Мастер-класс для педагогов "Стресс и как с ним бороться"
материал

Магусева Майя Евстафьевна

Что же такое быть в состояние стресса? Мы все понимаем, что это значит: мы нервничаем, у кого-то пропадает сон, у кого-то аппетит, кто-то чувствует, что заведён как пружина, кто-то считает, что наступили самые тяжёлые дни его жизни и это состояние невозможно пережить.

     Таким образом, стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много или он длится продолжительное время, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stressoustoychivost.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов
«Стресс и как с ним бороться»

Цели:
1.Обозначить признаки и особенности протекания стресса.

2. Научить самостоятельно справляться с ситуациями нервного напряжения.

3. Повысить самооценку, улучшить эмоциональное самочувствие педагогов.

Задачи:

  1. Способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования.
  2. Содействовать освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния.
  3. Гармонизация отношений внутри коллектива.

Приветствие

     Уважаемые коллеги! Позвольте начать нашу сегодняшнюю встречу с небольшого опроса:

     Если Вы на нашу сегодняшнюю встречу пришли с хорошим настроением, помашите мне в ответ рукой.

     Если Вы считаете, что эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду зависит от эмоционального состояния педагога, похлопайте в ладоши.

     Если Вы думаете, что жизнь можно прожить без стресса, дотроньтесь до кончика носа.

     Если Вы уверены, что стресс является причиной многих заболеваний, кивните головой.

     Если Вы знаете и регулярно используете приемы для снятия эмоционального напряжения, закройте глаза.

     Если Вы считаете, что стресс является неизбежной частью нашей жизни, потопайте ногами.

     Я согласна с теми из вас, кто считает, что жизнь невозможно прожить без стресса и, что стресс является причиной многих заболеваний. Сегодня мы поговорим с вами о том, что же такое стресс в нашей жизни? Как можно помочь себе минимизировать отрицательные последствия воздействия стресса на наш организм?


     I. Что же такое быть в состояние стресса? Мы все понимаем, что это значит: мы нервничаем, у кого-то пропадает сон, у кого-то аппетит, кто-то чувствует, что заведён как пружина, кто-то считает, что наступили самые тяжёлые дни его жизни и это состояние невозможно пережить.

     Таким образом, стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много или он длится продолжительное время, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.

     Положительное значение стресса

- Это сигнал о потребности в отдыхе, остановке;

- Нужно что-то менять в своей жизни, чтобы улучшилось настроение, появилась жизненная энергия;
- Время для начала самореализации и самовыражения;

- Через какое-то время появляется активность и силы для борьбы за себя, своего любимого, свое дело.

     Причины стресса:

     Внешние - беспокойство по какому-либо поводу (смена работы, аттестация).
    Внутренние - жизненные ценности и убеждения. Сюда же входит и личная самооценка человека
    Симптомы стресса:

     1. Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

     2. Плохой, беспокойный сон.

     3. Физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.
    4. Снижение концентрации внимания, затрудняющее работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

     5. Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.
    6. Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.
    7. Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.
    8. Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

     9. Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.
    Как вы думаете, как можно избавится от такого состояния или хотя бы смягчить его действие?
    Вот ряд моих рекомендаций:

     1. Самое эффективное - различная физическая нагрузка: занятия спортом, прогулки, выезды на природу, работа на даче. При этом важно немного физически устать и тогда проходит психологическая усталость, раздражительность заметно снижается или исчезает совсем.

     2. Многие отмечают, что быстро успокоиться и привести свои нервы «в порядок» помогает вода и все, что с ней связано: плавание, ванная, душ, баня, сауна.

     3. Расслабиться и получить удовольствие от жизни поможет какое-либо увлечение. Положительные эмоции и радость эффективно компенсируют напряжение, которое приходится переживать на работе и в жизни.

     4. Некоторые хорошо восстанавливаются в кругу семьи. Ощущение семейного благополучия и надежности отношений с близкими защищает и поддерживает.

     5. Легко «сбрасывать» раздражение помогает общение со спокойными и оптимистичными людьми, причем, не обязательно знакомыми.

     6. Прогулка с домашними животными, беседа о них. Даже при непродолжительном разговоре о любимых кошках и собаках люди успокаиваются и настраиваются на позитивный лад.

     7. Известно, что нет лучше лекарства, чем хороший сон. Поэтому стоит задуматься о том, как вы спите.

     8. Помочь справиться со стрессовым состоянием может равномерное, спокойное дыхание. Вдох следует делать глубокий, через нос. Выдыхать же надо медленно и через рот.
    9. При стрессе также важно правильно питаться. Еда должна быть легкой и хорошо усваиваться. Ешьте не спеша, небольшими порциями.

     10. Отвары трав (ромашка, мелисса, душица, шалфей).

   

 II. Часто наши мысли и переживания настолько сильно нами овладевают, что психологический дискомфорт переходит в физический. У нас начинает болеть голова, спина, шея, сердце и т.д. сейчас мы с вами потренируемся выполнить несколько упражнений направленных на снятие мышечных зажимов и напряжения.

  1. Очень хорошее упражнение для снятия мышечного напряжения в треугольнике «шея- лопатки», тот район, в котором чаще всего возникает тяжесть и напряжение после сидячей или сосредоточенной работы.

     Поднимаете ручки вверх, как можно выше, отводите назад, как можно дальше. И медленно, разводя руки в стороны, опускаете ручки вниз. Процесс опускания рук вниз длится 10-15 секунд, размеренно и не спеша (Ручки идут запястьями вниз, как будто ладонями гладите по стене).

  1. Сядьте на удобный стул (кресло) не скрещивая ног, ступни на полу. Расстегните слишком тугую одежду.

     Вытяните кончики ног с пальцами вперед, напрягая мышцы стоп и икр. Сохраняйте такое положение 10 секунд, затем снимите напряжение мышц, т.е. мгновенное расслабление. Во время напряжения мышц важно не ослаблять усилия, потом, сбросив напряжение, вы ощутите, прилив крови к мышцам и тепло. Наслаждайтесь этим ощущением и дышите нормально примерно в течение 10 секунд до сокращения мышц.

  1. Опираясь пятками на пол, отгибайте пальцы вверх. Происходит снова напряжение мышц ступней и голеней. Выдержите так 10 секунд, а затем 10 секунд расслабьтесь.
       

III. Стресс и напряжение очень сильно отражается на нашем лице, на лбу появляются мимические морщины. Я предлагаю вам упражнения, которые помогут снять напряжение с лицевой мускулатуры. Упражнение «Муха».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
    Ещё одно
упражнение «Удивление». Вытяните губы в виде буквы «О» и раскройте пошире глаза, как в пантомиме карикатурно изображают удивление. Не хмурьте бровей. Выдержите 10 секунд, затем расслабьтесь.

Игра «Три буквы»

Цель. Вызвать положительные эмоции, повысить самооценку.
Каждый по очереди выходит на середину. Остальным педагог определяет три буквы, например, А, К, О. участники должны охарактеризовать этого человека (внешне, личность и т.д.) словами которые начинаются на эти буквы.

Упражнение «Кинопроба» (на развитие чувства собственной значимости)

1. Составьте список 5 вещей в своей жизни, которыми Вы гордитесь.
2. Выберите в своем списке одно достижение, которым Вы гордитесь больше всего.
3. Встаньте и скажите всем: «Я не хочу хвастаться, но ....» и дополните словами о своем достижении.


    Вопросы для обсуждения:

• Что Вы чувствовали, делясь своими достижениями?

• Как Вам кажется — другие испытывали то же, что и Вы, когда Вы выступали? Почему?

     

     Хочу вновь отметить, что наши слова и мысли очень сильно влияют на нас на физическом уровне. Если вы ежедневно будете назвать себя неудачником, вечно больным и несчастным человеком – всё это воплотиться в вашей жизни. Чтобы вы чувствовали себя уверенными и счастливыми я предлагаю вам положительные утверждения – аффирмации.

     Данные выражения, при их регулярном и осознанном повторении, действительно придадут вам уверенности в себе и стойкости в борьбе с любыми стрессами:

• Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.

• С каждым днем я люблю себя все больше и больше.

• У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.

• Я уникальна во всей Вселенной.

• Я единственная и неповторима в своем роде.

• Таких как я больше нет.

• Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.

• Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.

• Я – хозяйка своей жизни.

• Я – свободная личность.

На просторах интернета мне встретилось такое стихотворение

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

Подведение итогов

Уважаемые коллеги. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, завершите начатое предложение. (Используется метод мозгового штурма)

 

Упражнение «Неоконченные предложения» (обратная связь).

Мне понравилось …

Я почувствовала …

Я бы хотела …

Мне не понравилось …

Из сегодняшнего разговора я поняла …

Хочется пожелать …


Спасибо за участие!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...