Программа воспитания
рабочая программа

Агаева Алена Викторовна

рабочая программа воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vospitaniya_madou_322.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРИНЯТО:                                                                                      УТВЕРЖДЕНО:

 на Педагогическом совете                                                             Заведующий МАДОУ № 322  

 Протокол № 1 от «30» августа 2021 г.                                          К. А. Мухаматгалеева/___________/                              

                                                                                               Приказ №___ от «30» августа 2021 г

                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

МАДОУ № 322 «Морозко»

Красноярск, 2021

  1. Содержание:

Пояснительная записка

3

1.1.Целевые ориентиры и планируемые результаты рабочей Программы

Цель Программы воспитания

5

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

5

1.2.1.Уклад образовательной организации

6

1.2.2. Воспитывающая среда

7

1.2.3.Общности (сообщества ДОУ)

8

1.2.4. Социокультурный контекст

9

1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ

9

1.3.Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания

10

1.3.1. . Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

10

Раздел II. Содержательный

11

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

11

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

12

2.1.2. Социальное направление воспитания

13

2.1.3. Познавательное направление воспитания

13

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

14

2.1.5. Трудовое направление воспитания

15

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

16

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

16

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

17

Раздел III. Организационный

17

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

17

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События МАДОУ

18

3.3. Организация предметно-пространственной среды

20

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса

21

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

21

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

21

3.7. Примерный календарный план воспитательной работы

23

Основные понятия, используемые в Программе

26

Пояснительная записка

Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 322 «Морозко»
(далее –Программа воспитания), является обязательной частью АООП ДОУ.

Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО).

Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО).

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок,
в рабочей программе воспитания отражаются взаимодействие участников образовательных отношений со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы МАДОУ.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Реализация Программы основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений.

 

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания

  1. 1.1. Цель Программы воспитания

   Основной целью воспитания МАДОУ № 322 «Морозко» является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

   Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (от 3 до 7 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО:

   1 Поддержка традиций дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.

   2 Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств.

   3 Организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного

человека.

   4 Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

   5 Использование воспитательного ресурса развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

   6 Установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах воспитания, развития и образования детей.

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается
на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся
в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

  • принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения
    к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
  • принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре
    и традициях России, включая культурные особенности региона;
  • принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
  • принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе МАДОУ, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

1.2.1. Уклад образовательной организации

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.

   Основные традиции воспитательного процесса в нашем ДОУ:

   1 Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает больший воспитательный результат,

чем прямое влияние педагога.

   2 Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии общечеловеческими и национальными ценностными установками.

   3 Воспитатели и специалисты ДОУ ориентированы на организацию разнообразных форм детских сообществ. Это кружки, творческие студии, лаборатории, детско-взрослые сообщества и др. Данные сообщества обеспечивают полноценный опыт социализации детей.

   4 Коллективное планирование, разработка и проведение общих мероприятий. В ДОУ существует практика создания творческих групп педагогов, которые оказывают консультационную, психологическую, информационную и технологическую поддержку своим коллегам организации воспитательных мероприятий.

   5 В детском саду создана система методического сопровождения педагогических инициатив семьи. Организовано единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач. Именно педагогическая инициатива родителей стала новым этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы.

   6 Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края являются мини-музеи, которые систематически организуются в каждой группе дошкольного учреждения. Музейная педагогика рассматривается нами как ценность, обладающая исторической и художественной значимостью.

1.2.2. Воспитывающая среда МАДОУ

Воспитывающая среда строится по трем линиям:

  • «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее

ценностями и смыслами;

  • «от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на

взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности

воспитания;

  • «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит,

живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы,

заложенные взрослым.

   Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в ФГОС ДО. Все виды детской деятельности опосредованы разными типами активностей:

  • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
  • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
  • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

 Коллектив прилагает усилия, чтобы детский сад представлял для детей среду, в которой будет возможным приблизить учебно-воспитательные ситуации к реалиям детской жизни, научить ребенка действовать и общаться в ситуациях, приближенных к жизни. Во всех возрастных группах имеются центры патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с родным поселком, районом, страной государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять свои знания.

1.2.3. Общности (сообщества) МАДОУ

   В целях эффективности воспитательной деятельности в МАДОУ организована работа следующих общностей (сообществ):

   Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками МАДОУ.  

   Участники общности разделяют те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. К профессиональным общностям в МАДОУ № 322 «Морозко» относятся:

  • Педагогический совет;
  • Творческая группа;
  •  Психолого-педагогический консилиум.

   Педагоги – участники общности, придерживаются следующих принципов:

  • быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
  • мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
  • поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
  • заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
  • содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу
  • воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
  • учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
  • воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

   Профессионально-родительская общность. В состав данной общности входят сотрудники МАДОУ и все взрослые члены семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.

   Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. К профессионально-родительским общностям в МАДОУ относятся:

  • Совет профилактики;
  • Попечительский совет;
  • Инициативная группа родителей.

    Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

    Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

   Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

   К детско-взрослой общности в МАДОУ относится:

1.2.4. Социокультурный контекст

Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания.

Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.

В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности
как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.

1.2.5. Деятельности и культурные практики в МАДОУ

  Цели и задачи воспитания реализуются в учреждении во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания выступают следующие основные виды деятельности и культурные практики:

  • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
  • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
  • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

1.3. Планируемые результаты освоения Программы воспитания.

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы
в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)

Направления воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья, дружба, сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Освоивший основы речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам
их деятельности, проявляющий трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся
к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.

Раздел II. Содержательный

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

   Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права, обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».

   Содержание рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

− социально-коммуникативное развитие;

− познавательное развитие;

− речевое развитие;

− художественно-эстетическое развитие;

− физическое развитие.

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

При реализации этого направления воспитатель развивает у ребенка:

  • Представления о символах государства – Флаге, Гербе Российской Федерации, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация;
  • Элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.
  • Высшие нравственные чувства: патриотизм, гражданственность, уважение к правам и обязанностям человека.
  • Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе.
  • Уважительное отношение к русскому языку как государственному, а также языку межнационального общения.
  • Стремление и желание участвовать в делах группы.
  • Уважение к защитникам Родины.
  • Представления о героях России и важнейших событиях истории России и ее народов.
  • Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края, в котором находится образовательная организация.

2.1.2. Социальное направление воспитания

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение
в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление  к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.

  • При формировании семейных ценностей воспитатель развивает у ребенка:
  • Представление о семье, роде, семейных обязанностях, семейных традициях.
  • Уважение к свой семье, фамилии, роду.
  • Представление о материнстве, отцовстве, о ролевых позициях в семье. Чувства уважения к собственной семье, к семейным традициям, праздникам, к семейным обязанностям.
  • Чувства осознания семейных ценностей, ценностей связей между поколениями.
  • Терпимое отношение к людям, участвующим в воспитании ребенка.
  • Умения достигать баланс между стремлениями к личной свободе и уважением близких людей, воспитывать в себе сильные стороны характера, осознавать свои ценности, устанавливать приоритеты.
  • Навыки конструктивного общения и ролевого поведения.
  • Интерес к биографии и истории семьи других детей.

2.1.3. Познавательное направление воспитания

Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.

Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира,
в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

  1. развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
  2. формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
  3. приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Направления деятельности воспитателя:

  • Развитие интересов детей, любознательности мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
  • о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие
и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

  • обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
  • закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
  • формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
  • организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
  • воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

Направления деятельности воспитателя:

  • организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
  • создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
  • введение оздоровительных традиций в ДОО.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене
и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

  • формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
  •  формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
    и чистоте тела;
  •  формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
  • включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.

2.1.5. Трудовое направление воспитания

Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет
в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает
их к осознанию его нравственной стороны.

  • Работа по воспитанию культуры труда у ребенка направлена на:
  • Уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников.
  • Начальные представления об основных профессиях, о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества.
  • Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации проектов.
  • Умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий, проектов.
  • Умения соблюдать порядок в процессе игровой, трудовой, продуктивной и других видах деятельности.
  • Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей.
  • Отрицательное отношение к лени и небрежности в различных видах деятельности, небережливому отношению к результатам труда людей.

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.

Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: 

  • Развитие представления о душевной и физической красоте человека.
  • Развитие эстетического вкуса, эстетических чувств, умения видеть красоту природы, труда и творчества;
  • Развивать интерес к произведениям искусства, литературы, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке.
  • Развивать интерес к занятиям художественным творчеством и желание заниматься творческой деятельностью.
  • Бережное отношение к фольклору, художественным промыслам и ремеслам, произведениям культуры и искусства, зданиям, сооружениям, предметам, имеющим историко-культурную значимость, уникальных в историко-культурном отношении.
  • Интерес к народным промыслам и желание заниматься техниками, используемыми в народных промыслах.
  • Способность с уважением и интересом относится к другим культурам.
  • Отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса

Возможные виды и формы деятельности

   Виды и формы деятельности реализуются на основе последовательных циклов, которые

при необходимости могут повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем

возрасту варианте неограниченное количество раз.

   Эти циклы представлены следующими элементами:

  • погружение – знакомство, которое реализуется в различных формах: чтение,

просмотр, экскурсии и пр.;

  • разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие

продукты;

  • организация события, в котором воплощается смысл ценности.

   Последовательность циклов может изменяться. Например, цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к

культурному содержанию на основе ценности.

   События, формы и методы работы по реализации каждой ценности в пространстве воспитания могут быть интегративными. Например, одно и тоже событие может быть посвящено нескольким ценностям одновременно.

   Каждый педагог разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В

ходе разработки должны быть определены смысл и действия взрослых, а также смысл и действия детей в каждой из форм. В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику, на основе наблюдения за поведением детей.

   В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

   В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ДО направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

   МАДОУ «Детский сад № 322» расположен  в Октябрьском районе города. В шаговой доступности находится библиотека, школа, центр дополнительного образования детей. В детском саду функционирует 12 групп коррекционной направленности. Педагоги, дети и семьи воспитанников постоянно участвуют в благотворительных акциях, масштабных проектах и конкурсах разной направленности (социальной, экологической, патриотической, помощь животным).

   Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми, как эффективное средство развития, воспитания и обучения. Используются разные виды игр (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры – драматизации, инсценировки, игры с элементами труда, творческие и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.)

   Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков,

уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.

   Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.

    В реализации воспитательного потенциала образовательной деятельности педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников:

- установление доверительных отношений между педагогом и воспитанниками, способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их

познавательной деятельности;

- побуждение дошкольников соблюдать в детском саду общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (дошкольниками), принципы

дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания дошкольников к лексической теме, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией

- инициирование ее обсуждения, высказывания детьми своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания обучения через демонстрацию

детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения с воспитанниками;

- применение на занятии интерактивных форм работы с детьми: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию дошкольников (+ развивающие задания на интерактивной доске); дидактического театра, где полученные на занятии знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают дошкольникам возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат дошкольников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в занятия игровых ситуаций, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе,

помогают установлению доброжелательной атмосферы во время жизнедеятельности в ДОУ;

- организация шефства над другими детьми, дающего дошкольникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности дошкольников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

   Воспитательный процесс и развивающая предметно-пространственная среда – это совокупность природных, предметных, социальных условий и пространство собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности,

Раздел III. Организационный

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

   Рабочая программа воспитания предполагает создание следующих психолого- педагогических условий, обеспечивающих воспитание ребенка в сфере его личностного развития:

     1. Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности, поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, обеспечение опоры на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

   2. Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. Формирование игры как важнейшего стимула воспитания ребенка в сфере его личностного развития.

   3. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей воспитанию ребенка в сфере его личностного развития по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

   4. Сбалансированность игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной деятельности, восприятия художественной литературы и фольклора, конструирования, самообслуживания и элементарного бытового труда, то есть гармоничное слияние совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

   5. Участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка в сфере его личностного развития. Поддержка педагогами родителей (законных представителей) дошкольников в воспитании детей в сфере их личностного развития.

   6. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

   7. Оценка результатов освоения рабочей программы воспитания, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, в вопросах его воспитания в сфере личностного развития, умение ребенком самостоятельно действовать, принимать

решения, анализировать свои поступки.

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События МАДОУ

Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.

Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы МАДОУ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

   Проектирование событий в МАДОУ возможно в следующих формах:

  • разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-

взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);

  • проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно- значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
  • создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).

3.3. Организация предметно-пространственной среды

    Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в МАДОУ - обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности.

   Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями МАДОУ, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы),

материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе

развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

   РППС МАДОУ отражает ценности, на которых строится программа воспитания, и способствует их принятию и раскрытию ребенком:

  • включает знаки и символы государства, региона, района и организации.
  • отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которой находится организация.
  •  экологична, природосообразна и безопасна.
  • обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
  • отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
  • обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
  • обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности

труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.

  • обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл

здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

  • предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с

особенностями региональной культурной традиции.

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса

   Образовательное учреждение укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, способными к инновационной профессиональной деятельности. Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательного учреждения служат квалификационные характеристики, представленные Профстандарте педагога.

3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации программы воспитания в МАДОУ включает:

  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО).

   Основные локальные акты:

  • Адаптированная Оосновная образовательная программа
  • План работы на учебный год
  • Календарный учебный график;
  • Рабочая программа воспитания в ДОУ;
  • Рабочие программы воспитания педагогов групп, как часть адаптированной основной образовательной программы;
  • Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности в ДОУ;
  • Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в ДОУ)

3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

    Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.

    Инклюзия является ценностной основой уклада МАДОУ и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий. На уровне уклада: МАДОУ инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность.

   Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в МАДОУ. На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями.

    Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах.  

   Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых. Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:

   1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

   2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;

   3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

   4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;

   5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.    

    Задачами воспитания детей с ТНР и ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации являются:

   1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;

   2) формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;

   3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;

   4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;

   5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;

    6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей;

   7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;  

   8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

3.7. Примерный календарный план воспитательной работы

Месяц

Недели

Тема

Сентябрь

ОСЕНЬ

1.09- праздник

«1 сентября»

01.09-17.09

Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка

20.09-24.09

«Встречаем осень»

27.09-01.10

«Есть у нас огород – посмотри, что там растет»

Октябрь

ОСЕНЬ

04.10-08.10

«Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят»

11.10-15.10

«У медведя во бору,

грибы, ягоды сорву»

18.10-22.10

«Древесный ствол имею я,

Есть корни, ветви у меня»

25.10-29.10

Неделя исследователей: что, из чего и для чего

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Ноябрь

ПРЕДМЕТЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

01.11-05.11

«О чем «рассказывает» одежда»

08.11-12.11

«Я их чищу, берегу.

По дорожке в них бегу.»

15.11-19.11

«Домашние помощники» (посуда)

22.11-26.11

«Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Декабрь

ЗИМА

29.11-03.12

«Красавица зима»

06.12-10.12

«Настали зимние деньки-взяли лыжи и коньки»

13.12-17.12

«Пернатые друзья» (зимующие птицы)

20.12-24.12

«Мастерская Деда Мороза»

27.12-30.12

«Новогодний праздник»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Январь

БЕЗОПАСНОСТЬ

ДОМА И НА УЛИЦЕ

01.01-07.01

Каникулы

10.01-14.01

«Как прекрасен город наш!»

17.01-21.01

«Если дома ты один» (ОБЖ)

24.01-28.01

«Мы едем, едем…»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Февраль

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

31.01 – 04.02

«Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!»

07.02-11.02

«Тайны подводного мира»

14.02-18.02

«В зоопарке мы гуляем, про животных всё узнаем»

21.02-25.02

«Каждый мальчик может стать солдатом»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Март

ВЕСНА

28.02. – 04.03

«Мамин день»

09.03-11.03

«Ты весна приходи, всю природу разбуди»

14.03-18.03

«Пернатые друзья»

(перелетные птицы)

21.03-25.03

«Прорастает сквозь снежок,

К солнечным лучам, цветок»

28.03-01.04

«Кто в глуши лесной таится? Что за зверь?»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Апрель

Труд людей

04.04 -08.04

«Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит?»

11.04 – 15.04

«Космонавтом быть хочу, может в космос полечу»

18.04 – 22.04

«Все профессии хороши – выбирай на вкс»

25.04 – 29.04.

«В зеленой стране на окне»

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Май

СКОРО ЛЕТО

04.05 – 06.05

«Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.»

10.05-13.05

«Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду»

16.05-20.05

«Скоро лето!»

23.05-31.05

Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Основные понятия, используемые в Программе

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса
и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития.
Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций.

Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды
для решения целей воспитания личности позволяет говорить о
воспитывающей среде.

Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская).

Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов
и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.

Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.

Субъектность  социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка
к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности,
как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях
и их последствиях.

Уклад  общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность
и социокультурный контекст.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации "Программы воспитания и обучения" группа общеобразовательной направленности детей 2-3 лет

Перспективное планирование с интеграцией по образовательным областям  "Социализация", "Коммуникация" и т.д....

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.

В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "от рождения до школы" программа воспитания и обучения в детском саду

программа "от рождения до школы" является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре...

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"

    Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...

РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.

Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г  № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...

Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...