Создание положительного имиджа воспитателя в ДОУ
статья

Ладода Любовь Викторовна

В статье раскрывается понятие имидж педагога, причины снижения имиджа, опыт работы в повышении имиджа педагогов учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_polozhitelnogo_imidzha_vospitatelya._statya.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Создание положительного имиджа воспитателя в ДОУ

Проблема создания имиджа (позитивного образа) начала интересовать отечественную общественность в конце XX – в начале XXI века, начинается исследование (В.В. Волкова, А.Ю. Панасюк, А.А. Деркач, В.М. Шепель и др.) вопросов имиджа профессионала. В дальнейшем началась активная работа над содержанием имиджа педагога и особенностям профессиональной подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений (Н.М. Борытко, Г.А. Бусыгина, Н.С. Белобородова, Н.С. Ежкова, Н.А. Колосова, И.Ф. Слепцова, А.Н. Васильева, А.В. Апраксина, Д.В. Журавлева и др.).

Одна из важнейший задач педагога – своим примером и образом вдохновлять воспитанников к саморазвитию и самосовершенствованию. Очень важно понимать, что для этого недостаточно иметь профессиональные знания и опыт, нужно постоянно заниматься развитием своих личностных качеств, методично создавая образ, достойный подражания.

Совокупность мнений окружающих педагога людей о нем создает имидж, влияние которого оказывает как на его профессиональную деятельность, так и на образовательное учреждение в целом. Общаясь с людьми, взаимодействуя в процессе работы, педагог создает себе рейтинг, который оказывает огромное влияние на его дальнейший профессиональный рост. От того, какой имидж создаст воспитатель, зависит его дальнейшая репутация.

На сегодняшний день развивается тенденция к снижению имиджа педагога в целом. Во многом это связанно с все увеличивающимся темпом жизни, цифровизацией современного мира. Педагогу сегодня нужно постоянно работать над собой, чтобы не отставать от новых технологий, тенденций, информации. Желание общественности знать, что происходит за стенами образовательного учреждение, влиять на его деятельность добавляет современному педагогу тревожности и неуверенности в своих силах. Это сразу становится заметно для окружающих, они начинают проявлять недоверие.

Имидж – это совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.

Нужно понимать, что воспитанники детского сада – дошкольники, их мнение во много формируется под влиянием значимых взрослых – родителей, близких родственников. Поэтому имидж воспитателя дошкольного образовательного учреждения во многом формируется из мнения родителей воспитанников, коллег и заинтересованного социума. Именно при взаимодействии с данными группами людей формируется образ педагога.

Что же может помешать в создании позитивного имиджа современного педагога?

Во-первых, это трудности в общении. Как бы не менялся мир, но о людях мы продолжаем судить по тому впечатлению, которое создается в процессе общения. Только в современном мире к личному общению добавляется общение в социальных сетях, чатах, веб-группах, в Интернете. И если в личном общении большинство педагогов чувствуют себя уверенно и ведут себя профессионально, то общение в соцсетях вызывает много трудностей. Уметь писать сообщения в мессенджерах коротко, но так, чтобы тебя сразу и однозначно поняли довольно непросто.

Но и при личном общении бывают сложности, с которыми сталкивается педагог. Психологи сходятся во мнении, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения, ведь около 70% информации человек воспринимает по зрительному каналу, к тому же мимика и жесты более правдиво передают эмоции и мысли говорящего. Поэтому педагогу так важно уметь контролировать интонацию, жесты, мимику. Ведь несоответствие речи и выражение лица педагога могут вызвать недоверие у родителей, что неизбежно приведет к недопониманию.

Помочь педагогам в решении данной проблемы можно, организуя в учреждении психологическую поддержку педагогам, испытывающим трудности в общении: организация встреч со специалистами, которые познакомят коллектив с новыми методами взаимодействия с социумом, в том числе в цифровой среде; укрепить эмоциональную составляющую педагогов. В нашем детском саду существует банк видеоконсультаций психолога по актуальным темам, запрашиваемым не только родителями, но и педагогами – «Касса взаимопомощи». Психолог, в доступной для слушателя форме, отвечает на сложные повседневные вопросы, дистанционный формат работы позволяет сделать эту работу анонимной, что не только увеличивает круг слушателей (консультация может заинтересовать в том числе и опытных педагогов), но и позволяет смотреть видеоролики в удобное педагогу время. Также мы организуем тренинги со специалистами из других организаций, которые представляют свой опыт в решении наиболее трудных вопросов, возникающих при общении с родителями и воспитанниками. Помимо указанного опыта, планируется проводить с педагогическим коллективном совместные игры на развитие эмоционального интеллекта, направленные на решение не только проблем с родителями, но и на укрепление взаимопонимания и взаимопомощи внутри коллектива.

Во-вторых, это недостаток информации о педагогах. Так как большая часть работы воспитателя проходит за закрытыми дверями, родители и социальное окружение не могут должным образом оценить ее. Недостаток информации приводит к появлению домыслов, слухов, что неизбежно может привести к снижению имиджа. Очень важно уметь демонстрировать свой опыт, свои сильные стороны, используя различные средства коммуникации.

Негативные переживания, с которыми неизбежно приходится встречаться каждому педагогу, откладывают свой отпечаток на всей деятельности. Многие воспитатели хотя бы раз за время своей работы жаловались на усталость, нежелание работать или испытывали страх перед ошибками, неуверенность в своих силах. Чтобы внести свежую струю в уже отработанную до мелочей деятельность или добавить уверенности педагогу, важно включить его в новую, несвойственную ему творческую работу, которая позволит открыть в себе способности, позволит продемонстрировать талант, который не всегда имеет отражение в педагогике. Для раскрытия талантов воспитателей в нашем саду ежегодно проходит неформальный конкурс «Ищем таланты». Это не только возможность педагогам продемонстрировать свои способности, но и получить похвалу от коллег по работе. А выявленные таланты можно потом использовать в проектах детского сада. С той же целью можно привлечь сотрудников детского сада к съемкам видеороликов: это могут быть познавательно-развлекательные сюжеты, приуроченные к государственным праздникам, поздравительные видеооткрытки или информационные видеоролики; могут быть танцевальные композиции для участия в конкурсах; театральные сценки для воспитанников детского сада. Здесь также раскрываются таланты педагогов в различных областях: пение, танцы, сценическое искусство, изготовление костюмов и декор сцены, монтаж видео и многое другое. Материалы можно использовать в дальнейшем для участия в конкурсах, позволяющих получить признание своих способностей на уже более высоком уровне. Все это позволяет воспитателям получить эмоциональное удовольствие, наталкивает на развитие своих творческих способностей, которые можно использовать уже в работе.

Но больше всего имидж педагога может подорвать «сарафанное радио». Как известно, люди с большим удовольствием делятся негативными эмоциями. Единожды возникшее с кем-либо недопонимание, переданное от человека к человеку, обрастает огромным комом отрицательных правдивых и ложных обвинений. Воспитателям важно уметь демонстрировать свои профессиональные качества, уметь рассказывать о своих достижениях. Это их портфолио, которое дает не только правдивую профессиональную информацию, но и позволяет повысить свой рейтинг не только внутри учреждением, но и за его пределами. Форм для самопрезентаций множество и все они могут быть испробованы педагогом. Идя в ному со временем, наш детский сад предлагает родителям видеоролики-знакомства с педагогами, в которых воспитатели и специалисты рассказывают о себе, своих достижениях, интересах, хобби, и, тем самым, становятся ближе родителям, понятнее. Зная о высоком профессионализме воспитателей, видя их творческие стороны, родители начинают больше доверять им, стремятся именно к ним, что повышает рейтинг педагога и создает положительный имидж.

В современном мире трудно и в то же время легко создать положительный имидж. Главное – не боятся показать себя и свою работу общественности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Профессиональная компетенция педагогов – системообразующий фактор в создании положительного имиджа школы».

Разработано Кабалиной Е.А., педагогом-психологом МБДОУ №15 "Жар-птица", в соавторстве с Косцовой М.Г., педагогом-психологом ГОУ СОШ №919Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в создани...

«Формирование общественного мнения о дошкольном учреждении через создание положительного имиджа с помощью информационно-коммуникационных технологий».

Изучение процессов формирования общественного мнения  и его развития при создании положительного имиджа ДОУ с помощью ИКТ. Составление плана работы....

"Создание положительного имиджа ДОО как одно из условий ее успешного функционирования" Консультация для педагогов

Консультация для педагогов "Создание положительного имиджа ДОО как одно из условий ее успешного функционирования"Тема консультации  посвящена создание и работа над  положительным имиджем дош...

Тема проекта «Создание положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения в условиях сельского социума как фактор повышения инвестиционной привлекательности и расширения социального партнерства».

Тема проекта «Создание положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения в условиях сельского социума как фактор повышения инвестиционной привлекательности и расширения социального партнер...

«Установление партнерских связей, создание положительного имиджа ДОУ через организацию сетевого взаимодействия с семьями воспитанников»

Сообщение: «Установление партнерских связей, создание положительного имиджа ДОУ через организацию сетевого взаимодействия с семьями воспитанников»...

Создание положительного имиджа ДОУ через организацию сетевого взаимодействия с семьями детей

Хочу поделится тем небольшим опытом создания положительного имиджа нашей группы через органы сетевого взаимодействия с семьями моих воспитанников...