Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях реализации ФГОС ДО
статья на тему

Мельниченко Надежда Александровна

Главная цель образовательной политики  в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachestvo_doshkolnogo_obrazovaniya.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

сл. 1 Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях реализации ФГОС ДО

сл. 2            Р. Киплинг, английский писатель, утверждал: «Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно»

сл. 3 Главная цель образовательной политики  в сфере дошкольного образования - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.  

сл. 4 Одним из приоритетных направлений развития российской образовательной системы отмечается необходимость «…сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином и реализуемых образовательных программ».

Проблема определения качества дошкольного образования сегодня является дискуссионной, а его оценка — сложнейшая проблема российской педагогики.  

Разработанная основная образовательная программа дошкольного образования, еще не является гарантией качества дошкольного образования в той или иной образовательной организации. Необходимы соответствующие условия для того, чтобы она была эффективно реализована, а окончательные выводы о ее эффективности можно сделать только после достижения детьми планируемых в данной программе результатов. Аналогично: прекрасные условия для осуществления образовательного процесса – тоже не гарантия качества дошкольного образования, если, например, образовательная программа разработана с нарушениями нормативных требований, предъявляемых к ней. Качество дошкольного образования, так же напрямую зависит и от качества квалификации воспитателей, и от качества методической работы, и от качества внутри детсадовского управления.

сл. 5 Что же такое качество образования в рамках Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Федерального? Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы 

сл. 6 Стандарт — совокупность групп требований: – к структуре программ или содержательная группа требований; – к условиям реализации этих программ или ресурсная группа; – к результатам освоения или системообразующая группа требований, так как подходы к определению результатов определяют и образовательные программы и условия образования. Следовательно, определение качества образования — определение соответствия фактического состояния (программы, условий и достигнутых результатов) тому, что установлено в стандарте. Соответствует — значит, образование качественное.

сл. 7 Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (гл. 3 ст.12)  оценивание качества образования проходит через следующие уровни:

• государственный (только общеобразовательные школы) и

общественная аккредитация;

• мониторинг системы образования;

• самообследование;

• государственный контроль (надзор) в сфере образования.

сл. 8 Основная цель оценки качества ДОО – развитие системы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Именно ФГОС, согласно «Закону об образовании в РФ», обеспечивает

государственные гарантии качества образования на разных уровнях общего и профессионального образования.

Современная концепция ФГОС ориентирована на интересы и потребности ребёнка, его семьи, общества и государства.

сл. 7 Рассмотрим,  какие  ожидания  участников образовательного процесса от качества образования: 

  • с точки зрения детей (интерес к обучению); 
  • с точки зрения родителей (эффективность обучения); 
  • с точки зрения воспитателя (оценка труда, успешные результаты индивидуального обучения, психическое и физическое здоровье детей); 
  • с точки зрения руководителя (эффективность деятельности каждого педагога, индивидуальный прогресс каждого воспитанника, повышение престижа ДОУ). 

 сл. 10  Низкое качество образования обусловлено следующими причинами:

• увеличение информационной нагрузки педагогов;

• рассогласованность в содержании программ;

• фрагментарность знаний;

•неполная реализация имеющегося методико-технологического инструментария в системе дошкольного образования.

  сл. 11  Методология внутренней системы оценки качества дошкольного образования представляет собой неразрывное единство следующих современных подходов: нормативного, системного, аксиологического, деятельностного,  квалиметрического, социокультурного, компетентностного.

сл. 12 Применение нормативного подхода при разработке внутренней системы оценки качества дошкольного образования является сопутствующим и регламентирующим инструментом в целостном управлении процессом достижения качества и обеспечивает отражение в функционировании этой системы полномочий структурных подразделений ДОО, осуществляющих обеспечение оценки качества образования, а также определяет вертикаль исполнения таких полномочий.

Формальными основаниями выделения таких полномочий являются нормативные документы федерального уровня, регионального, муниципального и институционального уровней:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 ФЗ от 29.12.2012 г.;

- Постановление Правительства РФ от 11 марта 2011 г. №164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного  санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

сл. 13 - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. №462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;

-Приказ Минобрнауки России от 15.02.2017 № 136 «О внесении изменений в показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утверждённые приказом Минобрнауки от 10 декабря 2013 г. №1324»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной  организации, подлежащей самообследованию»;

- Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

- Устав дошкольного образовательного учреждения и иные локальные нормативные акты. (на слайде)

  сл. 14 Системный подход Решение проблем повышения качества дошкольного образования требует системного подхода к его оценке. Система оценки качества дошкольного образования должна выступать как совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, предмета, субъектов, критериев и показателей, процедуры и результата оценки. Важным условием являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы качества образовательных услуг дошкольных учреждений.

сл. 15 Аксиологический (ценностный)  подход (Л.В. Безрукова, В.М. Каирян, А. Маслоу, Р. Мей, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, К. Роджерс, В. Франклин, Н.З. Чевчадзе и др.) предусматривает анализ педагогических ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. Аксиологический подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников и акцентирует внимание на том, что именно ценности определяют цели, содержание и способы воспитания. Степень признания самоценности личности ребенка, его права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для его творческой самореализации определяют оценочную шкалу данного подхода к качеству дошкольного образования в ДОО.

сл. 16 Деятельностный подход (В.А. Беликов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.) в оценке качества образования в ДОО определяется характером взаимодействия детей с другими детьми, с взрослыми, с предметно-пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми. Деятельностный подход позволил представить процесс совершенствования внутренней системы оценки качества дошкольного образования в динамике и подчеркнуть этапность использования механизмов и процедур оценки качества дошкольного образования, достижения ожидаемых результатов.

сл. 17 Квалиметрический подход (gualitas – «качество» и metro –«мера» измерение качества) измерение объекта с точки зрения измерения качества, используя параметры, показатели, критерии, индикаторы. Данный подход объединяет мониторинг оценки качества, используемый для обоснования решений по управлению качеством дошкольного образования и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. Цель мониторинга – непрерывное измерение процессов для управления качеством образования. Мониторинг – не просто инструмент оценки, а средство, делающее управление образовательным процессом эффективным

сл. 18 Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОО определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми. В данной связи особое внимание при оценке  образовательного процесса в ДОУ следует уделить степени знакомства детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами). 

сл. 19  Компетентностный подход выявляет степень овладения разными видами компетентностями при наблюдении за детьми (языковую, интеллектуальную, физическую, социальную), а кроме того методы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его оценка к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

сл. 20 Все подходы к выделению параметров оценки качества можно свести к следующим группам: Образовательная деятельность. Данный показатель позволяет оценить уровень качества образовательных программ и методического обеспечения, что обеспечит воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и качественное педагогическое сопровождение. Развивающая среда. Обогащённая предметно-пространственная развивающая среда даст ребёнку возможность для саморазвития. Психологический комфорт ребёнка. С целью сохранения психологического и физического здоровья данный показатель позволяет оценить эмоциональное благополучие ребёнка, позитивная Я-концепция, успешность и благополучие в сфере общения и взаимоотношений с родителями, сверстниками и педагогами. Здоровьесберегающая деятельность. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий позволит организовать процесс воспитания в дошкольном образовательном учреждении без физического и психического напряжения, сохранит здоровье ребёнку. Удовлетворение потребности семьи и ребёнка в услугах дошкольного образовательного учреждения.

    Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОО как независимых субъектов оценки.

сл. 21 Коллеги, назовите мероприятия (факторы), направленные на создание условий, обеспечивающих повышение качества дошкольного образования?

-Разработка нормативно-правовой базы образовательного учреждения,  программ (в т.ч. программы развития ДОУ) и т.д.;

-участие в экспериментальной деятельности, реализация инновационных программ и проектов;

-реализация новых подходов к организации образовательного процесса, использование современных методов и технологий в воспитательно-образовательном процессе;

-участие ДОУ в экспериментальной деятельности, реализация инновационных программ и проектов;

-участие педагогов в профессиональных конкурсах, профессиональная подготовка и переподготовка.

сл. 22 Развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование 3х составляющих: образовательных результатов, организацию образовательного процесса; образовательных условий (финансирование, повышение квалификации педагогических работников, улучшение материально-технической базы и т.д.).

сл. 23 Наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволяет обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. А это будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.

сл. 24 Литература:

Об образовании: федеральный закон в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ//Российская газета.-2012.-31 декабря.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.- М.:ТЦ Сфера, 2014. -96с. Богуславская Т. Н.

Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования / Т. Н. Богуславская //Проблемы современного образования. -2012. — № 4 — с.52. Глазунова Н.

Региональная система оценки качества дошкольного образования./ Н. Глазунова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. -2015 — № 1 — с.42.

Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]:монография/С. Ф. Багаутдинова,Г. Ш. Рубин,Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 148 с. Крулехт М. В., Тельнюк И. В.    

Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).

Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...

Статья "Повышение качества образования дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО".

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придер...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе формирования целостной, творчески развитой личности в условиях реализации ФГОС ДО

В последнее время возросло внимание к проблеме художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного развития,...

Организация методической работы при формировании аттестационного портфолио педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В настоящее время с появлением новых нормативных документов, а именно ФГОС ДО и Профессиональный стандарт «Педагог» пересматриваются требования к профессиональной компетентности педагогических работни...

«Формирование нравственно – патриотических качеств у детей предшкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отре...

«Воспитание у дошкольников уважения к своим национальным особенностям через формирование любви к родному краю в условиях реализации ФГОС.»

«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества»...

Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2021

Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2...