенная для движения транспорта. Дороги бывают грунтовые, гравийные и асфальтовые (бетонные). Они могут быть с дву- и односторонним движением. На дорогах с двусторонним движением транспорт движется в двух направлениях, а на односторонних — в одном. Дорога состоит из проезжей части и обочины. Проезжая часть предназначена для движения транспорта, обочина — для остановки, стоянки транспорта и для движения пешеходов.

10.         Назовите основные сигналы регулировщика.

Ответ. Сигналами регулировщика служат положения его корпуса, жесты руками и жезлом. Сигналы регулировщика обязаны выполнять все участники движения.

Если регулировщик стоит левым или правым боком к пешеходам, руки вытянуты в стороны или опущены — это соответствует зеленому сигналу светофора, и движение через проезжую часть разрешается.

Если регулировщик поднимает вверх руку или жезл, это соответствует желтому сигналу светофора. Пешеходам в этом случае запрещается начинать переход через улицу. Если этот сигнал застал пешехода на перекрестке, тогда он должен дойти до тротуара.

Если регулировщик обращен к пешеходам спиной или грудью с вытянутыми или опущенными руками, переход проезжей части запрещен.

Если регулировщик вытянул правую руку вперед, это означает, что пешеходам можно переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

На перекрестке, где движение регулируется одновременно светофором и регулировщиком, нужно выполнять указания регулировщика.

  1. Как правильно переходить улицу?

Ответ. Для безопасного перехода проезжей части пешеходам отведены определенные места: подземные переходы, пешеходные, обозначенные линиями, разметками, четкими указателями, дорожными знаками. Пересекать проезжую часть пешеходы должны только по пешеходным переходам, в местах, обозначенных разметкой или дорожным знаком «Пешеходный переход». Прежде чем начать переход проезжей части, нужно убедиться в полной безопасности: сначала посмотреть налево, а на середине дороги направо. Если транспорт движется справа налево, при переходе улицы надо посмотреть направо. Переходить проезжую часть нужно спокойно, не торопясь, чтобы видеть приближающийся транспорт. Нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом.

Ведущий. Для каждой возрастной группы есть необходимый минимум знаний по правилам дорожного движения. Предлагаю определить, с какого возраста детям доступны те или иные знания.

  1.  Знает элементы дороги — проезжую часть, тротуар, обочину, перекресток, пешеходный переход и т.д. (Вторая младшая группа.)
  2.  Знает сигналы регулировщика. (Старшая группа.)
  3.  Может называть и показывать дорогу, тротуар. (Первая младшая группа.)
  4.  Классифицирует дорожные знаки по группам. (Подготовительная к школе группа.)
  5.  Имитирует действия водителя. (Первая младшая группа.)
  6.  Знает, как нужно себя вести в автобусе. (Средняя группа.)
  7.  Знает и называет виды транспортных средств — автобус, грузовик, машина, велосипед и т.д. (Вторая младшая группа.)
  8.  Имеет элементарные представления о дорожных знаках. (Средняя группа.)
  9.  Знает правила для пешеходов. (Старшая группа.)
  10.  Знает дорожную разметку. (Подготовительная к школе группа.)
  11.  Знает правила поведения для пассажиров. (Старшая группа.)
  12.  Знает о труде водителя. (Средняя группа.)
  13.  Знает, где останавливается автобус. (Вторая младшая группа.)
  14.  Знает правила посадки в общественный транспорт и высадки из него. (Средняя группа.)
  15.  Классифицирует транспорт. (Старшая группа.)
  16.  Имеет представление о работе сотрудника ГИБДД. (Подготовительная к школе группа.)

Далее старший воспитатель предлагает педагогические ситуации для решения.

  1.  Вы подошли к перекрестку. Пока подходили, все время горел зеленый свет. Можно ли переходить дорогу?
  2.  Вы с ребенком стоите у перехода, дожидаясь разрешающего сигнала светофора. Некоторые нетерпеливые пешеходы начинают переход (или просто спускаются с тротуара на проезжую часть), не дожидаясь зеленого сигнала светофора. Как вы поведете себя в подобной ситуации, что скажете ребенку?
  3.  Вы с ребенком зашли в автобус. Ребенок устал, капризничает, но свободных мест нет, и никто не собирается уступать место. Ваши действия...
  4.  Ваш ребенок боится переходить улицу. Его пугает плотный поток машин. Как вы научите ребенка переходить через проезжую часть?
  5.  Как бы вы объяснили ребенку правила перехода улицы по нерегулируемому перекрестку?

 Вы стоите на тротуаре, ваш дом на противоположной стороне улице, пешеходный переход в 100 м от вас. На проезжей части нет машин. Вы хотите быстро перейти улицу не по разметке перехода, но ребенок тянет вас назад, объясняя, что в детском саду их учили переходить проезжую часть только по переходу. Ваши действия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра в форме мозгового штурма « Повышение уровня знаний педагогов по дорожной грамоте»

Слайд 2

Задание «Умные дорожные знаки»

Слайд 3

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОСОБОГО ПРЕДПИСАНИЯ СЕРВИС

Слайд 4

ЗНАКИ ОПИСАНИЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ Предупреждающие 1.Квадратная форма синего цвета. 2. Запрещающие 2.Круглая форма голубого цвета. Изображенные на них симво­лы белого цвета. 3. Предписывающие 3.Форма треугольника, окрашенного в белый цвет, по краям красная кайма. 4.Информационные 4. Круглая форма , окрашенная в белый цвет, по окружности красная кайма. Особые предписания 5.Прямоугольная форма (синего цвета), на которой схематично изображены различные объекты. 6. Сервис 6.Квадратная или прямоугольная форма синего (голубого) цвета .

Слайд 11

Знак «Опасный поворот» Предупреждающий знак

Слайд 12

Знак «Пересечение с велосипедной дорожкой» Предупреждающий знак

Слайд 13

Знак «Двустороннее движение» Предупреждающий знак

Слайд 14

Знак «Движение запрещено» Запрещающий знак

Слайд 15

Знак «Движение пешеходов запрещено» Запрещающий знак

Слайд 16

Знак «Комплексная автомойка» Знак сервиса

Слайд 17

Знак «Объезд препятствия справа или слева» Предписывающий знак

Слайд 18

Знак «Полоса для маршрутных транспортных средств» Знак особого предписания

Слайд 19

Задание «Кто быстрее?» 1. Какие бывают дороги: грунтовые, непроходимые, гравий­ные, песочные, асфальтовые, бетонные, щебеночно-смешанные, запущенные.

Слайд 20

2. В нашей стране движение транспорта и пешеходов: - двусто­роннее; - правостороннее; - левостороннее .

Слайд 21

1. Дорожная разметка выполняется : -белой краской; - синей крас­кой ; - желтой краской; - не имеет значения.

Слайд 22

2. Не разрешается ездить по улицам и дорогам на велосипеде подросткам до: 13 лет; 14; 15; 16.

Слайд 23

1. Перед поворотом велосипедист подает знак: вытягивает руку вверх; вытягивает руку в сторону ; вытягивает руку вперед ; сигналит .

Слайд 24

2. Правая рука регулировщика вытянута вперед. Это означает: пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спи­ной регулировщика, движение транспортных средств и пешеходов запрещено; разрешено движение транспортным средствам за спиной регу­лировщика.

Слайд 25

1. За городом пешеход движется: по направлению движения транспорта вдоль обочины; вдоль обочины навстречу двигающемуся транспорту, вдоль дорожной разметки.

Слайд 26

2. Остановка автомобиля разрешается: на левой стороне обочины дороги; на правой стороне обочины дороги; рядом с любым общественным пунктом.

Слайд 27

1. Перекресток со светофором считается нерегулируемым: если отсутствует регулировщик; при желтом мигающем сигнале светофора; если на нем большое скопление машин.

Слайд 28

2. Перевозить детей в автомобиле в специальном детском удер­живающем устройстве необходимо до: 5 лет; 8; 10; 12.

Слайд 29

Задание « Угадай-ка » Могут ли в зоне этого знака двигаться автомобили? Могут ли в зоне этого знака двигаться автомобили? Может ли пешеход в зоне этого знака перейти улицу? Может ли пешеход переходить дорогу в зоне действия этого знака?

Слайд 30

Могут ли в зоне этого знака находиться пешеходы? Могут ли пешеходы двигаться в зоне действия этого знака? Могут ли в зоне этого знака двигаться велосипедисты? Можно ли пешеходам передвигаться в зоне действия этого знака? Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов «Повышение уровня знаний педагогов по дорожной грамоте»

Представлена деловая игра для педагогов для повышения уровня их педагогической компетенции по ПДД...

Деловая игра мозговой штурм для педагогов «Воспитываем патриотов»

laquo;Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.»А.С. М...

Сводная таблица уровня знаний, умений и навыков дошкольников по правилам безопасного дорожного движения

Мониторинг результатов реализации программы "Дорожная азбука для дошколят"...

Материал по работе с родителями ( изготовление совместно с родителями книжек - самоделок) направленный на применение детской художественной литературы для повышение уровня знаний дошкольников по основам безопасности дорожного движения.

 Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами ...

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Страна Правил Дорожного Движения» (средняя группа) Программные задачи: • закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах; • систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении; • закрепить знания

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Страна Правил Дорожного Движения»(средняя группа) Программные задачи:закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;систематизировать зна...