Наставничество
проект на тему

Оливанова Надежда Сергеевна

в документе прилагается положение и проект органиазции наставничества среди начинающих педагогов детского сада и  стажистов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующая

Детским садом «Солнышко»

______________О.Е. Чечикова

Приказ №_____от _____2016 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации наставничества

  1. Общие положения
  1. Настоящее Положение об организации наставничества в (далее - Положение) разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании».
  2. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность опытных сотрудников учреждения по оказанию помощи молодым специалистам  первого года трудовой деятельности и педагогам стаж работы,  которых  до трёх лет.
  3. В настоящем Положении используются следующие понятия:

наставничество - форма профессионального становления молодых специалистов под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качеств персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций;

наставник - высококвалифицированный работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом,  проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми специалистами по их адаптации к производственной деятельности, приобщению к корпоративной культуре, способствующий скорейшему профессиональному развитию молодых специалистов;

молодой специалист - выпускник образовательного учреждения высшего, среднего или начального профессионального образования, впервые вступивший в трудовые отношения после окончания учебного заведения в течение года;

молодой педагог – педагог стаж педагогической деятельности до трёх лет.

  1. Цели и задачи наставничества
  1. Цель наставничества – совершенствование профессионального мастерства, начинающих  педагогическую деятельность педагогов
  2. Задачи наставничества.
  • оказание помощи молодым педагогам в приобретении навыков практической деятельности;
  • формирование  готовности к самостоятельной организации и осуществлении деятельности;
  • оказание психолого-педагогической, материальной поддержке молодому педагогу.
  1. Организация наставничества
  1. Наставничество устанавливается для впервые принятого на работу молодого специалиста и  в помощь педагогу стаж работы, которого до трёх лет.
  2. Наставничество устанавливается продолжительностью до одного года.
  3. К работе в качестве наставников привлекаются работники учреждения, обладающие  высокими профессиональными качествами, имеющие стабильные показатели в работе, пользующиеся авторитетом в коллективе и проработавшие в занимаемой должности не менее трех  лет.
  4. Наставник назначается с его согласия приказом руководителя учреждения. В приказе указываются продолжительность наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого специалиста. Педагоги наставники  получают стимулирующие надбавки из фонда надбавок и доплат в размере 5 баллов и по итогам года и работы с молодым специалистом. Возможна  разовая  выплата из фонда надбавок и доплат, по результатам работы, при достижении цели наставничества,  по ходатайству комиссии по распределению стимулирующих выплат, может быть произведена премия наставникам.
  5. Замена наставника производится в следующих случаях:
  • при прекращении наставником трудовых отношений;
  • при переводе наставника или молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа на иную должность;
  • по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа.

  1. Ответственность за организацию наставничества несет  старший воспитатель.
  2.  Старший воспитатель обязан:
  • оказывать организационно-методическую помощь наставникам в планировании и реализации учебных мероприятий с молодым специалистом;
  • заслушивать отчеты о проделанной работе;
  • анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт наставничества;
  • обеспечивать систематическое рассмотрение вопросов организации наставнической работы.
  1. Наставничество осуществляется методом индивидуального педагога в соответствии с индивидуальным планом наставничества (приложение № 1).
  1. Права и обязанности наставника

4.1. Наставник обязан:

  • передавать молодому специалисту накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
  • оказывать всестороннюю помощь молодому специалисту в овладении профессиональными навыками, своевременно выявлять и устранять ошибки в трудовой деятельности молодого специалиста;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с начинающим педагогом;
  • систематически обмениваться информацией по состоянию воспитательно- образовательного процесса;
  • своевременно давать советы, рекомендации, разъяснения, вносит разумные поправки в педагогические действия, посещает непосредственно – образовательную деятельность (НОД), режимные моменты;
  •  демонстрировать мастер-классы;
  • информировать руководство учреждения о результатах работы;
  • вести отчётную документацию  по итогам наставничества, анализируя свою деятельность согласно приложению  №2, №3.
  1. Наставник имеет право:
  • вносить предложения руководителю о создании необходимых условий для выполнения трудовых обязанностей;
  • принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой молодого специалиста, вносить предложения в профсоюзные органы, руководителю о поощрении молодого специалиста.
  1. Права и обязанности молодого специалиста.

5.1.Молодой специалист обязан:

  • выполнять правила внутреннего трудового распорядка учреждения руководствоваться в работе должностной инструкцией;
  • в  соответствии с задачами и планом работы, овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить необходимые нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждения;
  • максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией, ознакомления особенностями работы в учреждении, уточнения неясных для себя вопросов производственной деятельности;
  • посещать занятия, мастер – классы педагога – наставника;
  • отчитываться,  о проделанной работе в конце учебного года, согласно  приложения № 4

5.2.Молодой специалист имеет право:

  • в  индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам проектирования, моделирования и организации своей педагогической деятельности;
  • вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
  • при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю учреждения, старшему воспитателю;
  • систематически обменивается с педагогом-наставником информацией о создании условий для организации жизнедеятельности детей, состояния воспитательно- образовательной работы с детьми;
  • анализирует и оценивает свою педагогическую деятельность с целью дальнейшего ее совершенствования;
  • на основе анализа достигнутых результатов выдвигает и обосновывает новые педагогические задачи;
  • представляет педагогу-наставнику необходимую информацию и документацию по его просьбе.
  1. Завершение наставничества.

6.1. В течение десяти календарных дней по окончании, установленного приказом Руководителя учреждения, срока наставничества наставник формирует отчет об итогах

наставничества (приложение 2).

  1. При необходимости молодому специалисту, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
  2. Отчет наставника утверждается руководителем учреждения и приобщается к личному делу молодого специалиста.

Приложение №1

к положению об организации наставничества

Примерное планирование индивидуальной работы с молодым педагогом

Молодой педагог ФИО молодого наставника

Должность _____________________________

Педагог–наставник ФИО педагога – наставника_____________________________________

Посещение занятий и режимных моментов_________________________________________

Профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема для самообразования______________________________________________________

месяц

неделя

вид деятельности наставника

вид деятельности воспитателя

Сентябрь

1,2,3,4

Знакомство с начинающим педагогом, информирование его о плане работы группы наставников на текущий год.

Выявление его интересов и потребностей для составления индивидуального плана работы (план работы в течение года может корректироваться).

Консультации по планированию воспитательно-образовательной работы в группе, по ведению другой необходимой документации

Октябрь

1

Посещение утреннего приема детей  (общение с детьми и родителями, организация индивидуальной работы, игровой деятельности и т. д.)

Консультация «Организация

воспитательно-образовательной работы с детьми в группе в утренние часы»  

Консультация «Организация

утренней гимнастики в группе»

- умение распределять деятельность детей;

- умение выявлять интересы и склонности детей;

- знание разных видов игр для детей данного возраста;

- умение правильно подбирать комплексы упражнении;

- умение грамотно  использовать приемы

объяснения и показа

2

Изучить необходимую методическую литературу по организации игровой деятельности детей; подобрать перечень разных видов игр, используемых в работе с детьми

дошкольного возраста

3,4

Посещение утренней гимнастики

Консультация «Организация утренней гимнастики в группе»

- подобрать комплексы упражнений для утренней гимнастики

- умение правильно подбирать комплексы упражнений;

- умение грамотно использовать приемы объяснения

и показа;

- умение правильно подбирать комплексы

Изучить методические рекомендации по организации утренней

гимнастики в ДОУ

Ноябрь

1, 2

Посещение НОД по речевому развитию

Консультация «подготовка и проведение НОД по речевому развитию»

- умение грамотно подготовить НОД;

- умение сопоставлять задачи и содержание НОД

- изучить методическую литературу по речевому развитию детей

3,4

Посещение НОД по познавательному развитию

Консультация «Подготовка и проведение НОД по познавательному развитию».

Изучить методическую литературу по познавательному развитию

у детей дошкольного возраста

Декабрь

1,2

Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем детей, корригирующая гимнастика, организация индивидуальной работы,  игровой и самостоятельно деятельности детей, общение с детьми и родителями и т. д.)

- умение грамотно организовывать деятельность детей;

- умение управлять самостоятельной деятельностью детей;

-организация индивидуальной работы с детьми

3,4

Консультация «Организация воспитательно - образовательной

работы с детьми группы во второй половине дня»

Повторное посещение утреннего приема детей и утренней гимнастики

Изучить методические рекомендации по организации и руководству самостоятельной деятельности детей

Январь

3,4

Взаимное посещение  НОД

Посещение НОД наставника

- умение грамотно

подготовить НОД;

- умение сопоставлять

задачи и содержание

НОД;

- умение использовать разные методы

и приемы для

решения поставленных задач;

- умение подвести

итог НОД

Февраль

1,2,3,4

Посещение НОД  по художественно – эстетическому развитию.

Подготовка и проведение  интегрированного НОД (аппликация, лепка, краеведение, ОБЖ))

 - умение  составить и провести интегрированное НОД

Март

Организация работы с родителями. Составление родительского собрания

- умение грамотно составить  и провести часть  родительского  собрания;

Апрель

1-2

Повторное посещение НОД

Планирование необходимой индивидуальной работы на следующий учебный

год

Выявление новых интересов и

потребностей молодого педагога

на следующий учебный год

 - умение применять

полученные умения

и навыки

Май

2-3

Отчёт по работе с  педагогом

Отчёт по приобретённым умениям и навыкам

Приложение №2

к положению об организации наставничества

Отчет об итогах наставничества

Молодой специалист ____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Образование ________________________________________________________________

Профессия (должность) ____________________________________________________________________________

Периоды наставничества с "____ " __________________ 20 _ г.

по " " 20 г.

Основание: Приказ от «___» ________ 201__ г. № ____

Заключение о результатах работы по наставничеству

  • Показатель краткая характеристика
  • Знания по профилю работы достигнуты
  • Навыки по профилю работы
  • Результаты работы
  • Отношение к работе
  • Работоспособность
  • Инициативность
  • Дисциплинированность
  • Взаимоотношение с коллегами
  • Выполнение требований и стандартов профессиональной деятельности

Вывод___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наставник__________________________________________________________

(должность, подпись, фамилия, инициалы наставника)

" ___" _______________________ 20 _____ г.

С отчетом об итогах наставничества ознакомлен:_______________

(подпись молодого специалиста)

Приложение №3

к положению об организации наставничества

Анализ деятельности молодого педагога и педагога – наставника

Умение методически грамотно и содержательно организовывать воспитательно-образовательную работу

Умение методически

грамотно проводить подготовку и организацию разных

видов НОД

Как пример: Повысился уровень подготовки и организации НОД

Умение грамотно и своевременно использовать

разнообразные методы и приемы в работе с детьми.

Как пример:

Повысился уровень организации воспитательно-образовательной работы в утренние и вечерние часы.

Изучены необходимые методические рекомендации.

Выявленные  проблемы

Опыт работы с родителями.

Задачи на следующий учебный год

Как пример:

  • Повысить уровень владения методикой сюжетно ролевых игр, театрализованной и досуговой деятельности.
  • Познакомить с разными формами работы с родителями.
  • Совершенствовать уровень знаний о развивающей среде ДОУ и ее содержания.
  • Продолжать в течение года посещение занятий.

Приложение №4

к положению об организации наставничества

Отчет педагога (молодого специалиста) о проделанной работе за _______ учебный год

  1. Какие мероприятия были организованы в учебном году?   Вечера, досуги (с указанием названия)__________
  2. Какие дидактические игры и пособия   были подготовлены (с указанием названия)?______________________
  3. Какие были проведены Вами открытые занятия, и с какой целью?_______________________________________
  4. Какое мероприятие, проведенное Вами, считаете наиболее интересным?________________________________
  5. Повышали ли Вы свою квалификационную в этой учебном году (курсы, семинары)________________________
  6. Какие методические мероприятия, проведенные в этом учебном году, Вам запомнились больше всего?______
  7. Какие инновационные технологии освоены Вами за последний период?__________________________________
  8. Как Вы оцениваете сами свою работу в этом учебном году ( по 10 бальной системе)?_____________________



Предварительный просмотр:

Информация о системе наставничества в Детском саду «Солнышко»

Кадровый состав системы наставничества на 2016 – 2017 учебный год.

п/п

ФИО, должность молодого специалиста

Педагогический стаж

ФИО, должность наставника

Опыт работы в качестве наставника

1

Макрушина Надежда Анатольевна

0

Евчук Мария Сергеевна

«Стажист – молодой специалист»

2

Сэротэтто Ольга Александровна

0

Черкавская Анна Михайловна

«Стажист – молодой специалист»

3

Галковская Галина Михайловна

0 - 3

«Стажист – начинающий педагог»

4

Сэоротэтто Виктория Хасововна

0

Яптик Анине Дмитриевна

«Молодые молодым»

5

Худи Ирина Леонидовна

0

Яптик Оксана Дмитриевна

«Стажист – молодой специалист»

6

Тусида Виктория Алексеевна

0 - 3

«Стажист – начинающий педагог»

Для приказа

Наставник назначается с его согласия приказом руководителя учреждения. В приказе указываются продолжительность наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого специалиста. Педагоги наставники  получают стимулирующие надбавки из фонда надбавок и доплат в размере 2 баллов и по итогам года и работы с молодым специалистом, возможна  разовая  выплата из фонда надбавок и доплат.



Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ

по работе с молодыми специалистами

за 2016 – 2017 учебный год

Старший  воспитатель  

Оливанова Надежда Сергеевна

с. Яр – Сале – 2017 год

Итоги  работы с молодыми педагогами

2016-2017 учебного года.

Слайд 2

Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности образовательного учреждения. Оптимизировать процесс профессионального становления молодого специалиста, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию помогает создание гибкой и мобильной системы методического сопровождения, через привлечение к данной деятельности опытных педагогов – наставников.1

В соответствии с планом работы с молодыми  специалистами на 2016-2017 учебный год старшим воспитателем была организована и проведена  следующая работа:

  1.  Разработано положение  «Об организации наставничества», распределены наставники.
  2. Составлен план работы старшего воспитателя с молодыми специалистами и планирование работы между наставником и педагогом, который  разработали наставники.
  3. Между наставниками и молодыми специалистами был организован круглый стол, на котором наметились пути решения и основные аспекты для составления плана дальнейшего сотрудничества.

Слайд 3

Кадровый состав системы наставничества на 2016 – 2017 учебный год.

п/п

ФИО, должность молодого специалиста

Педагогический стаж

ФИО, должность наставника

Опыт работы в качестве наставника

1

Макрушина Надежда Анатольевна

0

Евчук Мария Сергеевна

«Стажист – молодой специалист»

2

Сэротэтто Ольга Александровна

0

Черкавская Анна Михайловна

«Стажист – молодой специалист»

3

Галковская Галина Михайловна

0 - 3

«Стажист – начинающий педагог»

4

Сэоротэтто Виктория Хасововна

0

ЯптикАнине Дмитриевна

«Молодые молодым»

5

Худи Ирина Леонидовна

0

Яптик Оксана Дмитриевна

«Стажист – молодой специалист»

6

Тусида Виктория Алексеевна

0 - 3

«Стажист – начинающий педагог»

Семинары-практикумы, проходили  в атмосфере доброжелательности и сотрудничества. Все молодые и малоопытные педагоги охотно участвовали в таких семинарах как:

  • «Педагогическое общение, создание атмосферы доброжелательности сплочения» - совместно с психологами Детского сада «Солнышко», на котором были активны не только педагоги психологи, но и участники  семинара, данный семинар помог раскрепоститься педагогам,  познакомиться  с коллегами.  Царила дружеская атмосфера взаимопонимания и поддержки друг – друга. Слайд 4(октябрь 2016)
  • «Ведение документации педагога, формы планирования воспитательно – образовательного процесса, содержание комплексно – тематического планирования» - обучающий семинар – практикум, напомнил педагогам о требованиях к оформлению документации, педагоги пользовались индивидуальным ПК, пробывали создавать и переделывать различного рода тексты, учились преобразовывать таблицы. Познакомились с комплексно – тематическим планированием и особенностями его составления. Слайд 5 (ноябрь 2016)
  • «Метод проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста» - на данном семинаре Оливанова Н.С.  – старший воспитатель представила основные требования к оформлению проектов, рассказав о некоторых видах и особенностях проектной деятельности. Далее  педагогам был представлен разработанный и реализованный проект «Молоко, вред или польза?» -  воспитатель  подготовительной группы №2 Даньшина  Ася Георгиевна представила опыт работы по  составлению проекта. В ходе совместного  семинара практикума, практическая часть  заключалась в знании и знакомстве педагогов с основными играми на сплочение коллектива «Игра в жизни дошкольников и взрослого», которую подготовили инструктора по физическому воспитанию  - Козырь Н.В. и Тусида Е.В..  Эта часть  семинара оказалась не менее интересной и эмоциональной.  В конце встречи педагоги получили буклеты   с  играми и основными требованиями по составлению проектов и списком имеющейся литературы по проектной деятельности тв библиотеке детского сада Слайд 6(февраль 2017)
  • Семинар «Организация и проведение прогулки в детском саду», помог молодым педагогам разобраться с таким видом деятельности, как прогулка, особенностями планирования прогулки, дозировкой, должностными обязанностями педагога и помощника воспитателя в организации прогулки. Слайд 7(апрель 2017)

Так же почти все молодые специалисты посещали открытые просмотры опытных педагогов. Все участвовали в проверки по организации занятий во всех возрастных группах по развитию речи дошкольников и краеведению,  показали хорошие  результаты. Всем педагогам были даны рекомендации по итогам проверки, для корректировки дальнейшей деятельности при подготовки непосре6дственно образовательной деятельности с воспитанниками.

В ноябре с молодыми педагогами была  проведена работа по выбору тем для работы по самообразованию. Все воспитатели смогли определиться с темами, разработать план по работе над самообразованием. Собеседование проходило совместно с заместителем заведующей по научно-методической работе –  Маклаковой Еленой Владимировной.

Организация индивидуальной методической помощи начинающим педагогам осуществлялась педагогами-наставниками. Данный вид работы способствовал повышению профессионализма воспитателя, овладению методами развивающего обучения и различными приемами работы. Участие молодых специалистов в методической работе детского сада, встречи за «круглым столом» по вопросам проблемы поддержания дисциплины, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации воспитательно – образовательного  процесса, прав и обязанностей педагогов расширили профессиональный кругозор педагогов-новичков.

Анализируя работу с молодыми специалистами, можно сделать вывод, что вся методическая деятельность способствует успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающих педагогов, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить уровень профессионализма. 

Выводы:

  1. Уровень работы педагогического коллектива детского сада «Солнышко»  в 2016-2017  учебном году с молодыми педагогами считать удовлетворительным.
  2. Продолжить работу по созданию условий для совершенствования педагогического мастерства молодых специалистов.
  3. Педагогам-наставникам - продолжить оказывать помощь молодым специалистам в работе.
  4. Молодым специалистам: посещать открытые занятия опытных педагогов, принимать  активное участие  в жизни детского сада.
  5.  Включить в план методической работы старшего воспитателя:
  • вопросы,  вызывающие затруднения в работе молодых специалистов, для рассмотрения  и оказания  помощи  в 2017  - 2018 учебном году;
  • разработку программы по работе с молодыми специалистами «Новичок»;
  • выпуск методического сборника «В помощь молодому специалисту» - совместно с педагогами – наставниками;
  • участие молодых специалистов в профессиональном институциональном конкурсе  «Ступени мастерства 2018»  в  отдельной номинации «Молодой специалист».

На итоговом педагогическом совете объявить  благодарность  педагогам – наставникам Евчук М.С., Черкавской А.М,  благодарность за оказание помощи на высоком профессиональном уровне,  молодым специалистам в 2016 – 2017 учебном году.

Пожелания молодых специалистов на следующий 2017 – и2018 учебный год:

  • общение с родителями – психологи
  • разработанный и реализованный проект по работе с родителями – старший воспитатель
  • речевое развитие детей, составление описательного рассказа по картине, методика заучивания стихотворений – логопеда
  • методика проведения утренней гимнастики – инструктор детского сада

Старший воспитатель                                   Н.С. Оливанова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о наставничестве

Положение о наставничестве в детском саду....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ

Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...

Положение о наставничестве.

Положение о наставничествемуниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 181. Общие положения1.1. Настоящее положение разработано для муниципального дошкольногообразователь...

«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...

Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."

Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы   наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...