Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица широкая».
проект (старшая группа)

Макарова Светлана Владимировна

Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица широкая».

Подготовила воспитатель Макарова Светлана Владимировна

Провели воспитатели: Курносова Галина Васильевна

Макарова Светлана Владимировна

логопед: Панова Мария Михайловна

Тема«Широкая масленица»

Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта: с 4 по 10 марта 2019 г.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность проекта:

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Цель:

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

  • Для детей:

1.Формировать у детей гражданскую принадлежность.

2.Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.

3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.

  • Для педагогов:

1.Профессиональное самосовершенствование.

2.Создание информационной базы.

  • Для родителей:

3.Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.

Формы реализации проекта:

• Беседы по теме;

• Совместная творческая деятельность;

• Создание творческих работ детей и родителей;

• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;

• Чтение стихотворений, художественных произведений;

• Тематическое занятие.

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный:

• Разработка содержания проекта, составление плана работы;

• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);

• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;

• Подбор материалов для продуктивной деятельности;

• Заучивание закличек, частушек;

• Изготовление стенгазеты «С масленицей»;

  • Памятка и буклеты «Традиции празднования Масленицы в России»;
  • Папка-передвижка «Масленица-проводы зимы».

  • Основной:

• Проведение тематического занятия;

• Художественно-творческая деятельность.

• Разучивание русских народных песен, закличек;

• Чтение художественных произведений по теме.

• Прослушивание музыкальных композиций.

  • Заключительный:

• Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;

• Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир»;

Взаимодействие с родителями:

• Рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блинный пир на весь мир!»;

• Приготовление блинов для чаепития;

• Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица».

Ожидаемый результат:

Дети:

• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

• Имеют представление о народных праздниках, играх;

• Владеют знаниями масленичной кухни;

• Интересуется изобразительной детской деятельностью;

• С интересом участвует в народных играх;

• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;

• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Педагоги накопление материала:

• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.

Родители:

• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.

Тематическое планирование

  • Понедельник

Тематическое занятие «Госпожа Масленица»

Разучивание Народная игра - забава «Ручеек»

Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины»

Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)

Просмотр мультфильмов: «Царевна –лягушка» и «Масленица»

  • Вторник «Заигрыш»

Изготовление «Масленичного солнышка»

Народная игра – забава «Перетягивание каната»

Хороводная игра «Едет Масленица»

Загадки о весне и зиме

Слушание песни «Ой, блины, мои блины»

Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»

Чтение русских народных сказок «Как весна зиму поборола»

  • Среда «Лакомка»

Беседа «Значение и символика блинов»

Чтение русских народных сказок «Маслена»

Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»

Народная игра – забава «Блинная эстафета»

Чаепитие с блинами

  • Четверг «Разгуляй»

Чтение масленичных закличек

Хороводная игра «Заинька, попляши» 

Развлечение «Здравствуй, Масленица

Слушание песни «Как на Масленые недели»

Рисование «Масленица»

Народная игра - забава «Ручеёк»

Чтение русских народных сказок «Соломенная Масленица»

  • Пятница «Тёщины вечера»

Беседа«Что мы узнали о Масленице»

Исполнение русских народных песен Народная игра - забава «Горелки»

Игры в «снежки», «Бояре»

Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица», «Секрет Матрешки»

Народная игра - забава «Снежный тир»

Беседы «Значение и символика блинов»«Что мы узнали о масленице

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т.Нуждиной «Блины»масленичных закличек.

  • Приложение

Конспект занятия по изобразительной деятельности (Рисование сюжетное по замыслу) «Масленичные забавы»

Вид деятельности:

Рисование сюжетное по замыслу.

Тема: Масленичные забавы.

Интеграция образовательных областей:

Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье.

Программное содержание:

Закреплять представление о русских народных обычаях и обрядах; дать представление о том, что масленица - один из самых любимых народом и веселых праздников; воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям; учить рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность; закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», В.Сурикова «Взятие снежного городка», разучивание закличек и стихотворений о масленице.

Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», иллюстрации с изображением зимних видов спорта; бумага формата A3; масляная пастель, гуашь, кисти разного размера.

Содержание организационной деятельности:

В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукцию картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстрации с изображением зимних игр, послушать стихотворение:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица – Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром.

Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались? На дворе зима. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение. А последний праздник зимы - Масленица. Она бывает в конце февраля — начале марта и возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица — великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы.

Разминка. Упражнение «Весёлый хоровод»

Становись в хоровод, (Дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу.)

Будем веселиться.

Будем вместе все в кругу (Дети кружатся на месте в одну, потом в другую сторону)

Весело кружиться. Ля-ля-ля.

А мы сядем на коней, (Дети изображают скачущих коней)

По полю помчимся.

Маме с папой до земли (Дети выполняют поклон)

Низко поклонимся.

Педагог предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой. Рисунок должен передавать настроение.

Самостоятельная работа учащихся

Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе.

Анализ работ

По окончанию работы проводится анализ рисунков. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они нарисовали.

Совместная деятельность родителей с детьми старшего возраста «Весенняя тарелочка для блинов».

Цель:

  • Создать условия для развития творчества и сотворчества детей и взрослых.56
  • Познакомить с техникой «декупаж».

Задачи:

  • Познакомить с простейшими приёмами начального этапа салфеточной техники «декупаж».
  • Развивать познавательный интерес.
  • Воспитывать художественный вкус

Материалы:

  • Бумажные тарелки
  • Салфетки
  • Клей ПВА
  • Кисти плоские
  • Ножницы

Содержание:

Педагог:  Здравствуйте  гости, милости просим

                  Масленицу широкую встречаем

             Блинами угощаем.

Педагог:  Хотела Масленица вас порадовать, приготовила красивые тарелочки для блинов, но Зимушка - зима решила  пошутить с Масленицей и послала  своих помощников белые вьюги и метели.  Выкрасили они все тарелочки в белый цвет. Расстроилась Масленица. Давайте её порадуем и украсим тарелочки красивым весенним солнечным узором. Сделать это я предлагаю необычным способом в стиле «декупаж».

Появился этот стиль в далёком древнем Китае. Как только в Китае научились производить тонкую бумагу, был открыт секрет нового декоративного творчества - «декупаж». Это слово переводится с французского языка «вырезать». С помощью «декупажа» китайцы украшали разные  предметы,  и  даже мебель, впоследствии  декупажем заразились в Европе.  Женщинам  настолько понравилось заниматься техникой декупажа, что они стали обклеивать все, что попадалось им на глаза: музыкальные инструменты, шкатулки, табакерки, мебель, ширмы…

 В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками.

 В декупаже могут быть использованы иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки. В последнее время широко применяются принтерные распечатки. И все это объединяет техника: вырезания мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.

При работе по декупажу необходимо соблюдать следующие правила.

  • «Для вырезания мотивов из салфеток пользуются очень острыми небольшими ножницами. Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются очень тонкой кисточкой.
       
  • В первую очередь для приклеивания используются специальные клеи для декупажа. В случае их отсутствия приклеивать можно ПВА, яичным белком, клейстером.
  • Перед приклеиванием у салфетки снимаются два лишних слоя, оставляется только третий с рисунком.
  • Мотив из салфетки прикладывают на оформляющуюся поверхность и плоской кисточкой начинают приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Пропитываясь клеем, салфетка начинает растягиваться, поэтому приклеивать следует очень осторожно, расправляя кисточкой образующиеся складочки.
  • Приклеивание следует начинать от середины мотива. Двигайте кистью от центра к краям рисунка (как будто рисуете солнечные лучи), аккуратно придерживая рисунок другой рукой.

Педагог: Я предлагаю вам начать осваивать новую технику «декупаж»

Родители с детьми выбирают элементы для декорирования из салфеток.

Вырезают элементы для декорирования.

Наклеивают  узор на тарелку.

Красочно оформляют работу.

В конце оформляется выставка работ.



Предварительный просмотр:

Стихи про Масленицу от авторов.

По древнему рецепту

Ох, люблю же я блины!
До чего они вкусны!
Мне их бабушка печёт.
Вот опять их есть зовёт.

Я пеку румяные
Русские блины
По рецепту древнему
Предков старины
Знает его тайну
Бабушка моя,
По наследству – мама,
И, конечно, я
Сладкие, медовые,
С мёдом, с молоком
Ароматы сладкие
Заполняют дом
Три огромных блюда
Напеку блинов, –
Приходите в гости –
Чай уже готов!

(Д. Кузнецов)

Русские блины

Если есть сковорода,
Будет русский сыт всегда:
Жарким солнышком весны
Зашкварчат на ней блины.

Пышные, румяные,
Пламенно-огняные.
С ободочком-корочкой,
С мёдом ешь, с икорочкой.

(И. Агеева)

Русский блин

Издревле люди на Руси
На Масленицу, Бог спаси,
Устав от стылой тишины,
Пекли румяные блины.
Звал тёщу на блины зятёк,
Муж для жены оладьи пёк.
Мать для сынов пекла по паре
С икрой и с мёдом, на опаре.
Свекровь учила молодуху
Как ставить в бочке медовуху.
Как ждать гостей,
как стол накрыть,
Блины подать, весёлой быть.
Блин гостем был, хозяевал,
Рты и ротишки открывал;
Питал и веселил народ.
Был вхож в любые из ворот.
В боярском доме, и в клети,
И нищему на паперти;
На олове, на хрустале –
По русской блин шагал земле.
Был комом, или маслом тёк,
На перекрестьях всех дорог
И неудачу, и успех
С лихвою блин делил на всех.
И пел народ, и был един:
«Он – солнца сын –
Наш, русский блин»!

(Т. Культина)

Посреди небесных тел
Лик луны туманный,
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный.
Видно, там на небесах
Масленица вечно!

(М. Лермонтов)

Ода блинам!

Масленица блинная,
Сытная, старинная,
С самоваром, с огоньком,
Солнцем, снегом, ветерком...

Сказано немало слов,
Напеку скорей блинов,
Чтобы под конец зимы
Всласть весну встречали мы!

Тесто быстро замешу,
Всё что надо положу,
Сковородку раскалю,
Блин половничком налью.

Зашипит на масле тесто,
В сковородке ему тесно,
Ловко блин переверну,
На рисунок посмотрю.

Первый блин похож на солнце,
В нём узор лучами рвётся...
Блин второй готов багряный,
Словно яблочко румяный!

А на третьем вижу пятна,
Что такое, непонятно?
На луну похож тот блин,
Испеку ещё один...

В дырках блин похож на сыр,
Не блины, а целый мир!
Слишком тонкий на листок,
Слишком толстый на жирок,

А последний на звезду,
На рогатую козу...
На блин теста не хватило,
Но запёкся он красиво!

Стопочкой блины стоят,
С пылу, с жару, точно в ряд!
Ждут когда растопят масло,
Чтобы блинчик стал атласным.

Каждый блин помажу смачно,
Получилось всё удачно!
Во рту тает нежный блин,
Я хочу ещё один!

Блин – волшебная лепёшка,
Сам себе большая ложка,
Всё в него я положу,
Друзей в гости приглашу!

Первый блин с копчёной рыбкой,
Можно даже с осетринкой,
В промежутке блин второй
Обязательно с икрой!

Блин с селёдочкой для вкуса,
Ну, хотя б на пол укуса,
А четвёртый блин с мяском,
С пряным фаршем уголком!

В блинчик пятый для обманки
Можно положить сметанки...
А макать в сметану блин
Никому не запретим!

Блин печёный с творожком
Оставляем на потом...
А пока добавим мёда
В блин для сладкого захода,

И вареньицем клубничным
Поливаем блин привычно...
Всё запьем душистым чаем,
Вот как мы весну встречаем!
(А. Латулина ■)

Блинчики (И. Финк)

Пять яиц, стакан муки
Масло, чашка, две руки.
Сода, соль и молоко –
Миксер крутится легко.
Он крутился и крутился –
Блинчик тонким получился.
С пылу, с жару, да с медком –
Жду вас в гости вечерком.
Приходите, приходите,
Радость в дом мой приносите.
Где нет чая и гостей –
Нету радости, вестей.

Масленица угощает!

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.

(И. Мордовина)

Детям нравятся блины.
До чего блины вкусны!
Все на свете влюблены
В аппетитные блины!!
Со сметанкой и с икрой!
Поскорее – стол накрой!
С джемом, с медом и с вареньем,
Со «сгущенкой» – объеденье!!
С мясом, с маслицем, с грибами,
С фруктами и овощами...
С творожком или с капустой,
С пудрой сахарною, вкусно!..
Я зову к себе гостей,
Моих маленьких друзей,
Налетайте, на блины!..
Ой, штанишки нам тесны...

(Т. Юдина)

Разбирай блины!

Как у нашей сватьи
Масляны оладьи,
Лакомы ватрушки,
Плюшки – завитушки.
А ваш-то пирог
Подгорел на один бок.
А блины-то горячи
С пылу-жару из печи,
Пышны да румяны
С маслом и сметаной.
А у вас сковорода
Закоптилася, беда.
Ай, да масленица,
В пояс кланяется.
Разбирай блины –
Всем достанется.

(Т. Дергунова)

Встречаем масленицу мы,
Всегда пусть ломятся столы.
И коль весна уж на носу,
Видать зима пришла к концу

Пускай здоровья будет воз,
Удача мчит как паровоз,
Пусть круг друзей всегда растёт,
Богатство вместе пусть идёт.

***Масленица, масленица!
Зима к лету тянется,
Там Весна проказница
Примеряет платьица.

***Встанем утром рано,
Напечём блинов
С творогом, сметаной,
С мёдом. Будь здоров!
С маслом и вареньем,
Вот Вам угощенье!
Масленицу встретим.
Чучело сожжём.
Праздник мы отметим.
Радость – в каждый дом!
Яркий лучик солнца
-Каждому в оконце!

***Солнце ярче и теплее,
Люди лучше и добрее.
Масленица в дверь стучится,
Никому с утра не спится.
Высыпает весь народ,
Дружно водит хоровод.
Игры, пляски и веселье,
Поднимают настроенье.

***

Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!

***

Праздник вкусного блина,
Приближается весна!
Принесёт пусть за собой,
В дом достаток и покой…

Позитив и звонкий смех
И здоровье и успех.
Шумный пир, блины и сладость,
В каждом доме только радость.

Будем петь и веселиться,
Громко зиму провожать,
Озорные удалые,
Будем танцы танцевать.

***Вот конец уж стужи зимней,
Наступил черед весны,
В праздник Масленицы жирной
Весело печем блины.

Всю неделю можем смело
И гулять, и пировать.
В воскресенье у нас дело:
Будем чучело сжигать.

Дружно, радостно устроим
Проводы седой зимы.
Пышные столы накроем
И повеселимся мы.

***

Расступайся, народ!
Масленица к нам идёт!
Чучело зимы сжигают…
Весну красную встречают!
Пирогами и блинами
Всех прохожих угощают!
На столбы люди влезают
И подарки с них снимают…
Песни всюду поют
Весну в гости зовут!

***С понедельника идёт
Сырная неделя.
Мы всего два дня едим,
А уже вспотели.

Представляю, что же будет,
Как проводим праздник?
Мы, конечно, потолстеем,
Не залезем, в платье.

Нам придётся всем поститься,
Чтоб немного похудеть.
Иль на следующий праздник,
Будем лишь на стол глядеть!

***Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Масленица, Масленица,
Блинами попеканщица,
Приходи раненько,
Встретим хорошенько —
Сыром, маслом и блином
И румяным пирогом.
Масленица — блиноеда
Накормила до обеда.
И сама — за плетень,
На весь день, на весь день.
Полизала сыр и масло,
А сама потом погасла.

***Ах, гуляет весь народ,
Масленица ведь идет,
Вокруг стопки из блинов
Народ есть всегда готов!

Всюду песни и веселье,
Заводное настроенье
Заразило всех людей,
Чай, кричат они, налей!

Масленица – праздник ясный,
Где сполна блинов прекрасных
С икрой, маслом и вареньем,
С превосходным настроеньем!

***Пусть с печеными блинами
К вам достаток в дом войдет,
Чтоб всего добились сами,
Пусть по жизни вам везет.
А еще – хлопот не знайте,
Улыбайтесь, всем назло,
Масленицу так встречайте,
Чтобы в жизни повезло!

***Бабушка блины спекла
Круглые румяные.
Масленица к нам пришла
Гостьею желанною.
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
Я на масленицу маме,
И руками и ногами,
Помогала печь блины,
Небывалой ширины!

***Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье —
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост встречать.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем:
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Народные праздники в детском саду и дома»

1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие народные праздники Вы знаете?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

5. О каком празднике Вы узнали у своих предков?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Каковы особенности народных традиций Вашего города, края?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за ответы!

Анкета для родителей

«ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

1.Хотите ли  Вы, чтобы дети занимались  этим в детском саду?

2.Есть ли дома, у бабушки предметы старинной утвари? Знает ли об этом малыш?

3.Что больше всего интересует ребёнка дома по данной теме? В детском саду?

4.Знаете ли Вы русские народные праздники?

5.Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в д/саду?

6.Какие народные игры Вам известны?

7.Играете ли Вы в них с ребёнком?

8.Надо ли знать народные сказки и былины?

9.Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

10.Ходите ли Вы с ребёнком в музей?

Анкета для родителей

«Народное искусство в жизни вашей семьи»

1.Считаете ли  Вы эту тему интересной и актуальной?

2.Какие виды народного искусства Вы знаете?

3.Какие  русские народные  промыслы Вам знакомы?

4.Как  Вы думаете, какие виды декоративно – прикладного искусства ребёнку ближе всего?

5. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т.д.)?

6.Как  часто Вы читаете ребёнку русские народные сказки?

7.Употребляете  ли   Вы в общении с ребёнком русские народные пословицы и поговорки?

8.Поёте ли Вы ребёнку колыбельные песни?

9.Готовы ли Вы поучаствовать в демонстрации народных костюмов?

Анкета для родителей

«Основы русской народной культуры»

1.Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

а) как жили наши предки?

б)какими занимались ремёслами?

в) как сеяли хлеб?

г) какую на Руси носили одежду?

2.Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

3.Какие русские праздники Вы знаете?

4.Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

5.Какие народные игры Вам известны?

6.Нужно ли рассказывать об основах русской народной культуры в детском саду?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Русская народная сказка "Как Весна Зиму поборола"

Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с берёзовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:

— Когда Весна придёт, когда Талица ударится и с гор снега скатятся, а по лужкам разольётся вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать-звать.

Ждёт Маша Весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, всё Морозы куёт; надокучила она всем, холодная, студёная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовёт Солнце:

Солнышко, Солнышко,
Красное вёдрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!
Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
— Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретило ли свою сестру?
Солнце говорит:
— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. А Весна про то и не знает. Иди, красная девица, за мной, как увидишь перед собой лес зелен весь, там и ищи Весну. Зови её в свои края.

Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идёт. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес зелен весь. Ходила, ходила Маша по лесу, совсем заблудилась. Лесные комарики ей плечики искусали, сучки-крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенёк отдохнуть, как видит — летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья для всякого зелья. Та лебедь была — Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые речки. Стала тут Маша Весну кликать-звать, рассказывать:

— Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, всё Морозы куёт, холод-стужу напускает.

Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.
А Зима не уходит, Морозы куёт да посылает их наперёд Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнёт — там и заслон сметёт, другим махнёт — и сугробы тают. Морозы-то от Весны и бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там её Весна и замкнула ключом.

Так-то Весна Зиму поборола!

Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год тёплый, хлебородный.

Русская народная сказка: "О Маслёне"

О Маслёне   Было это так давно, что мало кто и знает о том. Но всё же память народная обычай тот сохранила и почитать его велела с весельем да радостью - за терпение зимы длинной и холодов трескучих да за труды человеческие праведные.
На далеком Севере, в царстве белого снега да лазоревого льда народилась у Матушки Метелицы и Батюшки Солнца дочка. Долго думали Батюшка с Матушкой, как назвать своё дитятко. Смотрели на неё да любовались: круглолицая да румяная, глазоньки ясные, улыбка масляная – всё в Батюшку, а косы серебряные и нрав беспокойный – так это в Матушку. Думали, решали, да и назвали Маслёной, чтоб никому не в обиду.

Как росла девонька, незнамо- неведомо, какие тётки-няньки колыбель качали – то тайной за семью печатями осталось. Но только выросла Маслёна умницей да красавицей. Стало быть, по уму воспитывалась да под присмотром была.

Холили да лелеяли родители дочку любимую, но свидеться доводилось всё реже. Недосуг Солнцу с Метелицей, работы у них - хоть отбавляй. Как оставить землю без метелей зимних, да без тепла солнечного? Нельзя никак. Жизнь и судьба людская, они своим чередом, а Солнце с Метелицей - в сопровождении. Вот так и странствовали по миру они: то подсветить да подогреть, то остудить да замести снегом. Всякому своё дело.
Летели дни за днями, лето сменяла осень, а весна зиму. Выросла наша Маслёна. Скучала по Батюшке с Матушкой, как тут не скучать? Ждала их, родимых, гуляя по заснеженным просторам. Помогала добрая Маслёна в беде и немощи оказавшемуся человеку да зверю лесному, но от глаз посторонних хоронилась. А вот как всходило Солнце над снегами северными – приветливо улыбалась Маслёна – Батюшке, родимому кланялась. Ласкал он любимую дочку теплыми лучами, да словами родительскими – на радость Маслёне. От счастья и тепла солнечного снежинки в сугробах начинали таять, да только не водой становились, оборачивались не капельками, а камушками драгоценными. Сверкали да переливались радужными цветами драгоценные батюшкины подарки.

А случалось, ветерок северный капризный подует - весточку о Метелице неся. Торопилась-поспешала Матушка к доченьке своей любимой! Голубила, да обнимала-прижимала к себе дочку родненькую, слова материнские ласковые на ушко ей шептала, косы серебром прихорашивала, да щечки румянила. А то и обновкой порадует - шубку белоснежную пушистую на плечи набросит: «Расти, родная, живи да люби родителям и роду человеческому на радость!» Скажет, а сама, да и взметнется снежной порошею туда, где её зимняя непогода дожидается.

Вот тут-то среди сугробов снежных и встретился Маслёне кудрявый красавец молодец - Февраль.
Не углядела его Маслёна, а то схоронилась бы. Изумился да удивился Февраль: «Как стройна да красива эта северная Дива!» А чем больше глядел на неё добрый молодец, тем чаще сердце его колотилось, а душа добротой наполнялась. И думалось так ему: «Коли позову эту девицу к людям - она их улыбкой доброй согреет. Повеселеют тогда люди, весну дожидаясь." Недолго думая, пригласил Февраль Маслёну в гости.
Согласилась Маслёна, будто ожидала этого! Людям же такое условие поставила: зимней Метелице спасибо говорить, Солнцу кланяться, да про неё саму не забывать. На том они и порешили…
Явилась Маслёна к людям, только не в облике девицы-красавицы, а в образе бабы деревенской – краснощёкой, дородной. Нарядна так, что глаз не отвесть! Сама же весела да смешлива, задорная да щедрая.

Обрадовался народ деревенский: «Ай-да, веселиться!»

 Целую неделю люди с Маслёной гуляли, вкусно ели да песни пели, играли да женихов-невест приглядывали. И так весело им было, что не заметили, как Зима в дорогу засобиралась, а дверь Весна постучалась.

…С тех пор давних так и повелось - Февраль Маслёну встречает, да и к людям провожает. А в память о том завели обычай - целую неделю веселья да гуляний Масленицей назвали. Обещание, данное Маслёне - выполняли: блины пекли - Солнцу кланялись. Блин круглый да золотистый – Солнцу благодарность, а вкусом масляным – о доброй и весёлой Маслёне память. Заканчивали праздничную неделю «Проводами зимы» да «Прощенным воскресеньем». Зиме и Метелице народ «спасибо» говорил, прощенья просил. Масленицу провожали до следующего года!

Так оно было. Так есть. Так и дальше будет! Вот такая она – Масленица.

Русская народная сказка: "Соломенная Масленица"

Соломенная Масленица     Жили – были старик и старуха. Понравилось им на Масленой неделе гулять да веселиться, пирогами и блинами объедаться, лакомиться. Не хочется поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку-другую попировать.

Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплел. Старуха ее в рогожку обрядила, заплела косу длинную, трёхаршинную, платок на голову повязала. Масленица получилась – тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза — что плашки, нос картошкой. Радуются старик и старуха – гуляй теперь и веселись хоть до Духа.

Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит:

- Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь блинок!

А старуха:

- Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок.

Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги.  Испугались старик и старуха: старик в погреб залез, а старуха в клеть спряталась.

Ходит Масленица – пожируха, пустое брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит: в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела.

Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит.  Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню:

Ай, Масленица – Обманщица.
До поста довела, сама удрала.

Блины. Т.Д. Нуждина

Круглый румяный блин похож на солнце. Так думали и наши далекие предки – древние славяне.

Весной, после длинных зимних ночей, солнце все дольше оставалось на небе, согревало и веселило. Древние славяне радовались наступающему теплу и пекли угощение богу Яриле – яркому доброму солнышку. Они верили, что щедрый Ярила вновь пошлет им обильный урожай. Осенью они соберут зерна, размелют их мелко и опять всю зимнюю долгую пору будут есть кашу и хлеб.

А весной из остатков муки испекут горячие, красные, как солнце, блины и вновь выйдут на улицу угощать Ярилу и просить у него доброго урожая.

В старину блины называли «млины» – «испеченные из мелкого, размолотого зерна».

И сейчас существует обычай печь блины весной, на Масленицу. Как в древности в праздник Ярилы, весну встречают, зиму провожают. Название Масленицы тоже от блинов пошло – блины щедро маслом политы, масленые, поэтому Масленица.

Праздник продолжался целую неделю. Все ходили друг к другу в гости и угощались блинами.

Хороши блины не только в Масленицу. Тонкие, поджаристые, со сметаной и вареньем – что может быть вкуснее горячих блинов, испеченных мамой или бабушкой в воскресенье, когда вся семья дома и никто никуда не торопится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в младшей группе "Масленица 2018"

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находя...

Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Масленица широкая»

Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Масленица широкая».Подготовил воспитатель старшей группы, МБДОУ "Детский сад №411" г. Нижний Новгород, Закуткина Анастасия Ев...

Проект в младшей группе "Масленица широкая"

Имея богатейшие традиции в проведении праздника Масленицы, в котором переплелись народные и корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравствен...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Масленица широкая»

Комитет по образованию Администрации города ПодольскаМуниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад№58...

Краткосрочный проект в старшей группе на тему"Масленица".

Краткосрочный проект на тему "Масленица".Подготовила воспитатель МКДОУ Жажлевский детский сад Дмитриева Ольга Борисовна.Продолжительность проекта- краткосрочный( 2 недели).Вид проекта: по це...

Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица широкая».

Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых лю...