Практико – ориентированный проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей "Моя семья, мой дом, - моя Родина"
проект (младшая группа)

Дымова  Ирина Вячеславовна

Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, людям, Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-moy-dom-moya-semya-moya-rodina.doc483.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

Центр развития ребенка – детский сад №26 «Незабудка»  

Практико – ориентированный проект

по нравственно – патриотическому воспитанию детей

во второй  младшей группе

                                                                                    Подготовили и провели:

                                                                 Воспитатели  группы№1 «Сказка»

                                                                                                             Дымова И.В.

                                                                                                             Ивойлова Л.Н.

г. Долгопрудный, 2019г.

1. Пояснительная  записка

1.1.    Паспорт  проекта

Авторы проекта:   Дымова  И.В. и  Ивойлова  Л.Н.

Продолжительность  проекта:  долгосрочный  (1 год)

Сроки  реализации:       03.09.18 - 22.07. 2019г.

Тип проекта:  практико - ориентированный

Место  реализации:  г. Долгопрудный, АОУ детский сад №26 «Незабудка»

Образовательная  область:   «Социально – коммуникативное развитие»

Основные  виды детской  деятельности:  «игровая», «коммуникативная» «изобразительная», «восприятие художественной литературы и фольклора», «двигательная».

 Интегративный:

 области интеграции:  «Речевое  развитие», «Художественно-эстетическое  развитие»,   «Физическое  развитие», «Познавательное  развитие».

По форме реализации:  групповой  

  Средства и оборудование: 

технические: проектор, ноутбук, магнитофон,  фотоаппарат, аудио и видеозаписи.

 методические:   наглядно-дидактические    пособия: «Государственные символы России», «Природа России», «Кем быть?», «Мой дом»,  «Транспорт»,  «Профессии», «Защитники Отечества»; фотовыставки  «Моя  мама», «Любимый папа», подбор  иллюстративного материала  по теме проекта  плакат «День матери», «8 Марта»,  «Моя семья»,  «Новый год», «Моя улица»,   чтение  произведений детской художественной литературы по теме проекта,   Д/И и Развивающие игры по тематике проекта.

организационные: столы,  атрибуты для сюжетно ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Моя семья», «Поварята», «Защитники Отечества», «Шофер», «Больница»,   бумага, картон,   альбом, кисти, гуашь, пластилин,  цветной картон и цветная бумага, клей, ватман.

Участники проекта:   воспитатели группы,  воспитанники  2 младшей  группы №1 «Сказка»,  родители.

Возраст  детей:  4  года  

      1.2. Актуальность:

              С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

 Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.     Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и  родному селу или городу, своей Родине.

 

    Проблемная ситуация:

    В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи».

  Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, людям, Родине.

      Патриотическая направленность проекта: большое внимание уделить воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;

    направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей;

    направленность на развитие личности ребёнка.

    Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги ДОУ.

   Форма проведения: в повседневной жизни и различных видах деятельности.

     

1.3.    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    Проявляет патриотические  чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения;

     Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;

    Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «Что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

  Цель проекта: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные  ценности, формирование уважительного отношения и понимание значимости близких людей в жизни ребёнка, семьи.

      Формирование у детей понятие «Семья», «Родина».

 

 Задачи:

  • воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за семью, свою Родину;
  • формировать у детей представление о семье;
  • воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;
  • формировать у детей положительное отношение к детскому саду;
  • формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
  • учить жить дружно, помогать друг другу;
  • развивать игровые, познавательные, речевые способности детей;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

     Этапы работы над проектом:

  • I этап - подготовительный (накопление знаний).
  • II этап – совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
  • III этап – заключительный (результат).

     Презентация проекта:

  • Выставка  детских рисунков «Моя семья»;
  • Выставка детских творческих работ посвященных природе родного края;
  • Выпуск тематически стенгазет  «Моя мама - Солнышко», «Мой папа самый лучший!»
  • Создание фотоальбома «Мой родной город - Долгопрудный»
  • Проведение  открытого занятия для детей и родителей «Птицы родного края ».
  • Проведение развлечения «Бантики»
  • Проведение спортивного досуга «Мама, папа, я – дружная семья »

   Проведения развлечения «Мамин день!»

  • Участие в региональной акции «Зима в Подмосковье»
  • Мастер – класс для родителей «Фоторамка  «Автомобиль – подарок для папы»
  • Участие в фестивале «День Долгопрудненского» пирога.
  • Участие  в эколого – патриотической акции «Наш лес. Посади свое дерево!»

     Предварительная работа:

        Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

       Чтение художественных произведений о маме, папе, бабушке, дедушке, семье, праздниках.

        Подбор иллюстраций и сюжетных картинок по теме проекта.

        Подбор стихотворений по теме проекта.

        Подбор фотографий на тему: «Моя мамочка», «Наша семья», «Мой родной город - Долгопрудный», «Мой папа и я».

        Заучивание стихов, колыбельных, пестушек, потешек.

        Пальчиковые игры «Моя семья…», «Этот пальчик в лес пошёл…» и др.

        Знакомство с пословицами, поговорками о членах семьи, о Родине.

        Чтение русских и  народных сказок, былин, потешек.

    Взаимодействие с родителями:

1. Консультации для родителей: «Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, «Особенности развития ребенка 3-4 лет», «Можно ли обойтись без наказания?», «Права ребенка в семье», «Роль дидактической игры в семье и детском саду», «Ошибки семейного воспитания», «Роль отца в семейном воспитании»;

2.  Выставки: «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальная палитра»

3.  Фотовыставки: «Любимый папа», «Моя мама», «Моя семья»;

4.  Выставка детских рисунков: «Моя семья», «Милая мамочка моя»,  участие творческих работ воспитанников группы в различных конкурсах и выставках;

 5. Пополнение развивающей среды с родителями сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Защитники Отечества».

6. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме;

7.  Родительское собрание: «Задачи воспитания и обучения детей 3-4 лет в соответствии с ФГОС ДО»;  «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».  

8. Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

     1.4.    Ожидаемые результаты проекта:

    Дети: Воспитание чувства гордости за свою семью, за свою Родину.

    Расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

   Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию

 детей второй младшей группы

Месяц

Интегрирующая тема периода

Варианты мероприятий

Педагогические цели, задачи

Сентябрь

«Здравствуй , детский сад»

1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

2.Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

3.Изготовление поделок из природного материала.

4.Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?».

5.Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона».

6.С/р игра «Детский сад».

7. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

8. Пение песен и чтение стихотворений о детском саде.

9.Экскурсии по территории ДОУ.

10. Помощь в уборке листьев на участке ДОУ.

Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад).

Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.).

Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.

Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Октябрь

«Я и моё имя»

1.Беседа «Для чего человеку имя?»

2.Игра «Назови ласково».

3.«Полное» и «неполное» имя.

4.Игра «Кто я?»

5.Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…».

6.Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Ноябрь

«Я и моя семья»

1.Рассказы детей о членах своей семьи.

2.Выставка семейных фотографий.

3.С/р игра «семья».

4.Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса

5.Беседа «Что значит любить родителей?»

6.Презентация для детей «Все работы хороши».

7. «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи), «Как я помогаю дома».

8.Д/и «Назови ласково», «Назови по имени»

9. Продуктивная деятельность «Пряник для мамы»;

10. Конструирование «Построим дом для моей семьи»;

11. Досуг посвященный Дню матери.

Развивать представление о том, что такое дружба.

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.

Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.

Дать представление о труде взрослых, различных профессиях; воспитывать уважение к людям труда.

Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Декабоь

«Я и моя семья»

1.Беседа «Что значит любить родителей?»

2.«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)

3.Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье».

4.Заучивание стихотворений к празднику «Новый год», потешек, закличек о зиме.

5. Беседа о встрече Нового года.

6.Праздник «Новый год».

7. Выставка работ на конкурс «Подарок Деду Морозу» (Вместе с родителями)

Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

Дать представление о семейных обязанностях.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Январь

«Я и мои друзья»

1.Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,

2.Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».

3.Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».

4.Разучивание стихов о дружбе.

 5.Участие творческих интернет – конкурсах по теме.

6. Праздник «Рождество»

Развивать представление о том, что такое дружба.

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.

Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Февраль

«Наши защитники».

1.Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

 Беседа «Что умеет делать папа?».

2.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

3.Изготовление подарков для ветеранов.

4.Рисование «Самолеты летят»

5.Пение песен, заучивание стихов об армии.

6.С/р игра «Мы солдаты»

7.Рассматривание иллюстраций из альбома «Защитники Отечества».

8.Рисование «По морям, по волнам…».

9.Лепка «Самолёт».

10.Пение песен, заучивание стихов об армии.

11.Папка-передвижка для родителей «Будущий мужчина».

12.Беседа «Собака – друг человека», рассматривание иллюстраций.

13. Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

14.Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к Родному краю – Подмосковью.

Осуществлять патриотическое воспитание.

Знакомить с военными профессиями.

Воспитывать любовь к Родине.

Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильным, смелым, стать защитником Родины).

Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.

Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

Расширить представления детей о трудовых действиях, обязанностях мужчин.

Познакомить с видами российских войск.

Расширить представления детей о собаках, их службе в войсках, значимости.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Март

«Моя мама»

1.Беседа с детьми о своих мамах.

2.Изготовление подарков для мам.

3.Аппликация «Красивое платье для мамы»

4.Пение песен, чтение стихов о маме.

5.С/р игра «Дочки – матери».

6.Беседа с детьми о своих мамах «Я люблю свою мамочку», «Бабушкины руки», «Чтобы не огорчать мамочку» (как заботиться о своём здоровье).

7.Знакомство с «правилами чистюли».

8.Изготовление поздравительных открыток для мам, бабушек.

9.Рисование «Цветочки для любимой мамочки».

10.Аппликация «Красивое платье для мамы».

11.Пение песен, чтение стихов о маме, бабушке, празднике.

12.Оформление выставки «С праздником!» (выполнение поделок детьми, родителей с детьми).

13.С/р игра «Дочки – матери».

14. Праздник 8 Марта.

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям.

Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.

Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Апрель

Знакомство с народной культурой и традициями», «Моя улица»

1.Фольклорный (народный) праздник «Масленица»

2. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности.

3.Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

4.Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами посёлка.

5.Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.

6.Рисование «Моя улица».

7.Прослушивание песен о Родном крае.

8.Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в посёлке.

Расширять представления о народной игрушке. Знакомство с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Знакомить с понятиями «улица», «адрес».

Способствовать запоминанию своего адреса.

Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Расширять представления детей, пополнять словарный запас и активизировать в речи детей новые и знакомые слова.

Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям.

Май

«Мой посёлок»

1.Беседа «Город, в котором я живу».

2.Рассматривание фотографий «Достопримечательности посёлка».

4.Рисование «Деревья и кустарники»

5.Конструирование «Дом для куклы»

6.Беседа «Мой прадед – самый лучший».

7.Беседа о предстоящем празднике «День Победы». Рассказ воспитателя о Дне Победы. Беседы родителей по теме «День Победы».

8.Рассматривание иллюстраций о войне.

9.Изготовление поздравительной открытки к Дню Победы.

10.Беседа о правилах поведения в общественных местах, транспорте, на улице.

11.С/р игра «Больница».

12.Создание фотоальбома  «Мой город - Долгопрудный».

Знакомить с понятие «посёлок», с его названиями.

Знакомить  с достопримечательностями города Долгопрудного.

Воспитывать любовь, уважение к посёлку, в котором живешь.

Воспитывать у детей чувство уважения к пожилым и старым людям.

Дать представление детям о военных событиях, значимости праздника.

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

   

4.   Заключительный  этап проекта

Анализ полученных результатов:

 По результатам итоговой диагностики  интегративных качеств детей дошкольного возраста   мы отметили возросшую   творческо – познавательную  активность,  индивидуальность,  инициативность, усидчивость  и  эмоциональную отзывчивость детей.  

  • У детей сформировано бережное  отношение к родному дому, детскому саду, ребята испытывают желание  заботиться о родных, уважать старших;
  •         Испытывают чувство гордости  и привязанности    к близким людям,  членам своей семьи,   малой Родине.

5.  Продукты  проектной  деятельности:

Итоговое спортивное мероприятие  «Мама, папа, я – дружная семья»;

Выставка детских рисунков  - «Моя семья»;

Творческие поделки (подарки) детей для родителей.

«Фоторамка – автомобиль для папы», «Цветок – для любимой мамы».

 

 Список литературы:

1.   ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная  программа дошкольного образования.  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.

2.  Н.Ф. Губанова.  Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.

3.    О.В. Дыбина.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей  группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.

4.  О. А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

5.     Н.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (младшая группа)  М., ЦГЛ, 2004.

6. М.Б. Зацепина. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2010 г.

7. А.А. Сидорова. Как организовать проект с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2016.-128 с.

8. Н.Г. Пантелеева. Знакомим  детей с малой Родиной .- М.: ТЦ Сфера, 2015.—128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе Тема:«Мой дом, моя семья, моя Родина»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группеТема:«Мой дом, моя семья, моя Родина»    Пояснительная записка:...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы на тему: «Наша Родина – Россия».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группына тему: «Наша Родина – Россия»...

Проект по нравственно — патриотическому воспитанию детей «Моя семья. Моя родословная»

Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что мы родиной зовём? Город, в котором мы живём»

Цель: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.Предполагаемые итоги реализации проекта:Сформированные знания детей о своей «малой» Родине, об истории в...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе «Мой дом, моя семья, моя Родина».

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением, а пример...