План работы МО специалистов ДО на 2022-2023 учебный год.
учебно-методический материал

Тимошенкова Людмила Ивановна

Целью инновационных подходов педагогической работы в ДОУ является создание личностно-ориентированной образовательной среды в ДОУ, позволяющая формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового (подгруппового) развивающего взаимодействия детей, индивидуального взаимодействия «педагог + ребёнок», родителей, педагогов и специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы методического объединения специалистов дошкольного образования

КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»

на 2022 – 2023 учебный год

Сущность современных инновационных технологий выражается в организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса, предложении и реализации новых технологий, форм, методов, средств, приёмов для формирования и развития профессиональных знаний и умений в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Основная тема деятельности МО: «Инновационная деятельность в ОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования».

        Реализация деятельности по этой теме осуществлялась в МО в течении 2021-2022 учебного года. Планируется дальнейшее осуществление работы методического объединения специалистов ДО по данной основной теме в 2022-2023 учебном году.

        Основная цель деятельности МО специалистов ДО в 2021-2022 учебном году: повышение эффективности процесса обучения и получение более качественно высоких результатов образования.

В 2022-2023 основная цель деятельности МО будет изменена: повышение эффективности процесса обучения и получение более качественно высоких результатов образования, создание модели инновационного образовательного пространства дошкольного отделения ОУ как одно из условий повышения качества образования. 

Составление модели работы позволит уйти от многих ошибок, систематизировать и структурировать инновационную работу. Содержание модели включает:

  1. Обновление содержания образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, парциальных программ дошкольного образования.
  2. Обновление системы методической работы: отбор инновационного содержания, использование продуктивных форм, мотивация творческого педагогического труда, управление процессом обновления.
  3. Обновление системы управления качеством образования, заключающееся в реализации групп условий: нормативно-регламентирующих, перспективно-ориентирующих; деятельностно - стимулирующих; информационно-коммуникативных.

        Основные задачи методического объединения на 2022-2023 учебный год:

  1. Создание творческой атмосферы, мотивационных условий, а также объединение усилий всего педагогического коллектива ДО по реализации инновационного образовательного процесса, их повышения профессионального уровня и компетентности, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
  2. Способствовать успешному личностному и профессиональному развитию педагогов, освоению ими новых методов, приёмов и технологий в образовательном процессе с дошкольниками с ОВЗ.
  3. Создание организационных условий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
  4. Рационализация и эффективная организация применения инновационных технологий в педагогической деятельности (ранее используемых в образовательной деятельности с дошкольниками с ОВЗ) для продолжения проектирования общего модуля «Образовательный модуль - комплекс инновационных технологий с дошкольниками с ОВЗ в ОУ» (модель инновационного образовательного пространства ДОУ).
  5. Обеспечить использование и реализацию в образовательном процессе инновационных здоровьесберегающих технологий ((рефлексотерапия - песочная терапия – реализует учитель-дефектолог), а также включить новую технологию педагога – психолога – реализация психолого – педагогической технологии (игровая психотерапия, релакс - терапия).
  6. Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: АОП ДО для детей с ТНР и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), индивидуальной АОП в соответствии с ФГОС ДО на текущий учебный год (четвёртый год обучения ребёнка с ТМНР) согласно Учебного плана (на 2022-2023 уч. год) и Положения по разработке Адаптированных образовательных программ дошкольного образования в ОУ).
  7. Разработка и внедрение в практику инновационных педагогических проектов с дошкольниками с ОВЗ (включение в разработку АОП для дошкольников с ОВЗ).
  8. Формировать у педагогов потребность в непрерывном профессиональном росте, постоянном самосовершенствовании.
  9. Информатизация образовательного процесса: организация работы сайтов педагогов ДО, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации педагогических продуктов, разработка диагностического инструментария, работа с Интернет-ресурсами.
  10. Провести детально психолого - педагогическое сопровождение в вопросе «Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов (мониторинговые условия освоения программы по учебным курсам)» за счёт инструментов диагностики планируемых результатов освоения программы на уровне ребёнка (с уточнением индикаторов компетенций детей с ОВЗ), диагностических пакетов по всем образовательным областям).
  11.  Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ по инновационной деятельности
  12.  Распространение накопленного инновационного опыта педагогами ДО. Популяризация инновационной деятельности.
  13.  Пополнять своевременно основной вид методической продукции МО специалистов ДО - методическую папку «Инновации в содержании образования дошкольников с ОВЗ». 

       В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.

        Целью инновационных подходов педагогической работы в ДОУ является создание личностно-ориентированной образовательной среды в ДОУ, позволяющая формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового (подгруппового) развивающего взаимодействия детей, индивидуального взаимодействия «педагог + ребёнок», родителей, педагогов и специалистов.

        Задачи:

- научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения;

- развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

- воспитывать социально–личностные качества дошкольников с ОВЗ.

Этапы реализации:

1. Анализ и сбор информации о нововведениях.

2. Выбор и реализация новшеств.

3. Обобщение опыта и диагностика внедряемых инновационных технологий в ОУ.

        Инновационная деятельность МО осуществляется по двум направлениям:

  1. Инновации в работе с педагогическими кадрами.
  2.  Инновации в содержании образования (использование эффективных педагогических технологий).

По первому направлению:

1. Цель: обеспечение активного участия специалистов ДО в методической работе: обобщение опыта через создание презентаций, публикаций, участие в конкурсах.

2. Задача: совершенствовать систему непрерывного образования и самообразования специалистов ДО через формы инновационной методической работы (подготовка тематического материала для выступления, показ открытого мероприятия, обмен опытом работы, публикации из опыта работы в СМИ (на педагогических порталах), обмен опытом работы с презентацией, участие в профессиональных конкурсах, работа в творческих рабочих микро-группах, показ методического материала инновационной деятельности, показ мастер-класса).

3. Предполагаемый результат: активное участие специалистов в методической работе ДОУ.

По-второму направлению:

1. Цель: повышение качества дошкольного образования через инновационные педагогические технологии обучения детей.

2. Задача: использовать в работе с дошкольниками инновационные педагогические технологии (проектные технологии, здоровьесберегающие (коррекционные) технологии, игровые (социоигровые) технологии, технологии экспериментирования, личностно-ориентированные технологии, ИКТ - технологии).

3. Предполагаемый результат: повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через реализацию инновационных технологий в образовательном процессе.

        В качестве перспективных направлений инновационного развития Методического объединения специалистов ДО можно определить следующие:

‒ активное построение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей улучшению качества образования в дошкольном отделении образовательного учреждения;

‒ изучение дошкольников с УО и с ТНР на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду в целях обеспечения личностно-ориентированного подхода;

‒ расширение сотрудничества дошкольного отделения образовательного учреждения с другими социальными институтами;

 ‒ укрепление взаимодействия с родителями;

‒ совершенствование материально-технической базы дошкольного отделения образовательного учреждения.

Приоритетным направлением для развития инновационной деятельности с дошкольниками с ОВЗ в планировании воспитательно-образовательного и коррекционно- развивающего процессов на 2022-2023 год определена здоровьесберегающая технология (уделено внимание данной технологии ещё с 2021 -2022 года, требуется дальнейшее расширение и «раскрытие» технологии).

В текущем 2021-2022 учебном году специалисты ДО нашего МО интенсивно внедрили и реализовали 5 разнообразных инновационных технологий   в совместной практической деятельности с дошкольниками с ОВЗ (проектные технологии, игровые (социоигровые) технологии, технологии экспериментирования, здоровьесберегающие технологии (двигательная терапия), медико-профилактические технологии).

Планируется в следующем 2022-2023 году продолжить применение инновационных технологий в образовательном процессе с дошкольниками с ОВЗ, а также, в будущем, расширить вопрос реализации здоровьесберегающих технологий (рефлексотерапия - песочная терапия), а также включить новую технологию педагога – психолога – реализация психолого – педагогической технологии (игровая психотерапия, релакс - терапия).

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ставят своей целью: формирование у дошкольников представления о значимости физического и психического здоровья человека.

Задачи:

 - воспитывать у дошкольников с ОВЗ культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников с ОВЗ;

- обучать дошкольников с ОВЗ пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.

В целом, у дошкольников с ОВЗ, должна быть сформирована установка на здоровый образ жизни и овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях.

Формы организации:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Гимнастика для глаз

3. Дыхательная

4. Артикуляционная

5. Музыкально-дыхательные тренинги

6. Динамические паузы

7. Релакс - терапия

8. Арттерапия, сказкотерапия

9. Двигательная терапия, музыкотерапия

10. Цветотерапия, звукотерапия, песочная терапия (рефлексотерапия).

Перспектива деятельности методического объединения специалистов ДО в 2022-2023 учебном году – продолжить работу по данной теме методического объединения.

Можно сказать, грамотно построенная система инновационных форм работы с педагогическими кадрами в 2022 - 2023 уч. году в целом приведёт к повышению уровня воспитательно - образовательной работы методического объединения специалистов ДО в нашем ОУ, а также к созданию модели инновационного образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования. Инновационные технологии в сочетании со стереотипными элементами образования, докажут свою эффективность в процессе педагогической деятельности специалистов ДО.

                                                                                                                                   

I четверть

Тема: «Координация деятельности МО специалистов ДО на 2022 - 2023 учебный год».

Цель: ознакомить с планом работы МО, целью и задачами на 2022 - 2023 учебный год; утверждение плана работы МО специалистов ДО на текущий учебный год. Обеспечение роста педагогического мастерства, повышение творческого потенциала педагогов МО.

        

Ответственный: Тимошенкова Л.И., руководитель МО

1. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2022-2023 учебный год.

2. Изучение материалов ФГОС ДО.

  • Детальное ознакомление с нормативными документами – ПрАООП ДО для детей с умственной отсталостью и ПрАООП ДО для детей с ТНР.
  • Рассмотрение требований ФГОС ДО к структуре разработки Адаптированной  образовательной программы дошкольного образования в 2-х дошкольных группах (ориентир на возрастной состава дошкольной группы), а также индивидуальной АОП. Согласно Учебного плана на 2022 - 2023 уч. год и Положения о разработке образовательной программы внести необходимые дополнительные изменения в содержании АОП ДО (2 дошкольные группы).
  • Утверждение АОП двух дошкольных разновозрастных групп.

3. Мотивация педагогов к участию в работе методического объединения специалистов ДО по самостоятельно выбранным темам самообразования.

4. Утверждение плана проведения открытых занятий, образовательных проектов, а также тем самообразования и выступления каждого специалиста ДО.

5. Участие педагогов в онлайн – вебинарах, семинарах, форумах, лекциях, мастер-классе (способ самообразования через ресурс - интернет).

6. Довести до сведения каждого родителя (законного представителя) ребёнка, представить для ознакомления образовательные программы дошкольных групп «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР», а также индивидуальная АОП - (информационно - ознакомительная встреча педагогов ДО и родителей), режим дня, график проведения образовательных занятий (учебных курсов) в каждой дошкольной группе,  график проведения индивидуальных коррекционно-развивающих  занятий с узкими специалистами коррекционного профиля (с учителем-логопедом, учителем – дефектологом, учителем физической культуры, педагогом - психологом) сентябрь, 2022 года.

 

Ответственные: специалисты дошкольного образования ОУ,

Тимошенкова Л.И., руководитель МО.

II четверть

Тема: «Повышение качества образования и воспитания дошкольников с ОВЗ. Использование здоровьесберегающей технологии путём эффективной организации и реализации психолого – педагогической технологии (релакс - терапия).

 

Направления

Тема

Ответственные

Теоретические вопросы

Обеспечение полноценного развития дошкольников с ОВЗ (в соответствии с АОП, ИОМ), использование здоровьесберегающей технологии с дошкольниками с ОВЗ организация и реализация психолого – педагогической технологии педагогом- психологом (релакс - терапия). 

 - «Релакс-терапия как средство формирования эмоциональной стабильности дошкольника с ОВЗ».

- Оцениваемая характеристика видеозанятия «Компетентность в области мотивирования воспитанников»: «Педагог даёт возможность воспитанникам самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы» и «Педагог использует методы, побуждающие воспитанников самостоятельно рассуждать» (критерии оценки учебного занятия)

- Обзор - анкетирование по критериям оценки занятия для повышения качества образования дошкольников с ОВЗ (по оцениваемым характеристикам в III этапа: 1 этап – компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности); 2 этап - компетентность в области мотивирования воспитанников; 3 этап - компетентность в области организации учебной деятельности).

Дутова С.Ю., педагог-психолог

Малышева И.В., зам. директора по ВР

Малышева И.В., зам. директора по ВР,

Тимошенкова Л.И., руководитель МО

Обзор методической литературы по темам самообразования, накопление индивидуальной методической папки по самообразованию, совместная практическая деятельность (воспитатель + ребёнок), презентирование педагогического опыта разного уровня

Специалисты ДО

Практическая работа

- Проведение учебных занятий согласно календарно-тематического планирования АОП дошкольного образования (учебные курсы взяты согласно образовательных областей), темам самообразования.

- Реализация специалистами ДО инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ (у каждого педагога используется своя выбранная технология). За основу взята  в течении текущего года педагогами (педагогом - психологом и учителем – дефектологом) здоровъесберегающая технология

Воспитатели дошкольных групп, узкие специалисты коррекционного профиля

Дутова С.Ю., педагог-психолог

Шишкина МЮ, учитель-дефектолог

Работа между заседаниями

1. Подготовка специалистов ДО к аттестации (Ахтямова О.А, воспитатель, Тимошенкова Л.И., воспитатель, Мецлер Л.В., учитель физической культуры)

2. Промежуточная диагностика уровня воспитанности дошкольников с ОВЗ.

3. Изучение новинок литературы (по темам самообразования).

5. Обобщение опыта специалистов через создание презентаций, публикаций, участие в конкурсах, мастер-классе, выступлениях на МО, педагогическом совете.

6. Организация самостоятельного участия в муниципальных и региональных научно-практических конференциях, конкурсах, семинарах, круглых столах и т.д. по вопросам введения ФГОС ДО, инновационной проблематике.

Специалисты ОУ

III четверть

Тема: «Повышение качества образования и воспитания дошкольников с ОВЗ. Эффективная организация и использование здоровьесберегающей технологии в образовательном пространстве «Познавательное развитие».  

         Направления

Тема

Ответственные

   Теоретические вопросы

Обеспечение полноценного развития дошкольников с ОВЗ (в соответствии с АОП, ИОМ), использование здоровьесберегающей (коррекционной) технологии с дошкольниками с ОВЗ (на учебных занятиях по учебному курсу «Сенсорное воспитание» (коррекционно-развивающий подход) - песочная терапия

 - «Использование метода песочной терапии с дошкольниками с ОВЗ»

- «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДО» - тренинг

- Участие специалистов в конкурсе профессионального мастерства «Открытое занятие -2023».

  1. Разработка занятий с включением и реализацией инновационных технологий по темам самообразования.
  2. Написание специалистами самоанализа проведённого открытого занятия.
  3. Подведение итогов конкурса.

Шишкина М.Ю., учитель-дефектолог

Дутова С.Ю., педагог-психолог

Малышева И.В., зам. директора по ВР,

Тимошенкова Л.И., руководитель МО

Специалисты ДО – (предварительно 4 человека)

Анализ проведённых открытых занятий в рамках школьного конкурса.

Малышева И.В., зам. директора по ВР

 Практическая

работа

- Утверждение графика проведения открытых занятий, посещение открытых мероприятий в присутствии комиссии (жюри) или передача диска с записью видеозанятия и соответствующих материалов по требованиям Положения в комиссию, подбор методического инструментария к открытым занятиям, подготовка самоанализа.

- Организация участия специалистов ДО в профессиональном школьном конкурсе «Открытое занятие - 2023».

За основу взяты педагогами ДО  различные коррекционно-развивающие технологии и темы по самообразованию.

Малышева И.В., зам. директора по ВР

Тимошенкова Л.И., руководитель МО

  Работа между заседаниями

1.Организация индивидуального консультирования педагогов ДОУ по вопросам психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ДО, инновационной проблематике.

2. Подготовка воспитателей к аттестации (по срокам прохождения в 2022-2023 году), ознакомление с графиком прохождения курсовой переподготовки.

3. Изучение новинок литературы по темам самообразования, инновационной деятельности.

4. Проведение промежуточной диагностики уровня воспитанности дошкольников в каждой группе (отчёт результатов диагностики всех линий развития и здоровья детей).

5. Обобщение и распространение передового педагогического опыта специалистов ДО через публикации педагогов разного уровня, технологического выполнения инновационных продуктов в рамках РИП – ИнКО.

6. Обобщение теоретических и дополнение практических материалов по внедрению инновационных авторских программ, технологий, проектов, авторских разработок (пополнение инновационного материала в методическую папку «Инновационные подходы к реализации ФГОС ДО с дошкольниками с ОВЗ»).

Руководитель МО,

зам. директора по ВР

Специалисты ДО

Специалисты ДО

Специалисты ДО

Педагоги ДО, узкие специалисты коррекционного профиля

IV четверть

Тема. Анализ работы методического объединения специалистов дошкольного образования за 2022-2023 учебный год.

1. Подведение итогов выполнения плана по инновационной деятельности МО специалистов дошкольного образования в 2022 - 2023 учебном году (устойчиво эффективные и стабильные элементы).

Ответственный отчёт: руководитель МО

2. Сводные результаты диагностики уровня развития дошкольников на конец 2022-2023 учебного года. Провести детально психолого - педагогическое сопровождение в вопросе «Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов (мониторинговые условия освоения программы по учебным курсам)» за счёт инструментов диагностики планируемых результатов освоения программы на уровне ребёнка (с уточнением индикаторов компетенций детей с ОВЗ), диагностических пакетов по всем образовательным областям).

3. Написание характеристик на каждого воспитанника в дошкольных группах (вложение в личное дело ребёнка).

Результативный отчёт специалистов ДО.

4. Общий результат (удовлетворение) образовательного процесса с дошкольниками с ТНР и УО по разработанным АОП, индивидуальным АОП педагогическим составом МО специалистов ДО.

Ответственный: зам. директора по ВР, руководитель МО

5. Обобщить и распространить успешный педагогический опыт образовательной практики по введению и реализации ФГОС ДО Шишкиной М.Ю., учителя-дефектолога (опыт опубликовать в специальном печатном издании образовательного учреждения).

Ответственный: руководитель МО

6. Результаты применения инновационных коррекционно-развивающих технологий в образовательном процессе с дошкольниками с ОВЗ, проектирование общего модуля «Образовательный модуль - комплекс инновационных технологий с дошкольниками с ОВЗ в ОУ» (итоговая стадия проектирования модели) представить в виде доклада на педагогическом совете (март, 2023 года).

Ответственный: руководитель МО

6. Планирование методической деятельности специалистов ДО (реализация системы предложенных мероприятий, изменения темы методического объединения специалистов ДО по запросу педагогического коллектива ДО), постановка цели и задач на 2023 - 2024 учебный год.                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы детского сада на 2022-2023 учебный год.

Цель годового плана:  построение работы ДОУ в соответствии с ФГОС, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культур...

План работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный годпо теме:«Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития речи детей раннего возраста»Цель: Повышение те...

Перспективный план работы с родителями на 2022-2023 учебный год Возрастная группа: II младшая группа

Перспективный план работы с родителямина 2022-2023 учебный год   Возрастная группа: II младшая группа...

План работы с родителями на 2022-2023 учебный год!

Цель работы с родителями:Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.Задачи:Установить партнерские отношения с семьей каждог...