Консультация для педагогов и родителей воспитанников «Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления»
консультация (младшая группа)

Иванова Анна Валерьевна

На ребёнка действуют сразу несколько психотравмирующих факторов:

1.  Ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как уже привык к нему и уже знал, что за чем последует, что будет происходить.

2.  Разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребёнке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищённости, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности.

3.  Совершенно не привычно для ребёнка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребёнок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания взрослого, согласование намерений и желаний разных детей. Даже уровень шума может быть по началу сильным психотравмирующим фактором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект для педагогов22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

МДОУ детский сад № 57 «Ладушки»

Консультация для педагогов и родителей воспитанников

 «Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления»

Подготовила:

воспитатель Иванова Анна Валерьевна

24 сентября 2019 г.

г.о. Подольск, 2019

На ребёнка действуют сразу несколько психотравмирующих факторов:

1.  Ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как уже привык к нему и уже знал, что за чем последует, что будет происходить.

2.  Разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребёнке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищённости, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности.

3.  Совершенно не привычно для ребёнка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребёнок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания взрослого, согласование намерений и желаний разных детей. Даже уровень шума может быть по началу сильным психотравмирующим фактором.

Проблемы адаптационного периода:

1. В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша. Постепенно он привыкает к общему режиму. По началу дети могут находиться в учреждении не полный день, а всего несколько часов. По мере привыкания время пребывания ребёнка в группе увеличивается. По желанию мамы могут находиться первые дни вместе с малышом в группе. В этом случае рекомендуется маме,  выполнять какую либо работу, т.е. быть радом, а не вместе с малышом. Постепенно малыш будет отходить от матери всё дальше, подружившись со сверстниками и воспитателем. В этот период очень важно, что бы приводил малыша в сад кто-нибудь один из родителей. Так он быстрее привыкает расставаться с ним. Вы, наверно, и сами, дорогие коллеги, не раз убеждались в том, что от одного родителя ребёнок уходит спокойно, а с другим никак не может расстаться.

2.  Воспитание навыков опрятности и самообслуживания, а попросту приучение к горшку, умению питаться самостоятельно, помогать при одевании.  Высаживание на горшок регламентировано: после еды, перед сном и после сна, перед прогулкой и после прогулки. Во время кормления ребёнок должен съедать хотя бы половину еды сам, воспитатель только докармливает детей. Необходимо помнить, что у некоторых детей просто устаёт рука во время приёма пищи.

3.  Немотивированные капризы и отказ от еды – достаточно частые реакции малыша на помещение его в новые условия, отрыв от родителей.

4. Первое время новичок недоверчиво относится к воспитателю, который ещё не успел стать для него близким человеком. А близким воспитатель сможет стать для ребёнка только в том случае, если он сможет принять ребёнка таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными привычками, отсутствием навыков самостоятельности, проявлениями неадекватного поведения, не перевоспитывая. Если понаблюдать, то можно заметить, что обычно новенькие не сводят глаз с входной двери, тянут воспитателя за руку и ведут его в приёмную, надеясь увидеть там маму. Перед ребёнком как бы закрывается его родной мир, в котором он чувствовал себя уверенно и защищённо. Нужно продемонстрировать малышу достоинства нового мира, убедить, он интересен и комфортен. Он должен почувствовать, что здесь его любят. Как это сделать? Вот несколько советов.

  1. сосательные движения отвлекают ребёнка от переживаний. Это естественная защита от эмоционального напряжения, а также сосание затормаживает возникновение отрицательных эмоций. Поэтому не стоит в период адаптации отучать ребёнка от соски, надо чаще предлагать ребёнку попить воды. Она должна находиться всё время  в одном месте, чтобы ребёнок всегда мог показать, что хочет пить. Так же можно ставить на видное место блюдо с сухариками, печеньем, баранками: пусть погрызёт, если захочет.
  2. затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому рекомендуется предложить ребёнку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колёсики от пирамидок, конструктор типа «лего», играть резиновыми и мягкими игрушками. Мы для этой цели сшили релаксационные мешочки.
  3. периодически включать негромкую спокойную музыку. Музыкальное сопровождение должно быть дозированным.
  4. лучшее лекарство от стресса – смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребёнок смеялся. Для этого необходимо вносить игрушки-забавы, приглашаются необычные гости –зайчики, лисички. Их роли играют дети из старших групп.
  5. взрослым следует ласкать ребёнка. Использовать элементы телесной терапии: гладить ручки, ножки, спинку, брать ребёнка на руки, обнимать. При засыпании хороший эффект даёт нежное поглаживание головки ребёнка и бровей.
  6. предлагать ложиться в постель с мягкой игрушкой.
  7. эмоционально петь песни, читать детские стихотворения, потешки, рассказывать сказки в лицах.

Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, нужно делать его постепенным. Работа должна строиться в несколько этапов.

1 этап. Работа заведующей с родителями.

Она проводит первые беседы с родителями, собирает сведения о ребёнке, его семье, об условиях, в которых он воспитывался, об уровне его общего развития. Заведующая знакомит с системой работы ДОУ: образовательной программой, организацией режима жизни детей в детском саду. Рассказывает о работе специалистов, направленной на обеспечение оптимальной  адаптации ребёнка, ориентирует родителей на участие в этой работе. Помимо ознакомительной функции эта беседа решает и ряд психологических задач: создание положительного отношения к ДОУ, снятие тревожности родителей за своего ребёнка (родитель должен быть уверен, что его ребёнку будет хорошо).

Составляет график постепенного приёма детей в группу. Он позволяет воспитателю правильно распределять внимание, организовать воспитательное воздействие, наладить процесс адаптации поступающих детей.

2 этап. Работа воспитателя с родителями.

Этот этап работы содержит целый комплекс мероприятий. Я назову обязательные: показать маме все помещения группы, объяснить, что у ребёнка будет свой шкаф для раздевания, кровать, полотенце и горшок, дать информацию о проведении занятий и режиме дня.  Выясните, какой режим у ребёнка дома, постарайтесь убедить маму, что режим детского сада желательно соблюдать ив выходные дни. Очень важно спросить у мамы, как она настроена, что её тревожит в связи с поступлением ребёнка в детскиё сад. Пусть подробно расскажет вам, что её беспокоит, и вы вместе обсудите, как облегчить период адаптации. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы выделяете её малыша из общей массы детей и готовы принимать во внимание особенности его характера. Договоритесь точно, когда ребёнка в первый раз приведут в детский сад. Желательно утром, ближе к концу завтрака, накормленного.

Для оптимизации (улучшению) процесса адаптации воспитатель проводит:

  • беседы с родителями;
  • анкетирование родителей;
  • наблюдения за ребёнком;
  • рекомендации родителям по облегчению течения адаптации.

 Конечно, работа воспитателя с родителями на этом не заканчивается, а только начинается. Подробнее этот вопрос мы рассмотрим на нашем МО позже. Его осветит нам следующий выступающий.

3 этап. Работа воспитателя с детьми.

Процесс адаптации ребёнка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение.

Поэтому, как только ребёнок переступил порог группы, мы с вами всегда должны помнить о том, что:

  1. все проблемы ребёнка – становятся профессиональными проблемами педагога, и перекладывать вину на родителей, если они не сумели должным образом подготовить ребёнка к детскому саду, мы не имеем права.
  2. не осуждать опыт ребёнка, никогда не жаловаться на него родителям.
  3. малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, не может чувствовать себя хорошо, и даже если он не плачет, это не означает, что всё нормально. Он переживает не меньше плачущего, и его ответной реакцией может быть скорое заболевание.

          Сведения о ребёнке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребёнком.  Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребёнка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания адаптации. Для этого на каждого ребёнка ведётся индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребёнка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям: сон, аппетит, общее эмоциональное состояние, контакт со сверстниками, контакт со взрослыми, боязнь пространства. Лист рассчитан на 60-дневное наблюдение за ребёнком. Рекомендуется укладывание на дневной сон проводить на шестой день посещения. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических мероприятий для облегчения течения адаптации. Существует классификация степеней адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая. Институтом педиатрии разработаны критерии адаптации по степени тяжести.

Пути преодоления через игры в период адаптации

     Игры с мячом. Предложите ребенку поиграть с мячом. Покажите, как бросать мяч руками, катить по полу, подталкивая его рукой или ногой. Затем предложите догнать мяч и покатить его в другую сторону. Научите ребенка бросать мяч вперед, вверх, вниз, прокатывать между преградами, забрасывать в пластиковый тазик или корзину. Покажите, как мячик умеет прыгать. Скажите, что мячик так хорошо прыгает, что может запрыгнуть на ручку, ножку, носик, ладошку (обыграйте эти действия с маленьким мячиком).

    Игры с кубиками и кирпичиками. Спрячьте в мешочек кубик и попросите ребенка угадать «на ощупь», что это. Предложите погладить боковые стороны, пальчиком дотронуться до уголков и провести по граням, обхватить кубик одной рукой, двумя руками, постучать… Научите строить из кубиков и кирпичиков разные постройки: дорожку, заборчик, поезд, домик, башню, стол, стул, диван, кроватку, клумбу и другие сооружения. Создайте ситуации для обыгрывания построек с помощью небольших игрушек.

     Игры с пирамидкой. Предложите ребенку рассмотреть и обследовать колечко (обвести пальчиком, покатить, просунуть пальчик в отверстие, покрутить). Попросите разложить колечки на полу и сравнить (по цвету, величине). «Возьми самое большое кольцо. Надевай на стержень. Теперь возьми кольцо поменьше, теперь самое маленькое…». Роль стержня пирамидки могут выполнять карандаши, веточки, веревочка.

     Игры с машинками. Разыграйте различные ситуации с игрушечными машинами (едут по дороге, доставляют грузы, развозят пассажиров). Сочетайте игры в машинки с конструированием из кубиков. Предложите малышу посмотреть, как работает моторчик у заводной машинки. Покажите пальчиковое упражнение «Моторчик»: сцепите все пальцы в замок и вращайте: «Я моторчик завожу – и жужжу, жужжу, жужжу». Пусть ребенок сам «заведет» моторчик с помощью пальчиков. При выполнении упражнения произносите:    «Ж-ж-ж… - поехали». Покажите упражнение «Ключик». Указательный палец одной руки изображает «ключик». Его надо вставить в «замочек» (кулачек другой руки). Сделайте несколько поворотов «ключа» - «заведите» машину. Ключик в руку мы возьмем и машину заведем: «Чик-чик-чик».

     Игры с песком. Предложите ребенку сыпать песок руками, зарыть в него руки. Пусть малыш почувствует, какой песок: теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый?      

 

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов"Использование театрализованной деятельности для адаптации детей с диагнозом ОНР "

Данный материал будет интересен педагогам, работающих с детьми -логопатами. ...

Консультация для педагогов на тему: «Проблемы социальной адаптации детей с ОИН»

В данной консультации для педагогов раскрыты проблемы социальной адаптации детей с ОИН....

Консультация для родителей. Тема: Проблемы адаптации детей в детском учреждении пути их реализации

Эта консультация поможет родителям преодолеть страх и тревогу за своего ребёнка в период привыкания ребёнка в детском дошкольном учреждении....

Консультация для начинающих воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ»

Помочь начинающим воспитателям взаимодействовать с родителями в период адаптации детей к ДОУ...

Консультация для педагогов "Роль музыки в процессе адаптации детей в ДОУ"

Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей....

Сообщение из опыта работы. Трудности адаптации детей в ДОУ и пути их преодоления.

1.Что такое адаптация?Для ребенка раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужим» окружением и непрерывн...

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей"

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов и родителей по успешной адаптации детей"...