Памятка по устранению замечаний, выявленных в ходе проверки конспектов занятий
материал ( группа) на тему

Перевалова Ирина Дмитриевна

Памятка для воспитателей по устранению замечаний, выявленных в ходе проверки конспектов занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_zamechaniyam_konspektov.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по замечаниям, выявленным в ходе проверки конспектов занятий.

1. Отсутствие конкретности и реалистичности при формулировании цели занятия.

(Например: неправильно – «Совершенствовать грамматический строй речи»,

правильно – «Составление рассказа по дидактической картине «Зима»).

2. Недостаточная продуманность решения задач.

 (Задача обозначена  - в конспекте нет её решения).

3. Не обозначены технологии или методические пособия, используемые при составлении конспекта занятия.

(Для педагогов ВКК  технологии – творческая мастерская, проектная, мнемотехника, ИКТ и т.д.

Для педагогов 1 КК - работа над конспектом подразумевает переработку  готового конспекта из методической литературы/пособия конкретного автора, т.е.  дополнительную работу над ним).

4. Недостаточная продуманность мотива к деятельности.

(ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ МОТИВАЦИИ:

  1. учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);
  2. мотивация должна быть экономной (2-3 мин), не должна доминировать.

Мотивация - младший дошкольный возраст:

1. Вы рассказываете, что  у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и.т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.

3. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек.

5. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.

6. По окончанию работы, детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя, при желании, полученный продукт.
Мотивация - старший дошкольный возраст.

1.В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но главным становятся не персонажи, а сюжеты (кто-то передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо).

2. В подготовительных группах широко используются проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их отыскать. Тема: «Объём» Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: сам формулирует проблему (задачу); сам находит ее решение; решает и самоконтролирует правильность этого решения.

Так, например, воспитатели часто прибегают к игровому приему, который связан с имитацией прихода в гости к детям того или иного игрового персонажа. Педагог изображает стук в дверь, а затем, открыв ее, объявляет детям, что к ним кто-то «пришел». Возрастной диапазон использования этого игрового приема от 2 до 7 лет. И если малыши 2 - 3 лет с неподдельным, искренним интересом относятся к «приходу» игрушки или куклы «би-ба-бо», то для старших детей этот прием не только не эффективен, но способен вызвать даже плохо скрываемую насмешку.

 К «просьбам» игрового персонажа младшие и старшие дошкольники также относятся по-разному: малыши – с готовностью, а старшие – индифирентно. Дети 2-3 лет, которые уже освоили игровое действие (действие понарошку), действительно готовы «помочь» игрушке и «выполнить» ее просьбу, приложив для этого определенные усилия. Но для этого игрушка должна стать в буквальном смысле слова ближе к ребенку. Он должен взять ее в руки, подействовать с ней, «поговорить», а потом, может быть, и захотеть что-то для нее сделать.

Но в большинстве случаев с игрушкой-гостем манипулирует педагог. А от детей она находится на значительном и недосягаемом расстоянии. Поэтому в лучшем случае каждому ребенку удается лишь погладить ее. В результате кроме эффекта новизны никакого эмоционального и игрового воздействия на маленьких детей этот игровой прием не оказывает.

В связи с этим Доронова Т.Н. подчеркивает, что игровые методы и приемы, используемые как мотивация к деятельности,  должны соответствовать способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.

Например: младшие дошкольники -  нарисовал дорогу, а затем «проехал» по ней на маленькой, игрушечной машине; «загрузил» машину, нарисовав в кузове то, что она перевозит; слепил из глины или пластилина печенье – покормил (понарошку) игрушку, которая находится рядом, и т.п.

В среднем дошкольном возрасте детей принимают роли и действую в соответствие с ролевым поведением (в роли зайчика ребенок строит для себя дом, «заготавливает» овощи – лепит морковь, свеклу и т.п.)

В старшем дошкольном возрасте  дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта, художественных произведений, различных событий, фантазирования и т.п.

Из итогов введения ФГОС ДО:

Современность сюжета – новое требование к завязке. Готовя открытое занятие, воспитатель зачитала мне мотив: «К нам пришла телеграмма». Когда Вы последний раз получали телеграмму? - спросила я ее (ответа не последовало). О таком способе общения как телеграмма, современные дети знают только от воспитателя, стремящегося заинтересовать, привлечь внимание.

- Появление в лексиконе воспитателей старших групп новых слов, интересных детям: «Экспедиция», «телепортация»  (вместо путешествия), «смс – сообщения, скайп» (вместо забытых современными людьми телеграмм, надоевших стуков в дверь и случайно найденных предметов) - залог успешной мотивации.  Удивила идея: запуск видео-ролика  программы «Вести» (видео различных заставок телевизионных передач в настоящее время доступно каждому), в котором репортаж корреспондента  привлек внимание детей и побудил их к организации спасательной операции.

Примеры мотивации:

Воспитатель создает игровую ситуацию. На подставке стоят карандаш и кисточка и разговаривают между собой:

Карандаш: Кисточка, что ты умеешь рисовать?

Кисточка: Дорожки длинные и короткие, листочки. А ты что умеешь?

Карандаш: Я тоже это умею. А еще меня ребята научили рисовать колечки для пирамидки.

Кисточка: А я не умею, но мне тоже хочется этому научиться. Научи меня!

Другие кисточки: И меня! И меня!

Карандаш: Я бы научил вас, но кисточкой надо рисовать не так, как карандашом. Попросите ребят, они вас научат.

Воспитатель: Ребята, давайте научим кисточки рисовать!

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам прилетели инопланетяне (Показывает игрушку инопланетянина). Они узнали, что у нас на Земле есть невиданный продукт. Как вы думаете, что это за продукт? Не знаете? Тогда сейчас я загадаю загадку, и вы сразу поймете, о чем идет речь.

Растили, растили, Били, били, Мяли, мяли, В печи выпекали, К столу подавали.

Ребята, скажите, пожалуйста, что вы в детском саду любите делать больше всего?

-Я тоже хочу с вами поиграть. Достаю мешочек (с колокольчиками)

-Как вы думаете, что здесь? А как можно узнать, что в мешочке не открывая его? (понюхать, потрясти, потрогать сквозь ткань).

-Предлагаю все-таки узнать что в мешочке -  передавайте по очереди друг другу волшебный мешочек, не заглядывая вовнутрь  выберите один предмет, не вынимая скажите всем, что у вас, затем достаньте и покажите.

Дети по очереди достают колокольчики. Одному ребенку  не хватает колокольчика.

-Что делать, ребята? Мы можем, как то помочь?

5. Слабое использование или отсутствие развивающих методов обучения детей дошкольного возраста.

 (Методы развивающего обучения: проблемные вопросы, проблемные ситуации; мозговой штурм, дискуссия, моделирование ситуации, проектная и исследовательская деятельности; выбор детьми деятельности, материала, высказывание  своего мнения, самостоятельный поиск решения проблемы).

6. Недостаточное освещение в конспекте интеграции видов детский деятельности. 

 (Описание того, что делают дети, вместо определения видов детской деятельности).

7.  Не продуманность  окончания занятия.

 Если занятие заканчивается изобразительной деятельностью, то -  «открытый конец» (каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось).

Если в конце занятия нет изодеятельности, то чем рефлексия отличается от обычного анализа занятия?

Из итогов введения ФГОС ДО:

Воспитатели  по-прежнему спрашивают о разнице анализа, итога занятия от нового термина «рефлексия». Обозначаю опять же основные отличия: рефлексия это - потребность и способность задавать самому себе вопросы по поводу осуществляемой деятельности: «А что я сделал? А зачем это я сделал? А как? А для кого? Что так и не так?».  Я всегда спрашиваю слушателей: «Как часто в своей взрослой жизни вы встречаете людей, неспособных задавать себе эти вопросы, неспособных к рефлексии?» В глазах большинства слушателей появляется понимание. Мы все встречаем таких людей, когда понимаем, что с кем-то не можем найти общий язык, договориться. Эти люди не успешны в общении, дружбе, а часто и в семейной жизни. «Теперь понимаете, почему так важно учить этому детей с детства?», - спрашиваю я опять. Вот и понимается здесь глубина и отличие вопросов: «Как решили проблему? Кто тебе помог? Чем ты помог друзьям?» от привычных  нам: «Где вы были? Что там сделали? Понравилось ли вам наше путешествие?»

8. Нет понимания различия между планом-конспектом занятия и фотозаписью занятия. (злоупотребление диалогами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по устранению Тахилалии для детей 5-6 лет.

Конспект занятия по устранению Тахилалии для детей 5-6 лет. Цель: Работа над фразой и текстом. Составление рассказа.Задачи1.     Снижение эмоционального возбуждения.2....

Конспект занятия на тему "Проверка знаний по теме: "Мы - граждане своей страны"

Данный материал предназначен для обучающихся творческого объединения "Юный гражданин и патриот". Конспект занятия состоит из семи заданий и носит интеллектуально-творческий характер. Цель: закрепление...

Памятка по замечаниям, выявленным в ходе проверки конспектов занятий.

Памятка по замечаниям, выявленным в ходе проверки конспектов занятий....

Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе. Тема: ««Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала)».

Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе.                                        ...

СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023 ГОД

СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023 ГОД...

Сборник игр, направленных на развитие компетенций будущих первоклассников, а также на преодоление затруднений, выявленных в ходе мониторинговых исследований 2023г.

  СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, А ТАКЖЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2023г....