кейс диагностических методик к паспорту психологической безопасности ДОУ
презентация
Данный кейс содержит материалы для диагностики педагогического коллектива необходимый для внутреннего аудита
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1002.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Иерархическая модель человеческих потребностей Абрахама Маслоу
Безопастность по В.И. Далю Отсутствие опасности- беды, вреда, зла Надёжность-надежда-вера в помощь Сохранность- для нас целостность
Образовательная среда психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно -коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
Психологическая безопасность Под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Экспертиза Экспертиза- один из действенных механизмов управления качеством психологической безопасности образовательных учреждений, способствующая формированию психологически безопасной образовательной среды, влияющей на психологическое здоровье всех участников образовательного процесса.
Виды экспертизы при создании паспорта ДОУ: Внешний аудит Внутренний аудит Оценка проводится внутренними ресурсами ОУ Эксперт привлечённый со стороны Методы: Наблюдение Опрос Диагностический инструментарий: методики, тесты, опросники
Этапы проведения экспертизы: 1 этап Анализ объективных показателей или анализ документов 2 этап Диагностические данные , стандартные показатели развития среды 3 этап. Субъективные показатели экспертизы — оценки независимых экспертов в сравнении с показателями наблюдения профессиональной группы экспертов (2-й уровень) и с данными, полученнымина 1-м уровне:
Проблемы Психологическая неготовность администрации в проведению внутреннего аудита; Отсутствие модификации методики И.А. Баевой « Психологическая безопасность образовательной среды школы» для ДОУ, методика не гарантирует анонимность отвечающего, что влияет на результаты; Подбор диагностического материала, раскрывающего содержание паспорта экпертизы психологической безопасности
Паспорт психологической безопасности Целями психологической экспертизы образовательной среды являются: 1.Анализ образовательной среды с точки зрения представляемых ею условий и возможностей для личностного развития субъектов образовательного процесса; 2.Обеспечение психологически комфортной, безопасной, развивающей образовательной среды ( через создание устойчивых механизмов сотрудничества, закреплённых в организационной культуре ОУ и форм взаимодействия; 3.Гуманизация средств и способ воспитательного воздействия на развивающуюся личность и её защита от деструктивного воспитательного ( социального ) и психологического влияния ( через выработку единого взгляда на природу детства, роль взрослых в развитии ребёнка, цели образования)
Пункты паспорта ( 13пунктов) Внешние воспринимаемы характеристики психологической безопасности ; Социально-психологические характеристики безопасности; Эмоциональный интеллект ребёнка; Социальный интеллект ребёнка; Заинтересованность ДОУ развитием способностей ребёнка; Учёт направленности детей( во всех группах); Наблюдаемые характеристики воспитателей: личностная и профессиональная культура педагога; Способности педагога , воспитателя ДОУ: ориентация на саморазвитие и самореализацию; возможность реализации своих способностей в разных видах деятельности; Профессиональная деформация педагога; Психологические угрозы и риски семейного воспитания детей ( гипер и гипоопека и последствия); Документация ДОУ: психологическая диагностика, психолого-педагогическая профилактика поведения детей, документация по ДОУ, документация по детям, документация по воспитателям Содержательно-методический компонент Информационная защищённость субъектов образовательной среды
Методический кейс (педагоги) Опросник «Мотивация помощи» Опросник предложен С. К. Нартовой-Бочавер (1992) Источник: Е.П. Ильин Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия ; Методика диагностики социально- психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкалы альтруизма и эгоизма) Автор: О. Ф. Потемкина. Опросник «Альтруизм» Источник: Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития лич ности и малых групп. М., 2005. ; Методика И. М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии »;Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии »; Методика «Профессиональная деформация педагогов» Е. П. Ильин Опросник « Ауто – и гетероагрессия » . Е. П. Ильин Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» ,Методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению» ; Опросник на «выгорание» (MBI) Методика предназначена для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек – человек » Авторами методики ( опросника ) являются американские психологи: К. Маслач и С. Джексон. Данный вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой.Методики диагностики профессионального выгорания (сгорания) Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Методический кейс (педагоги) Тест «Самооценка эмпатических способностей» А. Мехрабиан и Н. Эпштейн;Тест приводится по кн.: Практическая психология для преподавателей. Под ред. М. К. Тутушкиной . М., 1997. https://www.bestreferat.ru/referat-283084.html https://studopedia.su/21_14325_samootsenka-empaticheskih-sposobnostey.html Методика «Самооценка педагога» М.К. Тутушкина (модификация Р.Р. Калининой ) https://gart68.npi-tu.ru/assets/files/teachers/krotenko/Kultura.pdf ; Оценка уровня общительности (тест Ф.Ряховского )*; Опросник «Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса» В.П. Симонов (модификация Р.Р. Калининой ), направлен на выявление стиля педагогической деятельности (авторитарный, демократический, либеральный); Изучение профессиональной позиции педагога с помощью теста « ХиМ » Баева Т., Кишвик Е. https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200402613
Показатели развития среды (экспертиза на основе модификации методики И. А. Баевой для ДОУ); Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
Психологическая безопасность образовательной среды как условие психологического здоровья личности Методика исследования: «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». И.А. Баева
Как оценить на сколько среда ДОУ безопасна? показатели развития среды (экспертиза на основе модификации методики И. А. Баевой для ДОУ ); психологический комфорт в диаде :«ребенок-ребенок », «педагог- ребенок», «педагог– педагог», «администрация-педагог »; эмоциональное выгорание педагогов (способы предупреждения).
Показатели развития среды (экспертиза на основе модификации методики И. А. Баевой для ДОУ); Определить структурные компоненты психологической безопасности образовательной среды и их эмпирические показатели: отношение к среде, как показатель ее референтности ; удовлетворенность основными характеристиками среды; структурный состав защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
Изучение параметров психологической безопасности образовательной среды как условия психологического здоровья личности Опросник состоит из 3 частей: I. Отношение к образовательной среде ДОУ. II. Значимые характеристики образовательной среды ДОУ и удовлетворенность ими. III. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. образовательной среды школы». Автор Баева И.А. (Приложение) Результаты, полученные после обработки, дают обратную связь от всех субъектов образовательного процесса, позволяют выявить позитивные и негативные тенденции в образовательной среде ДОУ.
Анализ анкетирования позволил определить… Отношение к образовательной среде Критерии оценки: 1.Совершенствование профессионального мастерства; 2.Оценка работы в континууме нравится –не нравится 3.Смена работы 4.Развитие способностей 5. Настроение 6.Интерес и увлекательность работы 7. Желание вернуться после длительного отсутствия 8.Стиль работы Позитивное отношение: 78% Нейтральное отношение: 18% Негативное отношение: 4%
Значимые характеристики образовательной среды ДОУ и удовлетворенность ими. Анализ результат в категории «отношение» может также рассматриваться в единстве трех компонентов: поведенческого, эмоционального и когнитивного Когнитивный компонент представлен пониманием человека безопасности/ опасности; Эмоциональный компонент связан с оценкой работы как опасной/ безопасной; Поведенческий компонент связан с готовностью к действиям по преодолению трудных / опасных жизненных ситуаций
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии. Критерии опасности: Публичное унижение Оскорбление Высмеивание Угрозы Обидные обзывания Принуждение делать что-либо против желания Игнорирование Недоброжелательное отношение
Характеристики образовательной среды Участники образовательных отношений Общие характеристики среды в выборе Отличия администрация Взаимоотношения с коллегами Эмоциональный комфорт Уважительное отношение к себе Возможность обратиться за помощью Сохранение личностного достоинства специалисты Возможность проявить инициативу и активность педагоги Взаимоотношения с воспитанниками
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/19/picture-143078-1353332308.jpg)
Психологическое заключение по результатам проведения диагностических методик педагогического коллектива ДОУ
В современном обществе психологические нагрузки превалируют над физическими. Работа в детском саду связана с условиями повышенного психологического напряжения, но при этом должным образом не оценивает...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/19/picture-143078-1353332308.jpg)
Психологическое заключение по проведению диагностических методик по организации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми
Трудно переоценить значение развития на этапе дошкольного детства. В отличие от последующих возрастных этапов именно в этот период обеспечивается общее развитие ребенка – своего рода фундамент для люб...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-435808-1397310179.jpg)
Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды. Функции психологически безопасной образовательной среды в доу
Психологическое здоровье...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-972668-1511278699.jpg)
Диагностическая методика по основам безопасности жизнедеятельности среднего дошкольного возраста
Диагностика по основам безопасности жизнедеятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/10/picture-1124122-1568140292.jpg)
«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/13/picture-1401235-1649826646.jpg)
Методические рекомендации к паспорту психологической безопасности
Создание индивидуального паспорта психологический безопасности, критерии и маркеры для оценки...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/23/picture-1033387-1524495393.jpg)
Кейс диагностических методик
Ведущий принцип в обеспечении современного качества образования – это принцип эффективности деятельности, отражающий результирующую сторону организации образовательного процесса, опт...