Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНОГО ЭКОЛОГА»
рабочая программа (старшая группа)

Жеребятьева Юлия Владимировна

Современная ситуация в стране предъявляет видеть, обращать внимание на разнообразие, уникальность, красоту природы, развивать познавательный интерес к природе, разгадывать ее тайны основной принцип программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._programma_ekolog.docx72.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» села Иогач

ПРИНЯТА

На заседании

педагогического совета

протокол № _____

от «___»_______ 2022____г.                  

УТВЕРЖДАЮ:

заведующая МДОУ

д/с «Берёзка» с.Иогач

_______/Н.Ю.Кащеева/

Приказ № _____

от «___» ____2022___г.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ЛАБОРАТОРИЯ ЮНОГО ЭКОЛОГА»

для детей 5-6 лет

 Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Жеребятьева Юлия Владимировна

Иогач

2022г.

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1. Пояснительная записка

Направленность программы – социально-педагогическая. Как одно из дополнительных направлений программы по развивающим играм, что обеспечивает дополнительную образовательную деятельность за рамками основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ д/с «Березка с. Иогач по познавательному развитию детей с 5 до 6 лет.

Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно правовой базы:

  • Конституция РФ
  • Федеральный закон « Об образовании в РФ № 273-Ф3от29.12.1012
  • Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования от 17.10.2013г.№1155

  • СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности

по общеобразовательным дополнительным образовательным

     программам дошкольного образования от 30.08.2013г.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об

образовании», является первой ступенью в системе непрерывного

образования, что предъявляет повышенные требования к качеству

образования в ДОУ.

 Образовательная программа является нормативным документом,

регламентирующим процесс перевода ДОУ из фактического состояния

на качественно новый уровень развития.

Актуальность

На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить своё отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу своего воздействия на многочисленные природные связи. Наиболее эффективно можно заложить основы экологического мышления в детстве.

Современная ситуация в стране предъявляет видеть, обращать внимание на разнообразие, уникальность, красоту природы, развивать познавательный интерес к природе, разгадывать ее тайны основной принцип программы. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Отличительные особенности программы

В основе методики преподавания программы «Лаборатория юного эколога» лежит системно - деятельностный подход, одна из особенностей которого заключается в том, что новые знания не даются детям в готовом виде, они «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской и практической деятельности на занятиях под руководством воспитателя. Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности детей, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

       Важное место уделяется экскурсиям, практической деятельности, игровой занимательной форме, различные акции природоохранного характера, посадка цветников, подкормка птиц.

Занятия могут проводиться не только в группе, но и на улице, в лесу, музее и т. д. Также предусмотрены практические и лабораторные работы с использованием лабораторного комплекса для учебной и проектной деятельности.

 Используются презентации, фильмы и видеоролики, которые являются современным наглядным материалом.

Цель: организация и проведение исследовательской деятельности для формирования экологической культуры подрастающего поколения, как основы ответственного отношения к окружающему миру

Задачи:

Обучающие:

- Обогащение словарного запаса.

- Расширение и уточнении знаний ребенка об окружающем мире,

- Обучение повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей.

- Элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

Развивающие:

- Развивать у детей навыки общения с живой природой, исследовательской деятельности посредством фенологических наблюдений в природе, учебно-исследовательской деятельности и практической работы.

- Развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего

мира и бережно относиться к ней.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе и всему окружающему миру через экологические игры, викторины, экскурсии, просмотры фильмов о природе, а также мотивацию к трудолюбию, активности, самостоятельности, коллективизму.

Новизна программы 

Новизна программы заключается в практической направленности деятельности обучающихся. Участие детей в охране природы позволяет формировать у них не только прочные и глубокие знания в изучении экологии, но и стремление к активной деятельности в природе. Часто именно в такой работе у ребят закладываются основы профессиональных умений и навыков.   Исследования природной среды в настоящее время заслуживает особого внимания. Участие детей в исследовании природной среды поднимает природоохранительную работу, на качественно более высокий уровень.

Адресат программы

В кружок «Лаборатория юного эколога» дети принимается по желанию 5-6 лет. Состав группы 16 детей. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с детьми дошкольного возраста. Широкое привлечение игровых элементов повышают обучающую, развивающую и воспитывающую роль занятий по программе.

Объем и срок реализации  

Программа рассчитана на 1 год обучения детей 5 – 6 лет. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на протяжении учебного года.

Всего предусмотрено программой проведение 29 занятий. Срок реализации программы – 8 месяцев.

Вид деятельности

Количество учебных месяцев

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Длительность занятий

1

Диагностика

( третья и четвертая  неделя сентября, третья и четвертая

 неделя мая)

2

Образовательная деятельность

         

8

1

4

29

25 м. вторая пол.

дня

Формы обучения: очная, поскольку специфика работы детского сада предполагает пребывание ребенка в детском саду в течение дня. А также обучение  по дополнительной программе предполагает групповую, подгрупповую и индивидуальную формы.

Индивидуальная работа заключается в индивидуальном подходе к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Работа направлена на укрепление взаимоотношений между ребенком через выполнение совместных заданий, закрепление полученных знаний в рамках программы.

Групповая и подгрупповая работа. В условиях дошкольного образовательного учреждения комплектация групп зависит от многих факторов, но поскольку одной из задач данной программы является, создание благоприятной атмосферы и условий, а также максимального взаимодействия в группе, то возможны деления детей на подгруппы. Поэтому количество детей в группе может быть до 30 человек, что соответствует максимальной наполняемости в группе, а в подгруппе до 15 детей.

Особенности организации образовательного процесса 

При организации образовательной деятельности учтены следующие принципы:

  -принцип систематичности и последовательности;

  - принцип доступности;

  - принцип наглядности обучения;

  - принцип интегрированного подхода;

  - принцип индивидуального, личностно-ориентированного подхода;

  - принцип гуманизма;

  - принцип комплексности;

  -принцип интеграции образовательных областей.

Условия набора и формирование групп:

Набор в группу производиться по письменному заявлению родителей и желанию ребенка.

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся в соответствии с возрастными нормами, предусмотренными СанПин для детей 5-6 лет – по 25 минут.

Материально-техническое обеспечение:

1. Методическая литература с иллюстративным материалом.

2. Наглядные пособия.

5. Материалы для работы с экспериментальной деятельности.

6. Дидактические игры и пособия: настольные игры, сюжетные игры.

7. Экологический уголок в группе (растения экологического уголка, оборудование по уходу за комнатными растениями).

8. Уголок экспериментирования (в группе);

9. Эколого-краеведческий центр (растения уголка природы, оборудование по уходу за растениями);

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Этапы реализации программы

 1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы.

 2. Отбор содержания, разработка перспективного плана.

 3. Реализация содержания.

 4. Рефлексия.

5. Презентация опыта работы.

Состав группы – постоянный. 

Режим занятий. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на протяжении учебного года. Периодичность – один раз в неделю каждую среду в 16.30.мин. Всего занятий в год 29.

 Продолжительность занятий – 25 минут.

 1.2 Содержание программы

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации контроля

Всего

Теория

Практика

1

2

Вводное занятие: «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой

природе.

Первые шаги по тропинке открытий.

1

1

1

0.5

1

0.5

Игровая

Экспериментальная деятельность

Лабораторная работа,

Правила поведения на природе

Входной

3

«Наш дом – природа»

«Как вести себя в природе»

1

0.5

0.5

Экскурсия по экологической

тропе.

Входной

4

Предметы различные, сделанные человеком; объекты природы (живой и неживой)

1

0.5

0.5

Беседа с игровыми элементами.

Текущий

5

 «Вода вокруг нас» (вода в

природе, водоемы, осадки)

«Эта волшебница вода»

(разнообразное состояние

воды в природе: лед, пар,

вода)

1

0.5

0.5

Беседа с игровыми элементами.

Текущий

6

«Воздух вокруг нас,

свойства воздуха».

«Чистый и загрязнённый

Воздух».

1

0.5

0.5

Опытно-

экспериментальная

деятельность.

Текущий

7

«Солнечная система.

Солнце – источник света и

тепла»

1

-

1

Наблюдать за изменением

длины дня, связывать их с

положением солнца на небе.

Текущий

8

12

Роль света в жизни

растений, животных,

человека.

Сезонные изменения в

природе.

1

0.5

0.5

Беседа в живом

уголке комнаты

практические

занятия в уголке

экспериментирования.

Текущий

9

«От динозавров до человека».

1

0.5

0.5

Моделирование динозавра

Текущий

10

«Космос. Вселенная.

Звёзды».

1

0.5

0.5

Беседа с использованием ИКТ

Текущий

11

Почва – верхний слой земли – «Живая земля»

1

0.5

0.5

Практическое

занятие, чтение.

Текущий

12

«Обитатели почвы.--- Значение        почвы для жизни растений,

животных, человека».

1

0.5

0.5

Практическая работа

Текущий

13

«Песок и глина».

« Камни»

1

-

1

Лабораторная работа

Текущий

14

«Разнообразие видов

Растений»

«Травы. Какие

они?»

1

0.5

0.5

Беседа с игровыми элементами.

Практическая работа

Текущий

15

«Развитие растений».

Влияние света, тепла и воды

на жизнь растений.

1

-

1

Экспериментальное

занятие

Текущий

16

«Комнатные растения»

«Понятие о дикорастущих и

культурных растениях.

1

-

1

Беседа по

вопросам и

иллюстрациям.

Использование ИКТ

Текущий

17

Лекарственные и ядовитые

Растения».

Игра –

путешествие в

страну «Полезных

и вредных

растений»

Текущий

18

«Охрана растений.

Красная книга природы»

1

-

1

Знакомство с красной книгой Рисунки охраняемых

Растений.

Промежуточный

19

«Дикие и домашние

Животные».

1

-

1

Рассматривание

иллюстраций

животных,

беседа по содержанию. ИКТ.

Текущий

20

Экскурсия на ферму

1

-

1

Экскурсия

Промежуточный

21

Экскурсия в «Зоопарк»

Экскурсия

Промежуточный

22

«Рыбы». «Земноводные». «Пресмыкающиеся».

1

-

1

Рассматривание

иллюстраций

рыб, земноводных, присмыкающих

разных широт,

беседа по содержанию. ИКТ.

Текущий

23

«Насекомые». «Птицы».

1

-

1

Экскурсия по

территории детского

сада. Наблюдения за

насекомыми,

рассматривание

картин с изображением

насекомых

Текущий

24

«Животные разных

континентов. Красная книга

Природы».

11

1

-

1

Рассматривание

иллюстраций

животных

разных широт,

беседа по содержанию. ИКТ

Текущий

25

«Десять заповедей друзей

Природы»

Беседа

Дидактические игры

Промежуточный

26

«Лес - как пример

Сообщества».

1

05

0.5

Беседа с

Использованием ИКТ

Дидактические игры

Итоговый

27

Лес и человек.

Охрана леса.

1

-

1

Игровая программа.

Итоговый

28

«Нужны все на свете»

(Обобщение знаний)

1

-

1

Игровая программа.

Итоговый

29

Экологический вечер

развлечений:

«Земля наш общий дом»

1

-

1

Игровая программа.

Итоговый

1.3. Содержание учебного плана

Месяц

Тема занятия

Теория

Практика

Ожидаемый результат

Формы контроля

Октябрь

1

2

3

4

Вводное занятие.

«Что такое природа?» Понятие о живой и неживой

природе.

Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе.  Верно оценивать свои поступки и  поступки окружающих.

Работа с материалом из экспериментальной зоны (камни, песок, глина)

Дети должны научиться

различать по характерным признакам живую и неживую

природу.

Входной

Первые шаги по тропинке открытий.

Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе

Целевая прогулка по экологической тропинке Игра «Что ты сделал доброе для природы?» ТРИЗ «Что будет, если» Д/и «Кто больше» П/и «Раз, два, три- к дереву беги»

Дети должны научиться

 различать и отбирать предметы с природой, подвести к понятию «природа».

Текущий

«Наш дом – природа»

«Как вести себя в природе»

Формировать у детей

представление о том, что в

природе всё взаимосвязано,

создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе.

Экскурсия по экологической

тропе.

Размещение указателей     объектов экологической

тропы.

Дети должны научиться. верно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Текущий

«Предметы различные, сделанные человеком; объекты природы «(живой и неживой)

Учить различать объекты созданные природой и человеком.

Работа с предметами: различные, сделанные человеком; объекты природы (живой и неживой)

Дети должны научиться  различать объекты созданные природой и человеком..

Текущий

Ноябрь

1

2

3

4

«Вода вокруг нас» (вода в

природе, водоемы, осадки)

«Эта волшебница вода»

(разнообразное состояние

воды в природе: лед, пар,

вода)

Обобщить, уточнить знания

детей о воде: течёт, без цвета,

без запаха.

Работа с глобусом, картинками с

изображением различных

водоёмов.

Дети должны знать о значение воды в

нашей жизни, показать, где, в

каком виде существует вода в окружающей среде.

Текущий

«Солнечная система.

Солнце – источник света и

тепла»

Дать первоначальные

представления о строении

Солнечной системы.

Познакомить детей с

«небесным светилом» -

солнцем.

Работа с картой солнечной системы,

Глобусом, лампой для

освещения.

Дети должны научиться наблюдать за изменением

длины дня, связывать их с

положением солнца на небе.

Текущий

Роль света в жизни

растений, животных,

человека.

Сезонные изменения в

природе.

Учить понимать причины

сезонных изменений в

природе.

Познакомить детей с ролью

солнечного света в жизни

растительного и животного

мира.

Беседа в природном

уголке.

Экспериментирование: посадка светолюбивых, тенелюбивых растений

Дети должны понимать причины

сезонных изменений в

природе, роль

солнечного света в жизни

растительного и животного

мира.

 

Текущий

«От динозавров до человека».

Познакомить детей как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.

Моделирование: динозавр (лепка, рисунок).

Дети должны знать о экологической катастрофе, приведшей к исчезновению динозавров. Уметь моделировать динозавров.

Текущий

Декабрь

1

2

3

4

«Космос. Вселенная.

Звёзды».

Расширять

представления детей о

космосе, работе космонавтов,

подчеркнуть уникальность

планеты Земля.

Беседа с использованием ИКТ

Дети должны иметь представление о

космосе, работе космонавтов, видеть уникальность

планеты Земля.

Текущий

Почва – верхний слой земли – «Живая земля»

Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с

составом Земли – почвой.

Практическое

занятие, чтение.

Дети познакомятся с понятием «Живая земля». Познакомятся с

составом Земли – почвой.

Текущий

«Обитатели почвы. Значение        почвы для жизни растений,

животных, человека».

Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.

  Беседа о значении почвы для жизни растений, животных, человека.

Практическое

занятие

Дети должны научиться обыгрывать ситуацию «Как вытянуть репку».

Текущий

«Песок и глина».

« Камни»

Познакомить о

минералах: песок, глина.

Дать представление о том, что камни бывают разные.

  Практическое

занятие в уголке

экспериментирования.

Дети познакомятся с

минералами: песок, глина.

Получат представление о том, что камни бывают разные.

Текущий

Январь

1

2

«Разнообразие видов

Растений»

«Травы. Какие

они?»

Развивать интерес к разнообразию растений.

Формировать представления

детей о том, что у растений

есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений.

Беседа с игровыми элементами.

Практическая работа

Дети должны знать о том, что у растений

есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений.

.

Текущий

«Развитие растений».

Влияние света, тепла и воды на жизнь растений.

Формировать у детей

представления о том, что для растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва.

Экспериментальное

Занятие.

Дети должны научиться

посадки

черенков растений в разных

световых условиях.

Текущий

Февраль

1

2

3

4

«Комнатные растения»

«Понятие о дикорастущих и

культурных растениях.

Обобщить представления

детей о комнатных растениях,

об уходе за ними, закрепить

знания об основных

потребностях комнатных

растений.

Беседа по

вопросам и

иллюстрациям.

Использование ИКТ

Дети должны закрепить

знания об основных

потребностях комнатных

растений.

Текущий

«Лекарственные и ядовитые

Растения».

Познакомить детей с

разновидностями растений.

Учить различать их в

природе.

Игра –

путешествие в

страну «Полезных

и вредных

растений»

Дети должны научиться различать лекарственные растения от ядовитых.

Текущий

«Охрана растений.

Красная книга природы»

Познакомить детей с

охраняемыми растениями,

сформировать чувство

зелёного наряда планеты,

познакомить с различными

видами деятельности по

охране растений, вызвать

стремление к этой

деятельности.

Знакомство с красной книгой растений.

Рассматривание репродукций художников -

пейзажистов.

Дети должны знать растения красной книги, виды деятельности по

охране растений.

Промежуточный

«Дикие и домашние

Животные».

Познакомить детей с

разнообразными видами

животных .

Рассматривание

иллюстраций

животных,

беседа по содержанию. ИКТ. Д/И.

Дети должны знать признаки диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга.

Текущий

Март

1

2

3

4

Экскурсия на ферму

Продолжать знакомить детей с домашними животным.

Наблюдение, беседа о домашних животных.

Дети должны научиться ухаживать за домашними животными. Знать, чем их можно кормить.

Промежуточный

Экскурсия в «Зоопарк»

Продолжать знакомить детей с дикими животными.

Наблюдение, беседа о диких животных.

Дети должны научиться правилам поведения в зоопарке и как обращаться с дикими животными в природе и зоопарке.

Промежуточный

«Рыбы». «Земноводные». «Пресмыкающиеся».

Расширять знания детей о

разновидностях рыб

(аквариумные; пресноводные

– прудовые, речные; морские;

океанические).

Рассматривание

иллюстраций

рыб, земноводных, присмыкающих

разных широт,

беседа по содержанию. ИКТ. Д\И.

Дети должны научиться

Определять разновидности рыб по классам.

Текущий

«Насекомые». «Птицы».

Учить детей сравнивать

насекомых по способу

передвижения, определять их по издаваемым звукам и

правильно называть их.  Учить различать и

классифицировать птиц по

местам их обитания, по

повадкам,

Экскурсия по

территории детского

сада. Наблюдения за

насекомыми,

рассматривание

картин с изображением

насекомых. Д\И.

Дети должны научиться сравнивать

насекомых по способу

передвижения, определять их по издаваемым звукам и

правильно называть их, различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по

повадкам.

Текущий

Апрель

1

2

3

4

«Животные разных

континентов. Красная книга

Природы».

Научить детей осознавать

значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомить детей с Красной

книгой.

Рассматривание

иллюстраций

животных

разных широт,

беседа по содержанию. ИКТ. Д/И.

Дети должны осознать, что

исчезновение животных на

Земле приведет к гибели всей

природе, в том числе и

человека.

Промежуточный

«Десять заповедей друзей

Природы»

Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе.

Дорисовывание фигуры. Рассказ что нарисовал.

Дети должны научиться

понимать  значение правил поведения на природе и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы.

Текущий

«Лес - как пример

Сообщества».

Дать детям первоначальные

сведения о лесе. Учить

различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7

деревьев. Более подробно

познакомить детей с

обитателями леса нашей

местности.

Беседа с

Использованием ИКТ

Дидактические игры

Дети должны   знать заповеди правильного поведения людей в лесу.

Текущий

Май

1

2

3

Лес и человек.

Охрана леса.

Научить детей любоваться природой, понимать необходимость бережного

отношения к лесу, и

последствий экологически

неграмотного поведения.

Игровая программа.

Дети должны научиться навыкам экологического грамотного поведения во время

пребывания в лесу.

Итоговый

«Нужны все на свете»

(Обобщение знаний)

Обобщение знаний,

полученных в процессе

обучения по предыдущим

блокам.

Игровая программа.

Дети должны научиться

правилам экологического

грамотного поведения

человека в природе и в быту.

Итоговый

Экологический вечер

развлечений:

«Земля наш общий дом»

Обобщение знаний,

полученных в процессе

обучения по предыдущим

блокам.

Игровая программа.

Дети должны научиться

правилам экологического

грамотного поведения

человека в природе и в быту.

Итоговый

1.4 Планируемые результаты

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести

ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего

мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки

рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания

его в разных условиях.

- понимать ценность природных объектов.

- владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на участке детского сада, за домашними питомцами.

- освоить элементарные приемы исследовательской деятельности.

-  осознать необходимость сохранения окружающей среды.

Подведение итогов реализации программы

Осуществляется путем проведения творческих работ по замыслу, участие в выставках и изготовление фотоотчетов, игровые программы.  

Раздел №2 «Комплекс организационно - педагогических условий»

Календарный учебный график

Месяц

Количество занятий

Продолжительность 1 занятия

Объем учебной нагрузки в месяц

Октябрь

4

25 минут

1 ч. 40м

Ноябрь

4

25 минут

1 ч. 40м

Декабрь

4

25 минут

1 ч. 40м

Январь

2

25 минут

50 мин

Февраль

4

25 минут

1 ч. 40м

Март

4

25 минут

1 ч. 40м

Апрель

4

25 минут

1 ч. 40м

Май

3

25минут

1 ч. 15м

Всего в год:

29 занятия

12ч. 5мин.

 

2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое и информационное обеспечение программы.

  • настольно-печатные игры по экологии и окружающему миру;
  • мультипрезентации на темы природы и экологии;
  • плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, репродукции картин;
  • обучающие фильмы;
  • произведения художественно-литературного творчества;
  • лабораторный материал и технология проведения опытов, экспериментов;
  • дидактические игры;
  • инвентарь по уходу за растениями;
  • природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы
  • уголок природы.

2.2. Формы аттестации

        Аттестация детей по общеобразовательной общеразвивающейся дополнительной программе проводится в течение учебного года:

  • вводная аттестация (первичная диагностика) – сентябрь-октябрь,
  • текущая аттестация – в соответствие с дополнительной общеразвивающей программой,
  • промежуточная (итоговая) – апрель-май.

 Для определения результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предусмотрена педагогическая диагностика, Результаты педагогической диагностики могут быть представлены в виде диагностической карты.

Другими формами отслеживания образовательных результатов могут быть:

-дидактические игры и упражнения, досуг или развлечение;

-открытая НОД;

 -продукт творческой деятельности (рисунок, поделка);

  -выставка творческих работ;

 -презентация опыта работы.

2.3. Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

  • называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
  • правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести

ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего

мира;

  • владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки

рационального природопользования;

  • знать условия существования живого организма и зависимости пребывания

его в разных условиях.

  • понимать ценность природных объектов.

2.4. Методы и приемы

Методы проведения: рассматривание картин, труд в природе, коллективный труд, индивидуальные поручения.

Наглядные: наблюдения, кратковременные и длительные, определение предмета

по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.

Практические: игра, эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные), игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.

Словесные: рассказывание, беседа, чтение.

Формы проведения:  игра – путешествие, занятия в игровой форме, экскурсии в природу, досуги, экспериментальная деятельность.

Педагогические технологии:                                                          

- технология индивидуализации обучения,

-технология группового обучения,

-технология коллективного взаимообучения,

 -технология программированного обучения,

-технология модульного обучения,

 -технология дифференцированного обучения,

-технология развивающего обучения,

-технология проблемного обучения,

-технология игровой деятельности,

-технология коллективной творческой деятельности,

Список литературы:

1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.

2.  Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

3. О.В. Дыбина,  Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.

4 .А.И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005.

5. Л.П. Молодова  «Экологические праздники для детей», Минск 2001.

6. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.

7. С.Н.Николаева«Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.

8. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.

9. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.

10. Т.А Шорыгина«Зелёные Сказки»,Москва 2005.

11. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.

12.  Т.А. Шорыгина  «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.

13. Т.А.  Шорыгина  «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г

14.  Т.А. Шорыгина  «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г

15. Энциклопедия животных. – Москва: ЭКСМО, 2007.

16. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – Москва: Просвещение, 1989.

17. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – Москва: РОСМЕН, 1998.

18. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – Москва: Педагогика-Пресс, 1993.

19. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – Москва: ООО Издательство «Астрель»,2000.

Раздел № 3. Оценочные методические материалы

Диагностика программы «Лаборатория юного эколога»

Для детей 5-6 лет

Диагностика проводится 2 раза в год, используются методы: наблюдение, беседа, анализ, оценка.

3.1 Мониторинг творческих способностей

        

ФИ ребенка

Сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

Знает взаимосвязь в природе,  бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

 Умеет экспериментировать, анализировать и делать выводы. 

Знает условия существования живого организма и зависимости пребывания

его в разных условиях.

ИТОГ

Н.

Г.

К.

Г.

Н.

Г

К.

Г.

Н.

Г

К.

Г.

Н.

Г             

К.

Г.                     

Н.

Г

К.

Г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ФИ ребенка

Владеет навыками экологически безопасного поведения в природе

Развито осознанное  отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни

Понимает ценность природных объектов

владеет и самостоятельно реализовывает элементарные навыки

рационального природопользования

ИТОГ

Н.

Г.

К.

Г.

Н.

Г

К.

Г.

Н.

Г

К.

Г.

Н.

Г             

К.

Г.                     

Н.

Г

К.

Г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  • Высокий уровень – полностью владеет материалом и понимает его, умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, умеет самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать выводы, самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, литературу.
  • Средний уровень – усваивает основное содержание учебного материала, имеет пробелы в его усвоении, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  • Низкий уровень – не смог усвоить основное содержание материала, не знает и не понимает значительную или основную его часть, затрудняется при ответах на стандартные вопросы.

Раздел 1 Введение в программу всего 2 час Теория 0.5

 «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе.

Теория 0.5 Знакомство с понятием «природа», «экология» с понятиями живая неживая природа.

Практика 0.5 Игровая, экспериментальная деятельность.

Раздел 2 «Я и природа» 14 часов Теория 7 Практика 7

  1. «Первые шаги по тропинке открытий»;
  2.  «Как вести себя в природе».

Правила поведения на природе, связь человека и природы.

Игровая, экспериментальная деятельность, лабораторная работа, экскурсия по экологической тропе.

  1.  «Вода вокруг нас»;
  2. «Эта волшебница вода»;

        «Воздух вокруг нас, свойства воздуха»;

  1.  «По заповедным местам природы Республики Алтай»;

  1. «Солнечная система», «Солнце – источник света и тепла»;
  2. «Роль света в жизни растений, животных, человека»;
  3. «Сезонные изменения в природе;
  4. «Изменения в природе»;
  5. «Сохранение чистоты воды и воздуха;
  6. «Снежинки, Лед»;
  7. «Сохраним природу Алтая».

Раздел 3 «Чудеса природы» 14 часов Теория 7 Практика 7

  1. «От динозавров до человека»;
  2. «Мы палеонтологи»;
  3. «Космос. Вселенная Звёзды»;
  4. «Почва – верхний слой земли – «Живая земля»;
  5. «Вулканы»;
  6. «Обитатели почвы»;
  7. «Значение почвы для жизни растений, животных, человека»;
  8. «Песок и глина»;
  9. «Камни»;
  10.  «Влияние света, тепла и воды на жизнь растений»;
  11. «Облака. Радуга. Дождь»;
  12. «Юные метеорологи»;
  13. «Растения-барометры»;
  14. Викторина «Чудеса природы»;
  15. «Энергия вокруг нас»
  16. «Маленькие батарейки-большая опасность для нас и природы»

Раздел 3 «Мир животных насекомых и птиц» 18 часов Теория 9 Практика 9

  1. «Дикие животные»;
  2.  «Домашние животные»;
  3. «Экскурсия на ферму»;
  4. «Экскурсия в «Зоопарк»;
  5. «Рыбы»;
  6. «Лаборатория ихтиолога»;
  7. «Земноводные»;
  8. «Пресмыкающиеся»;
  9. «Муравьи – друзья леса, санитары леса»;
  10. «Насекомые и их роль в природе»;
  11. «Животные разных континентов»;
  12.  Внешний вид животных;
  13. «Травоядные и хищники»;
  14. Красная книга животные Республике Алтай»;
  15. «Охрана животных»;
  16. «Кто такие птицы»;
  17.  «Птицы, разнообразие птиц Алтая»;
  18. «По следам животных и птиц».

Раздел 3 «Мир растений и цветов»15 часов Теория 7 Практика 8

  1. «Разнообразие видов растений»;
  2.  «Развитие растений»;
  3. «Деревья, кустарники»;
  4.  «Травы. Какие они?»;
  5. «Развитие растений»;
  6. «Комнатные растения»;
  7. «Цветы леса»;
  8. «Понятие о дикорастущих и культурных растениях;
  9. «Лекарственные и ядовитые растения»;
  10. «Охрана растений»;
  11. «Растения – необходимое условие здоровья человека»;
  12. «Красная книга растений Республике Алтай»;
  13. «Сортируем мусор – бережем природу!»;
  14. «Что такое лес?  Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов»;
  15. Экскурсия: «Экология нашего леса»;

Раздел 4 «Полезный уроки» 6 часов Теория 3 Практика 3

  1. «Десять заповедей друзей природы»;
  2. «Лес - как пример сообщества»;
  3. «Лес и человек»;
  4. «Охрана леса»;
  5. «Нужны все на свете» (Обобщение знаний);
  6. «Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка социально – педагогической направленности "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"

laquo;Юный эколог» — это рабочая программа, которая имеет эколого-биологическую направленность. Она составлена в соответствии с требованиями нормативных документов:Федеральный закон от 29...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЛАБОРАТОРИЯ НАУЧНЫХ ЗАБАВ»

Направленность дополнительной образовательной программы научно-познавательная. Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в осн...

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММАестественнонаучной направленности«Юный эколог»Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года...

Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих у...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Экология для дошкольников"

Программа "Экология для дошкольников" направлена на формирование основ экологической культуры обучающихся: доброжелательного и ответственного отношения к живой и неживой природе, готовности ...