Практикум для педагогических работников "Детское экспериментирование"
опыты и эксперименты на тему

Лугинина Олеся Юрьевна

Практикум для педагогических работников "Детское экспериментирование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для педагогических работников

«Детское экспериментирование»

Цель: показать на практике  взаимодействие педагога с детьми  в работе по структуре эксперимента.

Оборудование и материал: макет Байкала (с загрязненными капельками) вата, марля, песок, воронки, стаканы, вода, масло растительное, пищевой краситель……

         Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня для Вас я предлагаю практикум по теме «Детское экспериментирование», цель которого показать на практике  взаимодействие педагога с детьми  в работе по структуре эксперимента.

(Слайд 1) Детское экспериментирование.

       Начать  мне хочется со стихотворения Н.Рыленкова

         Хоть выйди ты не в белый свет,

         А в поле за околицей, —

         Пока идешь за кем-то вслед,

         Дорога не запомнится.

         Зато, куда б ты ни попал

         И по какой распутице,

         Дорога та, что сам искал,

         Вовек не позабудется.

То есть Нужно самому пройти путь, в данном случае провести самостоятельно провести эксперимент, чтобы разобраться в данном вопросе.

 (Слайд 2) ФГОС дошкольного образования определяет, что организация образовательного процесса в детском саду должна обеспечивать:

 - использование экспериментов и опытов.

(Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий).

А также обеспечивать организацию

- игровой, познавательной, исследовательской и творческой активность всех  воспитанников, экспериментирование.

И мы с вами должны обеспечить данное требование.

(Слайд 3).  Организация детского экспериментирования  предусматривает решение ряда задач, а именно:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.
  2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов-экспериментов.

    3. Развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа.

    4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

(Слайд 4) В  процессе  детского экспериментирования  ребенок  осуществляет  не простой, а многоуровневый эксперимент:

  • физический
  • природоведческий
  • социальный
  • познавательный
  • лингвистический
  • личностный:

(Слайд 5)   Детское экспериментирование может  осуществляется в различных формах:

  • совместная экспериментальная деятельность воспитателя с детьми;
  •   познавательные занятия с элементами экспериментирования;
  •   демонстрационные опыты (с кипятком, огнем), фокусы;
  •  долгосрочные наблюдения-эксперименты;
  •   самостоятельная экспериментальная деятельность детей.

Уважаемые  коллеги! Я хочу пригласить  Вас в лабораторию «Мир открытий».  Для работы в лаборатории мне необходима экспериментальная группа из 6-9 человек. Проходите пожалуйста за рабочий стол.

Обратите, пожалуйста, внимание: на озеро Байкал. Почему оно такого цвета? (грязное, загрязненное)

По окончании практикума вы сможете ему помочь стать чистым, если  получите удовлетворение от нашего занятия.

Для   проведения   экспериментально – исследовательской деятельности с детьми педагогу необходимо твердо знать  и соблюдать структуру эксперимента.   Отходить от структуры эксперимента ни в коем случае нельзя.

Структура представлена на слайде. Рассмотрим ее подробнее.

 (Слайд 6) Структура детского эксперимента:

  • постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  •  целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  •  выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  •  проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  •  анализ полученного результата (подтвердилось -  формулирование выводов).

Если не подтвердилась гипотеза, то необходим новый эксперимент.

 У педагогов, которые занимаются экспериментированием с  детьми, довольно часто возникают трудности именно с правильным формулированием гипотезы.

Существует множество методов построения гипотез (по сути - поиска новых идей).

Представьте себе, что Вы - исследователи.

-Что заставляет появиться на свет гипотезу?

Правильно, первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема.

 - Есть идея, есть проблема.

- Проблема отражает противоречия между знаниями и незнанием путей, средств и методов решения.

Вывод: решить проблему – значит получить новое знание.

Вот поэтому, для того, чтобы мотивировать деятельность каждого ребенка к получению нового  знания, использую проблемную ситуацию.

При построении предположений,  гипотез  я предлагаю  использовать  следующие  словесные конструкции, изображенные в виде облаков.          

  -может быть;

 - предположим, что…;

  -допустим;

 - возможно;

  -что, если….;

 - если…., то….;

  -так, как….;

  -использование…. позволит обеспечить…

 

Предлагаю по нашей структуре провести эксперимент.

А чтобы вы поняли, о чем мы будем сегодня с вами говорить, я вам загадаю загадку:

                         Если руки ваши в ваксе

                          Если на нос сели кляксы

                          Кто тогда нам первый друг?

                          Снимет грязь с лица и рук?

                          Без чего не может мама

                          Ни готовить, ни стирать?                

                          Без чего мы скажем прямо,

                          Человеку умирать?

                          Чтобы лился дождик с неба,

                          Чтоб росли колосья хлеба

                          Чтобы плыли корабли,

                          Чтобы не было беды-

                          Жить нельзя нам без…(воды)

-Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

-  Для чего нам нужна вода? Где мы её можем увидеть?

 (Вода – это жидкость. Она нужна на небе и на земле. Растения надо поливать водой, иначе они засохнут. Животные пьют воду, а некоторые, например,  рыбы  в ней живут. Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, закаливаться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды). Так же вода есть и на земле. Это реки, озёра, пруды, моря и океаны.

Но от того, что люди загрязняют воду, чистой питьевой воды становится всё меньше и меньше. Как сохранить чистую воду в реках и озерах? (не загрязнять)  Что сделать, если вода  уже загрязнена?  

 1.Это  проблема????? Можем мы поставить детям такую проблему?

 На этом этапе мы выделили проблему.  (по структуре)

2.  Целеполагание  (что нужно сделать для решения проблемы)

Как вы думаете, при помощи чего можно очистить воду? (рассуждения)

3. выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

 -может быть;  - предположим, что…;   -допустим;  - возможно;  -что, если….;  - если…., то….;   -так, как….;  -использование….

ФИЛЬТРОВ  позволит обеспечить…  ОЧИСТКУ водоема

Значит нам нужно …(сделать фильтр для очистки) .

А справится ли фильтр с различными загрязнениями? Это нам и нужно будет доказать! Проверим на эксперименте? Переход на следующий этап.

4. проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)

Доказательство

Перед вами материалы для изготовления фильтров и разная загрезненная вода.

Пожалуйста проведите эксперимент по чистке воды через фильтр.

    Экспериментальная группа работает с тремя видами загрязнений:

  1. Природное
  2. Химическое
  3. Техническое

И так  подведём итоги: Получилось ли у нас очистить воду при помощи фильтров. Стала ли вода чище?  

5. анализ полученного результата (подтвердилось -  формулирование выводов).

Подтверждение гипотезы.

А  для организации следующего эксперимента или для домашнего задания при организации деятельности с семьями воспитанников можно задать такой вопрос.

Со всеми ли загрязнениями справился фильтр? Почему? Значит что нужно еще сделать?

Рефлексия.

  -Уважаемые  участники  –  сегодня  я попыталась  довести  до  Вас  мой  опыт  работы  по  проектированию  гипотезы  через  проблему исследования и показать работу эксперимента по ее структуре.  А сейчас мне хотелось бы закрепить материал.

 (Раздать этапы на бумажках)

Давайте вспомним структуру эксперимента.

  • 1 этап постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  •  целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  •  выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  •  проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  •  анализ полученного результата (подтвердилось -  формулирование выводов).

Остались ли у вас какие воспросы?

Если вы получили удовлетворение от нашей работы, наполните наше озеро чистыми каплями воды.

А  закончить нашу встречу хочу  такими словами:

«Старайтесь не давать знания в готовом виде. Работайте так, чтоб дети сами открывали новые знания»

Постановка  проблемы, которую необходимо разрешить

Целеполагание

(что нужно сделать для решения проблемы)

Выдвижение  гипотез (поиск возможных путей решения)

Проверка  гипотез (сбор данных, реализация в действиях)

Анализ   полученного результата (подтвердилось -  формулирование выводов)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Шумский детский сад» Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна П Практикум «Детское экспериментирование» «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел ». К. Е. Тимирязев

Слайд 2

ФГОС ДО предполагает : - использование экспериментов и опытов . Их можно проводить в любой режимный момент : во время умывания, прогулки, игры, занятий; - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников , экспериментирование с доступными детям материалами ( в том числе с песком и водой);

Слайд 3

Задачи детского экспериментирования: - Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки. - Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении опытов-экспериментов. - Развитие у детей познавательных способностей: развитие мыслительных способностей анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа. - Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности , самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Слайд 4

В процессе детского экспериментирования ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент : физический: учится управлять своим телом и отдельными органами; природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире; социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом; познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции; лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами; личностный: узнает свои личные возможности.

Слайд 5

Формы проведения экспериментальной деятельности: совместная экспериментальная деятельность воспитателя с детьми; познавательные занятия с элементами экспериментирования; демонстрационные опыты (с кипятком, огнем), фокусы; долгосрочные наблюдения-эксперименты; самостоятельная экспериментальная деятельность детей.

Слайд 6

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ: Постановка проблемы, которую необходимо разрешить Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); Анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось), формулирование выводов.

Слайд 7

Словесные конструкции для выдвижения гипотез: - может быть; - предположим, что…; -допустим; - возможно; -что, если….; - если…., то….; -так, как….; -использование…. позволит обеспечить…

Слайд 11

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться » Сухомлинский В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ».

Цели использования экспериментирования в работе с детьми:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенкадошкольного возраста средствами физического эксперимента.Развитие наб...

Семинар-практикум для родителей по экспериментированию

познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельнос...

Семинар-практикум для родителей "Детское экспериментирование в домашних условиях"

Этот семинар разработан специально для родителей наших маленьких воспитанников (2 -3 лет) и будет интересен родителям детей, которые еще не посещают дошкольное заведение....

Семинар - практикум для родителей по экспериментированию

Семинар - практикум для родителей по экспериментированиюС фотографиями к семинару можно ознакомиться в блоке "Мои альбомы"...

Консультация - практикум для педагогов «Детское экспериментирование»

Закрепление теоретических знаний воспитателей о методах работы с детьми в организации познавательно-исследовательской деятельности....

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»Цель: освоение организации  поисково – исследоват...

Семинар - практикум для родителей: "Детское экспериментирование"

Познавательная форма взаимодействия с родителями семинар - практикум , создает атмосферу творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизн...