Анализ критериев эффективности методической работы
статья

Чаркина Марина Валериевна

Данная статья посвящена анализу критериев эффективности методической работы в условиях ДОО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_kriteriev_effektivnosti_metodicheskoy_raboty.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Чаркина Марина Валериевна

старший воспитатель

муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78»

г. Таганрог, Ростовская область

sad78@tagobr.ru 

АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация

Данная статья посвящена анализу критериев эффективности методической работы в условиях ДОО.

Ключевые слова:  педагогический коллектив, методическая работа, ДОО, профессиональное мастерство.

Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др.), являются характеристики самого методического процесса: системность, дифференцированность, этапность.

Рассмотрим подробнее каждый из названных критериев.

1. Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.

Цель – это идеальный планируемый результат. Такими целями методической работы могут быть:

– повышение педагогического мастерства каждого учителя, воспитателя и педагогического коллектива в целом;

– формирование индивидуальных методических систем отдельных преподавателей;

– освоение новых педагогических технологий и др.

Задачи – это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства воспитателей необходимо решить следующие задачи:

а) выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;

б) выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;

в) развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя;

г) развить педагогическую технику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.

Содержание методической работы

В содержание методической работы включаются следующие направления: воспитательное, дидактическое, психологическое, физиологическое, техническое, самообразовательное, частно-методическое и др.

Так, воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.

Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в ДОУ.

Психологическое направление обеспечивает повышению квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.

Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене:

Ситуации методического развития

Виды ситуации

Их методические функции

1. «Выражение собственного мнения»

Осмысление передового опыта и выработка педагогической позиции

2. «Профессиональный диалог»

Усвоение различных вариантов опыта

3. «Выбор приоритетов»

Изменение ценностных ориентаций и целевых установок в профессиональной деятельности

4. «Отказ от стереотипов»

Критическая переоценка собственного опыта

Методические формы повышения квалификации

Индивидуальные

Групповые

Фронтальные

– Индивидуальное шефство

– Наставничество

– Консультации заведующей, методиста, психолога

– Самообразование (самовоспитание)

– Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя

– Проблемные консультации

– Творческие микрогруппы

– Тематические семинары

– Психологический тренинг

– Школа педагогического мастерства

– Организационно-деятельностные, ролевые игры

– Коллоквиумы

– Психолого-педагогический практикум

– Школа молодого воспитателя

– АКС (анализ конкретных ситуаций)

– Взаимопосещение занятий

– Методические посиделки
– Творческие мастерские

– Педсовет

– Методический совет

– Психолого-педагогические семинары

– Аукционы знаний, методических находок, идей

– Педагогические и методические ринги

– «Круглый стол»

– «Час защиты позиций»

– Теоретические, методические и практические конференции

– КМН (конкурс методических находок)

– Фестиваль методических идей

2. Дифференциация – второй критерий эффективности методической работы – как раз предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей. Выделяют три уровня педагогического мастерства:

– низкий (интуитивный);

– средний (поисковый);

– высокий (мастерский).

В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет.

В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя методисту необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы.

Так, методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.

Цели методической работы с воспитателями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.

Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.

3. Этапность – показатели эффективности методической работы.

Процесс методической работы включает в себя определенные последовательные этапы:

1 этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;

2 этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;

3 этап – практический – самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания;

4 этап – аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.

Взаимосвязь этапов и форм методической работы представлена в: таблице:

№ п/п

Этапы
методической работы

Формы методической работы

1.

Теоретический

Лекция, научно-теоретическая конференция, теоретический и проблемный семинары, консультация, аукцион педагогических знаний, обзор литературы

2.

Методический

Методическая консультация, оперативка, коллоквиум, обзор пере-
дового опыта, психолого-педагогический семинар, психологический тренинг, организационно-деятельностные игры («Диалог», «Вертушка», «Регламентированная дискуссия», «Огонь по ведущему» и др.). аукцион методических знаний, научно-методические конференция и семинар, педагогический и методический «ринги», «посиделки»

3.

Практический

Практикум, «экскурсия в творческую лабораторию педагога», взаимопосещения, «час защиты позиции», творческий отчет, научно-практический семинар, конференция; «круглый стол»

4.

Аналитический

Организационно-деятельностные игры, «эстафета» педагогического опыта, конкурс педагогического мастерства, аукцион методических идей, педсовет (по итогам контрольных срезов, результатам диагностики)

Библиографический список

  1. Глинский, А.А. Управление методической работой / А.А. Глинский. - Минск: Зорны верасень, 2008.
  2. 2. Дзюбенко, С.В. Развитие исследовательской компетентности педагогов в общеобразовательном учебном заведении / С.В. Дзюбенко. - Минск: ГУО "Академия последипломного образования", 2007.
  3. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М., 2003. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

критерии эффективности работы ДОУ.

Предлагаю критерии измерения эффективности работы ДОУ, по которым удобно проводить анализ деятельности ДОУ в как в целом, так и по разделам....

Семинар: Повышение эффективности методической работы в ДОУ через аналитическую деятельность

Не  претендуя  на  всеобъемлющий  и  окончательный  характер  теоретических  выводов  и  практических  рекомендаций,  хочется  на...

Анкета для педагогов "Выявление эффективности методической работы за год"

Цель этой анкеты: выявить эффективность организации методической работы в учреждении, наметить перспективы проектирования плана методической работы на предстоящий год....

Критерии эффективности работы педагогов с родителями

Взаимодействие детского сада с семьями сегодня одна из важнейших задач дошкольных организаций. Новые задачи, встающие перед дошкольным отделением предполагают его открытость и взаимосторудничество....

«Методический кабинет, как основа эффективной методической работы»

Материал предназначен для старших воспитателей ДОУ...

"Система эффективной методической работы с воспитателями по ознакомлению детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством родного края"

Статья о  создании и апробации на практике   системы работы  с участниками  образовательного  процесса по вопросу ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно - ...

"Система эффективной методической работы с воспитателями по ознакомлению детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством родного края"

Статья о  создании и апробации на практике   системы работы  с участниками  образовательного  процесса по вопросу ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно - ...